СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ (БАНКРОТСТВОМ)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ (БАНКРОТСТВОМ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом о банкротстве (ст. 2 Закона о банкротстве).
Конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия) (статья 2 закона о банкротстве).
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает общие требования к порядку выдвижения его кандидатуры и утверждения арбитражным судом (ст.45).
В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и об отмене таких мер, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства.
Административный управляющий имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, а также вправе предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.
Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
Административный управляющий в процессе финансового оздоровления также обязан:
- вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве 2002 г.;
- созывать собрания кредиторов;
- предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
- осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.
Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или прекращается предпринимательская деятельность гражданина. Еще Закон о банкротстве 1992 г. содержал положения, которые регулировали порядок принудительной ликвидации предприятия-должника по решению арбитражного суда. По мнению О.А. Никитиной, «конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом), цели, которой состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга».[12]Стоит заметить, что подобная позиция отражена и в Законе о банкротстве 2002 г.
Эта процедура имеет целью за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной законом очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Таким образом, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
Основанием открытия конкурсного производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Переход к конкурсному производству возможен не только после внешнего управления (ситуация, при которой должник поступательно переходит из одной процедуры в другую и все-таки признается банкротом), но и после наблюдения либо финансового оздоровления.
Срок конкурсного производства не может превышать один год, арбитражный суд вправе продлить этот срок еще на шесть месяцев (п.2 ст.124 Закона о банкротстве 2002 г.). При необходимости в исключительных случаях, например при возврате имущества и денежных средств должника, находящихся за границей, представляется логичным, что арбитражный суд вправе продлить срок конкурсного производства сверх 18 месяцев. Таким образом, Закон о банкротстве 2002 г. хотя и вводит определенные сроки проведения конкурсного производства, в то же время не фиксирует предельно допустимой продолжительности данной процедуры
Правовые последствия введения конкурсного производства
Закон о банкротстве 2002 г. четко закрепляет правовые последствия открытия конкурсного производства, которые в значительной степени изменяют правовое положение должника.
Во-первых, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей.[13]
Во-вторых, после открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника.
В-третьих, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Понятие коммерческой тайны и перечень сведений, ее составляющих, определены ст.139 ГК РФ и положениями Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Статья 139 ГК РФ содержит определение коммерческой тайны: это информация, имеющая реальную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам при отсутствии к ней свободного доступа на законном основании и принятии обладателем мер к охране ее конфиденциальности.
В-четвертых, вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам.
Преимущества конкурсного кредитора
Какой бы сложной не была процедура получения статуса «конкурсного кредитора», большая часть предприятий предпочитает находиться в этом реестре, чем быть за его пределами. Это обусловлено тем, что такой статус дает определенные права, которые помогают востребовать имеющуюся задолженность с предприятия-банкрота.
Права конкурсного кредитора заключаются в следующем:
- право потребовать замену арбитражного управляющего (человека, назначенного судом для проведения процедуры конкурсного производства);
- право обратиться с ходатайством в суд на замену назначенной процедуры;
- право учувствовать в наблюдении за конкурсным производством;
- право запросить выписку из конкурсного реестра с данными о составе и размере выявленных обязательств;
- право принимать участие в процедуре восстановление платежеспособности банкрота.
Более полный перечень прав конкурсного кредитора представлен в главе 12 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)».
Стоит отметить, что данными правами обладает только тот кредитор, который был занесен в конкурсный реестр.
Но и среди конкурсных кредиторов могут быть выявлены лидеры, которым предоставляется право на самые выгодные условия погашения имеющейся задолженности.
Если в суде юридическое лицо будет признано банкротом, оно должно будет быть ликвидировано.
При этом, согласно законодательству, ликвидация может произойти во всех организациях, кроме:
- казенного учреждения;
- политической партии;
- религиозной организации.
При этом на законодательном уровне также предусматриваются и другие процедуры, помимо ликвидации:
- наблюдение;
- оздоровление;
- внешнее управление.
С того момента, как организация будет признана банкротом, наступят следующие правовые последствия:
- начинается срок исполнения возникших до начала конкурсного производства всех денежных обязательств и обязательных платежей.;
- прекращается начисление разнообразных штрафов и процентов;
- прекращаются полномочия руководителя данной организации и всех прочих органов;
- управление организацией должно осуществляться специальным конкурсным управляющим, который был назначен арбитражным судом.
Согласно положениям упомянутого ФЗ, в деле о несостоятельности вправе принимать участие следующие субъекты:
- непосредственно задолжавшее лицо – то есть человек или организация, имеющие неисполненные обязательства перед кредиторами или государственными органами. Заявление о несостоятельности подается им самостоятельно, однако оно должно иметь подтверждение неплатежеспособности;
- кредиторы – лица или органы, имеющие требования финансового характера к должнику, они обязательно объединяются в единый орган (собрание);
- арбитражный управляющий, назначенный судебным органом для ведения хозяйственной деятельности должника с целью улучшения его финансового положения, а также погашения взятых займов и иных задолженностей;
- органы исполнительной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ (чаще всего речь идет о налоговых инспекциях);
- органы МСУ;
- лицо, предоставившее финансовое обеспечение для оздоровления;
- иные уполномоченные на то органы.
Указанный ФЗ определяет правовой статус участников процесса признания банкротом. Кроме того, в нем указаны полномочия и обязанности субъектов, которые являются ответчиками по делам о привлечении к субсидиарной ответственности.
Отдельно следует отметить статью под номером 35, где перечислены те, кто участвует непосредственно в процессе по делу о несостоятельности. К данным лицам относятся представители:
- сотрудников должника, то есть кто-либо от трудового коллектива задолжавшей компании;
- владельца имущества организации;
- учредителей компании;
- собрания кредиторов.
Если дело связано с государственной тайной, в разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде вступают представители федерального органа, отвечающего за безопасность. Также участвовать вправе в отдельных, прямо предусмотренных законом случаях иные лица и органы исполнительной власти субъекта РФ, либо муниципальные органы власти.
Действия от лица конкурсных кредиторов осуществляются собранием. С точки зрения суда оно считается правомочным, если на нем присутствовало более половины лиц, включенных в реестр. Протокол собрания отправляется в суд не позднее 5 рабочих дней после его проведения.
Признаки неплатежеспособности юридического лица
Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:
- неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
- недостаточное количество имущества и активных средств.
Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:
- временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
- хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
- абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.
Назначение конкурсного кредитора и его права
Получение статуса «конкурсного кредитора» – это сложный процесс, занимающий много времени и включающий исполнение определенных требований. Большинство банков, СФО и других организаций, участвуя в процессе признания финансовой несостоятельности, стараются войти в их число. Все оттого, что полученный статус дает преимущества и лучшие права для финансовых организаций, целью которых является получение своих средств обратно.
Среди всех прав конкурсного кредитора можно выделить основные:
- подача ходатайств в судебный орган для изменения назначенного этапа производства;
- возможность принять участие и наблюдать за конкурсным производством;
- право запросить замену финансового управляющего;
- возможность для кредитора принять участие в этапе восстановления платежеспособности гражданина или предприятия;
- получение информации и выписок из реестра о наличии у должника обязательств и их размере.
Перечисленными правами обладают только те организации и частные лица, которые подали заявку и успешно прошли регистрацию в реестре.
Какими правами обладают участники процесса банкротства
Все основные и иные лица, указанные в законе о банкротстве, наделены определенными правами и полномочиями. Указанные ранее субъекты, относящиеся к делу о банкротстве, имеют право:
- формулировать и задавать интересующие их вопросы, касающиеся разбирательства;
- просматривать зарегистрированные документы по делу – их можно скопировать или запросить выписку;
- предоставлять суду новые доказательства по делу банкротства и знакомиться с существующими;
- составлять и направлять различные жалобы, ходатайства по делу и получать уведомления о других жалобах.
Последствия банкротства юридического лица
Официальное признание банкротом юридического лица влечет за собой исключение компании-должника из Единого госреестра (ЕГРЮЛ) с полным завершением финансово-хозяйственной деятельности. В процессе банкротства применяются действия по финансовому оздоровлению с целью реанимации компании, погашения долгов и возврата к прибыльному функционированию.
К основным последствиям признания банкротом юридического лица можно отнести:
- Соразмерное погашение предъявленных кредиторами требований;
- Полное списание оставшихся долгов при отсутствии средств для их погашения;
- Ликвидацию фирмы из ЕГРЮЛ.
Кого не могут назначить управляющим
Сам процесс выбора и назначения строго регламентируется российским законодательством. Предложить кандидатуру может тот субъект, которой и подал заявление на рассмотрение дел о банкротстве. Утвердить управляющего имеет право только арбитражный судья.
Перед утверждением происходит тщательная проверка кандидата через запрос в СРО. Это некоммерческая организация, которая координирует работу и все действия арбитражных управляющих. Ст. 22 четко прописывает права и обязанности этой саморегулируемой организации. В течение 2 недель СРО должно предоставить суду все необходимые сведения о соискателе.
К арбитражному управляющему предъявляют ряд требований:
- быть гражданином РФ
- не иметь судимости за умышленные правонарушения
- иметь высшее экономическое или юридическое образование
- дополнительно сдать экзамен на должность управляющего (теоретическую часть)
- пройти стажировку как помощник
- иметь опыт работы руководителем
- быть членом СРО
- не быть банкротом
Несоответствие хотя бы одному из перечисленных требований может служить причиной не назначения.
Помимо этого управляющим не могут назначить лицо, которое:
- дисквалифицировано на работе (есть лишение прав занимать руководящую должность)
- заинтересовано либо стороной кредиторов, либо должника
- не застраховало свою ответственность от того, что можно причинить убыток третьему лицу
- не имеет доступ к гостайне (если процесс это предполагает)
А также лицо, которое само является должником, т.е. не возместило взятые обязательства (либо возместило частично).
К основным участвующим в деле о банкротстве лицам (основным участникам дела о банкротстве), которые также признаются непосредственными участниками всех обособленных споров в судах всех инстанций, Пленум ВАС относит [1]:
- должника (в процедурах наблюдения и финансового оздоровления, а гражданина-должника — во всех процедурах банкротства);
- арбитражного управляющего;
- представителя собрания (комитета) кредиторов (при наличии у суда информации о его избрании);
- представителя собственника имущества должника — унитарного предприятия или представителя учредителей (участников) должника (в процедурах внешнего управления и конкурсного производства) (при наличии у суда информации о его избрании).