7 простых советов, которые помогут выбрать вуз и специальность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «7 простых советов, которые помогут выбрать вуз и специальность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Успех в будущей профессии напрямую зависит от способностей и предпочтений абитуриента. Именно поэтому начинать выбор специальности следует с определения интересующей выпускника сферы трудовой деятельности. Для этого сегодня существует большое количество возможностей: начиная от психологических тестов и заканчивая непосредственным посещением вузов и будущих работодателей в рамках профориентационной работы учреждений образования.

Стоит ли учиться в филиале

Немного отойдем от проблемы выбора профессии и поговорим о том, где лучше учиться. Многие институты позволяют поступить и 1-2 года отучиться в филиале, расположенном в небольшом городе. Скорее всего выбрав обучение в своем городе Вы отучитесь в нем столько, сколько необходимо, но потом придется переезжать в большой город, в котором расположен центральный филиал института. И это может стать настоящим шоком для Вас. Вот некоторые из недостатков, которые будут сопровождать Ваш переезд:

  • Отсутствие контроля со стороны родителей. Можно смеяться и говорить, что это наоборот преимущество, но в плане обучения — это вряд ли преимущество, поскольку Вы привыкли к контролю, а теперь контролировать Вас будет некому.
  • Жизнь в общежитии. Может быть весело, но может быть, что Вас поселят в комнату с людьми, с которыми Вы не сможете найти общий язык.
  • Множество различного рода развлечений – клубы, кафе, кинотеатры и т.д. Всё это может быть очень интересно для Вас, но не забывайте, что скоро сессия. Даже если семестр только начался, то сессия всё равно скоро.
  • Высокий уровень требований у преподавателей, что для Вас может быть непривычно.
  • Новый коллектив и новые преподаватели, которых не знаете Вы и они на знают Вас. Ничего хорошего в этом нет, поскольку те, кто учились в центральном филиале с первого курса уже могут знать часть преподавателей что будет их преимуществом.

Куда лучше не поступать?

Нередко бывают случаи, когда программа обучения по названию и специфике подготовки кадров не соответствует специальности и наоборот. Таким образом многие ВУЗы пытаются повысить собственный доход. Они намеренно создают больше профилей образования, не уделяя внимания набору профессиональных дисциплин и практическому курсу.

Для примера можно взять условный юридический институт, на базе которого открыты такие профили, как «Менеджмент», «Дизайн» и «Информационное технологии». Не могут ВУЗы качественно готовить специалистов по непрофильным программам, потому что у них попросту не будет подходящего профессионального штата преподавателей. Такая стратегия развития опасна для студентов, но очень выгодна для коммерческого потенциала образовательного учреждения.

Творческие профессии, которые можно освоить в 2023 году

В ближайшем будущем эксперты прогнозируют спрос на людей, способных генерировать идеи и решать нестандартные задачи. Но тем, кто обладает творческими способностями, определиться, на кого пойти учиться в 2023 году также непросто.

Разброс профессий, где можно проявить свои таланты, достаточно велик. Назовем только некоторые из них:

  • Арт-менеджер

Специалисты, работающие на стыке искусства и бизнеса. Их задача – разрабатывать и продвигать проекты, рассчитывать их бюджеты, устанавливать коммуникации с участниками.

В сферу их компетенций входят не только глубокие познания в области искусства, но и понимание коммерческой, технической и юридической стороны вопроса.

  • Создатель подкастов

На сегодняшний день подкасты являются одним из самых распространенных медиа-трендов. Необходимо научиться создавать их так, чтобы записанное вами аудио не просто заинтересовало интернет-пользователей, но и стало источником стабильного дохода. Эти специалисты должны иметь хорошую техническую подготовку: записывать и монтировать аудиофайлы, создавать и обрабатывать их обложки, писать джинглы и т.д.

Профессии после 11 класса для девушек

Мы ни в коем случае не ограничиваем диапазон возможностей для «слабого» пола и уверены, что девушки могут преуспеть в любых специальностях.
Но приводим список из 7 профессий, которые чаще выбирают женщины, и путь к которым лежит через 11 классов и вуз.

