Утвержден новый перечень международных стандартов аудита
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утвержден новый перечень международных стандартов аудита». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Изменения в аудите: требования о минимальном количестве аудиторов
Утверждены новые требования об аудиторах, работающих в аудиторских компаниях. Как было ранее: чтобы стать членом СРО необходимо было иметь не менее трех официально трудоустроенных аудиторов. И все компании такой критерий выдерживали законодательно.
Теперь данное требование не работает. Важно не просто работать с тремя аудиторами на трудовых засадах. Необходимо, чтобы такие специалисты работали в компании как на основной работе. Например, если аудитор будет работать в штате в одной компании на 0,75 и в аудиторской компании на 0,25, то второе место его работы не будет считаться основным.
Министерство труда также дает следующее разъяснение: основным считается то место работы, где хранится трудовая книжка. И одновременно у одного сотрудника не может быть нескольких основных работ.
Изменилось и минимальное количество аудиторов, которые должны состоять в трудовых отношениях с работодателем.
Нормы для фирм, которые будут предоставлять аудиторские услуги для организаций (не работающих на финансовом рынке):
- как было: не менее 3-х сотрудников, работающих на основании трудовых договоров;
- как будет: не менее 5-ти аудиторов должны быть оформлены в штат АО по основному месту работы.
Нормы для организаций, которые будут предоставлять аудиторские услуги учреждениям финансового рынка:
- ранее было: не менее семи аудиторов должны работать на основании трудовых договоров;
- как должно быть: минимальное количество аудиторов, работающих по основному месту работы в штате аудиторской фирмы, — 12 лиц.
Получается, что теперь каждая аудиторская компания заинтересована в том, чтобы привлекать в штат профессиональных аудиторов. И чем больше количество таких специалистов, тем больший спектр услуг может предоставлять фирма.
При этом количество аудиторов в штате – не единственное правило, чтобы фирму все-таки включили в нужный реестр. Каждый из таких специалистов обязан соответствовать таким требованиям:
- должны иметь новый аттестат;
- должны иметь опыт работы с учреждениями, включенными в перечень общественно значимых.
Такое новшество, с одной стороны, позитивно скажется на оплате труда аудиторов. Фирмы будут бороться за сотрудников, предлагая им конкурентные зарплаты. С другой стороны, аудитор теперь вынужден выбрать основного работодателя, «обидев» теперь другого. И это может сказаться на самой возможности совмещения нескольких мест работы.
Как показывает статистика, сейчас только 50-55% аудиторских фирм, работающих в РФ, имеют в штате более 3-х аудиторов. Другая половина все-таки предпочитает выдерживать минимальные требования – и не оформлять на работу по трудовым договорам более 3-х сотрудников подобного профиля.
Уже сейчас эксперты сошлись во мнении, что до одной трети всех аудиторских фирм не будут соответствовать новым критериям. И если они не смогут соблюсти требования, найти резервы для обеспечения той самой конкурентной зарплаты, то они вынуждены будут прекратить свою работу.
Вето на услуги частных аудиторов
Изменения в аудите напрямую затрагивают деятельность частных аудиторов. С 2023 года такие аудиторы не смогут проводить обязательный аудит, в том числе для общественно значимых организаций.
Ранее такой запрет отсутствовал. Учреждения, которые ежегодно обязаны проходить обязательную проверку, могли привлекать к работе как аудиторские компании, так и частных аудиторов, ведущих профессиональную деятельность. Теперь такое право у них отсутствует.
Другое ограничение – невозможность предоставлять любые виды услуг для общественно значимых организаций, в том числе работающих на финансовом рынке. Например, ранее частные аудиторы могли работать как в сфере обязательного, так и инициативного аудита. Теперь будет так:
- индивидуальный аудитор не может взаимодействовать с общественно значимыми организациями абсолютно никак: он не может оказывать услуги по проверке, анализу, ревизии и т.п.;
- индивидуальный специалист может оказывать только сопутствующие аудиторские услуги компаниям, не отнесенных к разряду общественно значимых.
Получается ситуация, что с 2023 года почти все частные специалисты подобного профиля должны быть трудоустроены на какой-то аудиторской фирме. Иначе спектр услуг, которые они могут оказывать, резко уменьшится. Следовательно, целесообразность индивидуальной работы также под вопросом.
Запомните:
- запрет на применение услуг частного аудитора в отношении обязательного аудита применим к финансовой отчетности по итогам 2021 года;
- вето на применение услуг индивидуального специалиста в вопросах сопутствующих услуг вступает в силу только с 2023 года.
Изменения в аудите на 2022 и 2023 годы — выводы
Новый Закон об аудиторской деятельности, основы которого в большинстве вступят в силу в 2023 году, вводят достаточно много новых категорий. Плюс в том, что у компаний есть еще время на ознакомление с новыми правилами и требованиями.
С одной стороны, новые изменения в аудите ограничивают деятельность частных аудиторов. Они накладывают вето на использование услуг таких специалистов. Теперь невозможно использовать их труд как в сфере обязательного аудита, так и сопутствующих услуг (актуально для общественно значимых организаций).
С другой стороны, устанавливается ряд критериев, которые обязуют аудиторские организации работать с привлечением штатных специалистов. В ином случае невозможно будет предлагать услугу обязательного аудита. И это создает оптимальные условия для работы. Ведь аудиторские фирмы будут заинтересованы в том, чтобы именно они стали основными работодателями для профессиональных аудиторов.
Спорным моментом остается соблюдение коммерческой тайны. Несмотря на то, что фирмы обязаны соблюдать коммерческую тайну о деятельности аудируемого субъекта, устанавливается и прямая обязанность аудиторских фирм взаимодействовать не только с Федеральным казначейством, но и с Центробанком.
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)
Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.
В чем суть МСЗОУ 3000:
- Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
- Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
- Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
- В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.
Аудит по международным стандартам финансовой отчетности
В завершение хотелось бы немного рассказать об аудите на соответствие международным стандартам финансовой отчетности.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это стандарты, определяющие правила составления финотчетности. Часть из них стала обязательной к применению с 01.01.2018 (например, МСФО (IFRS) 2).
Цель аудита МСФО — формирование мнения об отчетности. Порядок его проведения установлен МСА 700. Рассмотрим его:
- Аудитор должен сформировать свое мнение о финотчетности предприятия исходя из полученных аудиторских доказательств и четко выразить его в форме письменного заключения.
- Своим мнением аудитор подтверждает, что финотчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.
- Чтобы выразить вышеуказанное мнение, аудитор должен предварительно убедиться в отсутствии в представленной информации искажений или ошибок. Такие выводы делаются в соответствии с МСА 450.
- Аудиторское заключение о соответствии отчетности требованиям МСФО составляется письменно. В МСА 700 приводятся 4 примера составления такого заключения.
Такой порядок, в общем-то, был и раньше, но некоторые моменты введены и уточнены новыми актами.
***
В 2020 году деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудиторской деятельности, которыми:
- вводятся профессиональные термины, даются им определения;
- перечисляются обязанности аудиторов;
- регламентируется их деятельность, указывается четкая цель и задачи;
- приводятся примеры составления аудиторского заключения и т. д.
Аудиторские организации и реестр ЦБ
- Аудиторская организация сможет попасть в реестр ЦБ, если имеет в штате по основному месту работы от 7 аудиторов (до 1 января 2023 года), после этой даты — от 12.
- При этом не менее трех штатных сотрудников должны удовлетворять требованиям, аналогичным требованиям к руководителю аудита общественно значимых организаций (ОЗО).
- Станет нельзя иметь среди работников «плохих» аудиторов.
