Муниципалитет – что это такое простыми словами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Муниципалитет – что это такое простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важнейшим принципом формирования муниципальных образований является территория. Для людей проживающих в том или ином районе страны важно не только экономическое процветание и приближенность к тем или иным административным центрам.

Основные виды муниципальных образований:

Сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода. Сельское поселение входит в состав муниципального района.
Городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.
Муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения;
Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и или через выборные и иные органы местного самоуправления.
В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Рассмотрим, что такое муниципалитет в Российской Федерации. У нас в стране общепринятым является термин «муниципальное образование». Он используется для наименования тех административных единиц, которые отличаются от субъектов федерации, относясь ко второму или третьему уровню. В них организовано местное самоуправление. В отдельных случаях, как, например, в городе Ярославле так называется городской парламент.

Деятельность муниципалитетов, в том числе и экономическая, регулируется специальным законом от 06.10.2003 г. № 131. Согласно его положениям, муниципалитет имеет право создавать муниципальные предприятия и государственные бюджетные учреждения.

А его органы, которые могут быть представительными, законодательными или теми и другими одновременно, могут быть создателями или учредителями акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также выступать в качестве учредителей автономных организаций, являющихся некоммерческими.

Рассмотрим, что такое муниципалитет в Российской Федерации. У нас в стране общепринятым является термин «муниципальное образование». Он используется для наименования тех административных единиц, которые отличаются от субъектов федерации, относясь ко второму или третьему уровню. В них организовано местное самоуправление. В отдельных случаях, как, например, в городе Ярославле так называется городской парламент.

Деятельность муниципалитетов, в том числе и экономическая, регулируется специальным законом от 06.10.2003 г. № 131. Согласно его положениям, муниципалитет имеет право создавать муниципальные предприятия и государственные бюджетные учреждения.

А его органы, которые могут быть представительными, законодательными или теми и другими одновременно, могут быть создателями или учредителями акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также выступать в качестве учредителей автономных организаций, являющихся некоммерческими.

Право гражданина на обращение в МСУ

Граждане Российской Федерации имеют право во всех вопросах полагаться на местные органы власти. Следует отметить, что это право гарантировано законом. Ниже приведены правовые документы основных нормативных актов, включая нормативные акты, определяющие данную функцию.

  • Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является правовым актом, имеющим высшую силу на территории страны. Статья 33 Основного закона гарантирует право граждан на свободное их обращение в ведомства федеральной власти и локального самоуправления.
  • Федеральный закон от 06. 10. 2003 года № 131-ФЗ. Статьей 32 рассматриваемого нормативного акта установлено, что граждане вправе обращаться в структуры местного самоуправления. Кроме этого, отмечено, что ответственные лица соответствующих органов несут ответственность за несоблюдение положений закона, связанных с вопросами сроков и порядка ответа на сообщения граждан.
  • Федеральный закон от 02. 05. 2006 года № 59-ФЗ. Данный нормативно-правовой документ определяет формы, порядок и сроки рассмотрения запросов. Иными словами, регулирует возникающие в связи с этим отношения, права и обязанности граждан и должностных лиц на практике. Его положения применимы ко всем структурам власти в стране.
Читайте также:  Тест «Охранник 4 разряда»

ВАЖНО: Кроме того, некоторые оттенки, связанные с гражданским применением, могут регулироваться местными правовыми актами. Следует отметить, что последние положения не могут противоречить нормам федерального законодательства.

В различных государствах понятие муниципалитета разнится, что вызвано особенностями развития политической системы, а также емкостью термина с точки зрения лексикологии.

Таким образом, можно выделить следующие трактовки понятия «муниципалитет»:

Муниципалитет – местный орган исполнительной власти (городская, районная администрация).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Муниципалитет – административная единица локального уровня (зачастую наименьшая), управляемая выборными органами (город, район, поселок, деревня; коммуна, община).

Иначе говоря, в зависимости от политической традиции государства, а также терминологии его административно-территориального деления муниципалитетом можно называть либо непосредственно орган, представляющий исполнительную ветвь власти, либо всю территориальную (муниципальную) единицу целиком. Кроме того, в массах распространено использование термина «муниципалитет» для описания:

Однако, с точки зрения необходимости понимания сути рассматриваемого термина, данные трактовки не имеют смысла.

Рассмотрим, что такое муниципалитет в Российской Федерации. У нас в стране общепринятым является термин «муниципальное образование». Он используется для наименования тех административных единиц, которые отличаются от субъектов федерации, относясь ко второму или третьему уровню. В них организовано местное самоуправление. В отдельных случаях, как, например, в городе Ярославле так называется городской парламент.

Деятельность муниципалитетов, в том числе и экономическая, регулируется специальным законом от 06.10.2003 г. № 131. Согласно его положениям, муниципалитет имеет право создавать муниципальные предприятия и государственные бюджетные учреждения.

А его органы, которые могут быть представительными, законодательными или теми и другими одновременно, могут быть создателями или учредителями акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также выступать в качестве учредителей автономных организаций, являющихся некоммерческими.

Предложения со словом «муниципалитет»

Тогда мы практически не платили никаких налогов, но муниципалитет, по сути, был хозуправлением компании.Если цель не согласована с интересами самих жителей, которые будут получать новое жилье, предпринимателей, муниципалитетов, то она неизбежно войдет в противоречие между этими группами.Не в восторге и муниципалитеты, которые контролируют ЖКХ и снимают пенки с увеличения тарифов.Но клубничные короли не платят налоги, и посему не способны поддержать муниципалитет города и всю его коммуналку.Председатель комиссии городской Думы по ТЭК Федор Ковалев тоже недоумевает по поводу закрытости и непрозрачности решений, принимаемых РЭК, в состав которой, кстати, сознательно не включают представителей муниципалитетов:Сегодня в России условия управления большей частью жилых многоквартирных домов формируют муниципалитеты, которые в силу сложившихся традиций взяли на себя функции всех собственников общего имущества.Теперь муниципалитеты будут вынуждены находить деньги на ремонт школ, на пожарную безопасность, на приобретение оборудования, потому что они уже не могут говорить, что все деньги ушли на зарплату.У муниципалитетов на Камчатке остался 1 день для решения вопроса оплаты текущего потребления энергии.

Основные вопросы органа самоуправления

Представительный орган решает вопросы только ведения — это такие вопросы, которые не требуют проведения опросов общественного мнения, референдумов, публичных обсуждений, решаемых только при помощи представительных органов местного самоуправления и никаких других органов. Принимая во внимание Закон о местном самоуправлении 2003 года (35 статья), в редком ведении представительного органа местного самоуправления существуют такие вопросы как:

  • утверждение устава муниципального образования и занесение в него дополнений и изменений;
  • утверждается местный бюджет и отчет о его реализации;
  • отмена, изменение и установление местных сборов и налогов в полном соответствии с российским законодательством по налогам и сборам;
  • принимают планы и программы по развитию муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • определение поочередности распоряжения и управления имуществом, которое находится в муниципальной собственности;
  • определение поочередности принятия решений об создании, ликвидации и реорганизации муниципальных учреждений и предприятий, а также об принятии тарифов на определенные услуги муниципальных учреждений и предприятий;
  • определение правил участия муниципального образования в проведении межмуниципального сотрудничества;
  • определение правил организационного и материально-технического обеспечения работы органов местного самоуправления;
  • контроль за выполнением должностными лицами местного самоуправления и органами местного самоуправления обязанностей по исполнению вопросов местного назначения,
  • утверждение решений о определении главы муниципального образования в отставку.

Основные функции руководителей

Отталкиваясь от устава муниципального образования, руководитель местной администрации исполняет данные функции:

  • следит за организацией формирования и исполнения бюджета муниципального образования;
  • осуществляет руководство напрямую или через органы предприятия, которые находятся в непосредственном подчинении, организациями и учреждениями, которые находятся в муниципальной собственности;
  • несет ответственность за обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан и законности;
  • при его непосредственном участии отменяются правовые акты подотчетных органов управления администрации;
  • следит за организацией и разработкой проектов и планов, правовых актов, программ и вносит их на общее рассмотрение представительного органа муниципального образования;
  • с его помощью заключают договора, соглашения;
  • осуществляет применение мер поощрения, призывает к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих, которых сам же и назначает.

Исходя из статьи 37 Закона о местном самоуправлении 2003 года, руководителем местной администрации могут являться:

  • руководитель муниципального образования;
  • человек, который назначается по контракту, который заключат в результате конкурса на занимание данной должности.

При исполнении конкурса представительный орган муниципального образования отвечает за следующие вопросы:

  • осуществляет определение порядка проведения конкурса (принимает положение об конкурсе на замещение места руководителя местной администрации);
  • определяет состав, а также число членов конкурсной комиссии;
  • осуществляет подбор членов конкурсной комиссии (к примеру, в муниципальных районах или городских округах могут назначать всего 2/3, а остальная часть назначается только законодательным органом государственной власти субъекта РФ по предъявлению высшего руководящего лица субъекта России);
  • только он может выбирать лицо, которое претендует на должность руководителя местной администрации исходя из числа соискателей, которые представлены конкурсной комиссией полагаясь на результаты конкурса;
  • при его непосредственном участии утверждаются условия контракта либо договора руководителя администрации (определяя примерный контракт, который заключается с руководителем местной администрации);
  • определяет состав местной администрации по непосредственному преставлению руководителя местной администрации;
  • может выступать основоположником разрыва контракта с руководителем местной администрации.
Читайте также:  Подлежат ли возврату автозапчасти в магазин по закону

Высшее должностное лицо в системе органов местного самоуправления выступает глава муниципального образования.

Согласно статье 36 Закона о местном самоуправлении 2003 года, руководитель муниципального образования:

  • может избираться только на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования только из своей структуры;
  • в том случае, когда избрания на муниципальных выборах он или входит в состав представительного органа муниципального образования с соответствующим правом основного голоса и выступает его председателем, или возглавляет местную администрацию;
  • в то время, когда избирание представительным органом муниципального образования является главным участником представительного органа муниципального образования;
  • в то же время нельзя чтобы одновременно быть председателем представительного органа муниципального образования и руководителем местной администрации;
  • в случае, когда создание представительного органа муниципального района, взятое из списка представителей выборных органов поселений, является председателем представительного органа муниципального района.

Вот таким образом на местном уровне осуществляется принцип разделения властей. Исходя из статьи 36 Закона о местном самоуправлении 2003 года, как правило в малочисленных сельских поселениях можно совмещать полномочия председателей представительного органа местного самоуправления и глав местной администрации.

Исходя из статьи 36 Закона о местном самоуправлении 2003 года, руководитель муниципального образования имеет следующие возможности:

  • он представляет муниципальное образование во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и других муниципальных образований, гражданами и организациями, органами государственной власти, без наличия доверенности работает от имени муниципального образования (в то время, когда представительские возможности представляют из себя перечисленные субъекты руководителей муниципального образования имеют право подписывать соглашения, требовать позицию от имени целого муниципального образования, только за исключением предварительно, специально прописанных в уставе муниципального образования либо законодательстве случаях);
  • может подписывать и обнародовать в порядке, который установлен нормативно правовыми актами, уставом муниципального образования, принятыми представительным органом муниципального образования;
  • издает в определенных рамках своих возможностей правовые акты;
  • имеет право требовать организации внеочередных заседаний представительного органа муниципального образования;
  • обеспечивает разрешение вопросов местного значения.

Все приведенные возможности принадлежат руководителю муниципального образования в независимости от способа, при помощи которого его избрали или от того органа, который он возглавляет. Уставы муниципальных об��азований увеличивают настоящий список полномочий руководителя муниципального образования, только при учете того, каким органом он руководит — представительным или исполнительным. Руководитель муниципального образования подотчетен и подконтролен всему населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.

Образование, упразднение, преобразование муниципальных образований

Образование муниципального образования − процесс создания муниципального образования на межселенной территории, например в связи с появлением нового населенного пункта, отвечающего критериям городского или сельского поселения. Формирование муниципального образования основывается на волеизъявлении местного населения и юридически закрепляется в законе субъекта Российской Федерации о границах и статусе нового муниципального образования, а также в уставе последнего.

Упразднение муниципального образования − процесс его прекращения в связи с утратой признака населенности. Юридически закрепляется в законе субъекта Российской Федерации об упразднении муниципального образования. Территория упраздняемого муниципального образования может попасть в разряд межселенных территорий, быть включена в территорию сопредельного муниципального образования, разделена между сопредельными муниципальными образованиями.

Преобразование муниципальных образований − процесс их объединения, разделения, изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его этого статуса. Думается, что возможно преобразование также путем выделения одних муниципальных образований из состава других, присоединения одних муниципальных образований к другим муниципальным образованиям. Однако порядок выделения и присоединения муниципальных образований в настоящее время законодательно не установлен.

Объединение − слияние двух или более муниципальных образований в одно новое муниципальное образование путем прекращения объединяющихся муниципальных образований и перехода их территории, прав, обязанностей к новому муниципальному образованию.

Разделение − прекращение муниципального образования путем его разделения на два и более новых муниципальных образований с передачей территории, прав, обязанностей разделяемого муниципального образования вновь создаваемым муниципальным образованиям.

Выделение − создание муниципального образования путем выделения его из состава другого муниципального образования с передачей выделяемому муниципальному образованию части территории, а также ряда прав, обязанностей последнего.

Присоединение − прекращение муниципального образования путем его вхождения в состав другого муниципального образования и передачи последнему своей территории, прав, обязанностей.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного ст. 24 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, либо на сходах граждан. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Читайте также:  Льготы ветеранам боевых действий

Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного ст. 24 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, либо на сходах граждан. Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта РФ с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного ст. 24 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Преобразование муниципальных образований требует переходного периода, в течение которого на преобразуемой муниципальной территории одновременно действуют органы местного самоуправления создаваемых и прекращаемых муниципальных образований, принимается устав нового муниципального образования, изменяется устав преобразуемого муниципального образования, решаются иные вопросы.

Мобилизация-2022: кого мобилизация коснется в первую очередь?

Согласно федеральному закону № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», существует три разряда наиболее востребованных резервистов. Кого призовут в первую, вторую и третью очередь, зависит от возраста и звания.

1 очередь

  • Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 35 лет.
  • Младшие офицеры — до 50 лет.
  • Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 55 лет.
  • Полковники, капитаны 1 ранга — до 60 лет.
  • Высшие офицеры — до 65 лет.

2 очередь

  • Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 45 лет.
  • Младшие офицеры — до 55 лет.
  • Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 60 лет.
  • Полковники, капитаны 1 ранга — до 65 лет.
  • Высшие офицеры — до 70 лет.

3 очередь

  • Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 50 лет.
  • Младшие офицеры — до 60 лет.
  • Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 65 лет.

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда. Разряды можно посмотреть у себя в военном билете (страница 11, см фото 2).

Когда можно НЕ идти в военкомат, если получил повестку

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин вправе не являться по повестке при наличии уважительных причин, которые должны быть документально подтверждены.

К ним относятся:

  • Заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • Иные причины, признанные уважительными.

Что важно знать семьям с детьми

В каких случаях родителя не касается мобилизация?

По действующему закону о мобилизации родителю дают отсрочку в таких случаях:

  1. в семье четверо и более детей до 16 лет;
  2. у мужчины на иждивении ребенок до 16 лет без матери;
  3. у женщины есть ребенок до 16 лет;
  4. у женщины беременность от 22 недель;
  5. у супруги беременность от 22 недель и есть трое детей до 16 лет;
  6. у матери четверо и более детей до 8 лет и нет мужа.

ст. 18 закона о мобилизации

Также есть общие основания для отсрочки независимо от наличия детей, но они могут подойти родителям:

  1. бронь по постановлению правительства — его пока нет;
  2. негодность к военной службе по здоровью;
  3. уход за родственниками по медпоказаниям;
  4. опекунство и попечительство брата или сестры до 18 лет;
  5. соответствие другим категориям, которые могут получить отсрочку по указу президента.

То есть отец двоих детей отсрочку получить не сможет. Но если есть трое детей до 16 лет и жена беременна на сроке от 22 недель — такое право есть.

А вот женщина получит отсрочку даже при наличии одного ребенка до 16 лет.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.

Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *