Каким будет повышение зарплат бюджетников РФ в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каким будет повышение зарплат бюджетников РФ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хотя чаще всего в контексте ежегодной индексации упоминается именно зарплата бюджетников, подвысить выплаты сотрудникам в 2023 году должны все работодатели. Такая норма прописана в статье №134 ТК РФ. Для россиян это очень хорошие новости, тогда как владельцам различных фирм и компаний стоит задуматься, ведь нарушение новой нормы влечет за собой санкции в виде штрафов.
Важно! В 2023 году минимальная зарплата как для бюджетников, так и для сотрудников, работающих в частных компаниях по контракту, может возрасти до 16 242 рублей. В августе 2022 года в Госдуму также внесли законопроект о повышении МРОТ до 30 000 руб., но вероятнее всего такое существенно увеличение минимальной планки официально не примут.
Напомним, что последний раз МРОТ пересматривали летом 2022 года. С учетом июньского повышения показатель был 15 279 руб., а на начало года – всего 13 890 руб. Таким образом, получается, что суммарный рост МРОТ за год составит 16,9%. При этом Росстат дает официальные данные о том, что медианна заработная плата в России во втором полугодии 2022 года составляла около 40 245 рублей, что на 42% выше действовавшего МРОТ.
Если повышение зарплаты бюджетникам, запланированное в 2023 году, регламентировано государством, то все остальные работодатели могут выбрать оптимальный для их компании вариант:
- индексация, при которой реальный оклад сотрудников будет больше МРОТ;
- введение ежемесячной доплаты (если повышенный оклад окажется меньше нового МРОТ).
Минфин запланировал индексацию зарплат бюджетников на ₽1 трлн за три года
Министерство финансов планирует направить 1,006 трлн руб. на индексацию зарплат работникам бюджетной сферы в ближайшие три года. Это следует из методики расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023–2025 годы, которую изучил РБК. Размер ассигнований почти в два раза превышает запланированный на эти же цели объем в 2022–2024 году, который оценивался в 579 млрд руб.
В 2023 году за счет индексации оклады бюджетников вырастут на 104,7 млрд руб., в 2024 году — на 359 млрд руб., а в 2025 году — на 541,7 млрд руб., уточняется в материалах Минфина.
В абсолютном выражении больше всего средств на горизонте трех лет планируется направить военным — их зарплаты проиндексируют в сумме на 547 млрд руб. Далее по размеру ассигнований на индексацию оказались работники федеральных государственных учреждений — им планируется выделить 280 млрд руб. за три года. Зарплаты гражданских госслужащих увеличат на 120 млрд руб., судей — на 27,8 млрд руб., а прокуроров — на 22,3 млрд руб.
Военнослужащим планируется проиндексировать денежное довольствие в соответствии с прогнозными темпами инфляции — на 6,1% в 2023 году и на 4% в 2024 и 2025 годах, говорится в материалах Минфина. Использован официальный прогноз Минэкономразвития, одобренный в мае 2022 года, который предусматривает, что инфляция на конец 2023 года замедлится до 6,1% по сравнению с 17,5% в 2022-м (как правило, этот прогноз уточняется к началу осени, когда верстается бюджет). Бюджетникам, которые попали в старые «майские указы» президента (работникам федеральных госучреждений — учителям, социальным работникам, младшему и среднему медицинскому персоналу) оклады увеличат на ожидаемый темп роста средней номинальной зарплаты по стране, то есть на 9,9% в 2023 году, 7,7% в 2024 году и 6,5% в 2025 году.
Минфин не раскрывает общего количества сотрудников, которых затронет индексация довольствий и зарплат. РБК направил запрос в Минфин.
Как происходит индексация зарплат бюджетников
Трудовой кодекс обязывает работодателей индексировать зарплату, однако не предписывает конкретные механизмы и периодичность.
Неудивительно, что единого сценария повышения зарплат для бюджетников нет: в хорошие годы власти стараются производить ее ежегодно, и то во второй половине года, что позволяет несколько сэкономить, в плохие — делают перерыв.
Например, в 2021 году индексация зарплат государственных федеральных служащих не проводилась, напоминает эксперт. Кроме того, приостановка индексации зарплат чиновников применялась в 2014, 2015 и 2016 годах на фоне кризиса и нехватки денег в бюджете. Нерегулярно проводится индексация зарплат у категорий бюджетников, оказавшихся за пределами майских указов 2012 года.
Размер индексации учитывает уровень инфляции, а также то, к какой категории относится бюджетник. «Если, например, по каким-либо причинам — политическим или экономическим — приоритетной группой выбираются силовики, то им индексация производится в первую очередь. Крайне редко бывает так, что выплаты назначаются сразу всем категориям работников бюджетной сферы».
Есть отличия и в том, в ведении федеральных или региональных властей находится работник — последние имеют право принимать решения об индексации самостоятельно и финансировать ее из бюджета субъекта.
В России традиционно большинство социальных выплат индексируют по прогнозной инфляции, а не по фактической. За счет этого бюджет экономит деньги в годы после роста потребительских цен, опередившего прогноз. Осенью 2021 года президент Владимир Путин поручал проиндексировать все соцвыплаты, финансируемые из федерального бюджета, по фактической инфляции 2021 года, которая оказалась выше прогноза из-за резкого удорожания продовольствия в мире.
Это было разовое решение. В целом же идея привязать рост социальных выплат к фактической инфляции обсуждалась еще в 2015 году.
Предлагаемые Минфином изменения не очень масштабны.
«По сравнению с действующей версией бюджета на 2023 год к 2025 году расходы на оплату труда вырастут менее чем на 15%. Согласно базовому прогнозу социально-экономического развития инфляция на конец 2023 года составит более 6% и выйдет на уровень 4% лишь к концу 2024 года. В совокупности это означает крайне ограниченный рост фонда оплаты труда федеральных бюджетников в ближайшие годы в реальном выражении», — отмечает эксперт.
Согласно материалам ведомства в 2023–2025 годах общие расходы федерального бюджета на оплату труда составят 4,2 трлн, 4,6 трлн и 4,8 трлн руб. соответственно.
Общий фонд оплаты труда в секторе госуправления в 2020 году рейтинговое агентство НКР оценивало (по данным ФНС об отчислениях НДФЛ) примерно в 3,6 трлн руб. По данным Казначейства, в том же году расходы федерального бюджета на выплаты персоналу государственных органов составили 795 млрд руб., на выплаты персоналу «в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны» — 1,95 трлн руб.
Численность бюджетников может меняться от года к году, в том числе в связи с окончанием действия программ и завершением мероприятий, что учитывается при планировании.
По его мнению, Министерство финансов в целом традиционно консервативно подходит к принятию расходных обязательств на будущие годы. Минфин может быть не уверен в объемах налоговых поступлений в бюджет.
Надежда, что все вернется на круги своя, есть только на 2025 год, поэтому именно в этот период запланирована самая масштабная индексация, полагает он.
«Проектировкам Минфина на 2023 год вполне можно верить, они отражают современные экономические реалии. В 2024 году и 2025 году возможны серьезные корректировки».
С 1 октября миллионы бюджетников ждет повышение зарплаты: кто и сколько получит?
Региональные власти начали объявлять о размере повышения зарплаты бюджетникам с 1 октября. В некоторых сферах оклады повысят и в частных компаниях.
Кого ждёт прибавка и сколько она составит?
С 1 октября планируется проиндексировать заработную плату тех категорий госслужащих, которые не попали в списки из майских указов. В частности, гражданских служащих МЧС, сотрудников Роспотребнадзора, Росстандарта и других учреждений социальной сферы. Также под октябрьскую индексацию подпадают довольствия военнослужащих и силовиков. Об этом рассказал первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Остальные профессиональные группы ожидают индексации с начала января 2023 года. Это будет как раз касаться всех категорий, обозначенных в майских указах.
«Уровень индексации определяется из чёткого расчёта уровня инфляции. Главной целью прибавки является как раз сохранение уровня доходов населения, то есть компенсация инфляционных потерь», — отметил Павел Сигал.
На региональном уровне уже начали сообщать о конкретных размерах прибавки к зарплате бюджетников. В целом они колеблются от 4 до 6 %. Так, с 1 октября 2022 года заработная плата работников региональных учреждений бюджетной сферы Владимирской области вырастет на 6,1 %. Глава региона уже подписал соответствующее распоряжение. Кстати, органам местного самоуправления рекомендовали принять аналогичные меры и для увеличения оплаты труда работников муниципальных учреждений. Дополнительные деньги на эти цели муниципалитеты получат из областного бюджета.
«Таким образом, зарплату повысят работникам образовательных учреждений, сферы здравоохранения, культуры, социального обеспечения, а также лесного и сельского хозяйства. Распоряжение не распространяется на государственных и муниципальных служащих», — пояснила юрист Елена Кузнецова.
С 1 октября 2022 года на 4 % вырастут должностные оклады и ставки зарплаты всех работников государственных учреждений Ростовской области. Это затронет более 51 тысячи работников 460 учреждений бюджетной сферы, а также обслуживающего и технического персонала государственных органов региона. Индексация зарплаты проходит в соответствии с областным законом об областном бюджете.
💁♂️ Действующий МРОТ
МРОТ является установленным законом минимумом зарплаты, ниже которого работодатель не имеет права платить работнику – при условии, что человек занят на условиях полного рабочего дня и выполняет нормы выработки целиком. Кроме того, он же используется для расчётов некоторых социальных выплат.
До 2021 года МРОТ рассчитывался исходя из стоимости продуктовой корзины и прожиточного минимума в среднем по России. С 1 января 2021 года был введён другой метод расчётов: теперь этот минимум составляет 42% от срединного значения зарплаты по Российской Федерации за прошлый год с учётом региональных особенностей.
Посмотрите, как менялся МРОТ:
- с 1 января по 31 декабря 2019 года – 11 280 рублей;
- с 1 января по 31 декабря 2020 года – 12 130 рублей;
- с 1 января по 31 декабря 2021 года – 12 792 рубля.
Единая система оплаты труда в РФ
На протяжении многих лет из-за внесения в Трудовой кодекс Российской Федерации различных поправок, оплата труда работников бюджетной сферы во многом регулировалась самими организациями на местах. В результате люди, которые работали на одинаковых должностях в разных субъектах РФ, могли получать существенно отличающиеся заработные платы. В следующем году оплата труда в бюджетной сфере будет включать в себя три базовые составляющие: оклад (не менее семидесяти процентов), компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (премия).
Заработная плата конкретно взятого сотрудника должна зависеть от его квалификации, уровня сложности выполняемой работы, фактически отработанного времени и официально принятых норм продолжительности рабочей недели.
Таблица окладов на 2022 год
Вот актуальная таблица окладов бюджетников в 2022 году (показатели действуют до октябрьского повышения):
Область, город или республика |
Здравоохранение |
Образование |
Соцслужба |
Библиотеки, архивы, музеи и прочие объекты культуры |
Научные исследования и разработки |
---|---|---|---|---|---|
Белгородская |
25 581 |
22 868 |
19 427 |
23 546 |
34 069 |
Брянская |
21 733 |
19 229 |
14 266 |
19 418 |
29 505 |
Владимирская |
25 973 |
22 810 |
21 478 |
25 740 |
44 239 |
Воронежская |
24 203 |
23 521 |
17 409 |
22 984 |
53 949 |
Ивановская |
22 165 |
19 588 |
17 804 |
18 456 |
29 908 |
Калужская |
29 486 |
26 394 |
20 981 |
26 754 |
56 012 |
Костромская |
21 479 |
18 765 |
14 602 |
18 655 |
23 812 |
Курская |
22 760 |
20 791 |
19 287 |
21 665 |
36 722 |
Липецкая |
22 955 |
21 380 |
19 917 |
22 430 |
32 746 |
Московская |
47 260 |
43 658 |
41 976 |
42 016 |
65 932 |
Орловская |
22 875 |
20 510 |
15 586 |
21 187 |
19 105 |
Рязанская |
23 687 |
23 021 |
17 730 |
23 355 |
58 023 |
Смоленская |
23 484 |
19 932 |
15 507 |
21 113 |
51 783 |
Тамбовская |
21 901 |
19 304 |
16 270 |
20 041 |
20 960 |
Тверская |
23 989 |
21 763 |
17 513 |
21 242 |
42 407 |
Тульская |
27 828 |
24 141 |
22 660 |
28 058 |
42 395 |
Ярославская |
26 176 |
24 417 |
19 814 |
22 267 |
33 831 |
Москва |
65 460 |
74 393 |
65 284 |
65 634 |
82 296 |
Карелия |
32 077 |
25 335 |
20 255 |
28 704 |
39 940 |
Коми |
36 574 |
29 924 |
25 868 |
35 636 |
71 171 |
Архангельская |
34 186 |
29 924 |
27 848 |
35 462 |
81 352 |
Ненецкий автономный округ (Архангельская область) |
69 392 |
53 202 |
59 438 |
61 502 |
67 525 |
Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа) |
32 657 |
28 397 |
25 396 |
32 885 |
81 415 |
Вологодская |
25 476 |
23 003 |
21 068 |
26 140 |
57 092 |
Калининградская |
31 417 |
27 415 |
23 343 |
26 345 |
47 178 |
Ленинградская |
35 710 |
33 904 |
31 347 |
32 539 |
59 279 |
Мурманская |
42 850 |
36 629 |
39 949 |
41 676 |
55 437 |
Новгородская |
26 465 |
22 803 |
20 753 |
25 501 |
51 414 |
Псковская |
23 284 |
18 961 |
16 416 |
19 922 |
19 676 |
Санкт-Петербург |
55 447 |
49 825 |
44 613 |
50 134 |
77 091 |
Адыгея |
21 297 |
19 852 |
16 172 |
20 755 |
43 605 |
Калмыкия |
19 669 |
18 295 |
14 730 |
16 330 |
21 979 |
Крым |
25 693 |
24 699 |
24 068 |
22 477 |
28 740 |
Краснодарский край |
27 406 |
24 996 |
21 902 |
23 517 |
40 054 |
Астраханская |
24 768 |
21 302 |
17 719 |
22 606 |
30 714 |
Волгоградская |
24 782 |
22 209 |
20 335 |
23 640 |
56 720 |
Ростовская |
24 741 |
22 169 |
19 284 |
21 217 |
52 147 |
Севастополь |
27 350 |
26 021 |
25 133 |
26 489 |
35 313 |
Дагестан |
21 292 |
16 658 |
13 395 |
13 463 |
27 422 |
Ингушетия |
20 601 |
19 340 |
14 198 |
17 972 |
21 061 |
Кабардино-Балкарская |
21 123 |
18 703 |
16 478 |
12 312 |
25 172 |
Карачаево-Черкесская |
19 784 |
17 861 |
16 984 |
16 236 |
38 915 |
Северная Осетия — Алания |
20 417 |
18 975 |
16 890 |
15 882 |
25 649 |
Чеченская |
22 571 |
18 275 |
18 391 |
12 544 |
26 163 |
Ставропольский край |
25 388 |
20 879 |
18 763 |
20 736 |
28 864 |
Башкортостан |
27 906 |
24 005 |
19 396 |
20 894 |
65 214 |
Марий Эл |
20 248 |
19 010 |
14 271 |
19 517 |
46 285 |
Мордовия |
22 440 |
19 827 |
16 814 |
18 879 |
33 122 |
Татарстан |
26 912 |
25 723 |
21 101 |
23 912 |
54 078 |
Удмуртская |
26 223 |
21 826 |
19 813 |
23 468 |
34 601 |
Чувашия |
22 839 |
19 542 |
16 034 |
18 749 |
48 063 |
Пермский край |
27 768 |
26 854 |
23 250 |
23 474 |
54 335 |
Кировская |
24 345 |
19 478 |
15 591 |
19 165 |
36 936 |
Нижегородская |
25 752 |
26 767 |
20 752 |
25 128 |
59 649 |
Оренбургская |
24 387 |
20 701 |
18 446 |
21 903 |
33 573 |
Пензенская |
25 840 |
22 085 |
18 017 |
22 510 |
52 311 |
Самарская |
26 429 |
26 043 |
19. 373 |
23 681 |
43 867 |
Саратов��кая |
21 357 |
18 940 |
17 001 |
19 016 |
36 738 |
Ульяновская |
21 796 |
21 776 |
18 867 |
20 970 |
48 827 |
Курганская |
22 728 |
19 305 |
16 886 |
19 174 |
34 951 |
Свердловская |
32 310 |
28 781 |
24 594 |
30 247 |
45 601 |
Тюменская |
50 746 |
46 938 |
41 873 |
51 316 |
94 372 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (Тюменская область) |
56 312 |
49 143 |
47 810 |
50 627 |
81 757 |
Ямало-Ненецкий автономный округ (Тюменская область) |
73 754 |
61 110 |
61 019 |
78 438 |
10 719 |
Тюменская (кроме Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа) |
33 927 |
35 979 |
30 687 |
33 236 |
98 423 |
Челябинская |
28 869 |
25 440 |
22 988 |
26 376 |
51 292 |
Алтай |
25 786 |
19 930 |
14 527 |
21 162 |
22 183 |
Бурятия |
29 159 |
26 351 |
22 244 |
23 022 |
42 129 |
Тыва |
26 558 |
21 707 |
17 313 |
23 784 |
41 086 |
Хакасия |
28 353 |
24 697 |
20 761 |
23 300 |
56 413 |
Алтайский край |
22 023 |
17 347 |
15 728 |
15 312 |
33 369 |
Забайкальский край |
27 584 |
22 944 |
19 956 |
20 964 |
31 741 |
Красноярский край |
31 980 |
30 766 |
23 909 |
27 771 |
54 870 |
Иркутская |
31 955 |
27 344 |
28 570 |
31 056 |
53 384 |
Кемеровская |
26 477 |
24 797 |
19 123 |
22 035 |
60 530 |
Новосибирская |
30 232 |
27 526 |
23 872 |
24 784 |
47 047 |
Омская |
26 011 |
23 454 |
17 736 |
21 674 |
42 731 |
Томская |
30 476 |
33 821 |
22 264 |
28 988 |
52 253 |
Саха (Якутия) |
48 794 |
45 528 |
41 854 |
44 382 |
66 815 |
Камчатский край |
60 507 |
53 147 |
52 368 |
51 900 |
68 167 |
Приморский край |
34 225 |
32 384 |
27 371 |
27 896 |
48 746 |
Хабаровский край |
39 396 |
32 424 |
31 509 |
33 405 |
50 086 |
Амурская |
30 391 |
26 973 |
23 521 |
28 957 |
64 174 |
Магаданская |
57 781 |
48 252 |
53 235 |
49 009 |
68 410 |
Сахалинская |
58 283 |
50 160 |
50 145 |
52 825 |
77 586 |
Еврейская автономная область |
30 176 |
25 268 |
22 558 |
22 802 |
37 734 |
Чукотский автономный округ |
83 239 |
73 041 |
74 313 |
72 767 |
68 158 |
Как будут проводить индексацию зарплат в регионах
Каждый работодатель обязан проводить индексацию заработной платы своих сотрудников. Чтобы реальная зарплата сотрудника не обесценивалась инфляцией. Данная норма отражена в 130 статье Трудового Кодекса РФ.
Независимо от формы собственности, вида деятельности и масштабов бизнеса, работодатель обязан повышать зарплату своим подчиненным.
Если организация не относится к бюджетной сфере, то индексация зарплаты может проводиться в сроки, указанные во внутренних документах фирмы — либо в начале года, либо в другое время. Основное требование — проводить эту процедуру каждый год.
По указу Президента РФ с 1 июля следует увеличить зарплату на 10 %.
Если организация испытывает финансовые трудности, то повышение зарплаты можно отодвинуть до лучших времен. однако, в локальных документах фирмы должно быть четко прописано, при каких финансовых обстоятельствах она может увеличивать оплату труда сотрудников, а при каких — нет.
В шести регионах России введут новую оплату труда для учителей
С 1 сентября 2022 года шесть пилотных регионов РФ с государственной поддержкой перейдут на новую систему оплаты труда учителей, сообщил врио директора департамента госполитики и управления в сфере общего образования Минпросвещения Максим Костенко.
«С 1 сентября 2022 года шесть пилотных направлений поддержки и сопровождения будут переведены на новую систему оплаты труда. Проект постановления сегодня активно обсуждается в Правительстве Российской Федерации. И мы надеемся, что в ближайшее время его контуры будут ясны и представлены для широкого обсуждения, чтобы провести не только анализ данных и выявить эти недостатки и предложения по их устранению, но и включение новых регионов и переход пилотных регионов на новую платежную систему», — сказал Костенко.
По его словам, основными предложениями нового подхода станут повышение ставок для привлечения в профессию молодых специалистов, разумная дифференциация по уровню квалификации и единая шкала оплаты труда.
В пилотном проекте примут участие 152 организации. Участники эксперимента вызвались добровольцами и проявили интерес к проекту. Согласно материалу Министерства образования, представленному на заседании Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации, пилотными регионами станут следующие области:
- Белгородская;
- Кировская;
- Нижегородская;
- Ярославская;
- Сахалинская;
- Республика Мордовия.
В проекте примут участие школы, детские сады, университеты и организации, предоставляющие дополнительное образование для детей.
Дополнительные выплаты
Дополнительно бюджетникам будут проиндексированы все доплаты к окладу. к таким надбавкам, к примеру, можно отнести доплаты за работу во внеурочное время.
В ряде регионов те профессии, которые не будут индексироваться получат единоразовые выплаты. Так, например, в Калининградской области, учителя получат по 12 тыс. руб., а остальные работники сферы образования по 6 тыс. руб. В Тверской области выплаты тем же категориям граждан составят по 10 и 5 тыс. руб. А в Псковской области учителя и воспитатели получат по 2,5 тыс. руб.
То есть каждый регион, на свое усмотрение и по своим возможностям может определиться, какую сумму выплатить тем или иным категориям профессий.
Как получают зарплаты бюджетники?
В большинстве случаев и должностей в бюджетной сфере в Казахстане заработные платы определяются по уровню должностного оклада и ряда коэффициентов, среди которых можно выделить стаж, квалификацию, наличие штата в подчинении и других факторов. Сам оклад устанавливается властями, не взирая на МЗП и прочие показатели в экономике страны.
Напомним, что Минтруд РК в рамках бюджета установил, что для гражданских служащих повышение размера БДО не предусмотрено и останется на уровне 17697 тенге. Таким образом индексация показателя не происходит с 2016 года и по сей день, тем не менее рост зарплат идет за счет точечных повышений на определенную величину и за счет стимулирующих и премиальных выплат, а также благодаря тому, что базовая окладная часть устанавливается выше положенного по законодательству.
Стоит принимать во внимание, что гражданский служащий и работник бюджетной сферы — это не совсем одно и тоже. Госслужащие относятся к бюджетникам, а вот помимо них в эту сферу входят учителя, врачи, сотрудники полиции и так далее. Как раз их заработные платы и зависят от показателя МЗП, установленного правительством показателя средней оплаты труда по той или иной должности и ряда повышающих коэффициентов.