В чем разница переподготовки и повышение квалификации персонала?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем разница переподготовки и повышение квалификации персонала?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 60 Федерального закона № 237-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации.

Что такое повышение квалификации?

Повышение квалификации относится к одному из видов профессионального образования. Образовательные программы разрабатываются для актуализации профессиональных специалистов в соответствии с изменяющимися требованиями к уровню квалификации. Список профессий и должностей, по которым производится профессиональное обучение формирует и утверждает Минобрнауки РФ.

Регулирование периодичности повышения квалификации находится в компетенции работодателя и устанавливается по мере производственной необходимости. При этом процедура должна проводиться не реже одного раза в 5 лет. Из этого правилах есть исключения. Так, для учителей, госслужащих, бухгалтеров, судей, оценщиков установлена периодичность повторного обучения — один раз в 36 месяцев, а для аудиторов — один раз в год.

Существуют профессии, где совершенствование компетенций выступает обязательным условием дальнейшего развития карьеры. К ним относятся педагоги, медицинские работники, бухгалтеры, специалисты в области фармацевтики и др.

Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.

Вот этапы, на которых доступно получение ДПО:

  • СПО — среднее профессиональное, куда можно пойти после окончания средней школы;
  • бакалавриат и специалитет, доступные после окончания старшей школы, то есть курса 11 классов;
  • магистратура, доступная после окончания бакалавриата или специалитета;
  • аспирантура, куда поступают с дипломом магистра или специалиста.

Рассмотрев общие черты, можно переходить к различиям. А они – в самой сути. Так, профессиональная переподготовка, согласно определению в законе (273-ФЗ, ст. 73, п. 2) – это процесс получения новой профессии лицом, уже имеющим специальность и занимающим должность в соответствии с ней.

Необходимость такого переобучения может возникать как на уровне работодателя (открытие нового производства, внедрение других технологий), так и на уровне самого специалиста (внутренняя мотивация). Соответственно, инициировать поступление на обучение может наниматель или работник.

Что двигает первым, понятно (потребности бизнеса). А в каких случаях ратовать за ускоренный курс освоения новой специализации может сотрудник? Здесь все просто:

  • он хочет сменить род деятельности;
  • ему изначально не нравится имеющаяся профессия;
  • есть желание расширить компетенции, освоив смежный профиль (например, из-за опасений, что скоро его знания и навыки потеряют в спросе на рынке труда).

Кто, что и сколько времени изучает

Кстати, такой вид дополнительного профобразования «показан» не только рядовым или ключевым сотрудникам компаний или государственных ведомств, но и руководителям. И проходится он не только в установленные сроки, но и при наступлении определенных событий. Например, для вступления в саморегулируемую организацию обязательно проведение аттестации и повышение квалификационного уровня работников компании (будущего члена СРО).

Читайте также:  Статья 43. Изменение и расторжение брачного договора

Что до сроков, то занимает курс значительно меньше времени, чем проф. подготовка. Минимальная длительность учебы – 16 часов. Это совсем короткий вариант. Чаще учиться нужно не менее 1–2 месяцев.

Выбор конкретного направления курсов на том или ином этапе становления сотрудника зависит:

  • от его уровня образования;
  • качества подготовки;
  • опыта;
  • наличия специальных знаний (если работа, в которой он задействован/будет задействован, требует их).

ПП – аббревиатура «профессиональная переподготовка». ПК – «повышение квалификации»».
Профессиональная переподготовка – это вид дополнительного профессионального образования, который позволяет специалисту сменить свою профессию или специальность. Например, инженер-проектировщик может переучиться на маркшейдера. Другими словами, переподготовка – это сокращенная версия второго высшего или второго средне-специального профессионального образования. Вместо того, чтобы получать вторую специальность в ВУЗе, можно просто пройти переподготовку. Это дешевле и экономит время. Получать второе высшее образование можно, если слушатель желает заниматься наукой.

Курсы профессиональной переподготовки включают программы с нагрузкой от 250 академических часов и более. По окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке, дающий право заниматься новой профессиональной деятельностью.

