Что такое профстандарт педагога и что изменится с 1 сентября 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое профстандарт педагога и что изменится с 1 сентября 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, становится актуальным с 1 сентября 2022 года.

Что такое профстандарт педагога

Работа с детьми в образовательных и дошкольных учреждениях требует от специалистов определенных знаний и навыков. С 2016 года они закрепляются в специальном нормативном акте.

Профстандарт педагога представляет собой документ, в котором перечислены все требования, которым должен отвечать современный учитель, чтобы продолжать заниматься своей деятельностью. Также на него опираются при переаттестации для присвоения следующей квалификационной категории, при расчете заработной платы и при формировании должностных инструкций.

Зачем нужны профессиональные стандарты

Чтобы правильно трактовать суть преобразований, необходимо понимать разницу определений. Например, квалификация — это набор знаний, умений и навыков, а стандарт — это образ, какой она должна быть в рамках того или иного предмета. В зависимости от потребностей времени последний меняется, а с ним и компетенции, которыми должен владеть учитель на текущий момент. Например, профстандарт педагога-психолога до появления такой специальности не существовал.

Нововведение в образовательной среде было продиктовано, в первую очередь, необходимостью урегулирования трудовых споров, возникающих в результате несоответствия обязанностей и их оплаты разным преподавателям.

Благодаря ему образовательные организации могут выделить в самостоятельную, согласно профстандарту, и должность педагога-организатора, и педагога по воспитательному процессу. Закрепление новых квалификационных требований позволит упростить принятие кадровых и иных решений.

Впервые подобные нормы стали применяться с 2016 года. Это послужило началом новой эры в образовании. Причина в том, что, в первую очередь, каждый претендент на должность учителя был обязан иметь вузовский диплом. Также ему полагалось уметь составлять поурочные планы и организовывать работу на уроке.

Из чего состоит справочник

Образовательная сфера является одной из базовых областей, которые позволяют сформировать единое общество, а также привить его членам основные человеческие ценности морального и культурного характера, впоследствии превращающиеся в устои.

Учитывая, что педагоги имеют непосредственный доступ к неокрепшим умам, требования, которые к ним предъявляются, отличаются высокими рамками.

Квалификационные характеристики должностей работников образования 2020 года можно изучить без проблем, поскольку собраны они в справочнике должностей сотрудников образования.

Этот документ оговорен в статье 143 Трудового кодекса РФ, относительно того, что педагогам на основании требований устанавливается тарифная ставка и собственно оплачиваются рабочие часы.

Единый квалификационный справочник демонстрирует не только показатели, которым должны соответствовать кандидаты на должности, но и указание конкретных обязанностей, а также запросов к уровню знаний и навыков не только служащих, но также глав учреждений, связанных с обучением.

Квалификационные требования к работникам профобразования

Более подробного рассмотрения заслуживает стандарт «Педагог профессионального обучения» (в том числе и дополнительного (см. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н). Этот специалист:

  • работает по программам профобразования (включая аспирантуру);
  • организует учебно-производственный процесс;
  • осуществляет педагогическое сопровождение учебной группы и методическое — реализации программ;
  • проводит профориентационные мероприятия.

Занимается он и научно-методическим обеспечением своей деятельности. Имеется в виду самостоятельное составление рабочих программ и учебных пособий.

Требования к претенденту зависят от ступени профессионального образования, на которой он намерен трудиться:

  • СПО и ВО — профобразование по преподаваемому предметному модулю или дисциплине;
  • ДПО: при наличии педобразования — профпереподготовка по профилю преподаваемых дисциплин; при его отсутствии — ДПО в области профессионального образования;
  • обязательно регулярное повышение квалификации не реже раза в три года;
  • прохождение проверки знаний охраны труда.

Если планируется преподавание дисциплин профцикла, то претендент должен иметь опыт работы в соответствующей области (например, врачом, экономистом или архитектором).

  • Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения. Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после 3 лет работы учителем.
  • Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.

Важно! Аттестация педагогических работников в 2023 году может быть добровольной и обязательной.

Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения. Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после 3 лет работы учителем.

Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 665 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Министерства труда и занятости населения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; № 40, ст. 4544) приказываю:1. Внести изменения в некоторые акты Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации согласно приложению № 1.2. Признать утратившими силу некоторые акты Министерства труда и занятости населения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации по перечню согласно приложению № 2.3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 декабря 2008 года. Министр Т. Голикова

Читайте также:  Материнский капитал в 2022 году

Профессиональная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования, коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников.Коммуникативная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций, стимулирования партнера к прояснению его позиций, предложений; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных.Информационная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; использование информационных технологий в управленческой деятельности, работа с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющими проектировать решение управленческих, педагогических проблем и практических задач, ведение школьной документации на электронных носителях.Правовая компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное использование в управленческой деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие управленческих решений в рамках существующей законодательной базы.

Настоящий Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений. Являясь нормативным документом, Квалификационный справочник обеспечивает преемственность с ранее действовавшим.

Должностные обязанности.Осуществляет сбор, обобщение и анализ информации об оперативной обстановке наохраняемых объектах. Регулярно поддерживает связь с караулами, выясняясостояние службы, работу средств связи и сигнализации, Своевременно доводитполученную информацию до руководства отряда ведомственной охраны (ВО).Организует действия караулов по планам действий при чрезвычайных ситуациях.Осуществляет инструктаж работников отряда ВО. Ведет установленную служебнуюдокументацию.

Квалификационные характеристики должностей работников школы и детского сада

. Квалификационные характеристики должностей работников содержат конкретные требования к знаниям и уровню квалификации работников для занятия определенной должности. В случае если уровень квалификации работника, претендующего на должность, не будет соответствовать требованиям к квалификации педработника ДОУ, предусмотренным квалификационной характеристикой, работодатель со ссылкой на эти квалификационные требования может отказать претенденту на вакантную должность в заключении трудового договора.

Нормативный характер требований, содержащихся в квалификационных характеристиках, вытекает также из ст. 57 ТК РФ, которая предусматривает, что если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих педагогических должностей в детском саду, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Квалификационные характеристики должностей работников образования 2018 года

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2021 N 787 установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей. Они содержат должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации специалистов.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Разделы «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» и «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 (редакция от 15.05.2013)

Введение

Общие положения

Раздел I. Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях

  1. ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
    Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия
    Финансовый директор (заместитель директора по финансам)
    Главный бухгалтер
    Главный диспетчер
    Главный инженер
    Главный конструктор
    Главный металлург
    Главный метролог
    Главный механик
    Главный сварщик
    Главный специалист по защите информации
    Главный технолог
    Главный энергетик
    Директор (начальник) вычислительного (информационно-вычислительного) центра
    Директор гостиницы
    Директор котельной
    Директор по связям с инвесторами
    Директор типографии
    Заведующая машинописным бюро
    Заведующий архивом
    Заведующий бюро пропусков
    Заведующий жилым корпусом пансионата (гостиницы)
    Заведующий камерой хранения
    Заведующий канцелярией
    Заведующий копировально-множительным бюро
    Заведующий научно-технической библиотекой
    Заведующий общежитием
    Заведующий производством (шеф-повар)
    Заведующий складом
    Заведующий столовой
    Заведующий фотолабораторией
    Заведующий хозяйством
    Заведующий экспедицией
    Заместитель директора по капитальному строительству
    Заместитель директора по коммерческим вопросам
    Заместитель директора по связям с общественностью
    Заместитель директора по управлению персоналом
    Корпоративный секретарь акционерного общества
    Мастер контрольный (участка, цеха)
    Мастер участка
    Менеджер
    Менеджер по персоналу
    Менеджер по рекламе
    Менеджер по связям с инвесторами
    Менеджер по связям с общественностью
    Начальник автоколонны
    Начальник гаража
    Начальник (заведующий) мастерской
    Начальник инструментального отдела
    Начальник исследовательской лаборатории
    Начальник производственной лаборатории (по контролю производства)
    Начальник лаборатории (бюро) по организации труда и управления производством
    Начальник лаборатории (бюро) социологии труда
    Начальник лаборатории (бюро) технико-экономических исследований
    Начальник нормативно-исследовательской лаборатории по труду
    Начальник отдела автоматизации и механизации производственных процессов
    Начальник отдела автоматизированной системы управления производством (асуп)
    Начальник отдела информации
    Начальник отдела кадров
    Начальник отдела капитального строительства
    Начальник отдела комплектации оборудования
    Начальник отдела контроля качества
    Начальник отдела маркетинга
    Начальник отдела материально-технического снабжения
    Начальник отдела организации и оплаты труда
    Начальник отдела охраны окружающей среды
    Начальник отдела охраны труда
    Начальник отдела патентной и изобретательской работы
    Начальник отдела подготовки кадров
    Начальник отдела по связям с инвесторами
    Начальник отдела (лаборатории, сектора) по защите информации
    Начальник отдела по связям с общественностью
    Начальник отдела сбыта
    Начальник отдела социального развития
    Начальник отдела стандартизации
    Начальник планово-экономического отдела
    Начальник производственного отдела
    Начальник ремонтного цеха
    Начальник смены
    Начальник технического отдела
    Начальник финансового отдела
    Начальник хозяйственного отдела
    Начальник центральной заводской лаборатории
    Начальник цеха (участка)
    Начальник цеха опытного производства
    Начальник юридического отдела
    Производитель работ (прораб)
    Руководитель группы по инвентаризации строений и сооружений
    Управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком)
  2. ДОЛЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
    Администратор
    Аналитик
    Аудитор
    Аукционист
    Биржевой маклер
    Брокер
    Брокер торговый
    Бухгалтер
    Бухгалтер-ревизор
    Дилер
    Диспетчер
    Документовед
    Инженер
    Инженер-конструктор (конструктор)
    Инженер-лаборант
    Инженер по автоматизации и механизации производственных процессов
    Инженер по автоматизированным системам управления производством
    Инженер по защите информации
    Инженер по инвентаризации строений и сооружений
    Инженер по инструменту
    Инженер по качеству
    Инженер по комплектации оборудования
    Инженер по метрологии
    Инженер по надзору за строительством
    Инженер по наладке и испытаниям
    Инженер по научно-технической информации
    Инженер по нормированию труда
    Инженер по организации труда
    Инженер по организации управления производством
    Инженер по охране окружающей среды (эколог)
    Инженер по охране труда
    Инженер по патентной и изобретательской работе
    Инженер по подготовке кадров
    Инженер по п��дготовке производства
    Инженер по ремонту
    Инженер по стандартизации
    Инженер-программист (программист)
    Инженер-технолог (технолог)
    Инженер-электроник (электроник)
    Инженер-энергетик (энергетик)
    Инспектор по кадрам
    Инспектор по контролю за исполнением поручений
    Инспектор фонда
    Инструктор-дактилолог
    Консультант по налогам и сборам
    Лаборант
    Математик
    Методист по физической культуре
    Механик
    Оценщик
    Оценщик интеллектуальной собственности
    Переводчик
    Переводчик-дактилолог
    Переводчик синхронный
    Профконсультант
    Психолог
    Социолог
    Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)
    Специалист по защите информации
    Специалист по кадрам
    Специалист по маркетингу
    Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности
    Специалист по связям с инвесторами
    Специалист по промышленной безопасности подъемных сооружений
    Специалист по связям с общественностью
    Техник
    Техник вычислительного (информационно-вычислительного) центра
    Техник-конструктор
    Техник-лаборант
    Техник по защите информации
    Техник по инвентаризации строений и сооружений
    Техник по инструменту
    Техник по метрологии
    Техник по наладке и испытаниям
    Техник по планированию
    Техник по стандартизации
    Техник по труду
    Техник-программист
    Техник-технолог
    Товаровед
    Транспортный экспедитор
    Физиолог
    Художник
    Художник-конструктор (дизайнер)
    Шеф-инженер
    Экономист
    Экономист вычислительного (информационно-вычислительного) центра
    Экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности
    Экономист по договорной и претензионной работе
    Экономист по материально-техническому снабжению
    Экономист по планированию
    Экономист по сбыту
    Экономист по труду
    Экономист по финансовой работе
    Эксперт по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности
    Эксперт
    Эксперт дорожного хозяйства
    Эксперт по промышленной безопасности подъемных сооружений
    Юрисконсульт
  3. ДОЛЖНОСТИ ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ (ТЕХНИЧЕСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)
    Агент
    Агент коммерческий
    Агент по закупкам
    Агент по продаже недвижимости
    Агент по снабжению
    Агент рекламный
    Агент страховой
    Агент торговый
    Архивариус
    Ассистент инспектора фонда
    Дежурный бюро пропусков
    Дежурный (по выдаче справок, залу, этажу гостиницы, комнате отдыха, общежитию и др.)
    Делопроизводитель
    Инкассатор
    Калькулятор
    Кассир
    Кодификатор
    Комендант
    Коммивояжер
    Копировщик
    Крупье
    Машинистка
    Нарядчик
    Оператор диспетчерской движения и погрузочно-разгрузочных работ
    Оператор диспетчерской службы
    Оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов
    Секретарь-машинистка
    Секретарь незрячего специалиста
    Секретарь руководителя
    Секретарь-стенографистка
    Статистик
    Стенографистка
    Табельщик
    Таксировщик
    Учетчик
    Хронометражист
    Чертежник
    Экспедитор
    Экспедитор по перевозке грузов
Читайте также:  Экологическая отчётность для субъектов МСП

Раздел II. Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях

  1. ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДЯЩИХ, НАУЧНЫХ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОБЩИЕ ДЛЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, КОНСТРУКТОРСКИХ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, ПРОЕКТНЫХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    Директор (начальник) учреждения (организации)
    Заместитель директора (начальника) учреждения (организации) по научной работе. Главный инженер учреждения (организации)
    Ученый секретарь
    Заведующий (начальник) научно-исследовательским отделом (отделением, лабораторией) института
    Заведующий (начальник) научно-исследовательским отделом (лабораторией) учреждения; заведующий (начальник) научно-исследовательским сектором (лабораторией), входящим в состав научно-исследовательского отдела (отделения, лаборатории) института
    Главный научный сотрудник
    Ведущий научный сотрудник
    Старший научный сотрудник
    Научный сотрудник
    Младший научный сотрудник
    Заведующий аспирантурой
    Заведующий (начальник) отделом стандартизации
    Заведующий (начальник) отделом научно-технической информации
    Заведующий (начальник) планово-экономическим отделом
    Заведующий (начальник) отделом кадров
    Заведующий техническим архивом
    Заведующий фотолабораторией
    Ведущий инженер
    Ведущий экономист
    Инженер
    Экономист
    Переводчик
    Художник
    Техник
    Лаборант
  2. ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДЯЩИХ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРОЕКТНЫХ, КОНСТРУКТОРСКИХ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    Главный конструктор проекта
    Главный инженер проекта. Главный архитектор проекта
    Главный ландшафтный архитектор проекта
    Заведующий конструкторским отделом
    Заведующий отделом (бюро) оформления проектных материалов
    Заведующий чертежно-копировальным бюро
    Начальник (руководитель) бригады (группы)
    Главный специалист в основном отделе (архитектурно-планировочной мастерской)
    Ведущий конструктор
    Инженер-проектировщик
    Архитектор
    Ландшафтный архитектор
    Техник-проектировщик
    Чертежник-конструктор
  3. ДОЛЖНОСТИ РАБОТНИКОВ РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
    Руководитель под��азделения
    Главный редактор
    Научный редактор
    Редактор
    Технический редактор
    Художественный редактор
    Выпускающий
    Младший редактор
    Корректор

