Штраф за наезд на пешехода в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за наезд на пешехода в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Этот вид ответственности является минимальным исходящим со стороны государства. Все особенности закреплена в КоАП, а также в обширном перечне подзаконных нормативно правовых актов. При наезде на пешехода возможна квалификация по одной или сразу по нескольким статьям КоАП. Это обстоятельство в основном зависит от причиненного вреда, а также от иных совершенных правонарушений.
Кто виноват, если сбил пешехода в неположенном месте для перехода?
В правоприменительной практике предполагается, что за контакт машины с переходящим дорогу человеком отвечает водитель, причем независимо от того, где произошел инцидент. Особенно это касается случаев, произошедших на зебре.
Зачастую столкновение с человеком нередко обусловлено и его виной. Так, некоторые граждане стремятся свести счеты с жизнью, бросаясь прямо под колеса транспорта.
Если в машине есть видеорегистратор, то его данные помогут воссоздать реальную картину происшествия на дороге. Помогут и камеры внешнего наблюдения, установленные на окрестных офисах и других объектах.
Сидящий за рулем может быть и не виноват в том, что задавил пешехода насмерть, совершившего переход проезжей части в неустановленном месте.
Например, человек резко выбежал в границы проезжей части и у водителя попросту не было ни времени, ни места для маневра с целью предотвращения аварии. Тогда если шофер собьет пешехода, который перебегал дорогу, ответственность может быть минимальной.
Когда столкновение бывает незначительным, то пешеход может отказаться от медицинской помощи (особенно, сознавая свою вину).
Многие отказ от всех претензий стараются зафиксировать прямо на месте, полагая, что так водитель обеспечит себе страховку от возможных судебных исков в будущем.
Но наш совет, вызывать ДПС и оформлять все по правилам, иначе, возможно лишение прав за оставление места ДТП.
Освобождение от ответственности
В законе указаны условия, когда лицо может быть освобождено от ответственности, даже если в действительности присутствует состав правонарушения или преступления.
На практике водитель будет признан виновным в 9 из 10 случаев. Это связано с повышенной ответственностью автомобилиста, поскольку именно он выступает в качестве источника повышенной опасности. Быть признанным невиновным можно только при наличии весомых обстоятельств, когда водитель не мог предвидеть или предотвратить возникшее обстоятельство.
ВНИМАНИЕ !!! Также в действиях водителя не должны присутствовать признаки иных правонарушений. Если было совершено малейшей нарушение правил дорожного движения, водитель будет считаться виновным практически со стопроцентной вероятностью.
В качестве случая из судебной практики, когда автомобилист не был привлечен к ответственности можно привести следующий случай.
В ночное время автомобилист двигался по трассе, которая с обеих сторон была ограждена высокими заборами и предназначалась исключительно для машин. Пешеходных переходов в радиусе нескольких километров не было, внезапно на дороге появился человек, который был сбит автомобилем. Поскольку у водителя не было оснований даже предполагать, что тут появится человек, он никак не мог устранить последствия. Таких случаев очень мало, поэтому не стоит на них рассчитывать.
Еще одно основание для освобождения – это срок давности привлечения к ответственности. Для административного правонарушения он всегда составляет 1 год. Для уголовного зависит от квалификации и составляет от 2 до 10 лет. После истечения этого времени, водитель освобождается от ответственности независимо от других обстоятельств.
Сбил человека насмерть
Серьезные последствия для водителя будут в том случае, если он сбил пешехода вне пешеходного перехода, а тот в результате полученных травм скончался.
Запомните! Что может грозить:
-
ДТП, совершенное лицом, находящимся в нетрезвом состоянии, повлекшее по неосторожности смерть человека,
наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (п. 4 ст. 264 УК РФ);
-
ДТП, повлекшее по неосторожности смерть 2 или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (п. 5 ст. 264 УК РФ);
-
ДТП, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть 2 или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от 4 до 9 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (п. 6 ст. 264 УК РФ).
Естественно, каждую аварийную ситуацию следует рассматривать индивидуально. Но если водитель сделал все возможное, дабы предотвратить ДТП, суд может назначить условное наказание.
Его же назначает судья, когда стороны договорились между собой, и водитель во всем помогал следствию и пострадавшей стороне. В случае смерти пешехода уже не будут иметь значения обстоятельства, водитель будет виновен в любом случае.
Когда виноват пешеход, а водитель — нет
Рассмотрим ситуацию, с которой сталкивается водитель в городе чуть ли не каждый день.
Есть пешеходный переход и недалеко от него — остановка общественного транспорта. Вышедшему из троллейбуса или автобуса человеку по какой-либо причине лень пройти пару десятков метров до пешеходного перехода и он переходит дорогу сразу из-за автобуса. Или некая бабушка игнорирует находящуюся недалеко зебру и идёт через дорогу, как ей удобно (что встречается достаточно часто).
Итак, не вызывает сомнений, что в данной ситуации фактически виноват пешеход. Касательно ПДД он нарушает сразу несколько пунктов:
«4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
…
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».
То есть
1. Если в зоне видимости есть пешеходный переход, переходить дорогу можно только по нему
2. Если есть необходимость перейти дорогу вне перехода, то пешеход должен убедиться, что не создаёт помех для движения транспорта.
Наказание для пешехода
Что касается пешехода, то за нарушения правил ПДД он должен будет заплатить штраф 1 000 рублей согласно ст. 12.30 КоАП:
«1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, …, повлекшее создание помех в движении транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей».
Также согласно ст. 1064 ГК РФ пешеход вроде как обязан возместить ущерб водителю, если возникли повреждения автомобиля:
«Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».
Но на практике это происходит крайне редко и суд редко обязывает пешехода выплачивать компенсацию водителю.
В каких случаях предусмотрена уголовная ответственность
В продолжении вышеописанных примеров, следует отдельно рассмотреть и случаи, когда наступает уголовная ответственность, если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе. Если же мы говорим о тяжких повреждениях, то уголовная ответственность за сбитого пешехода может быть выражена в одном из следующих видов:
- принудительные (или же обязательные) работы на срок до 2 лет
- ограничение свободы — до 3 лет
- арест в административном порядке — до полугода
- лишение свободы (общий режим) — до 3 лет
В отдельных случаях, к основному виду санкций может быть добавлено и лишение прав на срок до 3 лет. Если в рамках этого же примера рассматривать происшествие с летальным итогом, то наказание за таковое будет выражено в следующем виде:
- до 4 лет принудительных работ
- до 7 лет (общий режим) лишение свободы
- права конфискуются в обязательном порядке
Наиболее часто, если водитель сбил пешехода насмерть, ответственность выражается не в принудительных работах, а именно в реальном наказании в форме лишения свободы.
Наезд на пешехода вне перехода
Для начала проанализируем самую типичную ситуацию – пусть пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода, и при этом создает помехи движущемуся транспортному средству, т.е. нарушает п. 4.5 ПДД. Если бы помехи движению транспорта не создавались, то и ДТП бы не случилось, правильно? Значит, нарушение ПДД пешеходом можно считать доказанным. Ни один дознаватель ГИБДД, рассматривающий такое дорожно-транспортное происшествие, не будет сомневаться в вине пешехода в данном ДТП. Тем не менее, российское законодательство, в частности Гражданский Кодекс РФ, предусматривает ответственность за ДТП для лиц, управляющих транспортными средствами повышенной опасности. Поскольку автомобиль является таким средством, ответственность будет ждать не только пешехода, но и водителя сбившего его автомобиля. И это даже с условием, что вина пешехода полностью доказана.
Наезд на пешехода вне перехода
Для начала проанализируем самую типичную ситуацию – пусть пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода, и при этом создает помехи движущемуся транспортному средству, т.е. нарушает п. 4.5 ПДД. Если бы помехи движению транспорта не создавались, то и ДТП бы не случилось, правильно? Значит, нарушение ПДД пешеходом можно считать доказанным. Ни один дознаватель ГИБДД, рассматривающий такое дорожно-транспортное происшествие, не будет сомневаться в вине пешехода в данном ДТП. Тем не менее, российское законодательство, в частности Гражданский Кодекс РФ, предусматривает ответственность за ДТП для лиц, управляющих транспортными средствами повышенной опасности. Поскольку автомобиль является таким средством, ответственность будет ждать не только пешехода, но и водителя сбившего его автомобиля. И это даже с условием, что вина пешехода полностью доказана.
Водителю, который сбил пешехода вне пешеходного перехода, необходимо принимать активное участие в фиксации обстоятельств происшествия. Важно подготовить подробное объяснение ситуации с описанием всех деталей произошедшего, а также изложить личную позицию по делу. Представить объяснение разрешается до вынесения приговора. Также не следует убирать автомобиль с места происшествия.
Не стоит оставлять подпись под документами без тщательного изучения. Необходимо уточнять непонятные юридические термины. Нередки ситуации, при которых автомобилисты совершают ошибки при подписании документов.
В случае наезда важно оперативно вызвать скорую помощь для пострадавшего и отыскать очевидцев произошедшего. До прибытия сотрудников ГАИ следует выставить аварийный знак и сфотографировать место ДТП с различных ракурсов. После необходимо проследить за процедурой заполнения протокола.
Как фиксируют проступок
Первоначально материал собирают сотрудники ДПС, прибывшие на разбор ДТП. Они освидетельствуют участников ДТП на предмет опьянения, составляют схему, опрашивают участников, очевидцев, назначают медицинскую и автотехническую экспертизы и пр. В ходе административного расследования привлекают к ответственности за попутные нарушения водителя, пешехода.
Далее если выясняется, что был тяжкий вред или имелся летальный исход, дело передают следователю МВД, который проводит расследование в рамках уголовного дела.
Если вред здоровью легкий или средней тяжести, то материалы направляют в суд для принятия решения по ст. 12.24 КоАП РФ.
В суде выясняются тщательно все обстоятельства.
Суд может применить более мягкое наказание, когда:
- водитель оказал помощь пострадавшему на месте ДТП;
- обеспечил сохранение всех предметов происшествия;
- оказывал помощь гражданину в последующем при лечении (приносил лекарства, продукты питания, оплачивал мед. расходы и пр.);
- ДТП было, в том числе по вине пешехода;
- имелись плохие погодные условия;
- наезду способствовало тяжелое стечение жизненных обстоятельств у водителя.
Действия водителя после ДТП с пешеходом
Уплотнение трафика на дорогах мегаполисов делает неизбежными всевозможные инциденты. В итоге автомобили сталкиваются не только с другим транспортом, но и пешими участниками дорожного движения. Однако в подобных происшествиях далеко не всегда виноваты автомобилисты.
Неправильно спланированная пешеходная инфраструктура, плохой обзор, элементарная безграмотность в вопросах ПДД, пренебрежение этими нормами, а иногда и откровенная халатность делают свое дело, разделяя не только пешеходную, но и водительскую жизнь на «до» и «после».
Именно поэтому сохранять бдительность должны все участники дорожного движения без исключения, помня о том, какие непоправимые последствия может иметь банальная рассеянность.
Конечно, это не значит, что в случае очевидной вины пешехода водитель должен продолжать движение после столкновения, и дело тут не только в моральной стороне вопроса, но и гражданской, административной и уголовной ответственности.
Сбил человека и скрылся с места ДТП
Если водитель автомобиля допустил столкновение с пешеходом со смертельным исходом и уехал с места аварии, то в отношении его будет избранно строгое наказание.
Автомобилист нарушил не только водительский устав, но и правило по которому нельзя оставлять место ДТП. Водителю грозит лишение прав управления транспортным средством на 3 года, а также на виновника заведут уголовное дело и правоохранительные органы начнут его розыск.
За оставление места ДТП существует статья, в которой подразумевается оставление человека в опасности. В случае в результате столкновения пешеход умер и водитель скрылся, то суд может квалифицировать действия, как преднамеренное убийство.
Всегда в случае смерти пешехода заводится уголовное дело на виновника аварии. Если он не уехал с места аварии, то наказание может быть в виде лишения свободы на 5 лет.
Суд естественно будет рассматривать все обстоятельства произошедшего, а также возможное примирение с родственниками, которое может смягчить наказание.
Будет ли виновен водитель, если пешеход пьяный
Наибольшую опасность для водителей ТС представляют пьяные пешеходы. Это связано с тем, что под воздействием алкоголя у человека существенно нарушаются многие функции организма, среди которых:
- нарушение координации;
- изменение пространственного и визуального восприятия;
- заторможенность и непредсказуемость поведения.
Как уже отмечалось, для водителя не имеет значения, в каком состоянии находился пешеход. Водитель несёт ответственность на наезд в любом случае, поскольку транспортное средство относится к источнику повышенной опасности.
Однако, в некоторых ситуациях у автолюбителя есть шанс избежать ответственности за сбитого пьяного пешехода при условии, что:
- потерпевший намеренно или по неосторожности внезапно попал на проезжую часть под идущий автомобиль;
- водитель предпринял всевозможные меры для предотвращения наезда;
- лицо, управляющее ТС, не нарушало ПДД в момент наезда.
Алгоритм действий в случае наезда на пешехода вне перехода
После дорожного происшествия, в котором пострадал пешеход, водителю участвующего в ДТП авто следует предпринять ряд мер, которые позволят избежать ответственности в случае невиновности или не приведут к усугублению положения, если автомобилист виновен в случившемся:
- оставаться на месте происшествия до приезда медиков и полиции (за исключением ситуации, когда пострадавшего необходимо немедленно доставить в больницу);
- оказать потерпевшему необходимую помощь;
- вызвать дорожную службу и скорую;
- произвести фиксацию места аварии всеми доступными способами (с помощью фото-, видеотехники, чертежей, зарисовок схем и т. п.);
- направить в центр телеавтоматического управления движением запрос на предоставление видеозаписи с камер, съемка которых охватывает место аварии и прилегающие дорожные развязки, по которым двигался автомобиль – участник ДТП.