Повышение квалификации – это способ усовершенствования знаний и навыков специалистов. Технологии меняются, ежегодно в отраслях вводятся новые требования и стандарты. Для того, чтобы быть в курсе этих изменений, необходимо проходить курсы повышения квалификации. По профстандартам и квалификационным характеристикам некоторые специалисты обязаны проходить такие курсы с определённой периодичностью: например, учителя – каждые 3 года, врачи – каждые 5 лет.

Курсы повышения квалификации включают учебные программы с нагрузкой от 16 часов до 249 часов. По завершении обучения выдается удостоверение о повышении квалификации и, если это необходимо по ведомственным нормативным актам, сертификаты или аттестационные листы. Одной из разновидностей курсов повышения и усовершенствования являются семинары и вебинары.

Длительность курса обучения зависит от нескольких факторов.

Во-первых, от того, какой тип получения дополнительного образования вы получаете: курс повышения квалификации или курс переподготовки.

Согласно 273-ФЗ «Об образовании» курсы повышения квалификации могут длиться от 16 академических часов (2 дня) до 249 часов (1,5 месяца). Курс профессиональной переподготовки – от 250 (1,5 месяца) до 1000 ак. часов (5-6 месяцев). Количество часов зависит от выбранной программы, от стажа работы по профессии, от требований профстандартов и ведомственных нормативных актов, от первоначального уровня образования самой специальности. Например, учитель русского языка освоит переподготовку на учителя истории быстрее, чем, допустим, врач, желающий стать учителем в школе. То есть для них количество часов в нагрузке будет отличаться.

Во-вторых, дистанционное обучение предполагает индивидуальный график обучения. Слушатель может выбирать темп обучения самостоятельно. Это очень удобно, так как учебные материалы доступны круглосуточно на учебном портале.

Режим и график обучения согласовывается с Институтом. Его можно менять: замедлить (например, в связи с отпуском или другими жизненными обстоятельствами) или ускорить. Максимально в день можно освоить 6-8 академических часов.

Повышение квалификации позволяет слушателю получить продвижение по службе, новую должность, пройти проверку инспектирующих органов, получить новые знания в области профессиональной деятельности. После окончания курсов повышения квалификации выдаётся удостоверение. Помимо удостоверения также выдаются дополнительные документы, которые необходимы согласно нормативно-правовым актам в той или иной сфере деятельности.

Читайте также:  Постоянная регистрация: главное о прописке по месту жительства

Выданные удостоверения являются подтверждающими документами:
— о статусе специалиста
— о соответствии специалиста профессиональным стандартам.

Напомним, что для многих профессий и должностей законы или нормативные акты ведомств обязывают проходить курсы повышения квалификации с определённой периодичностью.

Программа профессиональной переподготовки

Цель переподготовки — приобретение новых знаний в выбранной дисциплине для получения навыков в новой области.

Переподготовку можно пройти по специальностям:

  • строительные;

  • проектировочные;

  • изыскательские;

  • бухгалтерские;

  • педагогические;

  • юридические;

  • кадровые;

  • экологические;

  • метрологические и др.

Понятно, что одновременно повысить квалификацию всех специалистов нереально. Получается, нужно выделить тех, кто в числе первых должен повысить свой уровень профессионализма.

К тому же существует риск, что время и финансовые средства будут потрачены на обучение тому, что сотрудник и так знает и умеет. А еще хуже, когда работодатель оплачивает обучение сотрудника, а тот через некоторое время уходит на другое место работы.

Именно поэтому руководители предпочитают обучать сотрудников, которые принесут организации или предприятию максимум пользы, или сотрудников, которые занимают важные посты.

Остальных сотрудников обучают за счет средств компании только в двух вариантах:

  • Если обучение – важная составная часть процесса работы (к примеру, в медицинских компаниях);
  • Если нужно создать новое производство либо изменить профиль старого.

Проблема в том, что руководство молодой компании не всегда может определить, каков потенциал сотрудников. В этом случае можно проконсультироваться у специалистов, занимающихся обучением персонала. Также можно провести анкетирование сотрудников, а затем проанализировать полученную информацию.

С помощью анкетирования можно определить не только психологический тип сотрудника, но и насколько он соответствует должности, каков уровень его профессионализма и так далее.

Процесс переподготовки: зачем нужен и как происходит

Суть этого процесса такая же, как и у любого другого вида обучения.

Принципы организации процесса действуют следующие:

  • Процесс должен быть организован четко, без сбоев;
  • Сотрудники должны быть нацелены на получение хорошего результата обучения;
  • Обучение должно вестись системно, должна быть соблюдена взаимосвязь теории и практики.

Общая схема организации всего процесса выглядит следующим образом:

  • Определяется цель проведения переподготовки;
  • Прогнозирования результата (например, снизить производственный брак наполовину);
  • Разработка программы переподготовки персонала;
  • Разработка списка преподавателей (если изучаться будут разные дисциплины);
  • Определяем, в какой форме будут контролироваться полученные знания.

Востребованные профессии для повышения квалификации и переподготовки

15 самых востребованных специальностей на курсах дополнительного профессионального образования:

  • педагогика и дошкольное образование;
  • медицинские специальности;
  • фармацевтика;
  • бухгалтерский учет;
  • юриспруденция;
  • закупки и тендеры;
  • архитектура и дизайн;
  • туризм;
  • охрана труда;
  • промышленная и пожарная безопасность;
  • ГО и ЧС;
  • строительство;
  • кадастр и геодезия;
  • сметное дело;
  • энергетика.

Как оценить эффективность пройденного курса обучения.

Любое обучение реализуется для достижения определенного результата, поэтому по окончании курса необходимо оценить, достигнут результат или нет. Оценка, как правило, очень индивидуальна, ведь цели на обучение все ставят разные, следовательно и методы измерения разнятся. Есть несколько традиционных методов оценки, выбор которых зависит от проблематики, которую решали курсами повышения квалификации.

1. Метод кейсов. Используя этот метод, в работе сотрудников искусственно создают такую ситуацию, в которой необходимо применение полученных знаний. Этот метод подходит, когда целью обучения было приобретение практических навыков. Оцениваются поведение специалиста, выработка решения и достигнутый результат. Если новые знания были применены и результат при помощи них достигнут за минимальное время либо повысился уровень сложности решаемых задач, можно судить об успехе пройденных курсов. В сбытовых подразделениях, например, часто используется метод «Тайный покупатель», позволяющий расставить все точки над «i».

Читайте также:  Подать жалобу в налоговую инспекцию

2. Анализ изменения показателей. Способ оптимален, когда целью обучения было приобрети навыки, напрямую влияющие на финансовые результаты (например, количество продаж или учеников с красным дипломом) либо время выполнения задачи. Сотрудникам дается определенное время (испытательный срок), в течение которого они используют новые методы, знания и умения. По результатам периода оценивается динамика.

3. Анкетирование. Этот метод подходит для проверки теоретических знаний, если целью было восполнение информационных пробелов либо освоение какого-то блока информации. Для этого составляются вопросы, позволяющие отразить осознание полученной информации. Заранее определяется шкала оценки (бальная или процентная системы) и определяются пределы, при достижении которых можно будет смело судить о результате.

Скачать образец Анкета по оценке качества обучения.

В любом случае курсы повышения квалификации это эффективное вложение в персонал, а выгодным оно будет или нет, зависит от качества выбранных курсов и стараний ученика. Оценивая курсы по описанным критериям, можно взглянуть на них с разных сторон и увеличить шанс успеха данного предприятия.

Документы, которые подтверждают прохождение обучения

Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:

  • сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;

  • сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.

Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

  • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;

  • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;

  • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.

Методы внешнего повышения квалификации

К методам внешнего повышения квалификации относятся:

  • Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.

  • Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.

  • Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.

  • Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.

  • Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.

  • Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.

  • Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.

  • Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *