Статья 17 НК РФ. Общие условия установления налогов и сборов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 17 НК РФ. Общие условия установления налогов и сборов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязательно, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неустановленным.
Факультативные элементы
К факультативным элементам следует отнести:
- налоговые льготы и основания для их применения;
- порядок возмещения налога;
- отчетный период;
- получателя налога.
Каждый налог характеризуется своей совокупностью этих факультативных элементов, которые дополняют обязательные элементы, позволяя тем самым лучше раскрыть внутреннее устройство налога и сделать его более понятным для налогоплательщиков.
Налоговая льгота — факультативный элемент, характеризующий предоставление налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать в меньшем размере, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика (плательщика сбора). Налоговые льготы могут уменьшать налоговую базу, налоговую ставку, налоговый оклад и производить отсрочку или рассрочку уплаты налога.
Отчетный период — факультативный элемент, характеризующий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачиваются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответствующая отчетность. В некоторых налогах налоговый и отчетный периоды совпадают (например, НДС, НДПИ), в некоторых — различаются (например, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций).
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
- безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
- обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
- принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
- принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
- вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Элементами налога являются:
- законодательно определенная основа – база;
- процентная ставка;
- объект налогообложения;
- период;
- порядок и сроки взимания.
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
- определенное право;
- лицензию на ту или иную деятельность;
- действие в правовом поле (например, регистрацию).
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Порядок установления налогов и сборов
Для того, чтобы любой налог или сбор начал функционировать в РФ, он должен в обязательном порядке быть закреплен в НК. Именно этот документ является основным юридическим основанием для утверждения таких платежей. Именно в соответствие с НК, любой налог может быть установлен только в том случае, если в отношении него определены следующие элементы:
- Объект налогообложения. Это один из самых главных элементов. Он является неким идентификатором для налога, он уникален и от него зависит вид налога, который будет уплачиваться субъектом. Например, размер дохода, прибыли, имущество, реализация товаров и услуг и т.д.;
- Отчетный налоговый период, за который такой налог будет взиматься. В НК необходимо обязательно определить период, по итогу которого будет исчисляться налоговая база и величина самого налога;
- Налоговая база, то есть тот показатель, по результатам которого и будет устанавливаться размер взимаемого платежа. Это своего рода характеристика самого объекта налогообложения. И если объект никак не исчисляется, а только определяется, то вот налоговая база исчисляется плательщиком в соответствие с установленным алгоритмом. Например, прибыль предприятия – это налоговая база, то есть это разница между доходами и расходами. При этом НК есть четкие рекомендации по отнесению отдельных видов расходов и доходов к соответственным статьям налогооблагаемой базы;
- Ставка налога, установленная в определенном соотношении от налоговой базы. Такая ставка может быть установлена в трех формах:
- Твердые. Размер ставки устанавливается не в проценте, а в размере, который никаким образом не будет связан с величиной налоговой базы;
- Пропорциональные. Такие ставки устанавливаются в проценте, на который умножается налоговая база. Это наиболее популярная форма. Так исчисляется НДФЛ, налог на прибыль, НДС и т.д.;
- Прогрессивные. Устанавливается некая шкала, когда при росте самой налоговой базы происходит увеличения самого налога.
- Установление налогов и сборов предполагает и порядок начисления и расчета. Это некий алгоритм, рекомендации, которые должны точно определять, как необходимо считать величину налога, подлежащую уплате.
- Порядок и сроки уплаты такого платежа. Установление и введение налогов и сборов предполагает, что для каждого налога должен быть определен налоговый период и срок, в течение которого он должен быть уплачен. При несоблюдении таких сроков к плательщику будут применены штрафные санкции.
Урегулирование задолженности по налогам и сборам
Кстати, если говорить о порядке уплаты, то при их установлении могут быть выбраны два варианты:
- Оплата в полном объеме налога. Например, НДФЛ и НДС, которые уплачиваются сразу в полном объеме по факту истечения отчетного периода;
- Поэтапная оплата, в том числе и с использованием авансовых платежей. Примером может стать патентная система налогообложения, когда налог платиться вперед.
При любом варианте, оплата возможна исключительно в национальной валюте – рублях. При этом оплачиваться такой платеж может по итогу подачи декларации (налог на прибыль), с помощью применения кадастрового способа (земельный налог), а также на основании выплаты дохода (НДФЛ).
Также рассматривая такой вопрос как порядок установления налогов и сборов, нельзя не упомянуть о том, что для каждого отдельного налога и сбора могут утверждаться федеральные законы, могут приниматься региональные нормативно-правовые акты.
Рассмотренные элементы являются строго обязательными. Грубо говоря, без них никак. Но есть еще факультативные элементы, без которых возможно установления платежей такого характера, но не желательно. Например, как будет происходить начисление штрафных санкций, какие есть налоговые льготы, как будет происходить возврат за излишне уплаченные суммы.
Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:
IV в. до н. э. – V в. н. э. – появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания. Вначале они носят нерегулирующий характер, взимаются по мере необходимости в натуральной форме. По мере увеличения государственных расходов, налоги начинают взиматься в денежной форме, и регулярно увеличивается их размер. Постепенно они становятся основным источником доходов государства.
V–ХVIII вв.: существуют определенные налоговые системы, которые запутаны и развиты крайне слабо. Налоги вводятся на определенный период в связи с необходимостью финансирования целевых затрат – взимаются одновременно, когда в казне заканчиваются средства. Большое внимание уделяется косвенному налогообложению, впервые вводятся акцизы с ввозимых и вывозимых товаров. Но сбор налога на данном этапе – вид предпринимательской деятельности: право сбора налога выкупается у государства отдельными гражданами. Налог становится главным источником формирования государственной казны.
Конец ХVIII – конец ХIХ в.: происходит процесс юридизации налога, формируются принципы налогообложения, и предпринимается попытка сформулировать определения налогового платежа, происходят споры о месте налогов в системе государства. К середине ХIХ в. Число налогов увеличено, и большое значение придается соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов. Разрабатываются теоретические основы налогообложения. Налоги стали устанавливаться исходя из принципа всеобщности.
С начала ХХ в. – становление конструкций современных налоговых систем, основанных на научных принципах налогообложения. Ведущее место занимает прямое налогообложение. Данный этап характеризуется непрекращаемыми налоговыми реформами, направленными на поиски оптимальной налоговой системы.
Необходимо отметить, что политические и экономические изменения неизбежно приводили и к изменению систем налогообложения. Процесс эволюции налогообложения условно можно разделить на 2 этапа:
1) акты о налогообложении, обеспечивающие защиту и признание прав только государства, основные принципы налогообложения – общеобязательность и безусловность, нормативные акты фиксируют право государства на изъятие определенной части собственности своих подданных по случаю возникшей необходимости;
2) акты о налогообложении начинают защищать права и интересы не только государства, но и обязанных лиц. На смену принципу безусловности приходят принципы законности, соблюдение прав налогоплательщика, соразмерности налогового бремени, справедливости.
Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.
Источники налогового права – это внешние формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение.
Налоговый Кодекс РФ к источникам налогового права относит:
1. международные договоры Российской Федерации,
2. Налоговый Кодекс РФ,
3. федеральные законы и законы Российской Федерации,
4. законы и иные нормативные акты законодательных органов субъектов РФ.
5. нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.
Значение источников налогового права:
– они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
– источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях.
Существуют определенные особенности вступления в законную силу нормативных правовых актов о налогах и сборах. Так, по общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии двух условии:
А) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;
Б) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Особые правила вступления в законную силу определены для актов налогового законодательства, вводящих налоги и сборы – не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента из официального опубликования.
Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Тем самым, данное положение, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положением налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.
Источники налогового права обладают следующими свойствами:
– формальная определенность;
– общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;
– законность, заключающаяся в наличии юридической силы.
Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличающие их иных нормативно-правовых актов:
– они регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права.
– принимаются только теми органами государства и местного самоуправления, правотворческая компетенция которых предусмотрена НК РФ.
– источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства.
Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Индивидуальные правовые акты – это акты, которые не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат предписания, которые персонально затрагивают определенных лиц. Эти акты:
– имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно;
– являются властными и обязательными для исполнения;
– не содержат правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права;
– выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения, т. е. осуществляют локальное правовое регулирование;
– применяются однократно и на других субъектов не распространяется;
– обеспечиваются государственным принуждением.
Индивидуально-правовые акты могут быть отнесены к особому виду подзаконных, официальных актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия.
Характерные черты индивидуальных правовых актов:
– особая юридическая форма управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности;
– официальное решение, принятое органом публичного управления;
– предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица.
Дополнительный элемент правового механизма налога – это налоговые льготы.
Льготы по налогам/сборам – это конкретные преимущества, которые предоставляются отдельным категориям плательщиков налогов.
Налоговый Кодекс устанавливает правовой режим предоставления налоговых льгот, в соответствии с которым:
- можно не уплачивать налог/сбор;
- можно уплачивать налог/сбор в объеме меньшем, чем установленный по общим нормам соответствующей главы части 2-й Налогового Кодекса.
Налоговые льготы устанавливает исключительно законодательство о налогах и сборах, потому нормы других «неналоговых» законов, которые предоставляют какие-то налоговые преимущества отдельным субъектам, не обладают юридической силой, а значит, применению не могут подлежать.
Один из критериев определения налоговых льгот – это исключение индивидуального характера, то есть отсутствие конкретного порядка либо конкретных условий налогообложения конкретно 1-го лица либо компании.
На практике могут использоваться следующие виды налоговых льгот:
- изъятие (исключение из налогообложения конкретных объектов);
- скидка (льгота, направленная на снижение налоговой ставки);
- налоговые кредиты (уменьшение налоговой ставки, отсрочка либо рассрочка уплаты налога, возврат части ранее уплаченных налогов, зачет ранее уплаченных налогов, замена уплаты налогов натуральной формой).
Пунктом 2 статьи 56 Налогового Кодекса закрепляется следующее: налоговые льготы – это право, но не обязанность налогоплательщика. Это, значит, что в некоторых ситуациях налогоплательщик может отказаться от применения налоговых льгот на юридическом основании, точно также, как и приостановить их применение на 1 либо несколько налоговых периодов.
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
- федеральный налог или сбор;
- региональный;
- местный.
Функции налогов и их значение, срок уплаты налогов
Основных функций налогов всего четыре: фискальная функция (налоги обеспечивают бюджеты), регулирующая функция (регуляция уровня дохода населения), социальная функция (поддержка слоев населения с низким уровнем дохода и имущества) и контрольная функция (с ее помощью органы корректируют налоговую систему). Некоторыми выделяется еще дестимулирующая функция.
Значение налогов уже прямо затрагивалось по ходу данной статьи – единая система налогообложения имеет, в первую очередь, крайне важное экономическое значение: из единой системы налогов наполняются местные, региональные и государственный бюджеты, поддерживающие существование государственной системы Российской Федерации. Поэтому очевидно, что общее экономическое значение налогов велико.
Вследствие этого, обязанность оплаты налогов закреплена на конституционном уровне, и распространяется как безусловное требование на всю массу плательщиков – физических лиц и организаций. В этом контексте стоит отметить, что налог не следует расценивать в качестве произвольного лишения имущественного права собственника. Он является правовым изъятием определенной части собственности, прямо вытекающим из конституционных обязанностей, невыполнение которых является нарушением законодательства.
Определенная дата либо период времени, по истечению которого следует выполнять финансово-правовые обязанности, составляют понятие срока уплаты налогов. Тут первоочередное значение имеет тот факт, что по поводу единого отрезка времени для выполнения всех налоговых обязанностей в НК не закреплено прямых предписаний.
Прямые сроки устанавливаются в различных нормативно-правовых актах российского законодательства: кодексом для налогов федерального уровня, актами субъектов для регионального и местного самоуправления для местного уровня.