1. Врач. Под этим общим названием мы подразумеваем сразу многие медицинские профессии. Девушки преуспевают в гинекологии, стоматологии, анестезиологии, педиатрии, фармацевтике и других. Получив медицинское образование, девушка сможет построить карьеру и стать главврачом или министром здравоохранения. Она может заниматься исследованиями или открыть свою клинику. Сейчас медики востребованы как никогда, их встречает почет и уважение. Правда, и риски в профессии велики, мы это теперь знаем.
Коды специальностей в вузе: от 30.00.00 до 36.00.00
✔ Диапазон зарплат в 2022 году: 50 000 — 260 000 руб.

Читайте также:  Можно ли без прописки жить в другом городе?

Рейтинг высокооплачиваемых отраслей по данным Росстата

Отрасль Средняя зарплата в отрасли
Финансы и страхование 69400 руб
Добыча полезных ископаемых 67500 руб
Рыболовство 65345 руб
IT и связь 59600 руб
Исследования и наука 58400 руб
Профессионалы в технических отраслях 57100 руб
Химический сектор 54100 руб
Ремонт и монтаж оборудования 48600 руб
Строительный сектор 47300 руб
Производство металлических изделий 44700 руб

Процедура получения высшего образования

Независимо от того, какое высшее образование вы решили получить, сама процедура его получения похожа в разных странах. С тех пока, как Россия и другие страны СНГ присоединились к Болонскому процессу, система обучения в вузах стала приближенной к образовательным системам европейских стран.

Вам нужно выбрать, в какой форме получать высшее образование:

  • очной,
  • заочной,
  • очно-заочной,
  • дистанционной.

Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, но очевидно, что очное образование всегда лучше, ведь общение с преподавателями происходит вживую. Немаловажен и тот факт, что студенты-очники погружаются в особую субкультуру, обретают собственный круг общения.

С другой стороны, заочные и дистанционные формы обучения помогают экономить время и, в некоторых случаях, деньги, позволяя обучаться из дома.

Важно!

В российских вузах заочное и дистанционное платное обучение всегда значительно дешевле очного. В Германии ситуация прямо противоположная: очно можно учиться бесплатно, а дистанционно — платно. Для студентов из СНГ важен и тот факт, что очное обучение в вузе дает право на проживание и работу в Германии, а также на продление учебной визы на 1,5 года по окончании вуза специально, чтобы выпускник мог найти работу. Дистанционная учеба в немецких вузах таких привилегий не обеспечивает.

Процедура поступления для разных стран различна.

В СНГ в вузы поступают по результатам государственных экзаменов. Те, кто проходит по конкурсу, могут рассчитывать на получение бесплатного высшего образования.

В Германии бесплатно учатся в вузах на очной форме все, в том числе, студенты из-за рубежа. Конкурсный отбор осуществляется на основании среднего балла школьного аттестата (или оценок, полученных в подготовительном колледже), также необходимо предоставить международный сертификат о знании языка, на котором планируется обучение (немецкий или английский).

Сам процесс обучения тоже имеет отличия. Для немецких вузов характерны:

  • «академическая свобода» и гибкое расписание;
  • большое количество практики, начиная с первого курса.

Если не удалось поступить на бюджет, но желание учиться не пропало, можно воспользоваться платными образовательными программами.

Их преимущества:

  1. Поступить легче, так как требования для контрактников обычно ниже в государственных вузах.
  2. Университету выгоден, а студенту необходим данный вид сотрудничества, поэтому преподаватели более лояльно смотрят на тех, кто не успевает по всем предметам.
  3. Можно поступить в самый престижный вуз. В некоторых существует система поощрений – если студенты справляются с обучением, им снижают стоимость за семестр. Такую заинтересованность воспитывает, к примеру, Высшая школа экономики в Москве.

Пошаговый план выбора

Для принятия окончательного решения в плане будущей специализации можно использовать простой алгоритм:

  • Обозначить профессиональные критерии.

Выделяют 5 групп факторов:

  1. Экономические – изучить перечень востребованных высокооплачиваемых специальностей;
  2. Содержательные – ознакомиться с описанием профессии, должностными обязанностями специалиста, преимуществами и недостатками работы;
  3. Личностные – оценить способности и предпочтения к определенному виду деятельности;
  4. Медицинские – узнать о критериях профпригодности и списке противопоказаний для обучения по конкретному направлению;
  5. Образовательный – правила зачисления, возможность поступления после 9-го и после 11-го класса.

Критерии носят обобщенный характер, но позволяют быстро выявить наиболее подходящие сферы деятельности.

  • Оценить желаемые профессии по каждому параметру.
  • Сравнить полученные результаты, выделить плюсы и минусы каждой специальности.
  • Составить список из 3 – 4 направлений, по уровню предпочтительности.
  • Обсудить полученные результаты с родителями, школьными психологами, учителями или представителями профессии.
  • Определить перечень учебных заведений для подачи документов.

В принципе, общий настрой молодежи совпадает с интересами государства, что говорит о необходимости развития системы образования, и в частности — высшей школы.

Исследования факторов, влияющих на выбор ВУЗа, показывают не только то, что количество молодых людей, желающих получить диплом государственного образца, стабильно возрастает, но и то, что выпускники школ сегодня демонстрирую высокий уровень информированности о перспективах и возможностях высшего образования.

Читайте также:  Минтруд предупредил о повышении максимальных сумм декретных пособий в 2023 году

В ходе опросов, абитуриенты отвечали также на вопросы, связанные с финансовыми возможностями для оплаты обучения:

  • 6,5% выпускников школ рассматривают государственные ВУЗы, как единственную возможность получить высшее образование, причем 90% хотели бы обучаться бесплатно.
  • 5% обращает внимание на размеры оплаты за обучение.

Также замечен неуклонно возрастающий спрос на получение высшего образования высокого качества. Одновременно с этим значительное количество респондентов связывают престижность ВУЗа с возможностью получения государственного диплома и дальнейшим гарантированным трудоустройством.

Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).

Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.

Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.

Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.

Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.

Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.

Изучение отзывов об институте

Не менее важно ознакомиться не только с официальной информацией о вузе, но и с отзывами об образовательной организации, размещенными на профильных форумах.

Следует обратить внимание на следующие позиции.

  • Изучение иностранных языков. Поинтересуйтесь, какие языки изучают в выбранном вузе, в частности, сколько времени уделяется английскому языку, как студенты отзываются о преподавателях.
  • Прохождение практики. Следует узнать, как институт организует практику, где она проходит, предусмотрена ли стажировка, в том числе международная.
  • Трудоустройство. Осведомитесь, в каких компаниях работают выпускники выбранного вами института, а также предусмотрен ли при нем центр трудоустройства.

Выделите наиболее важные критерии красным цветом, менее важные — желтым, и те, на которые вы обращаете меньше всего внимания — зеленым.

Теперь оцените полученные данные от 1 до 5. Например, если в одном университете студенты могут проходить стажировки в других странах и учат иностранные языки, а в другом таких программ нет, то первому университету по критерию «Возможность обучения за границей» можно поставить максимальный балл (5), а второму — минимальный (1).

В зависимости от категории умножьте полученный результат на коэффициент — на 2, если это красная категория, на 1.5, если желтая и на 1, если зеленая. Сложите баллы вуза по всем критериям, сравните с результатом других, выберите лучший вариант. Желательно, чтобы их было несколько.

При выборе профессии необходимо обратить внимание на 2 основных нюанса — личностные качества и профпригодность. Одного желания работать в определенной сфере труда мало. Важно обладать определенным потенциалом. Перед тем как определиться с конкретным выбором, следует разобраться, какие бывают специальности.

  1. Технические.
    Техническое направление трудоустройства связано с использованием знаний, полученных в ходе изучения точных наук — математики, химии, физики, информатики. Профессии такого рода характеризуются постоянным развитием. Это связано с регулярным появлением новых технологий. В качестве инструментальной базы в данном случае выступают различные графики, расчеты и схемы.
  2. Педагогические.
    Специальности такого типа подразумевают постоянный контакт с людьми, в большинстве случаев таковыми являются дети. Учителя, преподаватели ВУЗов, няни, репетиторы, воспитатели — все эти профессии требуют наличия педагогического образования.
  3. Лингвистические.
    Иногда профессии этого вида сравнивают с творческими. Это обусловлено тем, что зачастую специальности такого типа предпочитают выбирать люди, склонные к творчеству. Журналисты, писатели, копирайтеры, филологи, редакторы — их список достаточно велик.
  4. Экономические.
    Как и в случае с техническими специальностями, экономические — требуют точности и определенности. Следует учесть — экономика подразумевает собой не только расчеты и вычисления. Помимо этого данная отрасль предполагает разработку соответствующих прогнозов и анализов.
  5. Военные.
    Представители специальностей военного плана не работают, а занимаются несением государственной службы. Для того чтобы в будущем добиться значительных достижений в этой сфере, рекомендуется приступить к получению образования еще в детстве. С этой целью в некоторых школах созданы специальные кадетские классы. В крупных городах есть гимназии, в которых детей обучают военному делу еще до поступления в ВУЗ.
  6. Медицинские.
    Медицина — одна из самых ответственных направлений трудовой деятельности. В ней должна присутствовать точность и конкретика. Специалисты, работающие в данной сфере, должны владеть химией и биологией. Некоторые профессии подразумевают знание физики и инженерных технологий.
  7. Творческие.
    Предрасположенность к таким специальностям должна присутствовать с детства. Музыканты, художники, актеры — это лишь малая часть профессий, входящих в данную группу.
  8. Юридические.
    Первое, с чем ассоциируются специальности этого вида — правосудие. За помощью к юристам, адвокатам и нотариусам обращаются как физические, так и юридические лица. Масштабы этой деятельности практически не имеют ограничений.

Причина № 2: доступное обучение и льготы

Колледжи принимают учеников 9 и 11-х классов. ОГЭ и ЕГЭ не нужны — просто принесите справку об окончании школы. Если претендуете на бюджетное место, учтите, что на многих специальностях есть проходной балл. В среднем — 4,5.

Если хотите получить дизайнерское или инженерное образование, колледж может попросить пройти внутренний экзамен по рисунку, черчению, живописи и композиции. Вступительные экзамены требуются студентам специальностей «физическая культура» (ОФП), «стоматология» (рисунок), творческих, медицинских и маркетинговых направлений (собеседование).

В колледж проще поступить на бюджетное место — около 80% всех студентов учатся бесплатно. Обычно образовательные учреждения сообщают о количестве бюджетных мест на разные специальности 1 июня, а уже в 20-х числах начинается приём на первый курс. С 2021 года подать заявление можно дистанционно через сайт или почту колледжа.

Однако в некоторых колледжах конкурс выше, чем в вузах. Сложнее всего поступить на «бухгалтерию» и «экономику». Дело в том, что большинство бюджетных мест досталось колледжам при финансовых вузах. Проще всего пройти на технические и технологические специальности.

В 2020 году стоимость обучения по программам среднего профессионального образования выросла, хотя и осталась существенно ниже вузовского образования. Самой дорогой, по сведениям МИА «Россия сегодня», стала специальность «изобразительное и прикладные виды искусств» в Якутском художественном колледже — 203 тысячи рублей в год.

Причина № 3: проще найти работу

Программа колледжей больше, чем вузовская, ориентирована на практику — на неё отводится до 50% учебного времени. Это значит, что у вас будет возможность поработать в разных местах, присмотреться к работодателю и показать себя.

Выпускникам колледжа проще найти работу — их ждут по месту практики. Многие студенты находят подработку уже во время учёбы и могут содержать себя самостоятельно.

Алла Борисовна Экслер специалист по профориентации

В настоящее время в приоритете мультимодальность, работа на стыке профессий, и на рынке труда востребованы специалисты, компетентные в нескольких смежных областях, поэтому среднее профессиональное образование на бюджетной основе экономически выгодно: это ещё один диплом о государственной подготовке в дополнение к последующим «вышкам» бакалавриата и магистратуры, которые могут быть по совершенно другим специальностям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *