Систематизация законодательства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Систематизация законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Система действующих нормативно-правовых актов в Российской Федерации является весьма сложной как вследствие значительного числа органов, принимающих такие акты, так и множественности актов, принимаемых каждым правотворческим органом. Кроме того, система нормативно-правовых актов подвержена быстрым изменениям. Вновь принятый закон, указ Президента и иной источник права обычно вносит существенные коррективы в действующие акты. Одни из них дополняются новыми предписаниями, другие изменяются, а третьи признаются утратившими силу полностью или частично.
Признаки системы права.
1. Система права имеет объективный характер, так как отражает реально существующую систему общественных отношений.
2. Система права рассматривается как единое целое, в котором нормы права согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга.
3. Система права как сложное правовое явление имеет определённую структуру, подразделяется на составляющие её относительно самостоятельные части — отрасли права и институты, регулирующие обособленные группы общественных отношений.
4. Первичной клеточкой системы права (элементом), регулирующей типовые общественные отношения определённой разновидности, является норма права.
5. Система права характеризуется устойчивостью правовых положений.
6. Динамизм системы права — выражается в изменении, дополнении системы права новыми правовыми институтами, отраслями права.
Попытки предпринимались ещё во времена Петра I (XVIII в.), издавшего огромное количество новых указов. Он даже создал Палату об Уложении, выработавшую Новоуложенную книгу. Документ не удовлетворил императора, хотя до своей кончины он предпринимал ещё не одну попытку вернуться к этому вопросу.
В 1766 году Екатерина II вновь занимается вопросом кодификации законодательства, создав Уложенную комиссию. Её отличие – это состав участников. В комиссию входят как чиновники, так и представители всех сословий, избранные из числа депутатов. Под влиянием французских просветителей императрица подготовила «Наказ», который так и не был выполнен из-за отсутствия чёткости полномочий и структуры комиссии, а также начавшейся войны с Турцией (1768 г.).
Ещё одну неудачную попытку предпринял Павел I, создав новый уполномоченный орган в 1796-м. Однако недостаточная компетентность её членов не позволила достигнуть каких-либо результатов, поэтому за дело взялся Александр II. Перед первой комиссией 1801 года была поставлена задача – собрать все законы воедино, выбрать действующие, которые предстояло подкорректировать и упорядочить.
С 1808 по 1812 гг. в комиссию входил М. Сперанский. К 1822 году был подготовлен Систематический свод, представлявший собой реестр хранившихся в архивах и департаментах актов. Он был взят за основу продолжившейся работы при Николае I.
Структурные элементы системы права.
1. Норма права — является исходным и наиболее распространённым элементом системы права. Это выраженное в статье нормативно-правового документа правило поведения. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных).
2. Правовой институт — это система принципов и норм, регулирующих определённый вид общественных отношений. Институт — это структурное подразделение отрасли. Если отрасль регулирует всю совокупность однородных отношений (например, гражданско-правовых), то институт — лишь их отдельные виды (институты: «дарения», «аренда», «подряд» и т.д.). Поэтому в институте определена значительно меньшая совокупность норм права.
3. Отрасль права — это система принципов и норм права, регулирующих целый комплекс однородных общественных отношений. Отрасль права — это наиболее крупное подразделение системы права.
Каждая отрасль имеет свой предмет правового регулирования — это круг регулируемых общественных отношений.
Другим критерием, позволяющим выделить отрасли в системе права, служит метод правового регулирования — это совокупность приёмов, с помощью которых производится правовое регулирование общественных отношений. Используются методы: 1) метод координации , т.е. основанный на равенстве сторон в отношении (гражданское право); 2) метод субординации , т.е. основанный на подчинении одной стороне отношения другой (административное право).
Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором чётко выделяются четыре ступени: 1) структура нормы права; 2) структура правового института; 3) структура отрасли права; 4)структура права в целом. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию — систему права.
Система российского права состоит из следующих отраслей: государственного, гражданского, трудового, семейного, административного, финансового, земельного, уголовного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального.
Государственное (конституционное) право — устанавливает основы общественного строя, внутренней и внешней политики России, основные права, свободы человека и гражданина, их обязанности, национально-государственное (федеративное) устройство страны, избирательную систему, систему высших и местных органов власти, судебную систему. Основным источником государственного права является Конституция РФ.
Гражданское право — регулирует основанные на равенстве, автономии, воле, самостоятельности участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения, в частности, вопросы собственности, авторства, наследования и т.д. Основной источник — Гражданский кодекс РФ.
Трудовое право — регулирует правовые отношения всех работников с предприятиями, учреждениями, организациями. Трудовое право регламентирует трудовой договор (контракт), рабочее время и время отдыха, заработную плату и трудовую дисциплину, охрану труда, трудовые споры и т.п. Основной источник — Трудовой кодекс РФ (2001 год).
Семейное право — определяет условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновлёнными), а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Основной источник — Семейный кодекс РФ.
Административное право — регулирует отношения в области государственного управления (исполнительно-распорядительная деятельность) хозяйством, образованием, наукой, культурой, обороной страны, государственной безопасностью, охраной общественного порядка и т.д. Устанавливаются правила организации и деятельности государственных органов, обязанности и права этих органов и их служащих, а также граждан, предприятий, организаций, общественных объединений в сфере государственного управления. Особенность административных отношений в том, что одним из участников является государственный орган, наделённый властными полномочиями. Источники административного права — ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», ФЗ «О милиции», Кодекс об административных правонарушениях (2001 год).
Финансовое право — упорядочивает отношения в области бюджета, налогов, денежной системы, денежного обращения и финансового контроля. Источники — Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.
Земельное право — регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития форм хозяйствования на земле, охраны прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций. Источник — Земельный кодекс РФ.
Уголовное право — устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступления. Источник — Уголовный кодекс РФ.
Гражданско-процессуальное право — регулирует порядок рассмотрения судами споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, земельных и некоторых иных отношений; определяет правовое положение и поведение всех участников гражданского процесса. Источники — ГПК РФ, АПК РФ, Основы законодательства о нотариате и др.
Уголовно-процессуальное право — регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел. Источник — УПК РФ (2001 год).
Отрасли права относятся к публичному либо частному праву.
Публичное право — это совокупность отраслей права, закрепляющих общественный и государственный строй, основы организации и деятельности аппарата государства, вид и меру ответственности за посягательства на общественные интересы, общественный порядок. К публичному праву относится государственное, административное, уголовное право.
Частное право — это совокупность отраслей права, выражающих и защищающих права, свободы, интересы отдельных лиц, т.е. самостоятельных, юридически равных субъектов. Частным является гражданское, семейное право.
35. Общая характеристика отраслей российского права
Правовые отрасли — основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. В данном случае не ставится цель дать их развернутую характеристику, а лишь показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести общие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи (см. схему 42).
┌──────────────────────────────────┐
│ ВИДЫ │
│ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА │
└─────────────────┬────────────────┘
│ конституционное ├────────┼───────┤ гражданское │
│ │ │ │ │
┌──────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐
│ уголовное ├────────┼───────┤ административное │
│ │ │ │ │
└──────────────────────┘ │ └─────────────────────┘
┌──────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐
│ земельное ├────────┼───────┤ экологическое │
│ │ │ │ │
└──────────────────────┘ │ └─────────────────────┘
┌──────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐
│ аграрное ├────────┼───────┤ семейное │
│(сельскохозяйственное)│ │ │ │
└──────────────────────┘ │ └─────────────────────┘
┌──────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐
│ трудовое ├────────┼───────┤ уголовно- │
│ │ │ │ исполнительное │
└──────────────────────┘ │ └─────────────────────┘
┌──────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐
│ финансовое ├────────┼───────┤ уголовно- │
│ │ │ │ процессуальное │
└──────────────────────┘ │ └─────────────────────┘
┌──────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐
│ муниципальное ├────────┴───────┤ гражданское │
│ │ │ процессуальное │
└──────────────────────┘ └─────────────────────┘
1. Конституционное право. Это первая и ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее ведения входят такие вопросы, как формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности, политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др.
Главным нормативным актом этой отрасли, естественно, является Конституция государства, выступающая основополагающей базой для всего текущего правотворчества. Это предмет данной отрасли. Методом же выступает главным образом учредительно-закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.
2. Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д. Основной метод — власть и подчинение, императивные приказы, указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок.
3. Финансовое право. Предмет данной отрасли — финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с государственным правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. Методы регулирования — контроль, ревизии, властные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности, возникла система коммерческих банков.
4. Земельное право. Отрасль призвана регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением (государственные, колхозные, совхозные, фермерские, арендные, городские и т.д.). Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, водное и горное. Основной нормативный акт — Земельный кодекс. Методы регулирования — дозволения, разрешения, запреты.
5. Сельскохозяйственное право. Регулирует порядок организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами (госорганами, предприятиями, учреждениями, членами самих этих хозяйств); порядок использования и оплаты труда, распределения доходов; отражает особенности сельскохозяйственного производства.
Колхозные общественные отношения имеют свою специфику, связанную с тем, что колхозы — не государственные организации, многое в них основано на саморегуляции, самоуправлении. Право опосредствует эти отношения не императивными, а главным образом диспозитивными методами (закреплением, охраной, рекомендациями, содействием, помощью и т.д.). Основные нормативные акты — Примерный устав сельскохозяйственной артели и уставы конкретных колхозов, законодательство о собственности, аренде и др.
6. Трудовое право. Предмет данной отрасли — сфера трудовых отношений (формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Метод регулирования — поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.
7. Гражданское право. Наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями).
Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец — ответчик; должник — кредитор; заказчик — подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве. Последние также регламентируют в известных пределах имущественные отношения, но с помощью иных методов.
В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: наследственное право, изобретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное и т.д. Основной нормативный акт — Гражданский кодекс РФ. Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железных дорог). В условиях становления рыночных отношений роль гражданского права возрастает. Главный метод регулирования — диспозитивный.
8. Семейное право. Примыкает и тесно связано с гражданским правом. Тем не менее это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт — Семейный кодекс. Ведущие методы — равенство сторон и диспозитивный.
9. Уголовное право. Совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми; правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт — Уголовный кодекс. Метод регулирования — императивно-запретительный.
10. Уголовно-исполнительное право. Включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Уголовно-исполнительное право является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым ученым считать уголовно-исполнительное право подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов в данной области, это все же самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфический метод регулирования — воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт — Уголовно-исполнительный кодекс.
11. Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт — Уголовно-процессуальный кодекс. Ведущие методы регулирования — императивный и метод равенства сторон, которые тесно взаимосвязаны между собой.
12. Гражданское процессуальное право. Совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс. Строгое соблюдение всех процессуальных норм служит важной гарантией реализации материальных.
В литературе выделяются также комплексные отрасли: хозяйственное право, природоохранительное (экологическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, соединяющие в себе разнородные нормы и институты, регулирующие соответственно сложные, «конгломеративные» отношения. Кроме того, в настоящее время формируются новейшие правовые отрасли, вызванные развитием современного научно-технического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное и др.
Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств — участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.
В международном праве сохраняется деление на частное и публичное. Последнее регулирует имущественные и иные отношения между гражданами и организациями различных стран, их процессуальное положение, юрисдикцию, порядок и условия применения к ним законодательства того государства, на территории которого они временно или постоянно находятся.
Новая Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). В Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
Заметим, что международное право является, как сказано в Конституции, составной частью российской правовой системы, но это не значит, что оно входит в систему права РФ в качестве самостоятельной отрасли. Да и в правовую систему оно включается не в полном своем объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам. Речь идет прежде всего о таких нормах, которые направлены на поддержание правопорядка и стабильности в мире.
Россия вступила в Совет Европы, взяв при этом на себя ряд важных обязательств. Она все более интегрируется в мировое сообщество, развивает сотрудничество с другими государствами, участвует в разрешении региональных конфликтов, выполняет по мандату ООН миротворческие миссии. Все это свидетельствует о признании конструктивного влияния России как великой державы на мировые дела и безопасность, активизации ее внешней политики.
С другой стороны, возросла роль международного права и во внутренней жизни России. Сегодня граждане РФ могут в случае нарушения их прав и законных интересов обращаться за помощью в международные организации, если на месте они исчерпали все меры защиты.
ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО.
Имеется тесная устойчивая связь между отраслями публичного и частного права, которую впервые обосновал древнеримский юрист Юльпиан (170 – 228 гг.). По его мнению, публичным правом является все то, что относится к положению государства. В частное право входит все то, что составляет пользу отдельных лиц.
В современной юридической литературе к публичному праву относят государственное, административное, финансовое, земельное, природоохранительное, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.
Публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами и иными субъектами права. При этом государственные органы выступают в качестве носителей государственно-властных (публичных) полномочий, реализация которых осуществляется в интересах и во благо общества, государства, тех или иных социальных слоев, групп. Гражданин вправе обжаловать решения, принимаемые государственными органами, но если они вступили в законную силу, то ему не остается ничего иного, как подчиниться и выполнить такие решения.
В сфере частного права безраздельно господствуют законные личные интересы граждан, их объединений. Все отношения в сфере частного права строятся на принципах равноправия субъектов права, возникают, изменяются и прекращаются по их свободному волеизъявлению.
Систему частного права составляют гражданское, семейное и трудовое право.
Таким образом, различие публичного и частного права является необходимой предпосылкой для установления пределов вторжения государственных интересов в сферу частного права, личных имущественных и иных интересов, для установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан и их объединений.
Система права состоит из материальных и процессуальных отраслей права . К первой группе относят государственное, административное, трудовое и иные отрасли права. Процессуальные отрасли – уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное – устанавливают порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел.
Связь материальных и процессуальных отраслей является взаимной и двусторонней. Материаль. отрасли определяют правовой статус субъектов процессуальных отношений, а также устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений. В свою очередь, процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных спорных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права.
Что же важнее, кодекс или закон?
- Кодекс – если переводить слово с латинского языка, означает книга. Это единый законодательный акт, представляющий собой систематизированный набор законодательств объединенных четко определенными правовыми нормами. То есть, кодекс – своеобразный свод законов, которые относятся к единой отрасли права;
- Закон – это своеобразный свод правил и норм, которые формируют четко определенные правила поведения всех субъектов исключительно в пределах и на территории, четко определенного государства. Именно данный документ включает в себя полный перечень ограничений и запретов. Законы представляются в виде норм, которые составляются законодательными органами нашей страны, и базируются исключительно на конституционных правах и в установленном конституцией порядке. Следует сразу же сказать о том, что законы обладают высшей юридической силой, по отношению к различным иным нормативным документам. Имеются в виду инструкции, постановления, предписания и правила. Нужно также разграничивать юридические законы страны, от всевозможных экономических законов, которые изначально имеют всеобщий и объективный характер, и действуют вне зависимости от решения различных органов власти.