Статья 34. Лица, участвующие в деле о банкротстве
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 34. Лица, участвующие в деле о банкротстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Суд получив заявление о банкротстве, рассматривает данное заявление. По результатам рассмотрения заявления о признании гражданина банкротом суд выносит определение.Определение суда — это вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу. Суд выносит определение о реструктуризации долга или об отказе и дело прекращается. Вопрос о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризацииего долгов должен быть рассмотрен на заседании суда.
Заявление о банкротстве от кредитора
Конкурсный кредитор или уполномоченный орган имеюет право подать заявление о банкротстве гражданина при наличии решения суда о взыскании долга.
Конкурсный кредитор — это кредиторы по денежным обязательствам. Банки, ломбарды, микрофинансовые организации, управляющие компании ЖКХ, иные лица перед которыми имеется долг.
Уполномоченный орган — это федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве. (например налоговая инспекция, мэрия города, областное правительство).
Не требуется решение суда о взыскании долга при банкротстве в связи с неуплатой налогов, долгов по сделкам заверенным нотариусом, по долгам из кредитных договоров с банками, при неуплате алиментов.
Микрофинансовые организации, различные кооперативы, ломбарды, кредиторы по распискам не являются кредитными организациями, они заключают договора займа и следовательно не могут напрямую обращаться в суд с заявлением о банкротстве. Таким кредиторам необходимо получить решение суда о взыскании долга и только после этого они смогут заявить о банкротстве гражданина.
После того как суд вынес определение о признании заявления о банкротстве гражданина должника обоснованным и утвердил финансового управляющего, последний созывает собрание кредиторов. Собрание проводиться в очной или заочной форме. Гражданин в отношении которого введена процедура банкротства имеет право участвовать в очном собрании кредиторов, но правом голоса не обладает. Участие гражданина может быть личным или через представителя. Цель собрания кредиторов — это составление реестра требований кредиторов. Для включения в реестр кредиторы должные предъявить физическому лицу требования о долге в течение 2 месяцев с даты публикации сведений о признании судом заявления о банкротстве обоснованным.
Указанные требования направляются в суд, должнику финансовому управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Должник в течение 15 дней, по истечении 2-х месячного срока, когда кредиторами должны быть предъявлены требования, имеет право представить в суд возражения относительно одного или всех требований. Возражения подаются лично или через представителя. Суд проверяет обоснованность возражений. Требования по которым поступили возражения рассматриваются в судебном заседании. Суд выносит определение об обоснованности требований или возражений и о включении требований в реестр.
Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов направляется судом должнику, финансовому управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю.
Вознаграждение финансового управляющего
Вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов.
Фиксированная сумма вознаграждения выплачивается финансовому управляющему единовременно по завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, независимо от срока, на который была введена каждая процедура.
Выплата фиксированной суммы и суммы процентов осуществляется за счет денежных средств, полученных в результате исполнения плана реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
Финансовый управляющий вправе привлекать других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина. Оплата услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим могут быть признаны судом необоснованными. Заявление в суд об оспаривании сумм может подать гражданин-должник, кредитор. Обязанность доказывания необоснованности привлечения лиц для обеспечения деятельности финансового управляющего и оплаты их услуг возлагается на лицо, обратившееся в суд с заявлением о признании оплаты необоснованными.
Планируется, что торги по реализации имущества будут проводить путем поэтапного повышения или понижения начальной цены на один шаг торгов, то есть на одну величину изменения цены. То есть цена на имущество может падать ровно до того момента, когда кто-то из желающих вызовется это имущество купить.
Как только такая заявка поступает в систему, то фиксируется минимальная цена желающего купить, а далее торги начинаются с новой отсечки. Цена на имущество начинает повышаться. Сделано это для того, чтобы заинтересованные лица не сбивали цену и не покупали квартиры, машины, заводы и пароходы банкрота за бесценок.
Поправки начнут действовать по истечении года со дня опубликования закона в «Российской газете». Проект предусматривает множество переходных положений.
Альтернативный вариант закона о банкротстве от «Справедливой России»
Проект закона о реформе системы банкротства юридических и физических лиц в России был внесен в Госдуму в июне 2021 года, в последний день работы депутатов прошлого созыва. Его автор — народный избранник VII созыва нижней палаты парламента Ирина Чиркова, партия «Справедливая Россия».
Законопроект написан в качестве альтернативы официальным правительственным поправкам в закон «О банкротстве», которые были разработаны Минэкономразвития и внесены в Госдуму в мае 2021 года. Сейчас документ ожидает даты назначения первого чтения.
Совпадения и отличия двух вариантов законопроектов разобрал портал «Федресурс».
В отличие от варианта, предложенного в поправках правительством, депутат Чиркова намерена сохранить сложившиеся на сегодняшний день процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления в процедуре банкротства юрлиц. Согласно же предложениям правительства в ходе реформы должны сохраниться только две процедуры: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация), по аналогии с процессами, которые допустимы при банкротстве физ лиц.
Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ) тоже считает идею отказа от процедур финансового оздоровления и внешнего управления ошибочной. Год назад ГПУ предлагало рассмотреть перспективы отказа от этих двух процедур при банкротстве через два года после вступления поправок в силу. В итоге в варианте правительства в поправках в закон зафиксирован промежуточный вариант: переход к банкротству согласно новым правилам будет растянут во времени.
В течение первых двух лет действия обновленного закона суды будут вправе принимать решения о применении как прежних, так и новых процедур. Это необходимо для адаптации участников рынка к новым правилам, пояснял весной 2021 года глава Минэкономразвития Максим Решетников.
Некоторые идеи законопроектов правительства и «справедливороссов» совпадают. Например, авторы стремятся одинаково изменить систему реализации имущества банкротов. На смену торгам, в ходе которых цена лота растет, должны прийти так называемые «голландские аукционы» с плавающей системой формирования цены. То есть сначала торги проходят в парадигме повышения цены лота.
Но если желающих купить имущество нет, то цена будет снижаться до поступления первого предложения на покупку. После этого торги снова пойдут с упором на рост цены. Но если никто из участников не захочет поднять котировку, то победителем признают того представителя, кто первым озвучил свое предложение.
Есть совпадения в области отбора и назначения арбитражных управляющих для проведения дела о банкротстве. Чиркова, так же как и МЭР, предлагает законодательно ввести механизм случайного выбора финуправляющего. Для чего необходимо разработать и начать применять балльную систему оценки работы этих специалистов.
Есть и существенные разночтения в обоих законопроектах. В варианте от «Справедливой России» зафиксировано требование кардинально изменить систему обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих. Сейчас они обязаны страховать свою ответственность, что фактически приравнено к праву заниматься своей работой для этих специалистов. Внесенный Чирковой проект предусматривает альтернативный способ обеспечения имущественной ответственности.
Предполагается, что будет оформляться аналог банковского кредита — выписка независимой банковской гарантии в качестве страховки. Кроме того, документ допускает, что каждая саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО АУ) может создать свой внутренний целевой фонд для обеспечения ответственности своих членов. «По существу, в данном случае применяется метод резервирования денежных средств (самострахование)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Также проект Чирковой в отличие от правительственного предусматривает ежегодную индексацию фиксированных гонораров управляющих на официальный размер инфляции, который подсчитывает Банк России. «Порядок индексации размера вознаграждения арбитражного управляющего устанавливается регулирующим органом», — сообщается в проекте.
Размер суммы вознаграждения для временного и конкурсного управляющего, к примеру, сейчас составляет 30 тысяч рублей в месяц (и 25 тыс. для финуправляющего при банкротстве физ лиц для каждой процедуры).
Реализация предложений будет «способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в делах о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников», написано в пояснительной записке к проекту.
Если у Вас есть вопросы по поводу законодательства, или долги, от которых Вы хотите избавиться через признание своей финансовой несостоятельности в суде — позвоните сейчас, мы с удовольствием дадим ответы на все вопросы, обеспечим юридическое сопровождение на всех этапах процедуры, а также поможем организовать банкротство в Арбитражном суде.
Наши кредитные юристы проследят за тем, чтобы права гражданина были соблюдены, а суд вынес положительное решение в деле о банкротстве физлица в кратчайшие сроки.
Назначение конкурсного кредитора и его права
Получение статуса «конкурсного кредитора» – это сложный процесс, занимающий много времени и включающий исполнение определенных требований. Большинство банков, СФО и других организаций, участвуя в процессе признания финансовой несостоятельности, стараются войти в их число. Все оттого, что полученный статус дает преимущества и лучшие права для финансовых организаций, целью которых является получение своих средств обратно.
Среди всех прав конкурсного кредитора можно выделить основные:
- подача ходатайств в судебный орган для изменения назначенного этапа производства;
- возможность принять участие и наблюдать за конкурсным производством;
- право запросить замену финансового управляющего;
- возможность для кредитора принять участие в этапе восстановления платежеспособности гражданина или предприятия;
- получение информации и выписок из реестра о наличии у должника обязательств и их размере.
Перечисленными правами обладают только те организации и частные лица, которые подали заявку и успешно прошли регистрацию в реестре.
Непосредственные участники банкротства
Признание несостоятельности гражданина – это длительная процедура, к которой могут относиться разнообразные учредители, представители и защитники законных интересов должника и кредиторов. Существуют непосредственные участники, к числу которых относятся:
- при проверке обоснованности заявления о рассмотрении дела – сам заявитель и другие граждане;
- при рассмотрении существующих долгов и всего, что с ними связано – кредиторы и участники, подающие иски против выдвинутых условий;
- все субъекты, подающие иски, жалобы, ходатайства и апелляции, связанные с проведением процесса и другая сторона (ответчик);
- организация, в которой состоит назначенный арбитражный управляющий.
Судебное производство по делу о БФЛ
Такое производство осуществляет арбитражный суд. Обращаться с заявлением об открытии дела вправе само физическое лицо, его кредиторы, а также гос. структура, облеченная соответствующими полномочиями. Исключение составляют лица, выступающие с требованиями о возмещении ущерба здоровью или жизни, о принудительном взыскании алиментных выплат.
Все категории, лишенные такого права, для предъявления своих требований должны дожидаться состоявшегося признания банкротства должника. Зато их требования остаются в силе даже по окончании данного процесса. Об этом гласит 203 статья 127-го ФЗ.
Следующая статья того же нормативного акта (204) позволяет должнику представить суду план погашения задолженности. В этом приложении к заявлению должны быть отражены:
- планируемый период погашения;
- ежемесячная сумма, выделяемая на выплаты долга;
- ежемесячная сумма, необходимая для жизнеобеспечения должника и его иждивенцев.
Для утверждения судом такого плана нужно согласие кредиторов. Принятие дает возможность приостановить судебное производство на период до 90 дней. В ходе осуществления плана по обоснованному ходатайству какой-либо стороны он может быть изменен.
Последствия признания БФЛ
Уже в процессе выплат по реструктуризации долга банкрот обязан информировать заинтересованные стороны о наличии плана погашения задолженности. Имеется в виду — при оформлении кредита, покупки с рассрочкой и пр. Также, в соответствии со статьей 213.30 127-го Закона, банкрот не вправе:
- до истечения 5 лет скрывать свою несостоятельность при получении кредитов;
- В течение такого же срока после реализации имущества подавать в суд заявление о несостоятельности;
- в течение 3 лет занимать руководящие и управленческие должности;
- 10 лет — занимать аналогичные должности в кредитно-финансовой организации;
- 5 лет — руководить негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями, микрофинансовыми организациями и т.п.
Последние три ограничения обусловлены тем, что факт банкротства гражданина однозначно исключает для него соответствие требованиям деловой репутации.
Федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом
«..В случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности, например при банкротстве градообразующей организации (п. 2 ст. 170), федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника являются лицами, участвующими в деле о банкротстве должника (п. 1 ст. 34).
Указанные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать иные процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве для реализации предоставленных прав (п. 2 ст. 34 Закона о несостоятельности)» (извлечение из письма Минэкономразвития РФ от 03.10.2011 N Д06-4863 («Вопрос: О дополнительных гарантиях защиты прав работников и расширении прав кредиторов по взысканию задолженности по оплате труда и выплате выходных пособий в рамках дела о банкротстве должника-работодателя; об учете интересов муниципальных образований в ходе дел о банкротстве организаций»).
Ограничения в правах во время банкротства
Здесь возникают трудности в следующем:
- на время процедуры закрыт доступ ко всем денежным операциям по счетам и картам, все банковские карты будут под контролем финансового управляющего;
- физлицо более не распоряжается своим имуществом без одобрения управляющего: продать дом или купить машину, находясь в стадии банкротства, невозможно;
- запрещаются все сделки отчуждения, дарения имущества в пользу родных;
- банкрот обязан передать все банковские карты, пароли от «Личных кабинетов» онлайн-банков и электронных счетов арбитражному управляющему;
- запрещен выезд за границу по усмотрению суда.
Согласно п. 1 ст. 61.13, если должник, собственник имущества, учредитель, иное лицо нарушит положения ФЗ № 127, то они обязаны возместить причиненные данным деянием убытки.
П. 2 ст. 61.13 описывает ответственность при фиктивном или умышленном банкротстве. Если субъектом подано заявление на несостоятельность, когда не приняты все необходимые меры, для того, чтобы удовлетворить требования кредиторов и предотвратить банкротство, то он берет на себя не только выплату всех имеющихся денежных обязательств, но и убытки, которые несут участники возбужденного дела.
П. 3 указывает, что в случае, если должник не стал оспаривать несостоятельные требования займодателей, к нему применяются те же санкции, что и в описанных случаях предыдущего пункта.
Когда допускается прекращение процедуры банкротства физического лица
Основания прекращения производства по делу о банкротстве гражданина:
- Заключение мирового соглашения. При этом, согласно п. 6 ст. 213.31 ФЗ № 127-ФЗ, с даты завершения производства по делу в связи с заключением мирового соглашения:
- прекращаются полномочия финансового управляющего;
- гражданин либо третье лицо, участвующее в мировом соглашении, начинает закрывать долги перед кредиторами.
Если должник нарушает условия мирового соглашения, то, на основании п. 7 данной статьи, производство по делу возобновляется и вводится реализация имущества, позволяющая человеку освобождаться от финансовых обязательств.
- Восстановление платежеспособности должника.
- Отказ всех кредиторов, участвующих в процессе рассмотрения дела, от финансовых требований или требований о признании гражданина банкротом.
- Удовлетворение всех притязаний кредиторов, входящих в реестр требований.
- Отсутствие у должника денежных средств, позволяющих компенсировать судебные расходы на проведение процедур в деле. Однако эти средства могут быть предоставлены гражданину третьим лицом, не являющимся кредитором, например, родственником.
- Иные основания, установленные законом, например, непредоставление кандидатуры финансового управляющего в течение трех месяцев с той даты, когда он должен быть утвержден по ФЗ № 127-ФЗ.
Последствия прекращения дела о банкротстве физического лица
Завершение производства по делу позволяет гражданину избежать правовых последствий, установленных ст. 213.30 ФЗ № 127-ФЗ, например, запретов на замещение руководящих должностей. Однако это не касается случаев, когда производство по делу было прекращено в ходе реализации имущества, что вытекает из положений данной статьи.
Если не была введена реализация активов должника, окончание процедуры банкротства позволяет гражданину сохранить в собственности имущество, которое, после установления несостоятельности, ушло бы с молотка.
В целом, последствия для должника определяются основаниями прекращения производства в ходе рассмотрения дела:
- если его платежеспособность была восстановлена, значит, он сможет нести и исполнять финансовые обязательства;
- при заключении мирового соглашения, в дальнейшем нужно соблюдать его условия;
- когда требования кредиторов были признаны необоснованными, это значит, что они больше не вправе предъявлять их к гражданину;
- если все кредиторы отказались от притязаний, то можно говорить о прощении задолженности или других основаниях освобождения человека от обязательств;
- удовлетворение всех требований кредиторов означает, что должник выплатил долги и больше оснований для взыскания задолженности нет.