Соответствие педагога профессиональному стандарту

Профессиональный стандарт для учителя может расцениваться как набор квалификационных навыков. На них может равняться как начинающий педагог, так и опытный специалист. Работодатель обращает внимание на квалификацию по стандарту, когда принимает соискателя на работу. Тот претендент, который не соответствует требованиям стандарта, не будет принят на работу. Уже трудоустроенным сотрудникам будет сложнее подстроиться под новые стандарты, чтобы их деятельность оставалась актуальной и востребованной.

Профессиональные стандарты в области обучения внедряются с целью того, чтобы проводить аттестации и совершать контроль над уровнем компетенции педагогов. Если они не соответствуют заявленным требованиям, то таких специалистов необходимо направлять на обучение. По собственному желанию учителя могут проходить курсы повышения квалификации.

Пошаговое внедрение профессионального стандарта педагога

Администрация учебного заведения имеет право на внедрение профстандарта для своих сотрудников. Специального алгоритма в нормативных актах не прописано, поэтому руководство может действовать на свое усмотрение.

Примерный пошаговый план действий по внедрению профстандарта для педагогов:

Шаг 1. Для того чтобы применить в учебном заведении новые стандарты, необходимо создать рабочую группу или комиссию по этому вопросу.

Шаг 2. Необходимо четко определить перечень стандартов, которых будут придерживаться в заведении и неукоснительно их исполнять. В процессе составления списка очень важно сверить штатное расписание, указать все должности, которые в нем отображаются. Итоги проведения этого этапа нужно зафиксировать в отчете, который составляет и подписывает комиссия.

Шаг 3. На данном этапе следует подробное изучение документооборота в организации: исследуются трудовые договора и локальные нормативные акты. Документы приводят в соответствие требованиям профстандартов. Если нужно, то в соглашения с педагогами вносятся необходимые коррективы.

Шаг 4. В этот период происходит проверка уровня подготовки педагогов. Их квалификация должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Когда все этапы проверки будут пройдены, комиссия по результатам должна будет составить акт. Подробный отчет предоставляется руководству учебного заведения.

Важно! Законодательная база в сфере образования не имеет никакого основания для увольнения педагога, чьи трудовые навыки не соответствуют установленным профстандартам. Максимум, на что способен работодатель в этой ситуации, это сообщить сотруднику о сложившейся ситуации.

Все действия по повышению стандартов обучения должны быть максимально прозрачными и понятными для всех участников образовательного процесса: учителей, детей, родителей, профсоюза, администрации.

Квалификационные требования к работникам профобразования

Более подробного рассмотрения заслуживает стандарт «Педагог профессионального обучения» (в том числе и дополнительного (см. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н). Этот специалист:

  • работает по программам профобразования (включая аспирантуру);
  • организует учебно-производственный процесс;
  • осуществляет педагогическое сопровождение учебной группы и методическое — реализации программ;
  • проводит профориентационные мероприятия.

Занимается он и научно-методическим обеспечением своей деятельности. Имеется в виду самостоятельное составление рабочих программ и учебных пособий.

Требования к претенденту зависят от ступени профессионального образования, на которой он намерен трудиться:

  • СПО и ВО — профобразование по преподаваемому предметному модулю или дисциплине;
  • ДПО: при наличии педобразования — профпереподготовка по профилю преподаваемых дисциплин; при его отсутствии — ДПО в области профессионального образования;
  • обязательно регулярное повышение квалификации не реже раза в три года;
  • прохождение проверки знаний охраны труда.

Квалификационный Справочник Должностей Педагогических Работников Вуза 2021

Существует ряд условий, при наличии которых лицо не будет допущено к ведению педагогического процесса.

К ним отнесены:

  • наличие судимости;
  • лишение права осуществлять подобную деятельность;
  • признание человека недееспособным.

Педагоги дошкольного и школьного уровней обязаны проходить проверки в процессе медосмотра. Если обнаружена болезнь (например, в сфере психиатрии), которая препятствует дальнейшей образовательной деятельности, работать в учреждениях сферы педагогики запрещено.

Отсутствие успешных результатов прохождения аттестации станет ограничением для работы. По действующему законодательству, педагоги постоянно должны подтверждать факт соответствия занимаемой должности. Исключением являются преподаватели высших заведений с учеными званиями.

  • научно-исследовательских, проектных, конструкторских и изыскательских направлений;
  • здравоохранения;
  • образования, в том числе профессионального;
  • культуры, искусства и кинематографии;
  • охраны труда;
  • электроэнергетики;
  • архитектурной и градостроительной деятельности;
  • сферы гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных, горных и подземных объектах;
  • геологии и разведки недр;
  • физкультуры и спорта;
  • туризма;
  • сельского хозяйства;
  • госархивов и центров хранения документации;
  • воинских частей и организаций ВС РФ;
  • центров метрологии, стандартизации и сертификации;
  • системы государственного материального резерва;
  • правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
  • органов по делам молодежи;
  • дорожного хозяйства;
  • гидрометеорологии;
  • противодействия техническим разведкам и обеспечения безопасности информации;
  • атомной энергетики и плавучих атомных станций;
  • конфликтологии;
  • ракетно-космической промышленности;
  • переводческой деятельности;
  • судебной экспертизы;
  • органов Федеральной миграционной службы.

Порядок и условия применения ЕКСД был установлен 9 февраля 2004 года Постановлением № 9 Министерства труда РФ.

Профессионализм и научная обоснованность изложенных в справочнике должностных требований объясняется тем, что разработка ЕКСД велась научными сотрудниками Института Труда.

Практическая ценность справочника дала Министерству труда РФ основания рекомендовать его к использованию на предприятиях и в организациях вне зависимости от формы их собственности. Целью данной рекомендации являются:

  • унификация, оптимизация и рационализация методов и способов отбора кадров и составления должностных инструкций;
  • оптимизация разделения должностных полномочий и функций руководителей, специалистов и служащих;
  • соблюдение правовых норм при регламентации трудовой деятельности;
  • адаптация квалификационных характеристик к условиям рыночной экономики.

В отличие от действовавшего ранее перечня должностей руководителей, специалистов и служащих, действующий ЕКСД учел развитие экономических и трудовых отношений, в силу чего в ЕКСД вошел ряд должностей и квалификационных характеристик к ним, ранее не учитываемых – аудиторов, аукционистов, брокеров, менеджеров, оценщиков, дилеров и т.д.

Применение единого квалификационного справочника подразумевает следование законодательным нормам в части требований, предъявляемых к кандидату на ту или иную должность.

Так, при назначении на должность, требующую от кандидата высшее образование, следует учитывать установленные в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ступени высшего образования, а именно:

  • степень бакалавра, присваиваемая выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 4 лет;
  • степень дипломированного специалиста, которая присваивается выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 5 лет;
  • степень магистра, которая присваивается выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 6 лет.

Квалификационные характеристики должностей и специальностей, приведенные в ЕКСД, являются, по сути, готовым образцом должностных инструкций.

Для разработки должностной инструкции по конкретной должности, квалификационные характеристики ЕКСД можно использовать как шаблон для последующей его адаптации к конкретным условиям труда, организации производства и технологических процессов.

Необходимость в адаптации объясняется тем, что ЕКСД включает в себя квалифицирующие признаки массово существующих должностей, характерных для всех отраслей экономики.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *