Совместная работа логопеда и психолога в школе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Совместная работа логопеда и психолога в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В институте Валенберга и логопедия, и психология хорошие. Но психология (особенно специальная) сильнее. Институт выпускников готовит именно для работы с детьми, консультирование, психокоррекция. Это единственный ВУЗ, которому доверили проводить восстановительную работу с семьями Беслана.

Коррекционный психолог-дефектолог выполняет следующие задачи:

  • исследование уровня интеллекта у ребенка, особенностей физического и умственного развития;
  • разработка индивидуальной программы обучения;
  • развитие памяти, мышления, стимуляция мозговой деятельности;
  • развитие навыков общения, устранение скованности, стеснения;
  • устранение логопедических проблем, помощь в постановке звуков;
  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • помощь в социализации ребенка, принятии недостатков тела и ума;
  • консультация родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Главной целью специалиста является устранение психологических преград на пути к интеллектуальному развитию. Для этого организуется совместная работа с родителями, что позволяет комплексно подойти к проблеме.

Чтобы выполнять поставленные задачи, педагог должен уметь:

  • быстро находить общий язык с ребенком, формировать с пациентами доверительные отношения;
  • находить слабые места пациента, причины психологических нарушений;
  • обучать чтению и письму нетрадиционными способами;
  • работать с детьми разных возрастов.

Как исследует ребенка нейропсихолог

— Какие исследования нужны нейропсихологу? Необходимо ли ЭЭГ? Или только осмотр ребенка, общение с ним — ваша база?

— Пообщавшись с ребенком, я понимаю, нужно мне ЭЭГ или нет. Заранее сказать не могу. Но обычно ЭЭГ малоинформативно в том традиционном медицинском виде, в котором оно используется.

Помимо практики, я занимаюсь научной деятельностью в Институте возрастной физиологии РАО, и в моей лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности специалисты проводят такие электроэнцефалографические исследования, которые позволяют выявить неоптимальное состояние различных мозговых структур, часто глубинного характера.

Например, неоптимальное состояние лимбической системы, связанной с эмоциональными факторами. Оно может проявляться в склонности ребенка к бурным эмоциональным реакциям или быстрой смене эмоциональных состояний, в трудностях распознавания своих и чужих эмоций. Если ребенок меня в эмоциональном плане настораживает или я вижу повышенное истощение ребенка в рамках когнитивной деятельности, сниженную работоспособность, я обычно рекомендую сделать такие исследования.

— А какие еще исследования нужны?

— Если ко мне обращаются с нарушениями в развитии и трудностями в обучении, я могу заметить снижение энергетического обеспечения деятельности. И порекомендовать невролога, чтобы он назначил лечение. На фоне лекарств развитие может протекать быстрее.

То есть я могу видеть, что ребенок энергетически ослаблен, и отправлю его к врачу для фармакологической поддержки. И данные ЭЭГ, УЗДГ нужны скорее врачу для постановки правильного диагноза и назначения лечения, нежели мне.

Есть мнение, что поврежденный в той или иной степени мозг — это предмет для работы нейропсихолога. Например, родовая гипоксия — это же тоже травма. Получается, это не так?

— После родов ребенок проживает длительный период онтогенеза. И мы знаем о том, что наш мозг пластичен и может одни проблемы успешно компенсировать за счет включения в работу других мозговых зон. И одни факторы поражения мозга могут оказаться значимыми для развития ребенка, а другие — нет.

И даже зная, что в анамнезе есть гипоксия, мы не можем утверждать, повлияла она или нет на детское развитие. Очень важен фактор среды, то, как мама развивала ребенка, включалась, давала разные задания, помогала. Он может быть гораздо успешнее в развитии, чем другие. Это всегда, знаете, лотерея. Чем больше мы вкладываемся, тем больше отдачи получим даже с детьми, которые плохо начали.

Недоношенных детей нужно в обязательном порядке показывать нейропсихологу? Или к 4–5 годам они уже так компенсировались, что и не обязательно?

— Недоношенные не всегда здорово компенсируются. Да, это фактор, при котором стоит показать ребенка нейропсихологу.

Как понять, что нейропсихолог — профессионал

По каким признакам можно понять, что перед нами действительно нейропсихолог? Какое образование он получает? Потому что достаточно историй, когда люди прошли 2-месячные курсы за 50 тысяч и они нейропсихологи.

— Здорово, если нейропсихолог имеет базовое образование клинического психолога. Мы обращаем внимание и на стаж.

Есть и онлайн-курсы, где за 40 часов обещают сделать тебя нейропсихологом. Конечно, это непрофессионально.

А как быть, на что ориентироваться? Что может попросить родитель? Корочки посмотреть?

— Корочки тут точно не помогут. Скорее, взаимодействие со специалистом и общение могут подсказать, насколько нейропсихолог грамотен или нет. И те варианты помощи, что он предложит, тоже об этом скажут.

У нас в нейропсихологии есть очень разные методы коррекции. Один из них называется сенсомоторный: с ребенком ползают, делают разные растяжки. Предполагается, что мы через разные движения повторяем онтогенез (индивидуальное развитие организма. — Примеч. авт.) ребенка сначала лежа, потом сидя, ползая, стоя.

И, к сожалению, есть много нейропсихологов, которые используют этот метод как панацею. Продиагностировали ребенка, увидев те или иные трудности, сообщили родителям, что теперь девять месяцев мы будем заниматься сенсомоторной коррекцией. И вот это в корне неверно, потому что для каждого ребенка со своими дефицитами и трудностями мы разрабатываем свою программу коррекции.

Профессионал предложит довольно широкий спектр методов. Например, если у ребенка есть трудности в письме или чтении, а специалист говорит, что он будет с ним только ползать, двигать глазками и не будет заниматься письмом и чтением — это точно не тот специалист. Мы обязательно должны как механизмы, лежащие в основе трудностей, развивать, например, формирование навыка контроля за своей деятельностью, так и переносить сформированные навыки на материал письма и чтения, то есть благодаря специальным заданиям ребенок должен учиться обнаруживать свои ошибки на письме, «слышать» и исправлять себя во время чтения.

Читайте также:  Когда и на сколько проиндексируют детские пособия в России в 2023 году

Наша задача — не чтобы ребенок лучше наши упражнения делал, а чтобы изменения в его жизни происходили.

Если это плохое чтение и двойки по русскому языку, то они должны смениться тройками, потом четверками, а чтение должно улучшиться. То есть если вы к нейропсихологу пришли с определенной проблемой, вам должны рассказать, как эта проблема будет решаться.

А можем ли вообще говорить о том, что возникла мода на нейропсихологов?

— Безусловно, сейчас есть мода на нейропсихологов. Я боюсь, в нашем случае предложение превышает спрос, потому что очень многих специалистов самих заинтересовывает нейропсихология.

Логопед и психолог: общие цели и разные задачи

Ставки учителя-логопеда и педагога-психолога есть почти в каждом образовательном учреждении. Как правило, логопед и психолог входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ОВЗ. Модель их взаимодействия показана на рисунке ниже.

Задачи логопеда:

  • развивать звуковую сторону речи;
  • учить ребенка связно выражать свои мысли;
  • помогать ребенку пополнять словарный запас и осваивать грамматику;
  • развивать мелкую моторику и слуховое внимание;
  • формировать учебные умения и навыки (чтение, письмо).

Задачи психолога:

  • развивать ВПФ — внимание, память, мышление;
  • развивать эмоционально-личностную сферу;
  • совершенствовать зрительно-моторную координацию;
  • формировать навыки самоконтроля и волевые качества;
  • обеспечивать психологическую поддержку.

Чем занимается логопед

Распространённым заблуждением является утверждение, что врач-логопед всего лишь помогает нужным образом “установить” правильное произношение конкретных звуков, так как это лишь часть работы логопеда. Доктор проводит диагностирование нарушений, изучает анамнез своего пациента, при необходимости назначает различные обследования – таким образом ему удаётся установить причину появления дефектов речи. После того, как диагноз поставлен, врач-логопед принимает решение о назначении конкретных терапевтических схем для устранения нарушений речевой активности.

Для этого специалиста обязательны навыки психолога и психотерапевта, так как работа с дефектами речи часто напрямую связана с психологическими травмами и комплексами, перенесённым испугом или иными тяжёлыми, стрессовыми состояниями.

Повод для обращения к логопеду

Многие люди считают, что логопед, будь то врач или педагог, работает только с детьми, и взрослому человеку с дефектами речи нет смысла его посещать. Эта точка зрения не соответствует действительности. Безусловно, взрослый возраст – фактор, который усложняет работу с проблемами речевой деятельности. Многие дефекты уже невозможно будет устранить полностью, однако добиться определённого улучшения вполне реально.

Обратиться к логопеду необходимо в таких случаях:

  • после перенесённых операций по удалению гортани или голосовых связок: в таких случаях доктор помогает пациенту научиться использовать голосовую щель для извлечения определённых звуков;
  • в порядке реабилитации после инсульта: в случае, если поражение мозга затрагивает центры, отвечающие за речь, может наступить парез или паралич мышц гортани и мимических мышц. В этом случае доктор предлагает специальный комплекс упражнений, которые помогают добиться улучшения;
  • если нарушения речи появились после перенесённых психических расстройств: работа может проводиться совместно с психиатром или психотерапевтом.

Кроме того, к логопеду приходят и люди, желающие улучшить свои ораторские навыки, совершенствовать свою дикцию. С ними работает педагог-логопед.

Плюсы и минусы работы педагогом-психологом

Плюсы работы педагогом-психологом:

  • широкий выбор направлений и мест для работы;
  • можно реализовать творческий потенциал;
  • профессиональные знания и навыки можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • можно проводить частные онлайн-консультации и за счет этого увеличить доход.
  • зачастую можно найти работу без опыта, сразу после получения диплома;
  • широкий спектр задач для получения опыта.

Минусы работы педагогом-психологом:

  • большая ответственность;
  • высокий уровень стресса;
  • низкий уровень зарплат в начале карьеры;
  • высокий риск профессионального выгорания;
  • большой спектр задач и их сложность.

>

Я консультирую и очно, и онлайн. Сначала узнаю у родителей, чего они хотят и что их волнует. Затем начинаю общаться с ребёнком, тестирую его с помощью диагностического материала, чтобы понять, соответствует ли речь возрасту, а если нет, то почему и какие есть отклонения и нарушения. Способы взаимодействия зависят от ребёнка: в лёгких случаях мы обычно занимаемся за столом, я показываю картинки, в игровой форме работаю с разными сторонами речи. В сложных случаях нужно прикладывать больше усилий, подбирать особый подход и методики. После диагностики я сообщаю родителям, какие проблемы вижу, разрабатываю программу занятий, договариваюсь о графике коррекционных занятий.

В первый год после вуза я начала работать с простыми случаями — постановкой звуков у детей без сопутствующих диагнозов. Постепенно с опытом я стала брать детей с более серьёзными нарушениями речи. Например, они плохо выговаривали не один звук, а много. Потом к ним добавились сложные дети с ДЦП, аутизмом и другими диагнозами. Запомнился один из первых таких клиентов. Ему было два с половиной года, он не говорил и вообще с трудом устанавливал контакт с людьми. Впоследствии ему поставили диагноз аутизм. Я перепробовала всевозможные методы, и ребёнок заговорил, смог общаться с окружающими. Это один из самых приятных моментов в моей работе — видеть положительный результат и понимать, что смогла помочь.

Особенности проведения приема логопеда

Чтобы понять, что делает учитель-логопед, необходимо ознакомиться с его методиками. Обычно, специалист действует по заранее отработанной схеме, чтобы собрать наиболее полный анамнез и поставить точный диагноз, а также определиться с методом работы конкретного клиента.

Опрос
Первичное обследование пациента начинается с общения. Если речь идет о ребенке, информация уточняется у родителей. Логопед уточняет, какими заболеваниями он страдал раньше или сейчас, были ли патологии, задержки в развитии, задает вопросы об общем психическом и физическом состоянии. К самым распространенным категориям относятся:

  • Время появления речевых дефектов. Позволяет определить, являются ли дефекты речи врожденными, или же они появились недавно по ряду причин.
  • Наличие проблем. К примеру, позднее первое слово и разговор, проглатывание звуков, проблемы с выговором конкретных звуков могут свидетельствовать об определенной патологии.
  • Перенесенные заболевания. Чтобы собрать наиболее полный анамнез, необходима информация о перенесенных инфекционных заболеваниях, а также проблемах с нервной, сердечно-сосудистой системой, нарушения слуха или зрения, прочих болезнях, перенесенных с момента рождения.
  • Беременность и роды. Речевые патологии, вызванные проблемами с головным мозгом, нередко возникают еще в утробе матери. Кроме того, на патологическое состояние могут повлиять травмы во время рождения, обвитие пуповиной и прочее.
  • Наличие врожденных аномалий. Особое внимание логопед обращает на проблемы с развитием зубов, языка, других органов полости рта, которые отвечают за правильное воспроизведение звуков. Нарушения слуха и зрения также могут спровоцировать патологии речевого центра.
  • Общие показатели развития ребенка. Родители должны рассказать об умственном и физическом развитии ребенка, начиная с первых дней жизни. Недостаточный рост и масса тела, аномалии, связанные со строением черепа, также могут быть причинами нарушений.
Читайте также:  Купить проездной можно, как и прежде

Взрослые пациенты отвечают на те же вопросы, только охватывается не только детский период, но и последующие годы жизни. Обязательно нужно сообщать о травмах, перенесенных операциях, заболеваниях, болях и т.д.

Осмотр
После общения специалист проводит подробный осмотр тех органов, которые могли стать причиной появления конкретного дефекта речи. Обязательно обращается внимание на следующие факторы:

  • состояние зрения;
  • наличие деформаций пальцев рук и кистей
  • проверка органов слуха;
  • отсутствие травм, деформаций, патологий языка и ротовой полости;
  • оценка состояния зубов, их расположения, количества;
  • строение челюсти и лицевого скелета в целом;
  • функциональность лицевых мышц, скорость их сокращения.

В том случае, если были найдены отклонения определенных систем органов, логопед может отправить ребенка на консультацию к другому специалисту (отоларинголог, стоматолог, окулист, травматолог, невропатолог и т.д.).

Оценка речи
Является одним из важнейших этапов поиска и диагностирования патологий, а также определения причины их возникновения. Оценивается как письменная, так и устная речь ребенка. Логопед учитывает особенности пациента, его возраст, различные факторы воздействия, перенесенные заболевания и т.д. Специалист оценивает следующие характеристики речи:

  • Письменная речь. Для этого пациент должен на бумаге изобразить буквы, цифры, слоги и слова. В зависимости от возраста, символы диктуются или копируются с книги. Также проверяется уровень мышления и логики путем записывания названий предметов по картинкам.
  • Чтение. Тест предназначен для пациентов старше 5 лет, которые уже умеют читать. Ребенок должен прочесть определенные слова и объяснить их. Во время исследования эксперт изучает характеристики голоса, параметры речи, включая интонацию и скорость.
  • Грамотность. Проверяется правильность написания слов, работа со множественным числом, сопряжение отдельных слов и прочее.
  • Словарный запас. Логопед проверяет, знает ли ребенок синонимы и антонимы, просит его описать предметы, уточняет знание обобщающих и прочих слов, которые позволяют ему свободно изъяснять свою речь.
  • Разговорная речь. Специалист задает ребенку самые простые вопросы, начиная от его имени и возраста, и заканчивая любимым животным, занятием, отношение к детскому саду или школе, прочее.
  • Автоматическая речь. Для начала, эксперт просит пациента сосчитать от 1 до 10, после чего сделать это в обратном порядке. Вместо чисел могут использоваться сезоны, дни недели, названия пальцев. Нередко врач просит продекламировать что-нибудь вслух (короткую песенку или стишок).
  • Речевая моторика. Проверяется движение губ, языка, челюсти, а также других частей лица, которые участвуют в воспроизведении речи и формировании звуков.
  • Произношение. Тест позволяет понять, как ребенок произносит гласные и согласные, звонкие и шипящие звуки, соединяет их в слоги и слова разной длины и уровня сложности.

После каждого исследования логопед делает определенные пометки, которые позволят в итоге вывести общую клиническую картину и понять, в чем состоит причина патологии речи.

Оценка слуха
Обязательной частью исследования пациента является оценка состояния его слуха. Если есть проблемы со внутренним или внешним ухом, это негативно сказывается на формировании речи ребенка. Эксперт проверяет:

  • полноту выполнения определенных действий;
  • реакцию на голос близкого человека;
  • реакцию на слишком громкие и тихие звуки;
  • распознавание шепота;
  • возможность повторения услышанной информации.

В том случае, если во время диагностики были обнаружены проблемы со слухом, пациента направляют на консультацию к отоларингологу. Врач должен оценить все слуховые функции и их уровень, используя при этом инструментальные методики.

Оценка зрения
Проводится в том случае, если есть проблемы с письменной речью. Если ребенок изначально плохо видит буквы и цифры, он не сможет их правильно писать и распознавать в тексте, даже если нет повреждений головного мозга. Помимо реакции на вспышку, логопед также проверяет узнавание оттенков, цветов, предметов по картинкам, оценивает слежение за предметами в движении и использует другие точные методики.

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ

Когда ребенок имеет официальный статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, школа обязана предоставить ему дополнительные возможности по получению образования согласно тому, что написано в документе ИПР — индивидуальный план развития. Такой документ, например, прилагается к справке об инвалидности, он хранится в школе в течение срока действия данной справки, на него школа обязана ориентироваться при создании условий для обучения ребенка.

Читайте также:  На выплаты в связи с рождением первенца в 2021 году направят 153,8 млрд рублей

Если родители не подписывают согласие на психолого-педагогическое сопровождение, школа может отказать им в дополнительных занятиях с ребенком психолога, в выделении тьютора, судропедагога, тифолопедагога и т.п.

Поэтому для получения подобных дополнительных услуг от школы согласие на психолого-педагогическое сопровождение подписать нужно.

А как же конфиденциальность?

Родителей часто тревожит вопрос конфиденциальности: сохранит ли психолог в тайне те трудности, которые вы ему поведаете, или же перескажет учителям и другим родителям?

К сожалению, гарантий тут нет. Хранение конфиденциальности — основа основ в любом психологическом образовании, поэтому все-таки большинство это правило соблюдают. Но, к сожалению, не все.

Поэтому сначала уточните, где учился специалист, какой квалификацией обладает, каков стаж его работы, посоветуйтесь с классным руководителем или постарайтесь найти информацию о психологе в Интернете, спросите у других родителей, обращались ли они и помогло ли это им.

Итак, не стоит надеяться, что школьный психолог будет способен помочь вам с любым запросом. Тем не менее, во многих ситуациях он может быть крайне полезен, а там, где он почувствует себя недостаточно компетентным, сыграет полезную роль организатора и направит вас к нужным специалистам.

Почему может потребоваться помощь ЦПМПК

Представьте себе ситуацию: в детском саду ребенок говорит гораздо хуже своих сверстников. В группе из 28 детей у воспитателя и няни не хватает времени на ребенка, с которым никто не общается. Он ни с кем не играет, на групповых занятиях не успевает за другими детьми, потому что привык к неспешному темпу индивидуальных занятий с мамой, где все внимание — только ему. Или представьте младшего школьника, который физически не может усидеть за партой 30 минут, и информация, которую дает учитель, звучит для него на такой запредельной скорости, что он попросту ничего не успевает понять. Это не нарушение интеллекта. Просто другой темп. Другой уровень восприятия.

Иногда родители считают, что дети с задержкой речи должны находиться в среде более развитых сверстников, чтобы подсознательно тянуться за ними. Для некоторых ребят это — настоящая школа выживания, где результатом является не только подтягивание речи и уровня развития до нормы (причем не всегда), но и зашкаливающий уровень стресса каждый день.

Другие выбирают более мягкий способ — коррекционные учебные заведения. Не нужно пугаться слова «коррекционный». К примеру, что такое коррекционный детский сад? Это группа из 4–7 человек, где воспитатель и его помощник, помимо общих занятий, успевают позаниматься персонально с каждым ребенком. Это постоянный личный контроль. Это обязательные дополнительные занятия и обследования штатных специалистов: логопеда и психолога. Это возможность получить официальную отсрочку поступления в школу до 8 лет.

Конечно, никто не вправе диктовать родителям, как поступить со своим ребенком. Можно только посоветовать, как это делает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК), которую проходят, если сомневаются, что ребенку подходит посещаемое им учебное заведение.

Почему ребенок отказывается беседовать с родителями

Отказ делиться своими переживаниями с отцом или матерью зачастую вызывает у взрослых чувство недоумения. Они не понимают, как в такой ситуации лучше поступить, нужен ли психолог ребенку.

Неожиданное поведение подростка зачастую связано с тем, что он:

  • боится, что его накажут, перестанут любить или будут ругать;
  • не желает расстроить либо напугать родных;
  • хранит секреты друга;
  • пытается скрыть информацию, которая может спровоцировать родительский конфликт.

Все вышеперечисленные причины сводятся к детскому страху быть непонятым, навсегда потерять опору близких людей. В результате возникает желание разрешить свои проблемы без участия родителей.

Обязанности специалиста

Большинство считают, что его задача — это исправить неправильное звукопроизношение. Но у логопеда много обязанностей, которые заключаются не только в постановке и автоматизации звуков. Что же входит в его обязанности:

  1. Диагностика речевого развития ребенка или взрослого.
  2. Составление плана коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка или взрослого.
  3. Работа над звукопроизношением.
  4. Работа над связной речью.
  5. Работа над голосом и дикцией.
  6. Обучение навыкам письма и чтения (т. е. специалист помогает ребенку усваивать основы грамоты).
  7. Работа над развитием моторной сферы.
  8. Консультация родителей.

Хороший логопед — это специалист, который справляется со своими профессиональными обязанностями. А для этого он должен обладать необходимыми навыками и умениями.

Работа в образовательных учреждениях

Как стать логопедом? Нужно не только получить требуемые навыки и умения, но и уметь применять их на практике. Поэтому в течение учебы студентам устраивают практики в образовательных учреждениях, чтобы они понимали, чем они будут заниматься.

После учебы большинство устраивается на работу в детские сады или школы. Как стать логопедом? Для этого вам нужно пройти собеседование и продемонстрировать работодателю, что вы имеете представление о профессии и понимаете, что вам нужно делать. Идеальный вариант — это если вам дадут наставника, который сможет поделиться с вами опытом.

Вы должны уметь заполнять документацию, составлять программы. Как стать хорошим логопедом? Нужно советоваться с более опытными специалистами, если у вас возникли затруднения в процессе работы. Ведь они смогут показать, как правильно делать? и вы так покажете, что готовы обучаться. А в профессии педагога это важное качество.

Кроме того, логопед должен уметь общаться с родителями. Поэтому вы должны уметь аргументировать свою точку зрения и уметь объяснять сложные термины просто и доступно. Вы должны показать, что разбираетесь в профессии, даже если у вас небольшой опыт работы.

Как стать логопедом? Вы должны уметь общаться с детьми, относиться к ним с уважением. Вам необходимо строить занятия так, чтобы детям было интересно и вместе с тем, чтобы они решали поставленные педагогические задачи.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *