Расчеты с бюджетом по налогам и сборам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пожалуй, НДФЛ — это самый значимый прямой трансферт в казну. Его уплачивают все лица, которые получают доход (ст. 207 НК РФ). И неважно, является плательщик гражданином или нет — если человек получает заработную плату или любую другую облагаемую прибыль от российских организаций и на территории России, он обязан отчислять сбор со своего вознаграждения за труд.
Расчет налога на доходы физических лиц
Вот основные правила, по которым нужно высчитать и перечислить налог на доходы физических лиц:
- Этот сбор взимается практически со всех видов доходов граждан (ст. 209 НК РФ). Помимо зарплаты, премий и бонусных платежей, заплатить взнос придется и с вырученных денег от реализации жилья, и с оплаты, поступающей за арендованное жилье, и с выигрышей, призов, и с гонораров по авторским договорам. Оплата по договорам гражданско-правового характера также полностью облагается НДФЛ. Если российский резидент работает за границей и получает вознаграждение в иностранной компании, он обязан уплачивать взнос в российскую казну. Налог высчитывается и с денежных доходов, и с доходности в натуральном выражении (ст.210 НК РФ).
- Для трудоустроенных граждан рассчитать налоги обязан работодатель. Период — каждый месяц, в котором работнику начисляется доход. Самозанятые лица и ИП должны высчитать и уплатить свой налог самостоятельно. Те граждане, которые получили единовременное вознаграждение или имеют нерегулярную доходность, отчисляют взносы только в момент получения своих поступлений.
- Когда специалист рассчитывает подоходный налог, он должен применить к базе исчисления все льготы, вычесть необлагаемые суммы и уменьшить базовую сумму на величину применяемого налогового вычета (ст.217-221 НК РФ).
- Для различных категорий плательщиков действуют определенные ставки (ст.224 НК РФ). Диапазон индексов — от 9 % до 35%. Основной ставкой для граждан России считается 13%. Иностранные граждане в 2019 году рассчитывали свой налог по коэффициенту 30%.
Расчеты по налогам и сборам в балансе
Являясь активно-пассивным, счет 68 объединяет всю деятельность фирмы и отражает расчеты с бюджетом по налогам и сборам, как в активной части баланса, так и в пассиве. Связанные с налоговыми платежами, сведения могут отражаться в бухгалтерском балансе в следующих разделах и строках:
- в активе баланса:
- в 1-м разделе:
- стр. 1180 при учете с отложенными налоговыми активами,
- во 2-м разделе:
- стр. 1220 «НДС по приобретенным МЦ»:
- стр. 1230, если у фирмы имеется переплата по налоговым платежам;
- в 1-м разделе:
- в пассиве баланса:
- в 4-м разделе:
- стр. 1420 при наличии отложенных налоговых обязательств;
- стр. 1450, если имеются долгосрочные обязательства по предоставленной компании рассрочки/отсрочки по налогам, инвестиционные кредитные проекты и др.;
- в 5-м разделе:
- стр. 1520 при отражении кредиторской задолженности по краткосрочным недоимкам и начисленным налогам с не наступившим пока еще сроком оплаты.
- в 4-м разделе:
Если на предприятие правомерно наложены налоговые санкции, то предприятие должно отразить все суммы в бухгалтерском учете. Но фирма может оспорить правомерность санкций. Если она выиграет дело, в таком случае нужно отразить оценочное обязательство. Правда уменьшение или снятие санкций на практике происходит очень редко.
Если требование об уплате и конкретная сумма установлены налоговым органом, то их отражают в учете организации. Налоговый орган может списать сумму средств в безакцептном порядке с расчетного счета.
К сожалению, порядок учета штрафов, санкций и различных пеней не урегулирован. В положении о бухгалтерском учете 10/99 их относят к прочим расходом. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета указывает на то, что отражать санкции следует по налогу на прибыль. Их проводят по 99 счету “Прибыли и убытки”. В корреспонденции используют счет 68 “Расчеты по налогам и сборам”, субсчет “Расчеты по налогу на прибыль”. А при необходимости используют субсчета второго порядка: “Расчеты по штрафам”, “Расчеты по пеням”.
Подобным образом органы власти предлагают учитывать не только санкции по налогу на прибыль. Так же можно проводить санкции, которые возникают при применении ЕСХН или УСН. Это право описано в рекомендациях аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организации в 2016 году. Получается, что уплаты по санкциям формируют чистую прибыль или убыток и не участвуют в формировании прибыли до обложения налогами, которую отражают в отчете о финансовых результатах.
Пример, отражения налоговых санкций.
Допустим, что в ОАО “Левис” налоговая начислила пени за несоблюдение сроков в перечислении авансовых платежей по налогу на прибыль. Сумма пени составила 10 000.
Компания посчитала невозможным оспорить это решение и внесла его в свою документацию.
Тогда бухгалтер провел следующие проводки для уплаты пени по налогу на прибыль:
Дебет 99 Кредит 68
По другим налогам Министерство Финансов РФ предлагает определить вначале вид налога или другого взыскания. Затем стоит найти статью расходов, по которой он первоначально начислялся. Прибыль или убыток до налогообложения в отчете о финансовых результатах формируют пени и штрафы, которые платит налогоплательщик.
Санкции отражают в двух видах: в прочих расходах или в расходах по обычным видам деятельности. При чем в последнюю группу она попадает, если нарушение осуществлено в отчетном году и признание санкции произошло до даты подписание годового отчета. Санкцию вписывают в ту статью, куда относится соответствующий ей платеж в бюджет.
Пример отражения штрафа в расходах на продажу.
Допустим, что АО “Восток” просрочила расчет по страховым взносам за второй квартал текущего года. Она получила штраф 6000 рублей. Общество согласилось со штрафом, и бухгалтер стал отражать штраф в отчетности.
Расходы и доходы организации
Доход — это поступления от основных видов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Доходом признается выручка предприятия от сторонних ресурсов. Такими источниками станут средства, полученные от арендованного имущества, предоставленных займов и пр.
При расчете платежа принимаются чистые доходы — без отчислений на добавленную стоимость, акцизных сборов и пр. Для подтверждения необходимо приложить сопроводительную документацию — платежные поручения, счета, учетные данные из книги доходов и расходов.
Расходы — это издержки, направленные на удовлетворение производственных, общехозяйственных и основных нужд организации (заработная плата, материалы, оборудование и пр.). Расходы бывают и косвенными, например траты, направленные на погашение процентов по кредитам. Все издержки надо экономически подтвердить и обосновать документально.
Как перенести переплату и недоимку на ЕНС
Чтобы скорректировать сальдо расчетов с ИФНС по единому счету, переплату и задолженности по налогам и санкциям по состоянию на 1 июля 2022 года надо перенести на сч. 68.90.
В качестве недоимки не считается текущая задолженность по:
- страхвзносам, которые начислены за июнь 2022 года;
- авансам по УСН, налогу на прибыль, НДС и иным налогам, которые начислены 30 июня 2022 года за II кв. 2022 года.
Допустим, ООО «Фитокерамика» использует УСН с объектом «доходы за вычетом расходов». С июля 2022 года компания перешла на ЕНП и по состоянию на 1 июля у нее есть подтвержденная налоговиками переплата пени по УСН — 2 тыс. руб.
Тогда в учете компании на 1 июля 2022 года имеется сальдо по Дт 68.12 «Налог при УСН» в разрезе аналитического учета — «Пени: доначислено/уплачено (самостоятельно)».
Чтобы перенести переплату по налогам, санкциям, и в т.ч. пени на сч. 68.90, нужно в форме списка операций по ЕНС по команде «Операция» выбрать вид «Корректировка счета». Для этого пользователь заходит в меню «Операции», выбирает «Единый налоговый счет» и переходит в «Операции по счету».
В открывшемся документе указывается дата переноса — 01.07.2022, а также заполняется таблица:
- графа «Вид движения» — ставится «Пополнение» (второй вариант «Списание» здесь не указывается). В этой ситуации за счет переплаты пени производится пополнение, то есть увеличение суммы, которая уплачена как ЕНП;
- графа «Платежный документ» — указывается документ, по которому получилась переплата. Предварительно выбирается тип данных — «Выдача наличных», «Операция», «Списание с расчетного счета»;
- указывается размер переплаты;
- указывается счет и аналитический счет, по которому появилась переплата.
Через новый функционал программы 1С:Бухгалтерия 8 ред. 3.0 по уплате ЕНП имеется возможность корректировки автоматического зачета ЕНП на уплату налогов и страхвзносов, а также указывать в учете иные операции на ЕНС без подачи в ИФНС уведомлений по рассчитанным суммам налогов.
К примеру, пользователь может использовать документ «Операция по ЕНС» с указанием вида операции «Налоги (начисление)», чтобы переносить на сч. 68.90 долги по налогу, которые не включались в уведомление по рассчитанным налогам, к примеру, при сдаче скорректированной декларации. Для отражения операции в учете и регистрах по ЕНС нужно в графе «Отражение в учете» поставить значение «Бухгалтерский, налоговый учет и ЕНС».
Когда автоматически исполненный зачет ЕНП не совпадает с зачетом, который произведен налоговиками, для корректировки распределения ЕНП между налогами, пенями и штрафами применяется документ «Операция по ЕНС» с указанием видов операций «Налоги (уплата)» или «Пени, штраф (погашение)».
Бухгалтерский учет налогов и сборов
Основной обязанностью бухгалтера, состоящего в штате любой организации или временно сотрудничающего с ИП, ООО и прочими юридическими лицами, является составление налоговых деклараций и проведение всех платежей. Обязанность по бух.учету налагается на компании, действующие на территории РФ, Федеральным законом № 129-ФЗ. Освобождаются от ведения бухгалтерской документации адвокаты, занимающиеся частной практикой, индивидуальные предприниматели. Таким образом, все ЮЛ должны уплачивать налоги, но не всем вменяется в обязанность вести бух.учет.
Бухгалтерский учет налогов и сборов контролируется на нескольких уровнях.
Федеральные законы являются определяющими, именно от них необходимо отталкиваться в сложных спорных ситуациях. Положения о бухгалтерском учете являются скорее упорядочивающими деятельность специалистов. Рекомендации и указания находятся в методичках, выпускаемых Министерством Финансов. Самым последним уровнем можно назвать внутренние постановления компании, распоряжение директоров и учредителей. Налоги и сборы также отдельно контролируются сводом законов НК РФ. При противоречии их Федеральным законам, больший вес имеют последние.
Счет бухгалтерского учета 68 — это активно-пассивный инструмент в бухучете. Он представляет собой обобщенные сведения по расчетам, включающим в себя налоги, которые выплачивает организация в бюджет и за работников.
Все индивидуальные предприниматели и организации по факту ведения экономической деятельности обязаны делать перечисления в бюджет. Для юридических лиц в бухгалтерии для этого должен использоваться счет 68. Все операции по уплате обязательств в бюджет будут учитываться и формироваться на нем. В сведениях содержится полная информация о всех начисленных и уплаченных обязательствах по налогам, отражаются суммы, удержанные с работников, а также те, которые были заявлены к вычету.
Нередко возникает вопрос, 68 счет активный или пассивный? Его относят к группе активно-пассивных. Это связано с тем, что у него имеется дебетовое и кредитное сальдо. Оно зависит от характера задолженности. Если произошла переплата по налогам, сальдо считается дебетовым. В случае с задолженностью все рассчитывается наоборот. Сумма, которая должна быть перечислена в бюджет, будет размещена на кредитных остатках.
Аналитический учет расчета по налогам и сборам 68 проводится по видам налогов. Полученная сумма плюсуется.
Важно! В одном случае сальдо может быть дебетовым, во втором — кредитовым.
Существует следующее «юридическое» определение налога, закрепленное частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 части I НК РФ) [1].
В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации предусмотрена также такая экономическая категория как «сбор». Основным отличием сбора от налога является то, что налог взимается на основе принципа индивидуальной безвозмездности, в то время как уплата сбора предполагает при определенных условиях некоторую возмездность.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 части I НК РФ) [1].
В соответствии с первой частью налогового Кодекса РФ все налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации [2].
К федеральным налогам и сборам относятся:
. налог на добавленную стоимость;
. акцизы;
. налог на доходы физических лиц;
. налог на прибыль организаций;
. государственная пошлина и др.
Стоит отметить, что с 2010 года вместо единого социального налога (ЕСН) входящего в состав федеральных налогов вводятся прямые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС и ТФОМС. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 09.09.2010 № 2891-19 [3].
Региональными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются федеральным законодательством и законами субъектов РФ.
К региональным налогам относятся:
. налог на имущество организации;
. транспортный налог;
. налог на игорный бизнес.
Местные налоги устанавливаются федеральным законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
К местным налогам относятся:
. земельный налог;
. налог на имущество физических лиц.
Целями введения некоторых налогов могут являться не только фискальные цели, заключающиеся в обеспечении формирования доходов бюджетов, но и цели государственного регулирования экономикой.
В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает характер косвенного и осуществляется посредством налогообложения. При этом преследуются экономические и социальные цели. Все это предопределяет практическую реализацию в рыночной экономике нескольких функций налогов.
Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.
Регулирующая функция налоговой системы реализуется через эффекты налогообложения, приводящие к изменению сфер хозяйственной деятельности и их интенсивности. Перераспределение доходов во времени может быть связано с государственными пенсионными фондами, которые формируются за счет текущих доходов в настоящее время, а выплаты производят впоследствии по существу тем же гражданам.
Достижение социальной справедливости реализуется через систему прогрессивного налогообложения, а также перераспределения через налогово-бюджетную систему ресурсов от наиболее обеспеченных слоев населения к наименее.
Стимулирующая функция влечет активизацию технического прогресса, увеличение количества рабочих мест, инвестиций в соответствующие отрасли народного хозяйства (расширение одних производств и сокращение других). С этой целью затраты на внедрение новой техники, благотворительную деятельность (определенных размерах) не облагаются налогом на прибыль и т.д.
В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое всех перечисленных основных функций налоговой системы. При этом взаимодействие и реализация всех функций осуществляется в условиях четкого и отлаженного механизма реализации контрольной функции налоговой системы. Таким образом, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем [5].
Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.
Экономическое единство системы налогов в Российской Федерации выражается в том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Кроме того, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Принципы налоговой системы РФ:
) Принцип справедливости
) Принцип простоты
) Принцип установления налогов [4].
На протяжении всей истории человечества во всех государствах правительства всех ориентаций не могли существовать без налогов. Как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Изучение механизма налогообложения предполагает определение основных участников налоговых отношений, к которым относятся субъекты хозяйственной деятельности и государственные органы. Субъекты хозяйственной деятельности как участники налоговых отношений выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков, представителей налогоплательщиков (законных или уполномоченных), налоговых агентов. Кроме того, участниками налоговых отношений являются банки как юридические лица, выполняющие ряд возложенных на них функций, связанных с налогообложением. Участниками налоговых отношений являются также лица, предоставляющие необходимые данные (нотариусы, регистрационные палаты, органы лицензирования). Государственные органы как участники налоговых отношений можно подразделить на структуры, реализующие свои основные функции в налоговой сфере, и структуры, наделенные отдельными полномочиями в отношении налогообложения (финансовые органы, сборщики налогов и сборов). Специальные правоохранительными органами, выполняющими функции предупреждения, пресечения и расследования нарушений законодательства о налогах и сборах, являются федеральные органы налоговой полиции. Кроме того, лицами, участвующие в мероприятиях налогового контроля являются судьи, процессуальные лица и др.
Налогоплательщик (субъект налогообложения) это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. В соответствии со ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ [1] налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом [1] возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. При этом следует иметь в виду, что в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. В соответствии со ст. 24 части первой НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ.
Налоговыми органами в Российской Федерации в соответствии со ст. 30 части первой НК РФ являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его подразделения в Российской Федерации [1]. В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым Кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов [1]. Министерство по налогам и сборам России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль [2]. Функции налоговых органов — центрального, региональных и местных — несколько различаются. Однако поскольку основные задачи всех звеньев едины, то налоговым органам всех уровней присущи общие функции: учет налогоплательщиков:
контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений;
определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками;
ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов;
возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении и другие.
Центральный аппарат МНС России и его управления по субъектам федерации выполняют, наряду с перечисленными, следующие функции:
организация, координация и контроль за деятельностью нижестоящих управлений и инспекций;
аналитическая и статистическая работа;
разработка и издание инструктивных и методических указаний и иных документов по применению налогового законодательства;
участие в выработке налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных договоров о налогообложении,
сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.
Для выполнения своих функций налоговые органы имеют соответствующие права и наделены определенными обязанностями. Основные права и обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ [1], Федеральным законом «О налоговых органах в Российской Федерации» и другими законодательными актами.
.2 Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Порядок учета расчетов организаций по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов. Главным законодательным документом является Налоговый кодекс РФ [1]. В Налоговом Кодексе устанавливаются виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений. В данном кодексе предоставляются порядок, расчеты и сроки уплаты налогов и сборов.
А также в письме ФНС России от 24.01.2007 №ЩТ-6-23/35 определяется порядок представления налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, всех налоговых деклараций (расчетов), которые они обязаны представлять с 2008 года в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде.
Кроме того, письмо Госналогслужбы России от 19.11.1998 №ВК-6-09/843 . Госналогслужба России сообщает, что согласно пункту 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации [1] (часть первая), утвержденного 31.07.98 №146-ФЗ, с 1 января 1999 года обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, тое есть в рублях. Это положение распространяется на все категории налогоплательщиков, в том числе и на нерезидентов Российской Федерации. Иностранные юридические лица должны осуществлять уплату налогов в общеустановленном порядке, то есть в рублях через уполномоченные банки Российской Федерации.
В связи с этим проведена соответствующая работа с налогоплательщиками, уплачивающими налоги и другие обязательные платежи в валюте, с тем чтобы, начиная с 1 января 1999 года, налоговые платежи уплачивались только в рублях.
Также письмо МНС РФ от 19 апреля 2004 г. №01-2-03/555 «О налогообложении транспортных услуг». Услуги по доставке собственным транспортом товаров подлежат обложению НДС по ставке 18% и в том случае, если перевозимые товары облагаются НДС по ставке 10%. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемым по разным ставкам.
Кроме того, письмо от 9 ноября 1999 г. №ФС-6-09/899 «О Зачислении налогов и сборов в иностранной валюте». В соответствии со статьей 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации [1] иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
В целях сокращения до минимума объема невыясненных платежей, устранения неоправданного ручного труда и дополнительных материальных затрат на доопределение типа и назначения платежа, а также обеспечения полной автоматизации процесса ввода данных о поступлениях в лицевые счета налогоплательщиков, МНС России поручает руководителям налоговых органов принять все меры по проведению на регулярной основе разъяснительной работы с налогоплательщиками по вопросу правильности заполнения платежных документов. Перечень нормативных актов, с помощью которых осуществляется регулирование расчетов предприятия по налогам и сборам представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в РФ
№ п/п |
Название документа |
Примечание |
Первый уровень нормативного регулирования |
||
1 |
Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая и вторая |
Устанавливает основные элементы налогообложения и льготы по налогам, а также основания для их использования |
2 |
Гражданский кодекс Российской Федерации |
Устанавливает порядок перехода права собственности на товары |
3 |
Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» |
Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам |
Второй уровень нормативного регулирования |
||
4 |
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ |
Устанавливает требования и принципы ведения учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам |
5 |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 |
Устанавливает порядок формирования суммы налога на прибыль в бухгалтерском учете |
Третий уровень нормативного регулирования |
||
6 |
План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению |
Предусматривает синтетические счета для учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам |
7 |
Приказы Минфина РФ «Об утверждении форм налоговых деклараций» |
Устанавливают формы деклараций по налогам и сборам и инструкции по их заполнению |
Четвертый уровень нормативного регулирования |
||
8 |
Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета и налогообложения |
Устанавливается момент определения налоговой базы, порядок ведения раздельного учета, сроки представления декларации и уплаты налогов в бюджет |
Корреспондирует со счетами
Счет 68 может вступать в проводки со указанными счетами.
По дебету счета 68 в кредит счетов:
- Счет 19 — при проведении вычета по НДС по ранее приобретенным ТМЦ;
- Счет 50 — такой проводкой может отражаться выплата различных пособий работникам за счет бюджета;
- Счет 51 — при отражении уплаты налога в бюджет с расчетного счета;
- Счет 52 — при уплате налогов в бюджет с валютного счета. Учитывая тот факт, что такая корреспонденция прямо прописана в плане счетов, который установлен 94-Н, в жизни она скорее всего не встретится, поскольку платежи в бюджет должны выполняться в рублях.
- Счет 55 — при уплате налогов в бюджет со спецсчетов в банках;
- Счет 66 — если погашение налоговых обязательств производится за счет краткосрочных кредитных средств, при этом они сами перечисляются в бюджет напрямую, без промежуточного зачисления на счет организации.
- Счет 67 — если погашение налоговых обязательств производится за счет долгосрочных кредитных средств, при этом они сами перечисляются в бюджет напрямую, без промежуточного зачисления на счет организации.
Расчет сумм налогов и сборов
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» — на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму подоходного налога и т.д.).
По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.
Бухгалтерские проводки по учету НДС (с примерами)
Организация в процессе своей деятельности сталкивается с налогом на добавленную стоимость в следующих случаях: продавая покупателям товары, продукцию (оказывая услуги, выполняя работы) и приобретая у поставщика товары (работы, услуги).
В первом случае, продавая товар, организация обязана начислить с его стоимости налог и уплатить в бюджет. Начисление НДС отражается следующей проводкой:
То есть начисленный НДС к уплате в бюджет собирается по кредиту счета 68.
Во втором случае, приобретая товар, организация вправе направить НДС к возмещению из бюджета (к вычету), в этом случае из общей суммы приобретения выделяется налог и учитывается отдельно на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» проводкой Д19 К60. После чего НДС направляется к вычету проводка имеет вид Д68.НДС К19.
Как видим, НДС для возмещения из бюджета собирается по дебету счета 68.
Итоговая сумма, которую необходимо уплатить в бюджет, определяется как разность между кредитом и дебетом сч. 68.
Если обороты по кредиту больше оборотов по дебету, то организация должна уплатить налог на добавленную стоимость в бюджет, если обороты по кредиту меньше оборотов по дебету, то государство осталось должным организации.
Счет 68 активный или пассивный
Бухгалтерский счет 68 используется с целью обобщения данных по расчетам предприятия/ИП перед госбюджетом по налогам и обязательным сборам. Начисленные и подлежащие уплате суммы налогов отражаются по кредиту счета, а суммы перечислений в бюджет — по дебету.
Исходя из этого, возникает вопрос: счет 68 активный или пассивный? Поскольку у него может быть как кредитовое, так и дебетовое сальдо на конец отчетного периода, то счет является активно-пассивным. Разберемся далее подробно, что показывают обороты по дебету и кредиту счета и какой можно сделать вывод об итоговом сальдо, которое формируется на конец/начало отчетного периода.
Хозоперации по счету 68 отражаются в разрезе возникающих обязательств по уплате налогов. Учет обязательных страхвзносов, которые платятся в пользу госбюджета и контролируются налоговой, производится на счете 69.