- Вводится и ряд других требований: опыт аудиторской деятельности фирмы не менее трех последних лет; отсутствие в тот же срок нарушений правил независимости;
- Также устанавливаются случаи, когда аудиторская фирма может быть исключена из реестра, например, неоднократное в течение пяти лет нарушение правил независимости.
- Будет установлено, что аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, разглашать эти сведения без предварительного согласия в письменной форме Банка России и аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законами.
Регуляторы на страже
Службы внутреннего аудита российских организаций в последние годы все активнее применяют Стандарты. В некоторых случаях это происходит естественным путем — там, где у руководства компаний есть стремление развиваться и соответствовать лучшим практикам. В других случаях Стандарты начинают применяться под воздействием регулятора, например, Банка России, или ключевого собственника, к примеру, Росимущества. Ссылки на Стандарты включены и в Кодекс корпоративного управления , и методические документы Росимущества .
Стандарты ни в одной из стран (насколько известно) не закреплены жестко на законодательном уровне; они признаны мировым сообществом и утверждены профессиональной ассоциацией. Законом предусматривается право исполнительных органов власти определять те или иные правила поведения. Было бы странно, если бы нормами закона были установлены столь детальные требования к внутрикорпоративному устройству всех видов организаций. Поэтому, как правило, регуляторы в разных странах используют технологию «отсылки». То есть утверждаются общие требования к организации внутреннего аудита, определяется государственный орган-регулятор, который уже в своих нормативных актах при определении правил осуществления внутреннего аудита дает ссылку «в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита», которые разработаны IIA. Например, ИНТОСАИ , Базельский комитет по банковскому надзору, Международная ассоциация страховщиков — основывают свои документы на Стандартах и делают на них ссылки:
-
Внутренний и внешний аудит в банках
Документы Базельского комитета по банковскому надзору (письмо ЦБ РФ от 13.05.2002 N 59-Т).
-
Система внутреннего контроля в банках
Как изменится аудиторская деятельность в 2021-ом и 2022-ом годах?
34. Подготовка к проведению аудиторского мероприятия является его первоначальным этапом, на котором осуществляются:
1) формирование группы государственного аудита;
2) предварительное изучение объектов государственного аудита;
3) составление плана проведения государственного аудита (далее – План аудита), программы проведения государственного аудита (далее – Программа аудита), поручения на проведение аудиторского мероприятия, совместной и параллельной проверок (далее – Поручение), являющиеся актами о назначении проверки, аудиторского задания на проведение аудиторского мероприятия (далее – Аудиторское задание).
35. Подготовка к проведению отдельного государственного аудита осуществляется в зависимости от типа государственного аудита в соответствии с соответствующим Процедурным стандартом.
36. Непосредственное руководство за проведением аудиторского мероприятия осуществляет член Счетного комитета (Ревизионной комиссии), ответственный за проведение государственного аудита, по закрепленным за ним направлением работы.
37. Группа государственного аудита формируется до начала проведения предварительного изучения объектов государственного аудита с учетом требований по исключению конфликта интересов членов группы с объектами государственного аудита, согласно Законам Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О государственной службе Республики Казахстан», «О государственном аудите и финансовом контроле»
38. Формирование группы государственного аудита, осуществляется руководителем аппарата Счетного комитета (руководителем аппарата и (или) председателем Ревизионной комиссии) на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, ответственного за проведение государственного аудита.
Ревизионными комиссиями формирование группы может осуществляться в порядке, определенном их регламентами.
39. Состав группы государственного аудита включает в себя руководителя группы государственного аудита, государственных аудиторов и (или) ассистента(-ов) государственного (-ых) аудитора (-ов) (далее — ассистент), а также, в случае привлечения, специалистов государственных органов, экспертов, негосударственные аудиторские организации (далее – эксперт).
40. Органы внешнего государственного аудита в пределах своих полномочий, в целях выполнения возложенных на них задач в соответствии с пунктом 8 статьи 18 Закона, могут привлекать экспертов. Привлечение экспертов осуществляется в порядке, предусмотренном 600. Процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий, утвержденным нормативным постановлением Счетного комитета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647).
41. Руководитель структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение, закрепляет за группой государственного аудита работника, который осуществляет правовое сопровождение на всех этапах аудиторского мероприятия и представляет на письменные (по электронной почте, в ИИС СК) запросы руководителя группы государственного аудита, государственных аудиторов, письменные консультации по применению законодательства при выявлении нарушений и недостатков по вопросам проводимого государственного аудита. Письменные консультации работников структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение, оказываются исключительно в рамках поставленных вопросов и в пределах объемов представленных документов.
42. В случае непосредственного участия работника структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение в аудиторском мероприятии, им осуществляется правовое сопровождение в ходе аудита. Участие (выезд) работников структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение для проведения правового сопровождения осуществляется на основании служебной записки на имя Председателя Счетного комитета (Ревизионной комиссии), за подписью члена Счетного комитета (Ревизионной комиссии), ответственного за аудиторское мероприятие, по предложению руководителя структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение.
Сноска. Пункт 42 — в редакции нормативного постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 28.03.2022 № 4-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
43. Государственные аудиторы в процессе проведения аудита информируют руководителя группы государственного аудита о работе, проведенной в рамках аудиторского мероприятия.
44. Руководитель группы государственного аудита координирует работу государственных аудиторов, разрешает проблемные вопросы, возникающие в процессе аудиторского мероприятия.
45. Руководитель группы государственного аудита информирует в письменном виде члена Счетного комитета (Ревизионной комиссии), ответственного за аудиторское мероприятие и руководителя подразделения, ответственного за проведение государственного аудита, о случаях невыполнения государственными аудиторами, экспертами, участвовавшими в аудиторском мероприятии, служебных обязанностей и фактах нарушений исполнительской, трудовой дисциплины, несоблюдения служебной этики государственных служащих в ходе проведения государст��енного аудита.
46. Член Счетного комитета (Ревизионной комиссии), ответственный за аудиторское мероприятие и руководитель подразделения, ответственного за проведение государственного аудита сообщают в письменном виде Председателю Счетного комитета (Ревизионной комиссии) об указанных фактах для принятия мер.
В 2001 году вышел ФЗ «Об аудиторской деятельности». Далее в него вносились значимые дополнения и поправки, в конечном итоге появился новый закон, который действует сегодня. Закон содержит:
- Определение аудита и сопутствующих понятий.
- Органы, регламентирующие деятельность аудиторов.
- Понятия «аудитор», «аудиторская организация».
- Аттестация аудиторской деятельности, ее цели и задачи.
- Критерии для включения в СРО.
- Государственный реестр СРО, порядок его ведения.
- Обязательный аудит, случаи проведения.
- Стандарты аудиторской деятельности, классификация.
- Права и обязанности аудитора при осуществлении аудиторской проверки.
- Структура аудиторского заключения.
- Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.
Закон определяет место аудиторской деятельности в системе хозяйствования. Для России это имеет важное значение, так как ранее государственный контроль был единственным видом, необходимо было определить место и роль независимого контроля, коим является аудит.
Среди актов нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности Закон является ведущим НПА, определяющим основополагающие требования к аудиту. Сегодня разработана и принята концепция смешанного регулирования и законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Такая система позволяет регулировать аудиторскую деятельность не только посредством законов и подзаконных актов гос. структур, но и посредством нормативных актов общественных организаций.
Закон регулирует деятельность СОА, где члены организации взаимодействуют на основе профессионального признака. Закон определяет:
- Понятие саморегулирования и его субъектов.
- Предмет СО, стандарты и правила организаций, общие критерии признания некоммерческой организации СРО.
- Структуру руководящих органов, функции, права, обязанности СРО.
- Порядок осуществления контроля СРО за деятельностью своих членов.
- Имущественная ответственность членов СРО перед потребителями.
Российские стандарты аудита называются Федеральными правилами аудиторской деятельности (ФПСАД). Первые шесть стандартов вышли в 2003 году, с этого времени идет их постоянное обновление и совершенствование. Это объясняется экономической активностью, развитием рынка аудиторских услуг, изменениями в международной практике аудита. В 2010 году действовало 34 стандарта, принятых в соответствии с законом.
ФПСАД включает в себя информацию, которая необходима для осуществления аудиторской деятельности и сопутствующих ей услуг. Здесь подробно прописан порядок оказания услуг, оформление результатов проверки, оценка качества услуг.
Требования ФПСАД помогают разрабатывать и осуществлять грамотную политику в области аудита. Российские стандарты соответствуют международным, это обеспечивает доверительные отношения между аудиторами и пользователями. Безусловно, главную роль в разработке стандартов играет аудиторское сообщество.
Развитие аудита должно опираться на мировые достижения в этой области, а также на практику современных российских предприятий.
Стандарты СРО определяют требования к процедурам аудита в дополнение к требованиям федеральных стандартов. Они утверждают свои правила, которые обязательны к исполнению для аудиторов, имеющих членство в СРО.
Регулирование аудита осуществляется при участии субъектов аудита:
- уполномоченного федерального органа (УФО) на государственном уровне;
- Совета по аудиту при УФО – смешанное регулирование;
- саморегулируемого объединения аудиторов – саморегулирование;
- аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов – саморегулирование.
Функции регулирующего федерального органа выполняет Минфин России, в его рамках создан Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности. Функции федерального органа следующие:
- определение гос.политики в сфере аудита;
- нормативно-правовое регулирование, утверждение федеральных стандартов, правил;
- ведение государственного реестра СРОА и контрольного экземпляра реестра;
- анализ рынка аудиторских услуг;
- надзор за деятельностью СРОА;
- контроль внешнего характера за качеством работы аудиторов, которые осуществляют аудит гос.собственности.
Департамент, созданный в рамках Минфина России разрабатывает меры по государственному регулированию рынка аудита в РФ, осуществляет надзорные действия за этой деятельностью. В обязанности сотрудников департамента входит публикация в СМИ статей рекомендательного характера по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности и применению законодательства.
Рекомендации Минфина освещают наиболее актуальные вопросы, которые требуют изучения, например, по факторам риска право и дееспособности экономического субъекта, риска внутреннего контроля, риска непрерывности деятельности и пр. К разработке проектов нормативных актов по договорам привлекаются члены аудиторского сообщества, специалисты, эксперты.
Совет по аудиторской деятельности – новое подразделение в системе государственного аудита. Он создан с целью обеспечения общественных интересов в ходе аудиторских проверок.
Состав Совета следующий:
- 10 представителей пользователей бух. отчетности;
- 2 представителя УФО;
- по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, имеющего полномочия принимать НПА, контролировать и осуществлять надзорные действия в сфере финансовых рынков;
- 2 представителя от СРОА, делегированных всеми саморегулируемыми организациями аудиторов.
Совет создает рабочий орган, который готовит решения. Состав и численность утверждается УФО. В состав рабочего органа входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители СРОА, а также руководитель аттестационной комиссии, представители научной и педагогической общественности. Число представителей СРО должно составлять 70% от общего числа состава рабочего органа. Положение о Совете и о рабочем органе утверждается УФО, а регламент утверждает сам Совет. Сведения о деятельности Совета должны обладать такими свойствами, как доступность и открытость, в том числе через официальный сайт Минфина России.
Изучение документов заказчика, разработанных для обеспечения ПБ, является обязательным этапом пожаудита по Постановлению № 304. Экспертная организация проверит:
- приказы, инструкции, планы, регламенты и другие документы, описывающие меры по пож. безопасности, алгоритмы действий на случай задымлений, пожаров;
- журналы инструктажей, поверки оборудования и средств пожаротушения, индивидуальной защиты;
- разрешительную документацию на товары, механизмы, приборы, техустройства;
- правоподтверждающую, эксплуатационную, техническую документацию на строение, конструкции, материалы;
- ранее разработанные расчеты рисков, декларации ПБ;
- акты, предписания, протоколы и постановления по итогам проверок МЧС;
- договоры на монтаж, обслуживание систем;
- другую документацию, в зависимости от особенностей объектов.
Так как по результатам пожаудита выносится заключение о состоянии пож. безопасности, в нем будут отмечены все выявленные недостатки. Устранив замечания, заказчик сможет избежать проблем при визитах пожарников, устранит или минимизирует последствия от пожароопасных ситуаций.
Выездные процедуры в процессе пожаудита включают обследования и визуальный осмотр. Эксперт выполнит следующие мероприятия:
- получит данные о состоянии пож. безопасности, о надлежащем соблюдении противопожарного режима;
- выявит и опишет риски возникновения и распространения огня, воздействия потенциально опасных факторов на граждан, имущественные активы;
- определит, соответствуют ли разработанные и использованные меры защиты фактической пожароопасности объекта.
Естественно, перечень обследований зависит от особенностей здания, сферы деятельности заказчика, вида производственных процессов и используемых материалов, множества других факторов.
Приведем несколько примеров, описывающих порядок обследований. На всех видах объектов эксперт обследует действующие системы защиты, места установки датчиков и извещателей, их работоспособность при возникновении и распространении огня, порядок передачи сигнала о возгорании или задымлении. Система должна обеспечивать защиту всех помещений и площадей, в том числе в местах планируемой эвакуации граждан, имущества.
Также эксперты проверяют соответствие и достаточность средств индивидуальной защиты и тушения, огнестойкость конструкций, порядок проведения инструктажей и практических занятий с персоналов. Обязательно изучается работоспособность эвакуационных выходов, пожарных лестниц и гидрантов, противопожарные расстояния или достаточность других методов для предотвращения распространения огня.
В ходе процедуры могут проводиться испытания, расчеты, исследования, другие специальные форматы проверок. При необходимости, эксперт делает расчеты пожарных рисков. Например, это обязательно требуется, если на объекте невозможно точно соблюсти все пожарные нормы, либо они вообще отсутствуют. Под выполненные расчеты заказывается проектирование систем защиты, устанавливает дополнительной оборудования для снижения пожарной опасности.
Экспертная организация обязана направить заключение в МЧС не позже 5 дней после его утверждения. Если документ полностью соответствует Закону № 123-ФЗ, а эксперты не выявили нарушений, на основании заключения может приниматься решение о непроведении плановой проверки МЧС, либо о ее проведении только по отдельным направлениям. В обратной ситуации, если заключение содержит выводы о грубых нарушениях, влекущих серьезные угрозы людям и имуществу, пожнадзор может назначить внеочередную инспекцию.
Заказчик может использовать выводы экспертов для устранения нарушений, разработки дополнительных мер по обеспечению пож. безопасности. Если в заключении были отмечены недостатки, по ним можно заказать разработку документов, проектирование и монтаж систем защиты, выполнить иные мероприятия. Заключение пожаудита необходимо хранить и предъявлять при надзорных мероприятиях пожарников.
Как и в других сферах деятельности, сроки и стоимость проведения пожаудита определяются индивидуально в договоре. Эксперт должен знать, какой объем информации и документации ему предстоит изучить, на каком виде объектов нужно провести обследования. Поэтому сроки и стоимость пожаудита даже для объектов со схожими характеристиками могут существенно отличаться. Свяжитесь с нашими консультантами или заполните форму на сайте, чтобы рассчитать предварительную стоимость работ. Точные цены и сроки мы рассчитаем после получения всех необходимых документов и информации.
№ п/п | Услуга, документ | Стоимость |
1 | Проведение независимого пожарного аудита | от 25 000 руб. |
2 | Проведение экспертизы в сфере пожарной безопасности | от 35 000 руб. |
3 | Проектирование противопожарных систем | от 20 000 руб. |
4 | Услуги по подготовке к проверке МЧС, устранию предписания | от 20 000 руб. |
5 | Помощь в согласования | от 20 000 руб. |
6 | Разработка плана пожарных мероприятий | от 10 000 руб. |
Аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).
В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2019 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.
Обязательный единый налоговый платеж
Одним из главных изменений с 2023 года для бухгалтера стало обязательное введение для всех налогоплательщиков ЕНП – единого налогового платежа. Напомним, что впервые компании могли испробовать механизм ЕНП во второй половине 2022 года в рамках эксперимента. ФНС признала эксперимент удачным и решила распространить обязательное применение ЕНП на все компании и ИП.
Налоговые изменения с 2023 года в связи с введением ЕНП связаны с корректировкой платежных сроков и форм налоговых деклараций, а также пересмотру других налоговых процедур и документов. У налогоплательщиков появятся новые обязанности и права:
- необходимость уплаты налогов и взносов на один счет;
- обязанность по представлению в инспекцию нового уведомления, в котором необходимо отражать сумму налогового платежа за отчетный период;
- возможность отслеживания налоговых расчетов через личный кабинет в онлайн-режиме.
Стандарты и правила аудита
В 2020 действуют 2 МСОП:
- задания по обзорной проверке финотчетности прошлых периодов (МСОП 2400);
- обзорная проверка промежуточной финансовой информации (МСОП 2410).
Важно! МСОП 2400 распространяется на специалистов, проводящих обзорную проверку финотчетности, а не ее аудит. Там же указывается, в чем суть деятельности таких специалистов. Они должны:
- изучить, проанализировать представленную отчетность организации и получить ограниченную уверенность в отсутствии существенных искажений информации;
- представить письменное заключение.
МСОП 2400 подробно расписывает, как должен работать специалист, какие выводы он может сделать, как оформляется заключение.
Обратите внимание! МСОП 2410 содержит схожие правила, но применяются они аудитором. В результате проведения обзорной проверки аудитор может предварительно убедиться в отсутствии искажений финансовой информации. При этом на основе одной такой проверки аудиторские выводы им не делаются. Для составления однозначного аудиторского заключения должна быть проведена иная работа.
Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.
В чем суть МСЗОУ 3000:
- Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
- Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
- Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
- В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.
МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).
МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании (скорее ее отделов), деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.
Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.
И наконец, МСЗОУ 3420 применяются специалистом при проведении проверки по компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг.
Известно, что аудитор, кроме основной, аудиторской деятельности, может заниматься оказанием сопутствующих услуг. Порядок их предоставления установлен МССУ 4400.
МССУ 4410 применяется специалистами, выполняющими задания по компиляции финансовой информации прошедших периодов. Другими словами, аудитор или другой работник аудиторской организации может формировать финансовую отчетность на основе данных, представленных клиентом (если, разумеется, был заключен договор на оказание таких услуг).
Согласно МССУ 4410:
- это задание не является заданием, обеспечивающим уверенность, поэтому специалист не обязан собирать доказательства точности и полноты представленной информации;
- руководство несет всю ответственность за исходную финансовую информацию.
В результате выполненного задания аудитор представляет отчет о компиляции финансовой информации.
Кроме вышеперечисленных стандартов аудиторская деятельность регулируется рядом нормативных актов, таких как:
- Международный отчет практики аудита (МОПА) 1000. Этот акт оказывает практическую помощь аудиторам, в нем подробно рассказывается о финансовых инструментах, применяемых организациями всех видов.
- Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита.
- Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность.
- Словарь терминов, применяемых в МСА.
- Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.
- Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.
Все МСА, МСОП, МСЗОУ, МССУ структурированы похожим образом. Отличия между ними зависят от вида регулируемого вопроса:
- В начале документа — его полное название.
- Вводная часть, где пишется сфера применения стандарта, характер ответственности специалиста, цель и характер задания.
- Порядок применения стандарта.
- Дата вступления акта в силу.
- Термины с определениями, используемые в данном акте.
- Требования к выполнению задания (в каждом стандарте свои).
- Контроль качества руководителем.
- Порядок согласования задания с руководством предприятия, информационного взаимодействия с ним.
- Руководство по выполнению задания (что должен понимать специалист, что разработать и т. п.).
- Принципы формирования вывода, составления отчета и т. д.
Обратите внимание! Практически в каждом стандарте есть ссылки на другие стандарты, т. е. аудитор (или специалист) должен ориентироваться в своей работе на правила нескольких МСА.
Организационно-правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью
Наименование: ООО «Кроу Русаудит» (далее – Общество)
Государственная регистрация: Зарегистрировано Государственным учреждением Московская регистрационная палата (Свидетельство №015.468 дата регистрации 08.09.1992). Внесение сведений в ЕГРЮЛ в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 01.07.2002: дата внесения записи 03.02.2003 ОГРН 1037700117949 Регистрирующий орган Управление МНС России по г. Москве.
Доли уставного капитала:
Доля уставного капитала Общества, принадлежащая аудиторам, составляет 51,001 %, физическим лицам (граждане РФ, не аудиторы) – 48,999%.
Юридический и фактический адрес: 127015, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Бутырский, ул. Новодмитровская, д. 2Б, помещение III.
Членство в саморегулируемой организации аудиторов: Общество является членом Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «СОДРУЖЕСТВО» (далее – СРО ААС) с 3 октября 2016 года и включена в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов за основным регистрационным номером (ОРНЗ): 11606048583.
Общество принимает все необходимые меры для соблюдения требований статьи 8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов» Федерального закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В Обществе разработано Положение о «Процедуре присоединения аудиторской организации и каждого ее работника к Кодексу профессиональной этики аудиторов и к Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций», регламентирующее единые требования, принятые Саморегулируемой организацией аудиторов, членом которого является Общество. Соблюдение требований независимости осуществляется на этапе принятия новых клиентов, продолжения сотрудничества с существующими клиентами, в процессе выполнения аудиторского задания и на этапе выпуска аудиторского заключения. В Обществе разработаны и внедрены процедуры мониторинга соблюдения Правил независимости, включая ежегодное подтверждение соблюдения принципов независимости всеми сотрудниками и должностными лицами.
Согласно установленному регламенту Общество ежегодно получает от сотрудников подтверждение независимости в связи с отсутствием финансовой и материальной зависимости от организаций-Клиентов, с отсутствием семейных и близких деловых отношений с указанными организациями, а также обязательство сотрудников о своевременном уведомлении руководства Общества об обстоятельствах и взаимоотношениях, вызывающих угрозу независимости, для возможности своевременного принятия надлежащих мер.
Руководство Общества подтверждает, что исполняет меры, принимаемые для обеспечения своей независимости, включая проведение внутренней проверки соблюдения независимости, в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
О разработке федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
Минфин России сообщает, что в соответствии с недавно принятыми изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов внутреннего финансового аудита на 2018 — 2020 годы подготовлены три проекта федеральных стандартов внутреннего финансового аудита:
· «Определения, принципы и задачи ВФА»;
· «Основания и порядок организации ВФА, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА»;
· «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита».
Указанные проекты федеральных стандартов внутреннего финансового аудита размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в рубрике: Минфин России / Деятельность / Бюджет / Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе/ Нормативные правовые акты и методические рекомендации, а также на сайте ВФКА.РФ в рубрике «Совет по развитию методологии государственного финансового контроля и внутреннего финансового контроля и аудита в государственном секторе» / «Журнал событий».