Пенсия для украинцев в Польше

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия для украинцев в Польше». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Следует выделить два вопроса. Прежде всего — если вы работали как в Польше, так и на Украине на законных основаниях, то вы можете получить пенсию в любой из этих стран. Тем не менее, основное условие заключается в том, что лицо соответствует условиям, необходимым для получения пенсионного пособия в этих странах. ZUS также подтверждает, что да, периоды страхования также включают периоды, в которые данный гражданин подлежал социальному страхованию в другой стране.

Пенсия для украинцев в Польше

Это означает, что в случае украинца, который переехал в Польшу на постоянное место жительство и легально работает в ней или работал, страховой период также включает период, в течение которого он был застрахован в Украине. Это также работает наоборот.

Согласно польско-украинского договора, украинец может получать пенсию в Польше, если последним местом трудоустройства, зарегистрированное в управлении труда, было на территории Польши. Требуется также, чтобы это была работа по трудовому договору или по договору-поручению.

Кроме того, условием получения пенсии является достижение необходимого минимального возраста и стажа работы. Минимальный пенсионный возраст для женщин — 60 лет, для мужчин — 65 лет. Трудовой стаж для женщин должен составлять 20 лет, для мужчин — 25 лет. В стаж засчитываются периоды уплаты пенсионных взносов в ZUS (при трудоустройстве), а также период неуплаты взносов в течение обучения в университете.

Следует помнить, что работа по договору подряда (umowa o dzieło) не засчитывается в пенсионный стаж. Также занижать пенсионный стаж может период пребывания на больничном: когда вы находитесь в вынужденном отпуске по болезни, взносы на пенсию не начисляются.

Также период, когда вы не платили пенсионные взносы в ZUS, не может превышать треть периодов выплаты взносов.

Фонд социального страхования, однако, отрицает, что пенсия для украинцев будет полностью финансироваться из Польского института социального страхования. Фонд не будет платить за годы, когда украинец работал в Украине. Тем не менее, можно будет перевести пенсионных выплат украинцев, постоянно проживающих в Польше, на их банковские счета.

Как это будет выглядеть на практике? При рассмотрении вопроса о том, приобрел ли украинец право на минимальную пенсию , добавляются периоды работы как в Украине, так и в Польше и уплаченных в обеих странах взносов. Позже высчитывается сумма пенсионных выплат в двух странах. И собственно сумма пенсий из обеих стран будет приниматься к весу, то есть именно эта объединенная пенсия будет сравниваться с минимальной пенсией в Польше, и разницу этих квот и будет дофинансировать польский ZUS (po uwzględnieniu sumy tych kwot wysokość świadczenia zostanie wyrównana do kwoty minimalnej emerytury w Polsce).

Основным условием является постоянное проживание украинца в Польше.

Кроме того, стоит помнить, что для тех, кто постоянно проживает в Польше, минимальное пенсионное пособие не является, мягко говоря, привлекательным. Поэтому сомнительно, что кто-то захочет использовать этот механизм намеренно, что не дает таких преимуществ, как некоторые первоначально заявляли.

Свои разъяснения по поводу польских пенсий дал заместитель министра в Министерстве семьи, труда и социальной политики Польши Мартин Зеленецкий:

Из этого следует, что работники из Украины, которые проработают в Польше всего месяц, не получат 1000 золотых польской пенсии. Это согласуется с принципом, согласно которому каждое государство выплачивает пенсии за периоды страхования, приобретенные в соответствии с законодательством этого государства. Человек, который имеет периоды страхования, приобретенные в двух государствах, может получить пенсию с каждого из этих государств, если при этом выполняются условия, необходимые для получения права на выплаты в соответствии с законодательством соответствующего государства.

Соглашение Польши с Украиной не регулирует вопроса минимальных пенсий и повышения пенсий до минимальных сумм, действующих в данном государстве. Сумма увеличения зависит от суммы назначенной польской пенсии и размера иностранной пенсии, однако она никогда не достигнет 1000 злотых. Кроме того, любое увеличение польской пенсии или заграничной приводит к снижению суммы повышения.

Если на момент выхода на пенсию человек будет проживать в Польше, то выплаты будут осуществляться на польский счет, если в Украине — переводиться в Пенсионный фонд Украины, а он уже будет добавлять их к сумме украинской пенсии.

Пенсионная система Польши

Основной принцип польской пенсионной системы состоит в том, чтобы тяжелая ноша государственного социального обеспечения была перераспределена между бюджетом и частными пенсионными фондами.

Это привело к тому, что взносы за будущих пенсионеров стали перечисляться по двум направлениям:

  • распределительная часть – 12,22 % от зарплаты – страховые платежи в Государственный фонд соцстрахования (Zakład Ubezpieczeń Społecznych);
  • накопительная часть – 7,3 % месячного заработка – средства, передаваемые в открытые пенсионные фонды.

Право на накопительную пенсию возникает не у всех поляков. Для этого введена возрастная градация будущих пенсионеров, в соответствии с которой:

  • родившиеся до 1 января 1949 года будут получать пенсию, начисленную в соответствии с солидарной системой страхования, существовавшей до реформы 1999-2000 годов;
  • родившиеся с 1 января 1949 до 31 декабря 1968 года могут выбирать предпочтительный для каждого отдельно взятого пенсионера способ;
  • родившиеся после 1 января 1969 года будут получать уже ту пенсию, которую им гарантировала новая пенсионная система.

Уровень жизни польских пенсионеров

Как уже было сказано, размер пенсии в Польше далек от европейских. Именно поэтому многие поляки предпочитают работать после 65 лет, держась за свое место. Однако на предложенную государством сумму вполне можно жить.

В Польше очень дешевые продукты питания, не слишком высокие расценки на коммунальные услуги. Помимо этого в стране распространены фермерские ярмарки, где можно купить хорошую и свежую еду дешево. По выходным дням многие крупные сети супермаркетов устраивают распродажи для пенсионеров.

Благодаря этому уровень жизни пенсионеров в Польше неплохой. Они могут полноценно питаться, жить в хороших квартирах, иногда ходить на концерты и выставки. Однако о путешествиях, как в стереотипах о европейских пенсионерах, можно забыть.

Если размер пенсии в Польше не устраивает, гражданин может устроиться на подработку — законом это не запрещено. Пенсионные отчисления отменены не будут. Более того, государственный центр занятости сам поможет найти работу.

Условия получения пенсионных выплат для иностранцев: рабочий стаж, возраст выхода на пенсию

Для того чтобы получать пенсионные выплаты иностранные граждане также должны достигнуть 67-летнего возраста. Если иностранный гражданин в своей стране уже достиг пенсионного возраста, например, в Беларуси для женщин с 1 января 2019 года пенсионный возраст составляет 56,5 лет, то в Польше претендовать на пенсионный выплаты она будет иметь возможность только по достижении 67 лет.

Еще одним обязательным параметром является рабочий стаж. К примеру, на 2019 год минимальный стаж для получения минимальной пенсии для мужчин составлял 25 лет, а для женщин – 20 лет. Граждане, которые имеют больший стаж, могут рассчитывать на более высокую пенсию.

Для лиц, которые не имеют необходимого стажа работы, возможно пенсионное начисление ниже минимального размера. Пенсия зависит от срока официального трудоустройства.

Иностранцы могут получать пенсионные начисления и у себя на родине, и в Польше. Но для этого необходимо выполнить ряд условий:

  1. достижение пенсионного возраста и необходимый стаж работы у себя в стране
  2. достижение пенсионного возраста и наличие пенсионных отчислений в Польше

Пенсию в Польше иностранец будет получать на основании тех взносов в ZUS, которые он отчислял, пребывая в стране. Чтобы получить минимальную пенсию, период взносов должен составлять 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. Существуют различные ситуации, когда иностранным гражданам будут доплачивать до минимальной пенсии. Подробнее можно узнать в Министерстве Семьи, Труда и Социальной Политики.

Какие реформы предлагают европейцам

Еврокомиссия признает, что европейская система соцобеспечения уже сейчас с трудом справляется с нагрузкой и необходимо как можно быстрее внедрить компенсирующие механизмы. Среди обсуждаемых вариантов можно выделить два основных направления.

Европейцам предлагают копить. Будущим пенсионерам предлагается добровольно вносить за себя взносы, чтобы в старости получать из накопившихся средств прибавку к основному пособию. Для этого нужно запустить систему частного пенсионного страхования, которое пока есть даже не во всех странах ЕС.

По данным Еврокомиссии, сегодня только 27% европейцев в возрасте от 25 до 59 лет подписаны на какой-либо пенсионный страховой продукт, а общий объем рынка оценивается в €700 млрд. По их расчетам, появление так называемого панъевропейского пенсионного страхования (PEPP), планируемого к 2030 году, увеличит оборот рынка в два раза. Но никто не исключает вероятную проблему — банального отсутствия денег у людей. Согласно опросу, проведенному Nordea Bank, например, треть населения Латвии не имеет возможности делать накопления, а каждый четвертый житель страны не способен покрывать даже свои ежедневные расходы.

Повышение пенсионного возраста неизбежно приведет к росту предложений на рынке труда со стороны зрелых соискателей. Вопрос в том, будет ли на них спрос. Для этого необходимы меры, которые остановят дискриминацию по критерию возраста. Из бюджета ЕС уже финансируются различные программы интеграции пожилых людей на рынке труда: переквалификация, обучение компьютерной грамотности и т. д.

Но идея пожизненной занятости — это вовсе не панацея. Во-первых, далеко не каждый человек сможет работать до 75 лет и не для каждой профессии это возможно. Во-вторых, пожилые сотрудники лишают возможностей карьерного роста своих более молодых коллег, что искажает конкуренцию на рынке труда и сокращает производительность. По подсчетам МВФ, старение населения ежегодно снижает экономический рост, уровень инноваций и темпы распространения технологий в Европе на 0,2%.

Договор о социальном обеспечении между Польшей и Украиной

С 1 января 2014 года вступил в силу Договор о социальном обеспечении между Польшей и Украиной, подписанный 18 мая 2012 года в Киеве (Dz.U. z dnia 25 listopada 2013 r., poz. 1373). Этот договор регулирует получение пенсий и пособий для граждан, которые имеют периоды страхования за рубежом.

Людям, которые имеют недостаточный страховой стаж для приобретения права на пенсию в Польше или в Украине, договор гарантирует суммирование периодов страхования в обеих странах. Страховой стаж, приобретенный по законодательству каждого из договорных государств, учитывается, в случае необходимости, другой договорной стороной для получения права на пенсию.

Размер пенсиии будет определяться пропорционально периодам страхования, каждая договорная сторона назначает и выплачивает пенсию за страховой (трудовой) стаж, приобретенный на своей территории.

В Договоре предусмотрен также перенос пенсии лицу, проживающему в другом государстве – стороне соглашения. Это означает, что польская пенсия может быть передана лицу по месту проживания в Украине, а украинская пенсия может передаваться проживающему в Польше лицу.

Лицо, имеющее право на польскую пенсию, может получать ее либо в Польше путем перечисления на личную банковскую карточку или банковскую карточку уполномоченного лица, либо на банковскую карточку в украинском банке или же ZUS может перенести пенсию на Украину.

Если лицо, которому установлено право на пенсию по возрасту в ZUS, имеет также достаточный трудовой стаж для получения пенсии в Украине (без суммирования страховых периодов), то получение украинской пенсии не вызывает снижения или прекращения права на пенсию от ZUS.

Читайте также:  Минфин предлагает три новых льготы по НДФЛ

Заявки на получение пенсии в Польше на основе польско-украинского Договора о социальном обеспечении рассматривает Отделение социального страхования в Жешуве – Отдел Реализации Международных Договоров, Ал. Пилсудского 12, 35-075 Жешув.

Заявление можно также подать в любом другом подразделении ZUS, удобном для клиента (заявление для рассмотрения будет передано в Отдел Реализации Международных Договоров в г.Жешув).

Если заинтересованное лицо проживает в Украине, то заявление необходимо подавать в Пенсионный фонд Украины, ул. Бастионная 9, 01601, Киев или в территориальное отделение Пенсионного фонда Украины.

Пенсия в Польше для русских, белорусов и украинцев

Иностранные граждане, переехавшие в Польшу на длительный срок, проживающие и работающие там на легальных основаниях, также могут рассчитывать на получение пенсии. Однако здесь могут возникнуть проблемы.

Проще всего обстоят дела у граждан Украины, которая в 2014 г. заключила с Польшей двухсторонний договор о социальном обеспечении. Согласно подписанному договору между странами, года работы на родине будут включены в общий трудовой стаж, и гражданин может рассчитывать на получение страховой пенсии на тех же основаниях, что и коренные поляки.

Что касается граждан России и Беларуси, то у этих стран такого договора с Польшей нет. Вопрос о том, будут ли включены в общий трудовой стаж годы работы на родине, а значит, и будет ли назначена пенсия, решается в индивидуальном порядке при обращении в Пенсионный фонд.

Как получить пенсию в странах постсоветского пространства

Польша и Португалия имеют подписанные с Украиной договора по пропорциональному принципу. То есть платят за то время, которое конкретно у них отработали. Зато страны, которые были в составе Советского Союза (кроме Прибалтийских стран) или социалистического лагеря, имеют с Украиной договора по территориальному принципу.

Обратите внимание Много едим или малая зарплата: почему украинцы среди лидеров в мире по расходам на еду

Если украинец работал в России, Венгрии или Беларуси, а сейчас живет в Украине, то может получать пенсию здесь. Для этого нужно предоставить Пенсионному фонду документы о стаже за рубежом и размере зарплаты.

Минимальная пенсия — для кого

• женщинам после 20 лет службы,• мужчинам после 25 лет службы.

Вторым условием является достижение пенсионного возраста. Это 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Только при соблюдении обоих этих условий человек получает право на минимальную пенсию в Польше. Однако что делать, если ушедший на пенсию работник не имеет необходимого стажа? В этом случае ZUS не будет назначать ему минимальную пенсию, а будет выплачивать пособие только в сумме, полученной от взносов, накопленных на пенсионном счете.

Вернемся, однако, к упомянутому выше акту “Mama 4 PLUS”. Мы говорим здесь о пенсии по беременности и родам, на которую с марта 2019 года имеют право женщины, которые родили и воспитали как минимум четверых детей, но не получили право на пенсию. Это пособие также предоставляется отцам, воспитавшим по меньшей мере четверых детей в том случае, если они были осиротевшими или оставленными своей матерью.

Подводные камни заграничных пенсий

С каждой из перечисленных стран Украина подписала разные соглашения. Они отличаются в деталях законодательств. Например, чтобы получать пенсию в Польше, надо отработать минимум год официально. При этом работодатель должен платить социальные взносы за работника. Это важно, поскольку сейчас заробитчан в Польшу едет больше, чем в другие страны. Чтобы туда попасть, не нужна виза, а условия для трудоустройства очень гибкие. Человек может поехать работать, не получая разрешения на работу (это касается сезонного трудоустройства). Но в легком доступе на рынок труда есть подвох.

«Страны, которые используют нашу рабочую силу, пытаются сделать лучше для себя, своего бизнеса и граждан. Если речь идет о краткосрочном трудоустройстве, сезонной работе, то за заробитчанина могут и не уплачивать социальные взносы. Например, Польша сейчас пытается сделать украинскую рабочую силу еще более дешевой. Даже если это краткосрочная занятость, то их работодатели не платят взносы, либо платят очень маленькие», – поясняет Лидия Ткаченко.

То есть, сезонные работники не могут претендовать на польские выплаты.

Государственная польская пенсия

Мужчины в Польше могут рассчитывать на получение хорошей пенсии после двадцатилетнего трудового стажа, а женщины имеют право получать повышенные выплаты спустя пятнадцать трудовых лет.

Средняя пенсия в Польше примерно равна 40% средней заработной платы.

Польская пенсионная система сегодня представляет собой следующее:

  • Частичные пенсионные выплаты;
  • Полное пенсионное пособие спустя 40 лет трудового стажа;
  • Льготы, положенные инвалидам и подобным категориям граждан.

Пенсионный фонд в Польше именуется, как ZUS. Там он считается службой управления пенсионного страхования. Этот фонд также отвечает за государственные медицинские страховки и другие типы личного страхования.

Живется пенсионерам в Польше довольно неплохо. В определенные дни магазины устраивают для всех пенсионеров распродажи продуктовых товаров по сниженным ценам. Для них проводят бесплатные экскурсии и мероприятия, создают клубы по интересам.

Все работающие граждане и легальные иммигранты в данной стране обязаны платить пенсионные взносы. Эти взносы поляки делят по следующим категориям:

  • На пенсию – 19% от зарплаты;
  • На страховку по инвалидности – 8% от заработка;
  • На медицинское обслуживание – около 3% от дохода;
  • На страховку от несчастного случая – до 3,6% платит работодатель.

Сложная система страхования охватывает многие стороны жизни граждан, позволяя им в случае потери трудоспособности или при выходе на пенсию чувствовать социальную защищенность.

Варианты пенсионного обеспечения в Польше

Пенсия в Польше формируется из двух основных составляющих:

  1. Распределительная часть — это ежемесячные отчисления от официальной зарплаты в ZUS (Zakład Ubezpieczeń Społecznych)/ фонд социального страхования. Из этого фонда выплачиваются пенсии гражданам, которые достигли пенсионного возраста до пенсионной реформы 1999-2000 годов, либо гражданам до 1949 года рождения.
  2. Накопительная часть — формируется из добровольных отчислений в т.н. открытые пенсионные фонды – коммерческие структуры, банки или финансовые компании, которые в последствии будут выплачивать пенсию.
Читайте также:  Обнародован полный список аварийных домов Саратовской области для расселения

Реформа пенсионной системы

Реформа польской пенсионной системы вступила в силу 1 января 1999 года. Она основана на немецкой модели и предложениях Всемирного банка. Это стало необходимым в связи с развитием возрастной пирамиды населения. Как и в других европейских промышленно-развитых странах, население Польши также стареет, а доля неработающего населения увеличивается. Статистические исследования показывают, что отношения между работающим населением и пенсионерами сильно изменятся в пользу пенсионеров в ближайшие годы.

Пособия по первому уровню не выплачиваются в целом и без каких-либо различий, а связаны с оплачиваемой работой и полученным доходом. Однако модель Всемирного банка была взята на вооружение в Польше введением второго уровня в качестве обязательного страхования. Важно отметить, что реформа распространяется в основном на молодых людей в возрасте до 30 лет, к которым новые правила применяются немедленно. До конца 1999 года работники в возрасте от 30 до 50 лет имели возможность либо остаться в реформированной системе оплаты труда, либо войти в двухуровневую систему. Люди старше 50 лет не затронуты реформой. Таким образом, законом установлено, что в будущем пенсионный доход будет финансироваться из следующих источников:

  • Пенсии по старости в системе pay-you-go от обязательного пенсионного страхования (пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев и медицинское страхование составляют социальное страхование — это первый уровень, управляемый ZUS),
  • Взносы, выплачиваемые застрахованными лицами в открытые пенсионные фонды, управляемые частными организациями — они составляют второй уровень,
  • различные добровольные формы пенсионных накоплений.

Как установленная законом пенсия ZUS, так и выплаты открытого пенсионного фонда зависят только от суммы взносов, выплачиваемых застрахованным лицом, а также от квалификационных периодов (выплаты обязательной пенсии являются динамическими, а преимущества пенсионного фонда увеличиваются за счет возврата инвестиций). Чем позже вы выйдете на пенсию, тем больше будет преимуществ.

Пенсия для предпринимателя

Правительство уверяет нас, что чем дольше мы работаем, тем больше у нас шансов на большую пенсию. Человек, который работает дольше, увеличивает числитель (то есть накопленный капитал) и уменьшает знаменатель (потому что чем позже мы уйдем с работы, тем статистически у нас будет меньше лет, чтобы пожить).

Люди, ведущие собственный бизнес (например, сапожники, парикмахеры, механики), не убеждены. Они гарантируют, что будут требовать свою пенсию как можно скорее. Почему? Прежде всего, они сразу получат преимущества от ZUS.

Чтобы получить пенсию по старости, работник должен быть освобожден от своего текущего рабочего места (в противном случае он не будет получать пособия). Предприниматели не должны увольняться, и без выходного дня они могут одновременно получать пенсию и вести бизнес. Когда предприниматель управляет компанией как пенсионер, он освобождается от взносов в систему социального обеспечения. Это снижает стоимость ведения бизнеса на несколько сотен злотых.

Пенсионная система Польши

Основной принцип польской пенсионной системы состоит в том, чтобы тяжелая ноша государственного социального обеспечения была перераспределена между бюджетом и частными пенсионными фондами.

Это привело к тому, что взносы за будущих пенсионеров стали перечисляться по двум направлениям:

  • распределительная часть – 12,22 % от зарплаты – страховые платежи в Государственный фонд соцстрахования (Zakład Ubezpieczeń Społecznych);
  • накопительная часть – 7,3 % месячного заработка – средства, передаваемые в открытые пенсионные фонды.

Право на накопительную пенсию возникает не у всех поляков. Для этого введена возрастная градация будущих пенсионеров, в соответствии с которой:

  • родившиеся до 1 января 1949 года будут получать пенсию, начисленную в соответствии с солидарной системой страхования, существовавшей до реформы 1999-2000 годов;
  • родившиеся с 1 января 1949 до 31 декабря 1968 года могут выбирать предпочтительный для каждого отдельно взятого пенсионера способ;
  • родившиеся после 1 января 1969 года будут получать уже ту пенсию, которую им гарантировала новая пенсионная система.

Реформа пенсионной системы

Реформа польской пенсионной системы вступила в силу 1 января 1999 года. Она основана на немецкой модели и предложениях Всемирного банка. Это стало необходимым в связи с развитием возрастной пирамиды населения. Как и в других европейских промышленно-развитых странах, население Польши также стареет, а доля неработающего населения увеличивается. Статистические исследования показывают, что отношения между работающим населением и пенсионерами сильно изменятся в пользу пенсионеров в ближайшие годы.

Пособия по первому уровню не выплачиваются в целом и без каких-либо различий, а связаны с оплачиваемой работой и полученным доходом. Однако модель Всемирного банка была взята на вооружение в Польше введением второго уровня в качестве обязательного страхования. Важно отметить, что реформа распространяется в основном на молодых людей в возрасте до 30 лет, к которым новые правила применяются немедленно. До конца 1999 года работники в возрасте от 30 до 50 лет имели возможность либо остаться в реформированной системе оплаты труда, либо войти в двухуровневую систему. Люди старше 50 лет не затронуты реформой. Таким образом, законом установлено, что в будущем пенсионный доход будет финансироваться из следующих источников:

  • Пенсии по старости в системе pay-you-go от обязательного пенсионного страхования (пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев и медицинское страхование составляют социальное страхование — это первый уровень, управляемый ZUS),
  • Взносы, выплачиваемые застрахованными лицами в открытые пенсионные фонды, управляемые частными организациями — они составляют второй уровень,
  • различные добровольные формы пенсионных накоплений.

Как установленная законом пенсия ZUS, так и выплаты открытого пенсионного фонда зависят только от суммы взносов, выплачиваемых застрахованным лицом, а также от квалификационных периодов (выплаты обязательной пенсии являются динамическими, а преимущества пенсионного фонда увеличиваются за счет возврата инвестиций). Чем позже вы выйдете на пенсию, тем больше будет преимуществ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *