Школьные программы для начальных классов в 2022-2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Школьные программы для начальных классов в 2022-2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно действующему законодательству, количество часов, отводимых для работы с учеником, находящимся на индивидуальном маршруте, не должно превышать восьми часов в неделю в начальной школе и двенадцати в средних и старших классах. Соответственно, для таких детей получение знаний связано с большой долей самостоятельной работы. На первый взгляд это является одним из недостатков подобного образовательного процесса. Однако развитие умения самостоятельно работать с учебными пособиями, а также черпать необходимую информацию из других источников, несомненно, является важным навыком для всей последующей жизни человека.
Плюсы и минусы надомного обучения
У надомного обучения есть ряд преимуществ:
- Это бесплатно.
- Не придётся прерывать учебный процесс даже при длительном лечении или реабилитации.
- Можно остаться в своём классе и продолжить учиться с уже знакомыми учителями.
- Есть возможность посещать мероприятия с одноклассниками по согласованию с директором.
- Не нужно мучиться в стенах школы, а спокойно в домашней или медицинской обстановке осваивать программу.
- На изучение предметов уходит меньше часов в день и неделю.
Но есть также и ряд серьёзных недостатков:
- Материальная мотивация преподавателей за надомное обучение невысока. Иногда это приводит к тому, что некоторые педагоги относятся к своим обязанностям недобросовестно. Например, пропускают занятия или задают слишком много материала на самостоятельное изучение).
- Иногда в учебный план не включаются ИЗО, музыка или технология. Считается, что подготовиться к аттестации по ним можно самостоятельно.
- В условиях надомного обучения контакты ребёнка со сверстниками ограничены.
- Трудно составить график уроков, одинаково удобный семье и преподавателям. Возможно, придётся следовать неудобному расписанию.
Другие особенности процесса
Именно о развитии подобных образовательных компетенций и говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте. На данном этапе развития отечественной педагогики ученые говорят о необходимости привития человеку именно навыков получения знаний. А, соответственно, индивидуальное обучение в полной мере соответствует запросам современного общества.
Что касается документации на школьника, проходящего индивидуальный курс обучения, то она включает в себя классный журнал, заводимый на одного ребенка, а также школьный дневник. Ответственность за ведение первого документа возлагается на педагога, второй же заполняется самим учеником. Школьный журнал в этом случае имеет все те разделы, которые предусмотрены при групповой системе обучения. С определенной периодичностью этот документ должен проверяться руководством школы. Его небрежное ведение влечет за собой принятие дирекцией учебного заведения соответствующих мер по отношению к педагогу.
По каждому из предметов школьник, проходящий обучение, осуществляемое по данному образовательному маршруту, должен иметь ученическую тетрадь, которая проверяется педагогом, преподающим дисциплину.
Проблемы и их решения
Многие дети, обучающиеся по принципу взаимодействия с педагогом один на один, делают это вынужденно, поскольку состояние здоровья не позволяет ходить в обыкновенную общеобразовательную школу. Поэтому таким ребятам может требоваться не только особый подход со стороны учителей, но и психологическая помощь. Специалистов в данной области должна рекомендовать к работе с таким ребенком школа, к которой он прикреплен.
Кроме того, нередко помощь требуется не только детям, но и их родителям. Так, с целью повышения качества знаний об особенностях индивидуального образования, с законными представителями таких школьников регулярно проводятся педагогические собрания, а также лекции на интересующие родителей темы.
Нередко вопросы, обсуждаемые на таких мероприятиях, поднимаются и самими педагогами.
Как составить индивидуальный учебный план
Составляют его работники школы. Главный принцип при составлении: включить в него пункты, обязательные для общеобразовательной школьной программы. На аттестации ребенок, обучавшийся по ИУП, проходит те же испытания, что и его сверстники, без каких-либо поблажек и особых условий.
Обязательные пункты ИУП:
- в ИУП включают все обязательные предметы на базовом уровне;
- включают дополнительные предметы на базовом уровне;
- включают региональный компонент — те предметы, которые обязательны для изучения в конкретных регионах РФ (край, республика);
- учитывают требования к учащимся, принятые в школе, в которой ученика переводят на ИУП.
Общий алгоритм, как сделать учебный план:
- Поговорить с учеником и его родителями, выяснить все особенности, цель перевода, потребности ученика.
- Определить уровень знаний ребенка, чему он научился, что умеет.
- Изучить базисный учебный план. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы есть в приложении к Приказу Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Изучить образовательную программу школы.
- Составить ИУП на основе этих данных.
Современные школьные программы
Учебные программы различаются по принципам преподавания и по системам проверки знаний. Можно условно выделить три вида:
- Традиционные программы. Это универсальные учебно-методические комплексы (УМК), соответствующие потребностям и базовым навыкам школьников. Материал излагается последовательно в доступной для всех форме.
- Экспериментальные или развивающие. Основной принцип – развитие умений и навыков учеников. Информация подается так, чтобы школьники старались извлекать ее самостоятельно. В комплексы включаются задания повышенной сложности, требующие логического или нестандартного мышления.
- Авторские. Это программы, которые разрабатываются отдельными авторами и могут сочетать в себе традиционные принципы подачи материала и экспериментальные, инновационные.
Школа вправе самостоятельно выбирать УМК, разрешенный Министерством образования. Процесс обучения проходит по учебной литературе, включенной в федеральный перечень. Этот список утверждается приказом Минпросвещения. Причем федеральный перечень – это не хаотичный набор разных учебников, а завершенные сформированные предметные линии, входящие в состав учебно-методических комплексов.
Важно! В 2022-2023 году сочетать разные УМК для начальной школы нельзя. Это значит, что каждое учебное заведение должно определиться до начала учебного года, по какой именно программе будет происходить обучение детей в 1-4 классах.
Руководство школы совместно с преподавательским составом определяет, какие программы начальной школы будут использовать в 2023 году. Родителей лишь уведомляют о сделанном выборе, либо они сами уточняют его.
У мам и пап будущих первоклассников есть возможность повлиять на ход обучения своих детей, выбрав школу с предпочтительной программой. Для этого до записи в общеобразовательное учреждение нужно уточнить, какие УМК действуют. Далее можно записать ребенка в ту школу, в которой будет применяться подходящая учебная программа.
Как проходит домашнее обучение
Особенности обучения на дому. При домашнем обучении ребенок получает знания вне стен школы. Обычно он прикрепляется к ближайшем к месту жительства учебном заведению. Надомное образование максимально приближено к классическому:
- Дети числятся в определенном классе, они числятся в контингенте школы.
- Они проходят одинаковую программу с другими учениками, пишут контрольные и проверочные работы, принимают участие в общешкольных мероприятиях.
- Ученики получают учебники и занимаются по графику с учителями.
- Школьникам выдают бесплатные учебники, они могут пользоваться библиотекой.
- По результатам обучения школьники сдают ОГЭ, ЕГЭ или ГВЭ и получаю аттестат.
Разница только в том, что учителя приходят к ребенку домой (в больницу) или проводят занятия онлайн. Помимо учителей ребенок может пользоваться услугами логопеда, дефектолога, психолога и пр.
Часто бывает, что один учитель обучает ребенка по нескольким предметам. Например, по математике и физике, истории и обществознанию и пр. Это вполне законно, так как в дипломах учителей обычно указана смежная специальность.
Особенности обучения. Если ребенок нуждается в помощи ассистента или тьютора, их должны предоставить на все время урока. Тьютор – это специалист, который помогает в образовательном процессе и оказывает психологическую поддержку. Ассистент отвечает за техническую помощь.
НВП в школах в разные годы
Впервые допризывную военную подготовку ввели в 1918 году. Её проходили все россияне в возрасте 15–20 лет. С 1947 года НВП отменили для неучащейся молодёжи, а с 1962 года — для остальных.
С 1967 году военную подготовку возобновили для учеников старших классов средних школ и студентов профтехучилищ. Она была обязательна и для мальчиков, и для девочек. Несмотря на то что советские женщины не служили в армии, власти считали, что они обязаны знать теорию ведения боя.
Офицеры запаса и сержанты читали школьникам лекции, учили их ходить строем, рассказывали о принципах противотанковой войны, разведки, о защите от химических атак и т.д. Ученики на время разбирали и собирали штурмовые винтовки АК-47, учились прицельной стрельбе.
В 1990 году НВП в учебных заведениях отменили, но некоторые знания стали давать на предметах ОБЖ или в патриотических кружках при школах.
Внеурочная деятельность по новым ФГОС в 2022 году
Согласно новому стандарту, достигать определенных результатов в образовательной деятельности можно не только на уроках. Внеурочная деятельность по новым ФГОС 2022 также является важным рабочим инструментом.
Количество часов на изучение государственных языков изменится
Есть изменения в количестве и распределении часов на изучение государственных языков. Если раньше в 10−11-х классах на изучение белорусского и русского был выделен лишь один час в неделю, то теперь в одном из полугодий у таких учеников будет два часа белорусского и один русского, а в другом — наоборот. В профильных классах количество часов на изучение русского и белорусского останется прежним — по три урока в неделю.
По такой же схеме, на полгода, добавлены часы белорусского в школах, где обучение ведётся на русском и где также преподается язык национального меньшинства. До этого в таких школах в 8−9-м классах было лишь по одному часу белорусского языка в неделю, теперь в первом полугодии будет по два часа, во втором — один. Аналогичные изменения вступят в силу и касательно изучения русского языка в белорусскоязычных школах, где преподается язык меньшинства. Сам язык нацменьшинства в школах, где его преподают, по-прежнему изучается лишь раз в неделю.