Взыскание долга по договору перевозки грузов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание долга по договору перевозки грузов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.

Договорная ответственность в автоперевозках

Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.

Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).

При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:

  • груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
  • груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
  • повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
  • груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
  • груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.

Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица

Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения преступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.

Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).

Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки

Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).

Груз доставлен без повреждений упаковки

Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).

Непреодолимая сила

Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:

  • чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
  • непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
  • непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.

Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).

Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.

Что НЕ МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой Что МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой
  • ДТП на дороге
  • неисправность автомобиля
  • ремонт дороги, неисправность дорожного покрытия, пробки на дорогах
  • противоправные действия третьих лиц (в т.ч. преступления)
  • утеря необходимых документов
  • трудовые споры, местные забастовки работников
  • экономический кризис, изменение валютных курсов
  • издание нормативного акта, исключающего возможность исполнения обязательства
  • начало военных действий
  • землетрясения, наводнения, др. природные катаклизмы
  • массовые забастовки работников определенной отрасли, начатые без предупреждения

Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем

Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность. В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию. Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия. Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.

Читайте также:  Как на Госуслугах электронно зарегистрировать рождение ребенка

Определение надлежащего истца

Параграфами 2 и 5 раздела 11 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом 1, изданных в соответствии с Уставом автомобильного транспорта (далее — УАТ РСФСР)2, предусмотрено, что претензии и иски к автомобильному предприятию в случаях недостачи, порчи или повреждения груза предъявляются грузополучателем. Статьей 161 УАТ РСФСР предусмотрена возможность передачи права на предъявление претензий и иска грузополучателем грузоотправителю, что должно удостоверяться переуступочной надписью на товарно-транспортной накладной. 1 Москва, «Транспорт», 1984. КонсультантПлюс:Версия Проф, б/н — 14117. 2 Утвержден постановлением Совета Министров РСФСР 08.01.69. КонсультантПлюс:Версия Проф, б/н — 2453.

При рассмотрении арбитражным судом спора по иску экспедитора к перевозчику (дело № А56-16083/013) в удовлетворении исковых требований было отказано, поскольку истец не представил доказательств, свидетельствующих о переуступке ему грузополучателем права на предъявление претензии и иска. 3 Постановление ФАС СЗО от 24.10.01. Консультант Арбитраж:Северо-Западный Округ, б/н — 14695. (Все упомянутые в статье судебные акты ФАС СЗО содержатся в базе данных Консультант Арбитраж:Северо-Западный Округ, и далее будут указываться только их базовые номера.).

К аналогичным выводам пришел суд при рассмотрении дела № А56-13613/01.

Компенсация и убытки за утрату груза при перевозке

Грузоперевозчиками на рынке услуг в большинстве случаев выступают частные организации и предприятия. Их ответственность за утрату, недостачу и повреждение регламентируется гражданским законодательством. Она заключается в возмещении убытков. В подавляющем большинстве случаев, они взыскиваются с исполнителя. Исключением являются ситуации, когда перевозчик не мог устранить такую угрозу и возможность ее ликвидации от него не зависела. Компенсация и убытки за утрату груза при перевозке и их размер должны быть доказаны документально.

Обычно в качестве доказательств выступают:

  • прейскурант и тарифы грузоперевозчика;
  • поручение отправителя;
  • расписка экспедитора;
  • товарная расписка складского подразделения;
  • доверенность на представителя грузоперевозчика;
  • акт передачи услуг по транспортировке;
  • товаротранспортная накладная;
  • счет-фактура;
  • путевой лист

Судебная практика. Между организацией и ИП, осуществляющим доставку товара, было заключено соглашение на предоставление транспортно-экспедиционных услуг. Транспортное средство ИП попало в ДТП, а товар был утрачен и не попал по адресу покупателей. Организация обратилась с иском к предпринимателю с требованием о компенсации убытков. Адвокату на стороне ИП удалось доказать, что договор был оформлен ненадлежащим образом, факт приема товара перевозчиком не доказан, отсутствует вина ответчика в причинении ущерба. В удовлетворении иска судом отказано.

Ответственность за утрату груза в результате хищения (грабежа)

Утрата груза вследствие грабежа, хищения или мошенничества, не является основанием для освобождения перевозчика от ответственности, предусмотренной Гражданским кодексом, Уставом автомобильного транспорта, и ФЗ об экспедиционной деятельности.

Перевозчик или экспедитор должны будут возместить грузополучателю стоимость утраченного груза в полном объеме, если не докажут, что ими были предприняты все возможные меры, исключающие возможность хищения. Даже сопровождение охраны, допустившей утрату груза, является основанием для взыскания убытков по ст. 402 Гражданского кодекса.

Как и в случае с повреждением груза при ДТП, перевозчик и/или экспедитор вправе обратиться с иском к виновной стороне в порядке регресса и взыскать расходы, направленные на погашение убытков грузополучателя.

Договор транспортной экспедиции относится к категории гражданско-правовых договоров об оказании услуг, являясь их самостоятельным подвидом. Ведь сочетание в нем элементов перевозки, хранения, поручения придает ему самостоятельный характер. И именно подобная конструкция договора как специально предусмотренного для целей обеспечения процесса перевозки при правильном подходе позволит обеспечить наибольшую защиту интересов клиента.

В чем отличие договора транспортной экспедиции от договора перевозки? Прежде всего в более широком спектре услуг, предоставляемых экспедитором (в отличие от услуг перевозчика только по доставке груза от отправителя до получателя).

От иных конструкций договоров транспортная экспедиция отличается четкой регламентацией услуг по организации и обеспечению процесса перевозки. Например, в схему агентского договора вписываются иные посредническо-представительские услуги, не подчиненные только цели транспортного обслуживания.

Заключая договор с логистической компанией, рекомендуется детально проанализировать предмет договора, понять, по какой схеме и виду он заключается, насколько полно прописаны ключевые моменты. К последним относятся перечень оказываемых услуг, права и обязанности сторон, границы ответственности исполнителя, порядок расчетов, возмещение ущерба самим исполнителем или страховой компанией. Чем полнее все прописано, тем меньше разночтений и споров будет впоследствии.

Как определить размер ущерба, причиненный транспортной компанией?

Прежде чем обращаться с досудебной претензией к перевозчику, важно провести собственную экспертизу и установить степень повреждений груза, причиненный ущерб и возможность восстановления. Преимущество такого шага заключается в том, что вы можете воспользоваться помощью объективного независимого эксперта, задать ему правильные вопросы, чтобы транспортная компания фактически не имела возможность отказаться компенсировать причиненный вред. О вашем намерении провести экспертизу нужно предупредить перевозчика, а затем задать следующие вопросы:

  • Какой ущерб причинен товару;
  • Соответствует ли упаковка или транспортировочная тара состоянию, описанному в акте приемки;
  • Существует ли причинно-следственная связь между зафиксированными повреждениями и действиями компании в процессе транспортно-логистических услуг.

Услуги эксперта стоят денег, но помните: в случае признанием перевозчиком вины на причиненный ущерб именно он компенсирует вам стоимость проведения экспертизы.

Читайте также:  Взыскание алиментов на двоих детей

Особенности подачи и рассмотрения претензии

Срок подачи претензии перевозчику – 6 месяцев с момент обнаружения повреждений. На втором экземпляре документа транспортная компания обязана поставить отметку о получении, указать дату, поставить печать и входящий номер, после чего отправить обратно заявителю. Ответ должен быть дан в течение 30 дней с момента получения. Если опасаетесь за честность перевозчика. Отправьте претензию заказным письмом с обязательным уведомлением о прочтении и описью вложения.

В идеальном случае вы получите указанную сумму компенсации в установленный законом срок. Если это не произошло (что бывает достаточно часто) или размер выплат оказался гораздо меньше требуемого, нужно обращаться в суд. Срок исковой давности составляет 1 год. Важно помнить, что перед подачей искового заявления о компенсации материального вреда нужно в обязательном порядке пройти процедуру досудебного урегулирования.

Идеальный вариант – еще на этапе обнаружения повреждений воспользоваться услугами транспортного юриста нашей компании. Мы поможем вам грамотно составить акт повреждений, возьмем на себя проведение экспертизы, досудебное урегулирование и процесс взаимодействия с перевозчиком. А если не удастся решить вопрос с компенсацией по претензии, составим исковое заявление в суд, защитив ваши интересы и репутацию.

Претензия в транспортную компанию о повреждении груза

Вам привезли товар в повреждённом состоянии? Неприятная ситуация. Но раз уж так случилось, то необходимо принять все меры для восстановления справедливости.

При таком раскладе, обязательным условием для успешного решения проблемы будет считаться претензия к транспортной компании о повреждении груза. Составление такого документа, с передачей его на рассмотрение транспортной компании является одним из действенных способов не пострадать материально.

Как это сделать с соблюдением всех необходимых условий? Мы и расскажем в нашей статье.

Перед тем, как приступить к обсуждению написания претензии, необходимо коснуться момента обнаружения повреждений. Это далеко не маловажный аспект. Повреждения могут быть обнаружены после получения груза.

Например, вскрыв упаковку, станет очевидной трещина на стекле двери. В таком случае, процесс доказывания факта непричастности получателя груза, к его повреждению будет очень сложным.

Очень важным моментом является договор, на основании которого доставлен груз. А именно, доставляется ли он по договорённости транспортников с изготовителем (продавцом) имущества или с получателем.

В первом случае, перевозчик является субподрядчиком, а во втором, субъектом, оказывающим транспортные услуги.

Указание на этот момент, имеет своей целью, подчеркнуть важность установления кто именно несёт ответственность перед грузополучателем. От этого зависит, кто должен писать претензию о том, что произошло повреждение груза при автомобильной перевозке.

Часто бывает так, что перевозчик не виноват, товар был изначально бракован, но брак был скрыт упаковкой. При таких условиях может возникнуть необходимость доказать свою непричастность к порче товара, и писать о том, что он был некачественный изначально. Так что, осуществляя приём груза, нужно учитывать эти обстоятельства, в целях минимизации рисков.

Порядок предъявления претензии

При перевозке возможны различные случаи повреждения груза: часть груза может быть потеряна, часть груза повреждена, часть груза испорчена.

Претензия в таких случаях составляется:

  • если груз был оформлен несколькими накладными — претензия предъявляется по каждой накладной отдельно;
  • при железнодорожной перевозке – допускается написание одной претензии, если оформлялся один коммерческий акт на группу отправок, при этом отправлялся груз одного наименования, он был погружен одним отправителем, на одной станции, отправлялся на одну станцию назначения, в адрес одного грузополучателя.
  • допускается предъявление одной претензии, в случае маршрутной или групповой отправки груза несколькими вагонами, указанными в одном коммерческом акте.

Составим правильный иск за 1 день.

Важно обратить внимание, что право на предъявление иска для каждой категории споров (воздушные, автомобильные, железнодорожные и пр.), конечно же, после благополучно выполненных действий по выставленной претензии — имеют разные субъекты спора. Для точного определения надлежащей стороны это необходимо выяснить у юриста. Есть ряд Обобщений судебной практики, которые также следует учитывать при подготовке исков и доказательной базы к судебным заседаниям.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами» (ст. 797 п. 3 ГР РФ). Исковое заявление в Арбитражный суд может быть предъявлено грузоотправителем или грузополучателем в случае спора, при полном или частичном отказе перевозчика в удовлетворении полученной претензии или при отсутствии ответа от перевозчика в 30-дневный срок.

Кто несет ответственность за повреждения при доставке?

С самой простой точки зрения перевозчик несет ответственность за груз, когда он забирает на перевозку товар у продавца. Покупатель берет на себя ответственность, когда подписывает документ о получении посылки после доставки, заявляя, что груз находился в хорошем состоянии, когда он его получил.

Решение проблемы полной ответственности в любой ситуации потребует дополнительной страховки. Другой тезис заключается в том, что в целом ответственность ограничивается прямой стоимостью груза, поскольку она не может включать потерю будущей прибыли, убытки, понесенные из-за задержек, или большинство других видов убытков, которые непосредственно не связаны со стоимостью груза.

Читайте также:  Переезд в Германию - наш опыт и советы новичкам

Для поставок в пределах России перевозчик несет ответственность за стоимость продукта, указанную в коносаменте. Для международных перевозок могут существовать ограничения ответственности, если это специально не оговорено в договоре перевозки.

Когда товар попадает в руки ​​покупателя, покупатель может отказаться от него, если обнаружит повреждение. В этом случае они немедленно сообщают продавцу, и тогда это обычно становится проблемой между продавцом и перевозчиком. За большую часть ущерба несет перевозчик, если только перевозчик не утверждает, что упаковка была некачественной.

В соответствии с ГК РФ ст 796. «Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза или багажа» транспортировочный компания несет ответственность за доставку груза или багажа в надлежащем состоянии после того, как его приняли к перевозке и до передачи клиенту.

Вред, полученный при транспортировке товаров, возмещается транспортировщиком: в случае потери или недостачи товара — в размере стоимости поврежденного груза;

Цена груза высчитывается исходя из его стоимости, прописанной в счете продавца или предусмотренной контрактом, а если счета нет — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах, как правило, взимается за похожие товары.

Также транспортная компания наряду с выплатой нанесенного вреда должна возместить клиенту оплату за перевозку, если эта услуга не включена в стоимость груза.

Документация о причинах повреждения груза, оформленная транспортировщиком в одностороннем порядке, подлежит в случае оспаривания оценке судом наряду с другой документации, подтверждающей обстоятельства, которые могут послужить основанием для ответственности транспортной компании, отправителя или клиентов.

Что делать, если вы столкнулись с поврежденным грузом

Когда вы получите запрос от вашего перевозчика или брокера об утилизации груза, вы должны действовать немедленно. Задержка вашего ответа может привести к тому, что перевозчик отправит ваш груз на хранение, что приведет к дополнительным сборам. Работайте с вашим перевозчиком и грузополучателем, чтобы определить наилучший порядок действий и как можно быстрее разрешить ситуацию.

Давайте пройдем все шаги, чтобы определить правильный курс действий, когда что-то пойдет не так с вашим грузом.

  • Внимательно посмотрите на доставленный груз и осмотрите все детали. Обратите внимание на каждую часть или предмет; при необходимости откройте ящики — возможны скрытые повреждения. Определите, что именно украдено, отсутствует или повреждено. Не пугайтесь водителя, который может утверждать, что он или она спешит к следующему маршруту — у вас есть право записать все необходимые детали.
  • Запишите все и сделайте фотографии, если это возможно. Чем больше документации, тем лучше. Запишите повреждения и недостачи в коносаменте и убедитесь, что перевозчик знает о ситуации как можно скорее. Не стоит недооценивать важность общения и сотрудничества; перевозчики могут попытаться сохранить, повторно доставить или вернуть груз, если заявление о повреждении или недостаче было передано достаточно быстро.
  • Не отказывайтесь от отправки и никогда не выбрасывайте поврежденный груз. Если грузоотправители избавляются от груза, им не может быть выплачена полная сумма претензии. Поэтому держите все грузы и пакеты в целости и сохранности, если возможно
  • Заполните законный запрос к перевозчику о финансовом возмещении за поврежденный или потерянный груз. Грузовое требование создаются для возмещения расходов на грузоотправитель, а не прибыль, только разница между первоначальной стоимостью и поврежденным значением. Таким образом, грузоотправитель должен определить разумную сумму в долларах для требования — это законное обязательство грузоотправителя минимизировать стоимость требования.

Перевозчик должен подтвердить претензию в течение 30 дней с момента первоначального заполнения. О скрытых повреждениях и нехватках следует сообщать перевозчику в течение 10-15 дней с момента получения груза.

  • Оплатить как можно скорее. Грузоотправитель по-прежнему несет ответственность за оплату перевозки товара, даже если он поврежден, утерян или украден. Претензия будет обработана страховой компанией.
  • Храните все необходимые документы.

Закон и договор, которыми можно обосновать претензию

При отправке груза транспортной компанией (далее — ТК) между отправителем и исполнителем, как правило, заключается договор транспортной экспедиции. Возможно, договор не подписан на бумаге, но заказавшее перевозку груза лицо самим фактом сдачи груза и подписания накладной присоединяется к договору, который размещен на официальном сайте ТК. Транспортная компания по договору именуется экспедитором.

Кроме договора действия экспедитора регламентированы главой 41 Гражданского кодекса РФ и специальным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ. Более подробное регулирование — в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

Экспедитор обязуется за вознаграждение выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). То есть экспедитор должен организовать доставку (самостоятельно или с помощью третьих лиц) вверенного ему груза:

  1. В целости и сохранности.
  2. В нужное место нужному лицу.
  3. В определенные договором сроки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *