Федеральный закон о приватизации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон о приватизации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.
Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.
Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.
1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.
Закон РФ о приватизации: общие положения
Структура обсуждаемого закона предусматривает 8 глав, которые подразделены на 46 статей, каждая из них регулирует отдельные вопросы, возникающие в области проведения приватизации. Например, статья 2 закона устанавливает принципы осуществления приватизации:
- приватизация проводится самостоятельно органами местного самоуправления в порядке, который установлен настоящим законом;
- любая приватизация государственного имущества основывается на принципе равенства и открытости деятельности органов власти;
- имущество отчуждается в собственность только на возмездной основе (за плату либо при передаче акций акционерных обществ, в уставной капитал которых вносится государственное имущество).
✅ Кто и что может приватизировать?
Процедура приватизации подчиняется общим правилам. Закон четко определяет субъектов – тех, кто имеет право на приватизацию, и объектов – имущества, которое может перейти от государства в частную собственность.
Рассмотрим субъекты и объекты в виде таблицы:
Кто имеет право на приватизацию | Объекты приватизации |
---|---|
Физические лица (граждане и ИП) | Жилые помещения (квартиры, частные дома, комнаты в общежитиях, кооперативное жилье) |
Юридические лица (организации) | Земельные участки (придомовая территория, садовые и дачные земли, пашни) |
Федеральные и муниципальные объединения (государственные органы и муниципалитеты) | Объекты государственного резервного фонда |
Гаражи, хозяйственные постройки | |
Отдельные виды природных ресурсов | |
Религиозные и культурные объекты | |
Унитарные и муниципальные предприятия | |
Образовательные учреждения | |
Имущество осужденных, реализуемое на торгах местными властями |
Правила проведения процедуры
Правила приватизации довольны просты, процедура должна соответствовать следующим принципам:
- Переоформление недвижимости осуществляется на бесплатной основе. Оплате подлежат только государственные пошлины.
- Приватизация проводится исключительно добровольно.
- Соглашение о приватизации обладает стандартной формой на всей российской территории.
- Возможность приватизировать долю в муниципальной квартире, а не только все помещение сразу.
- Соглашение о переходе прав на имущество составляется в одном экземпляре независимо от того, сколько людей принимало участие в процедуре. При необходимости все участники имеют возможность сделать копию и заверить ее нотариально.
Существует два варианта переоформления:
- В долевое владение. В этом случае каждый член семейства будет владеть определенной частью имущества.
- В совместное владение. При таком способе оформления жилище будет принадлежать всем участникам процедуры.
Рекомендуется приватизировать в долях, что в случае развода не нужно было делить жилище.
В случае, если наниматель проживал в муниципальной квартире, которая была признана ветхой или аварийной, не стоит торопиться с приватизацией. Лучше дождаться, когда дом будут расселять, предоставят новое жилье, которое впоследствии и переоформить на свое имя.
Квартиры, выдаваемые на основании службы в правоохранительных органах или вооруженных силах, приватизировать не допускается. Однако, есть возможность получить согласие от ведомства на переведение недвижимости в собственность местных властей. Тогда только можно заняться приватизацией муниципального жилья в стандартном порядке.
Какие документы нужны для приватизации муниципальной квартиры
При обращении в орган МСУ требуется подготовить некоторый пакет бумаг. Необходимо внимательно проверить, чтобы все документы были на месте. Отсутствие даже одной справки повлечет отказ от приема заявления.
В обязательном порядке предоставляется следующее:
- Заявление нанимателя с просьбой переоформить жилое помещение.
- Паспорт.
- Свидетельство, подтверждающее рождение ребенка.
- Соглашение с администрацией о съеме жилья.
- Технический план жилища.
- Сведения из банковского счета.
- Справка, указывающая на погашение всех платежей по услугам коммунальных служб.
- Документ, подтверждающий, что гражданин отказался от участия в переоформлении, если такой есть. Выдается справка в органе БТИ. В ней должны содержаться сведения о том, в какой период гражданин, отказавшийся от приватизации, проживал в квартире.
Формы и методы в современной России
Основные положения, касающиеся того, как муниципальная или гражданская собственность может стать частной, закреплены в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Ст. 13 ФЗ №178 указывает ряд способов проведения приватизации государственного и муниципального имущества, – это:
- Реорганизация унитарного предприятия (УП) в АО либо ООО.
- Продажа госсобственности или муниципального имущества с аукциона.
- Продажа через аукцион акций, ранее принадлежавших государству или местной власти.
- Конкурсная продажа.
- Продажа акций АО за пределами территории нашей страны.
- Продажа через публичное предложение.
- Продажа без объявленной заранее цены (в этом случае претенденты на покупку сами выбирают, какую цену предложить).
- Внесение государственного или муниципального имущества в уставной капитал вновь создаваемых обществ.
- Продажа акций АО, исходя из результатов доверительного управления.
Относительно реорганизации УП в общества, закон устанавливает следующие правила:
- Если стоимость имущества больше или равно минимальному уставному капиталу АО – именно в АО оно и превращается.
- Если какой-то из показателей (численность работников, средний доход за три года) соответствует нормам, установленным ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», то УП может быть превращено в ООО, даже если стоимость и позволяет создать АО.
- Наконец, если капитал УП в любом случае меньше минимальной нормы для АО – создаётся только ООО.
Выбор конкретного порядка и способа осуществляется на федеральном уровне согласно прогнозному плану или программы приватизации, на уровне субъектов и муниципалитетов – согласно местному законодательству.
Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции
Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции
Сущность приватизационных процессов
Приватизация- это переход государственной собственности в частные руки ( физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Процесс приватизации государственной собственности необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.
Подход к определению социально-экономического эффекта приватизации видится, прежде всего, в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.
Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.
В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.
В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в возможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.
Проблема приватизации присутствует в дискуссиях о ее целесообразности. В ходе этих дискуссий подчеркивается, что последствия приватизации нередко оказываются отрицательными с точки зрения благосостояния нации и социальной справедливости, то есть результатом приватизации является неоправданное обогащение незначительной части общества и обнищание большинства населения. Да, это действительно так, но только в краткосрочном аспекте. Если же приватизацию рассматривать не как акт мгновенного действия, а как продолжительный и очень сложный процесс изменений, охватывающий большой период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание экономической эффективной общественной системы.
Концепции приватизации
В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».
В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.
Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.
Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.
Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.
Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях России было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.
Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.
Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.
Способы приватизации
Рассмотрим различные способы приватизации, с учетом того, в каких странах и почему одни из них применялись и применяются с успехом, а другие нет.
Прямая продажа государственных предприятий является одним из наиболее простых и, возможно, самых эффективных методов приватизации, но его применение бывает, как мы видим, довольно затруднительно.
Возможно, более простым является не продажа собственно предприятия, а предложение на рынок ценных бумаг акций приватизированного предприятия (т.е. частичная продажа после предварительного акционирования).
Способы приватизации государственного и муниципального имущества
В основном выделяют следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:
- Непосредственная подача заявления на приватизацию абсолютно любого объекта, что допускается переводить в распоряжение частных лиц.
- Льготная приватизация муниципального жилья лицами, кому в соответствии с нормами законодательства предоставляются те или иные льготы. К примеру, инвалиды могут рассчитывать на получение жилья от государства на льготных условиях и снижение социальных расходов. А дети-сироты получают от государства временное жильё, что они впоследствии смогут приватизировать.
- Безвозмездное отчуждение гос. имущества. Допускается лишь в отношении жилья, предоставляемого из государственного либо муниципального фонда согласно программам обеспечения людей жильём.
Каждый человек должен определиться, каким именно способом он хочет и может осуществить процедуру. К примеру, приватизировать жильё бесплатно могут лишь те граждане, которым гос. жильё уже выдано по соответствующему соглашению во временное пользование.
Приватизация подразделяется на два типа:
- Безвозмездная.
- Возмездная.
Безвозмездная приватизация происходит на уровне муниципалитета, получить в собственность государственное жилье невозможно, если закон определяет, что владельцем имущества выступает только государства. Как правило, это дома в военных городках или здания культурной или исторической значимости. Несмотря на то, что процедура бесплатна, за услугу взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей для жилого помещения, 350 рублей для земельного участка.
Приобретение в собственность нежилых помещений происходит возмездно. Для этого заявитель обращается с заявлением в администрацию города. После месячного срока рассмотрения документации, заявитель оплачивает полную стоимость имущества. Через двухмесячный срок собственность переходит в руки заявителя.
Основные способы приватизации муниципального имущества:
- Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.
- Продажа имущества/пакета акций на аукционе.
- Продажа собственности на специализированных аукционах.
- Выкуп собственности.
- Продажа акций за пределы РФ/на рынке ценных бумаг.
- Продажа посредством публичного предложения.
- Вклад собственности в уставные капиталы ОАО.
Этапы переоформления собственности:
- Разработка программы, где указывается описание имущества и предполагаемый срок перехода в частную собственность.
- Вынесение решения, где указывается наименование имущества, способ перехода, цена.
- Приватизация.
- Предоставление отчета о выполнении плана.
Перечень необходимой документации
Как и любая другая административная услуга, приватизация государственной собственности требует сбора определённого перечня документации. В основном это удостоверительная и справочная документация, которую необходимо запрашивать у гос. учреждений и уполномоченных органов.
Условно перечень необходимой документации можно разделить на следующие группы:
- документы, удостоверяющие статус лица;
- справочная документация;
- правоустанавливающая документация.
В качестве примера документации, удостоверяющей статус лиц, можно привести:
- паспорта;
- удостоверения личности;
- свидетельства о рождении и так далее.
Справочная документация содержит в себе информацию временного характера.
Примерами такой документации могут служить:
- выписки из кадастра и БТИ (бюро техинвентаризации);
- справки из жилищной организации;
- справки из хозяйственных объединений и так далее.
Правоустанавливающая документация собирается лишь в тех случаях, когда лицами планируется приватизации муниципального жилья, которое по тем или иным основаниям уже находится в их владении, но не в собственности. Собственно говоря, именно основания владения и удостоверяют правоустанавливающие документы.
Чертами таких документов могут обладать:
- решения местной администрации сельского поселения;
- решения дирекции хозяйственного объединения сельского поселения;
- соглашения и договоры с уполномоченными органами;
- постановление;
- сертификаты и так далее.
Перечень необходимой документации целиком зависит от статуса лица и объекта недвижимости сельского поселения, что планируется получить.
В отдельной ситуации такой перечень необходимо уточнять у соответствующих гос. органов.
Бесплатной передаче подлежат только те наделы, которые выдавались до 2001 года.
Дополнительно к этому условию, нужно убедиться, что земля была выделена гражданину для:
- ведения ЛПХ или дачи;
- садово-огороднической деятельности.
Также необходимо знать основание, по которому заявитель на момент подачи заявления использует надел, это может быть право:
- бессрочного использования;
- пожизненного и наследуемого владения;
- наконец, может быть заявлено, что определить право использования не представляется возможным.
Приоритет законодательства о приватизации
Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.
Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.
Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.
Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.