7 простых советов, которые помогут выбрать вуз и специальность
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «7 простых советов, которые помогут выбрать вуз и специальность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Успех в будущей профессии напрямую зависит от способностей и предпочтений абитуриента. Именно поэтому начинать выбор специальности следует с определения интересующей выпускника сферы трудовой деятельности. Для этого сегодня существует большое количество возможностей: начиная от психологических тестов и заканчивая непосредственным посещением вузов и будущих работодателей в рамках профориентационной работы учреждений образования.
Стоит ли учиться в филиале
Немного отойдем от проблемы выбора профессии и поговорим о том, где лучше учиться. Многие институты позволяют поступить и 1-2 года отучиться в филиале, расположенном в небольшом городе. Скорее всего выбрав обучение в своем городе Вы отучитесь в нем столько, сколько необходимо, но потом придется переезжать в большой город, в котором расположен центральный филиал института. И это может стать настоящим шоком для Вас. Вот некоторые из недостатков, которые будут сопровождать Ваш переезд:
- Отсутствие контроля со стороны родителей. Можно смеяться и говорить, что это наоборот преимущество, но в плане обучения — это вряд ли преимущество, поскольку Вы привыкли к контролю, а теперь контролировать Вас будет некому.
- Жизнь в общежитии. Может быть весело, но может быть, что Вас поселят в комнату с людьми, с которыми Вы не сможете найти общий язык.
- Множество различного рода развлечений – клубы, кафе, кинотеатры и т.д. Всё это может быть очень интересно для Вас, но не забывайте, что скоро сессия. Даже если семестр только начался, то сессия всё равно скоро.
- Высокий уровень требований у преподавателей, что для Вас может быть непривычно.
- Новый коллектив и новые преподаватели, которых не знаете Вы и они на знают Вас. Ничего хорошего в этом нет, поскольку те, кто учились в центральном филиале с первого курса уже могут знать часть преподавателей что будет их преимуществом.
Куда лучше не поступать?
Нередко бывают случаи, когда программа обучения по названию и специфике подготовки кадров не соответствует специальности и наоборот. Таким образом многие ВУЗы пытаются повысить собственный доход. Они намеренно создают больше профилей образования, не уделяя внимания набору профессиональных дисциплин и практическому курсу.
Для примера можно взять условный юридический институт, на базе которого открыты такие профили, как «Менеджмент», «Дизайн» и «Информационное технологии». Не могут ВУЗы качественно готовить специалистов по непрофильным программам, потому что у них попросту не будет подходящего профессионального штата преподавателей. Такая стратегия развития опасна для студентов, но очень выгодна для коммерческого потенциала образовательного учреждения.
Творческие профессии, которые можно освоить в 2023 году
В ближайшем будущем эксперты прогнозируют спрос на людей, способных генерировать идеи и решать нестандартные задачи. Но тем, кто обладает творческими способностями, определиться, на кого пойти учиться в 2023 году также непросто.
Разброс профессий, где можно проявить свои таланты, достаточно велик. Назовем только некоторые из них:
- Арт-менеджер
Специалисты, работающие на стыке искусства и бизнеса. Их задача – разрабатывать и продвигать проекты, рассчитывать их бюджеты, устанавливать коммуникации с участниками.
В сферу их компетенций входят не только глубокие познания в области искусства, но и понимание коммерческой, технической и юридической стороны вопроса.
- Создатель подкастов
На сегодняшний день подкасты являются одним из самых распространенных медиа-трендов. Необходимо научиться создавать их так, чтобы записанное вами аудио не просто заинтересовало интернет-пользователей, но и стало источником стабильного дохода. Эти специалисты должны иметь хорошую техническую подготовку: записывать и монтировать аудиофайлы, создавать и обрабатывать их обложки, писать джинглы и т.д.
Профессии после 11 класса для девушек
Мы ни в коем случае не ограничиваем диапазон возможностей для «слабого» пола и уверены, что девушки могут преуспеть в любых специальностях.
Но приводим список из 7 профессий, которые чаще выбирают женщины, и путь к которым лежит через 11 классов и вуз.
1. Врач. Под этим общим названием мы подразумеваем сразу многие медицинские профессии. Девушки преуспевают в гинекологии, стоматологии, анестезиологии, педиатрии, фармацевтике и других. Получив медицинское образование, девушка сможет построить карьеру и стать главврачом или министром здравоохранения. Она может заниматься исследованиями или открыть свою клинику. Сейчас медики востребованы как никогда, их встречает почет и уважение. Правда, и риски в профессии велики, мы это теперь знаем.
✎ Коды специальностей в вузе: от 30.00.00 до 36.00.00
✔ Диапазон зарплат в 2022 году: 50 000 — 260 000 руб.
Рейтинг высокооплачиваемых отраслей по данным Росстата
Отрасль | Средняя зарплата в отрасли |
Финансы и страхование | 69400 руб |
Добыча полезных ископаемых | 67500 руб |
Рыболовство | 65345 руб |
IT и связь | 59600 руб |
Исследования и наука | 58400 руб |
Профессионалы в технических отраслях | 57100 руб |
Химический сектор | 54100 руб |
Ремонт и монтаж оборудования | 48600 руб |
Строительный сектор | 47300 руб |
Производство металлических изделий | 44700 руб |
Процедура получения высшего образования
Независимо от того, какое высшее образование вы решили получить, сама процедура его получения похожа в разных странах. С тех пока, как Россия и другие страны СНГ присоединились к Болонскому процессу, система обучения в вузах стала приближенной к образовательным системам европейских стран.
Вам нужно выбрать, в какой форме получать высшее образование:
- очной,
- заочной,
- очно-заочной,
- дистанционной.
Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, но очевидно, что очное образование всегда лучше, ведь общение с преподавателями происходит вживую. Немаловажен и тот факт, что студенты-очники погружаются в особую субкультуру, обретают собственный круг общения.
С другой стороны, заочные и дистанционные формы обучения помогают экономить время и, в некоторых случаях, деньги, позволяя обучаться из дома.
Важно!
В российских вузах заочное и дистанционное платное обучение всегда значительно дешевле очного. В Германии ситуация прямо противоположная: очно можно учиться бесплатно, а дистанционно — платно. Для студентов из СНГ важен и тот факт, что очное обучение в вузе дает право на проживание и работу в Германии, а также на продление учебной визы на 1,5 года по окончании вуза специально, чтобы выпускник мог найти работу. Дистанционная учеба в немецких вузах таких привилегий не обеспечивает.
Процедура поступления для разных стран различна.
В СНГ в вузы поступают по результатам государственных экзаменов. Те, кто проходит по конкурсу, могут рассчитывать на получение бесплатного высшего образования.
В Германии бесплатно учатся в вузах на очной форме все, в том числе, студенты из-за рубежа. Конкурсный отбор осуществляется на основании среднего балла школьного аттестата (или оценок, полученных в подготовительном колледже), также необходимо предоставить международный сертификат о знании языка, на котором планируется обучение (немецкий или английский).
Сам процесс обучения тоже имеет отличия. Для немецких вузов характерны:
- «академическая свобода» и гибкое расписание;
- большое количество практики, начиная с первого курса.
Если не удалось поступить на бюджет, но желание учиться не пропало, можно воспользоваться платными образовательными программами.
Их преимущества:
- Поступить легче, так как требования для контрактников обычно ниже в государственных вузах.
- Университету выгоден, а студенту необходим данный вид сотрудничества, поэтому преподаватели более лояльно смотрят на тех, кто не успевает по всем предметам.
- Можно поступить в самый престижный вуз. В некоторых существует система поощрений – если студенты справляются с обучением, им снижают стоимость за семестр. Такую заинтересованность воспитывает, к примеру, Высшая школа экономики в Москве.
Пошаговый план выбора
Для принятия окончательного решения в плане будущей специализации можно использовать простой алгоритм:
- Обозначить профессиональные критерии.
Выделяют 5 групп факторов:
- Экономические – изучить перечень востребованных высокооплачиваемых специальностей;
- Содержательные – ознакомиться с описанием профессии, должностными обязанностями специалиста, преимуществами и недостатками работы;
- Личностные – оценить способности и предпочтения к определенному виду деятельности;
- Медицинские – узнать о критериях профпригодности и списке противопоказаний для обучения по конкретному направлению;
- Образовательный – правила зачисления, возможность поступления после 9-го и после 11-го класса.
Критерии носят обобщенный характер, но позволяют быстро выявить наиболее подходящие сферы деятельности.
- Оценить желаемые профессии по каждому параметру.
- Сравнить полученные результаты, выделить плюсы и минусы каждой специальности.
- Составить список из 3 – 4 направлений, по уровню предпочтительности.
- Обсудить полученные результаты с родителями, школьными психологами, учителями или представителями профессии.
- Определить перечень учебных заведений для подачи документов.
В принципе, общий настрой молодежи совпадает с интересами государства, что говорит о необходимости развития системы образования, и в частности — высшей школы.
Исследования факторов, влияющих на выбор ВУЗа, показывают не только то, что количество молодых людей, желающих получить диплом государственного образца, стабильно возрастает, но и то, что выпускники школ сегодня демонстрирую высокий уровень информированности о перспективах и возможностях высшего образования.
В ходе опросов, абитуриенты отвечали также на вопросы, связанные с финансовыми возможностями для оплаты обучения:
- 6,5% выпускников школ рассматривают государственные ВУЗы, как единственную возможность получить высшее образование, причем 90% хотели бы обучаться бесплатно.
- 5% обращает внимание на размеры оплаты за обучение.
Также замечен неуклонно возрастающий спрос на получение высшего образования высокого качества. Одновременно с этим значительное количество респондентов связывают престижность ВУЗа с возможностью получения государственного диплома и дальнейшим гарантированным трудоустройством.
Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).
Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.
Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.
Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.
Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.
Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.
Изучение отзывов об институте
Не менее важно ознакомиться не только с официальной информацией о вузе, но и с отзывами об образовательной организации, размещенными на профильных форумах.
Следует обратить внимание на следующие позиции.
- Изучение иностранных языков. Поинтересуйтесь, какие языки изучают в выбранном вузе, в частности, сколько времени уделяется английскому языку, как студенты отзываются о преподавателях.
- Прохождение практики. Следует узнать, как институт организует практику, где она проходит, предусмотрена ли стажировка, в том числе международная.
- Трудоустройство. Осведомитесь, в каких компаниях работают выпускники выбранного вами института, а также предусмотрен ли при нем центр трудоустройства.
Выделите наиболее важные критерии красным цветом, менее важные — желтым, и те, на которые вы обращаете меньше всего внимания — зеленым.
Теперь оцените полученные данные от 1 до 5. Например, если в одном университете студенты могут проходить стажировки в других странах и учат иностранные языки, а в другом таких программ нет, то первому университету по критерию «Возможность обучения за границей» можно поставить максимальный балл (5), а второму — минимальный (1).
В зависимости от категории умножьте полученный результат на коэффициент — на 2, если это красная категория, на 1.5, если желтая и на 1, если зеленая. Сложите баллы вуза по всем критериям, сравните с результатом других, выберите лучший вариант. Желательно, чтобы их было несколько.
При выборе профессии необходимо обратить внимание на 2 основных нюанса — личностные качества и профпригодность. Одного желания работать в определенной сфере труда мало. Важно обладать определенным потенциалом. Перед тем как определиться с конкретным выбором, следует разобраться, какие бывают специальности.
- Технические.
Техническое направление трудоустройства связано с использованием знаний, полученных в ходе изучения точных наук — математики, химии, физики, информатики. Профессии такого рода характеризуются постоянным развитием. Это связано с регулярным появлением новых технологий. В качестве инструментальной базы в данном случае выступают различные графики, расчеты и схемы. - Педагогические.
Специальности такого типа подразумевают постоянный контакт с людьми, в большинстве случаев таковыми являются дети. Учителя, преподаватели ВУЗов, няни, репетиторы, воспитатели — все эти профессии требуют наличия педагогического образования. - Лингвистические.
Иногда профессии этого вида сравнивают с творческими. Это обусловлено тем, что зачастую специальности такого типа предпочитают выбирать люди, склонные к творчеству. Журналисты, писатели, копирайтеры, филологи, редакторы — их список достаточно велик. - Экономические.
Как и в случае с техническими специальностями, экономические — требуют точности и определенности. Следует учесть — экономика подразумевает собой не только расчеты и вычисления. Помимо этого данная отрасль предполагает разработку соответствующих прогнозов и анализов. - Военные.
Представители специальностей военного плана не работают, а занимаются несением государственной службы. Для того чтобы в будущем добиться значительных достижений в этой сфере, рекомендуется приступить к получению образования еще в детстве. С этой целью в некоторых школах созданы специальные кадетские классы. В крупных городах есть гимназии, в которых детей обучают военному делу еще до поступления в ВУЗ. - Медицинские.
Медицина — одна из самых ответственных направлений трудовой деятельности. В ней должна присутствовать точность и конкретика. Специалисты, работающие в данной сфере, должны владеть химией и биологией. Некоторые профессии подразумевают знание физики и инженерных технологий. - Творческие.
Предрасположенность к таким специальностям должна присутствовать с детства. Музыканты, художники, актеры — это лишь малая часть профессий, входящих в данную группу. - Юридические.
Первое, с чем ассоциируются специальности этого вида — правосудие. За помощью к юристам, адвокатам и нотариусам обращаются как физические, так и юридические лица. Масштабы этой деятельности практически не имеют ограничений.
Причина № 2: доступное обучение и льготы
Колледжи принимают учеников 9 и 11-х классов. ОГЭ и ЕГЭ не нужны — просто принесите справку об окончании школы. Если претендуете на бюджетное место, учтите, что на многих специальностях есть проходной балл. В среднем — 4,5.
Если хотите получить дизайнерское или инженерное образование, колледж может попросить пройти внутренний экзамен по рисунку, черчению, живописи и композиции. Вступительные экзамены требуются студентам специальностей «физическая культура» (ОФП), «стоматология» (рисунок), творческих, медицинских и маркетинговых направлений (собеседование).
В колледж проще поступить на бюджетное место — около 80% всех студентов учатся бесплатно. Обычно образовательные учреждения сообщают о количестве бюджетных мест на разные специальности 1 июня, а уже в 20-х числах начинается приём на первый курс. С 2021 года подать заявление можно дистанционно через сайт или почту колледжа.
Однако в некоторых колледжах конкурс выше, чем в вузах. Сложнее всего поступить на «бухгалтерию» и «экономику». Дело в том, что большинство бюджетных мест досталось колледжам при финансовых вузах. Проще всего пройти на технические и технологические специальности.
В 2020 году стоимость обучения по программам среднего профессионального образования выросла, хотя и осталась существенно ниже вузовского образования. Самой дорогой, по сведениям МИА «Россия сегодня», стала специальность «изобразительное и прикладные виды искусств» в Якутском художественном колледже — 203 тысячи рублей в год.
Причина № 3: проще найти работу
Программа колледжей больше, чем вузовская, ориентирована на практику — на неё отводится до 50% учебного времени. Это значит, что у вас будет возможность поработать в разных местах, присмотреться к работодателю и показать себя.
Выпускникам колледжа проще найти работу — их ждут по месту практики. Многие студенты находят подработку уже во время учёбы и могут содержать себя самостоятельно.
Алла Борисовна Экслер специалист по профориентации
В настоящее время в приоритете мультимодальность, работа на стыке профессий, и на рынке труда востребованы специалисты, компетентные в нескольких смежных областях, поэтому среднее профессиональное образование на бюджетной основе экономически выгодно: это ещё один диплом о государственной подготовке в дополнение к последующим «вышкам» бакалавриата и магистратуры, которые могут быть по совершенно другим специальностям.