Когда собственнику лодки или катера не грозит транспортный налог

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда собственнику лодки или катера не грозит транспортный налог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


К вопросу о том, какие надувные (и не только) лодки сейчас не требуют регистрации в ГИМС. Как указано в законе №36, не подлежать государственной регистрации маломерные суда массой до 200 кг. Это именно взвешенная масса, а не грузоподъемность. Согласно этому закону теперь такие моторные лодки как “Казанка“, “Обь” и “Крым” можно уже не регистрировать. Но здесь есть несколько “НО”. 200 кг. это лодка со всем необходимым оборудованием, полностью укомплектованная. Паспортная масса тут не прокатит. Т.е. вы ставите на лодку все, что вы с ней используете и потом взвешиваете. Если, к примеру, вы ходите под мотором, то он также является частью комплектации лодки и соответственно увеличивает ее итоговую массу. Так, что имея лодку весом в 190 кг., на которой установлен мотор в 15 л.с., который весит 35 кг., то в итоге мы имеем уже 225 кг. и соответственно такое маломерное судно подлежит регистрации в ГИМС. ГОСТ 19356- 79 как раз это четко определяет: «Массу суд­на, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием».
Что касается технического освидетельствования, то можно сказать так “нет регистрации – нет ТО”. Но и тут есть оговорка. Новый порядок освобождает от проведения ТО такую категории судов как “гребные лодки, используемые на внутренних водах”. Так что, владельцы гребных лодок, теперь смогут спать чуть спокойнее. Правда если ваша деревянная гребная лодка весит больше 200 кг., ее все равно надо ставить на учет.

Как исключить судно из реестра маломерных судов

«Вывести» лодку из Реестра будет теперь сложнее — это обратная сторона новшеств 2022. Для этого потребуется основания, которых прописано всего три. При чем, они должны быть подтверждены документом.

В зависимости от обстоятельств теперь требуется предоставить:

  1. документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;
  2. таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;
  3. свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.

С какой мощности лодочного двигателя нужны права

  • Маломерное судно с мотором мощностью более 5 лошадиных сил подлежит обязательной регистрации, а судовладелец должен пройти аттестацию на право судовождения.
  • С 1 июля 2022 владельцы прокатов маломерных судов должны будут декламировать выполнение требований к состоянию своего парка.
  • Владельцы прокатов должны проходить как минимум раз в 5 лет техосмотр маломерок. Можно чаще. Осмотр производит МЧС России и этот осмотр является официальной государственной услугой.
  • При движении судов до 4 метров, ИСС* в обязательном порядке должны быть у каждого лица, находящегося на борту.
  • При прохождении шлюза, при движении по воде, при движении в акватории порта и нахождении на открытой палубе все пассажиры должны быть в ИСС.
  • Дети до 12 лет, находясь в движении и на открытой палубе, должны быть постоянно в спасательном жилете.
  • Дошкольники на открытой палубе должны быть всегда в спасике и только в сопровождении взрослых.
  • Рыбаки должны быть в спасательном жилете постоянно.

Перед тем как разобрать, на какую лодку не нужны права сегодня, рассмотрим, какой ситуация была ранее.

Можно ли поставить лодку на учет без документов?

В некоторых случаях на плавсредство документы могут отсутствовать, например, если владелец потерял их или испортил. Но даже при таких обстоятельствах провести регистрацию вполне реально.

Процедура начинается стандартно, с подачи заявления в местную ГИМС с просьбой о постановке лодки на учет. В документе необходимо объяснить сложившеюся ситуацию. Инспекция откажет заявителю, о чем будет выдана справка. Этот документ и будет основанием обратиться в суд с иском.

Суть претензии заключается в прошении о получении права собственности на лодку и последующей регистрации судна в государственной инспекции. Стоит учесть, что истец должен будет заплатить налог.

Если претензия будет удовлетворена, то заявитель должен повторно обратиться в ГИМС с решением суда. После чего лодочный транспорт регистрируется на общих основаниях. Но без положительного решения суда процесс невозможен.

Такая лодка, компактная и легкая — отличное средство для рыбалки, На нем удобно добираться с катера или яхты до берега, охотиться в зарослях.

До 2017 года владельцев удручали бюрократические проволочки при оформлении надувного судна. Теперь упразднено понятие «грузоподъемность», внесена ясность в вопросе с общим весом: становиться на учет стало легче.

Если у вас двухместный трехметровый агрегат с 5-сильным мотором, то не беспокойтесь, нужно ли регистрировать надувную лодку ПВХ, или нет. Ответ отрицательный.

Однако, средства передвижения могут быть оснащены электромоторами, развивающими 20 км/ч, или бензиновыми двигателями, отдающими 30 км/ч. Последние — тяжелые и мощные — устанавливают на 20-метровые надувные суда с общим весом более 200 кг. В этом случае владельцам необходимо регистрироваться, получать права, проходить техосмотр каждые 5 лет. За уклонение от ТО положен штраф от 500 до 1000 руб.

Читайте также:  ФНС рассказала, как будем считать НДФЛ с зарплаты, полученной в 2023 году

Для регистрации необходимы документы, которые касаются судовладельца и его движимого имущества – лодки ПВХ.

Физическим лицам необходимо иметь при себе:

  • удостоверение личности совершеннолетнего гражданина России – паспорт;
  • ИНН;
  • документы на покупку техники: чеки, справка-счет, договор купли-продажи. В иных случаях требуются свидетельства о наследовании или дарении;
  • техпаспорта на плавательный агрегат и подвесной мотор с указанием модели, марки, производственной нумерации, цены;
  • правила по эксплуатации.

Транспортный налог на лодку

Плательщиками являются лица, на которые оформлены плавсредства.

Согласно новым поправкам, все катера (весельные и без двигателя) массой 200 кг с января 2020 года будут обложены ТН. Налоговая база транспортного налога (ТН) — мощность мотора, измеряемая в лошадиных силах (л.с). Сумма вычисляется посредством умножения ставки ТН за 1 л.с на мощность двигателя. С недавнего времени транспортный налог уплачивается собственником МС по ставкам той области, края России, где собственник прошёл регистрацию.

Налоговая база ТН за катер без мотора – 1 единица ТС. Ставки транспортного налога на лодки без силовых агрегатов, которые остались на учете в ГИМС, и другие суда без моторов также нужно знать в каждом отдельно взятом регионе.

Транспортный налог на катера сильно вырос в определенных районах РФ. Получается, что с увеличением административной ответственности за использование нерегистрированных судов будет увеличиваться и размер ТН на них. И сейчас наиболее высокие ставки на суда, мощность которых составляет более ста лошадиных сил. Тут получает большую востребованность вопрос о денежной целесообразности владения катером – за его мощный силовой агрегат нужно платить 2-3 тысячи рублей по минимуму.

Заявителю для оплаты ТН нужно иметь такие документы:

  • паспорт;
  • заявление;
  • судовой билет.

Для экономии времени, собственнику катера нужно подать аналогичное заявление, используя портал «Госуслуги».

Какие нужны документы

С регистрацией тянуть не стоит, так как на это дается всего десять дней с момента покупки судна. Но за этот период вы должны обратиться с просьбой о регистрации, полностью процедуру можно пройти позже. Во время регистрации в ГИМС нового судна, купленного в магазине, у вас потребуют следующие документы:

  • Договор купли-продажи из магазина. Желательно также взять чек.
  • Техпаспорт или его нотариально заверенная копия. Паспорт включает в себя руководство по эксплуатации с техническими характеристиками.
  • Необходимо еще сделать ксерокопию удостоверения личности владельца лодки.
  • Заявление. Его вы сможете заполнить в ГИМС, там дадут образец.
  • Не забывайте о квитанции об оплаченной государственной пошлине, без нее процедура регистрации не начнется. Вам нужно будет оплатить две пошлины: 1000 рублей за регистрацию и 100 за оформление судового билета.

Длительность регистрации

Сегодня вполне легально можно путешествовать на лодке без прав и регистрации. Только она должна соответствовать характеристикам плавательного средства.

В ином случае вам придется зарегистрировать свое маломерное судно. Сколько времени на это требуется? До вступления в силу нововведений 2016 года с момента подачи всей необходимой документации в ГИМС нужно было ждать три рабочих дня.

Изменилось ли что-то сегодня? Нет. По новому законодательству срок предоставления государственных услуг со дня приема документации от заявителя до получения результатов — не более трех рабочих дней. Если специалистами в бумагах были обнаружены основания для приостановления оказания госуслуги, то срок регистрации маломерного судна продлевается до 30 рабочих дней. За это время владелец лодки должен исправить все неточности, предоставить правильно заполненные бумаги.

Новые правила регистрации маломерных судов 2022

  • Можно в письменном виде в отделении ГИМС.
  • Можно электронно через портал Госуслуг.

Портала «Госуслуг» бояться не стоит. Это, пожалуй, лучшее, что дало Государство гражданам. Если еще не пользовались, то срочно регистрируйтесь — полное счастье не гарантировано, но время и нервы сбережете.

  • В любое отделение ГИМС.

Это важный момент новых Правил. Регистрация теперь не связана ни с базированием судна, ни с регистрацией (по-старинке «пропиской») самого владельца. ГИМС использует единую электронную базу и это позволяет независимо от локации заниматься документооборотом и вносить изменения. Другими словами, живя в Москве и имея лодку в Сочи, можно проводить регистрационные действия по ней будучи в командировке в Санкт-Петербурге. Звучит красиво, как будет на практике работать, покажет время.

Есть и исключения. Если судно в доле, то придется всем дольщикам выяснять вопросы в одном отделении ГИМС (тоже любом, без привязки к чему-то или кому-то). Что тоже логично — страна у нас большая (11 часовых поясов — это не шутки), тут даже у электронной системы нервный тик может начаться от изобретательности граждан при дележе имущества.

  • Нет. Номер присваивается на все время нахождения судна в Реестре. Владельцы меняются, а номер остается. В Реестр теперь просто будет вносится новый собственник лодки, а судно как было, так там и останется, а значит и бортовой номер не меняется.

Наконец-то в ГИМС пришли к той форме, что уже давно и успешно существует в ГИБДД. Номер дается один раз и теперь нет необходимости ломать голову, как удалить старый номер с лодки (привет владельцам ПВХ лодок) и нанести новый.

Новости ГИМС 2022. Штрафы подняли в несколько раз!

В сентябре 2022 года в ГосДуму РФ был внесён законопроект № 547297-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства, а также правил плавания», в весной успешно прошел первое чтение и далее… 29 июля 2022 уже вступил в законную силу.

Читайте также:  Льготная пенсия МВД по выслуге лет в 2022 году

Стоит отметить, что с 2001 года штрафы не менялись, поэтому вполне логично, изменения напрашивались. Так ли они сильно прижали водномоторников? Неужели опять затянули гайки, давайте подробно разберемся вместе.

  • Пункт 2 относится к маломерным судам, в нем регламентируются основные нарушения правил на воде, такие как — превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах, либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков.

Ранее за это нарушение выдавали предупреждение или выписывали штраф от 300 до 500 рублей, сейчас, помимо того, что вы можете отделаться предупреждением, штраф повысили — от 500 до 1 000 рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

Было 300 — 500, стало 500 — 1000 рублей? Разве это причина для паники, учитывая, что изменения не вносились много лет?

Суровей законодатели обошлись со статьей 11.8. Здесь действительно штрафы увеличены в разы, но взглянем внимательней, за что вас штрафовать?

  • Пункт 1 – владелец судна не прошедшее техосмотр, без бортовых номеров, нарушивший пассажировместимость или чье судно переоборудовано без разрешения, облагается штрафом от 5000 до 10000 рублей. Ранее штраф составлял от 500 рублей до 1 000 рублей.

Да, круто! Но, во-первых, техосмотр выдается на 5 лет, во-вторых, никаких проблем пройти его нет. Даже пошлину платить не нужно. Всего лишь следует привезти лодку на пункт технического освидетельствования и заполнить пару «бумажек». Ни разу проблем это не доставляло, как мне, так и моим друзьям водномоторникам. Достаточно иметь с собой средства спасения, все необходимое и замерить выхлопы CO — ТО пройдено.

Мало того, для прохождения ТО инспектора ГИМС сами приезжают в назначенное время на лодочные базы, в этом случае вам и лодку никуда везти не нужно – удобно!

Внимательно нужно отнестись теперь разве что к количеству пассажиров на борту. Нарушение грозит увесистым штрафом.

  • Пункт 2 – управление судном лицом не имеющего права управления или передача лицу не имеющего права управления – от 10 000 до 15 000 рублей. Ранее штрафовали за это от 1000 до 2 000 рублей.

Тоже серьезно увеличили штраф. Давно следовало навести порядок на воде. Больше всего эта штрафная санкция коснется гидроциклов и скутеров. Сейчас ими управляют все кому не лень, вплоть до детей. Правильно ли это? Если разобраться, вы ведь не даете управлять автомобилем ребенку, или человеку, без водительского удостоверения опасаясь последствий?

  • При пресечении нарушений предусмотренных ст. 11.9 применяется задержание ТС. Лишение прав от 1 до 2 лет, или штраф от 1 500 до 2 000 рублей.

Пьянству, тем более на воде – бой! Это слишком распространённое правонарушение, с которым, действительно следует бороться. Сколько утонуло людей от безответственности и сколько семей осталось без отцов, которые злостно нарушили этот пункт – не сосчитать. Тут без комментариев.

  • За нарушение этого важного пункта ответственности грозит всего лишь штраф от 300 до 500 рублей.

Какие маломерные суда можно не регистрировать и не проходить техосмотр

Регистрации не подлежат плавсредства, масса которых меньше 200 кг, а мощность мотора не достигает 8 кВт (или 10,88 л. с.). Теперь не нужно ставить на учет в инспекции множество моделей. На какие плавсредства не нужна регистрация и права: Крым, Обь или Южанка, а также резиновые лодки. Стоит обратить внимание на определение массы. В соответствии с ГОСТ 19356-79, учитывается укомплектованность судна, а не информация в паспорте. В расчет берется самый мощный мотор, который может эксплуатироваться с лодкой.

Если водный транспорт не подлежит регистрации в ГИМС, то проходить технический осмотр нет надобности. Установив на лодку с весом до 200 кг мотор мощностью от 8 кВт, придется все-таки ставить на учет ТС и проходить техосмотр. Есть еще один нюанс, который касается гребных судов, предназначенных для плавания во внутренних водах. Например, деревянную гребную лодку массой более 200 кг регистрируют в инспекции, но техосмотр не проходят.

На какую моторную лодку не нужны права? Если она подходит под характеристики плавательного средства. А именно: весит менее 200 кг (по ГОСТ Р ИСО-8666-2022) и имеет двигатель мощностью менее 8 кВт. В противном случае лодка признается маломерным судном, для которого обязательна и регистрация, и права.

  • Расположение на 1/4 длины корпуса лодки от форштевня.
  • Весь номер обязательно должен был умещаться в одну строчку.
  • Высота указанных символов — не менее 150 мм, ширина — не менее 100 мм, толщина наносимых линий — не менее 15-20 мм.
  • Длина регистрационного номера маломерного судна — 11 знаков. Это две буквы русского алфавита, четыре арабские цифры, надпись на латинице RUS и двухзначный код субъекта Российской Федерации.
  • Располагается номер также — в одну строчку, на обоих бортах.
  • Геометрическая середина номера должна быть на 1/4 длины корпуса от форштевня.
  • Что касается высоты, ширины надписи, толщины линий, правила остались прежними.
  • Если вышеобозначенные требования не позволяет воплотить в жизнь конструкция судна, то индивидуальные правила выписывает специалист местного отделения ГИМС. Они также вносятся в судовой билет и реестр.

Новые правила. Какие лодки подлежат регистрации ГИМС

(Кто пропустил: Мотолодка. Что такое выход на глиссирование. Переходный режим)

Читайте также:  Только 30% самарских трудоспособных инвалидов имеют постоянную работу

В конце прошлой недели (конец марта 2019г), подразделения ГИМС получили письмо-рекомендацию. Письмо уточняет, как высчитывать эти самые 200кг веса (оснащённая лодка + мотор), после которых — мотолодка подлежит государственной регистрации.

Далее буду стараться коротко и по фактам. Кто раньше не интересовался этой темой, кому что то непонятно — пишите в комментариях. Обсудим, уточним.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. П 1.1. ст. 16 — говорит «Не подлежат государственной регистрации … суда массой до 200 кг. включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно.» А как высчитать — эти 200кг.? И вот — несколько лет нам, владельцам моторных лодок — кружат голову, меняя правила игры.

Вариант №1. Вначале, эти 200 кг. определялись логично. Массу лодки и мотора — определяли по ГОСТ 19356-79 (Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний) — путём взвешивания.

Конечно, не всех тащили на весы — только если вопрос был спорным. Просто — суммировали паспортный вес лодки и учтановленного на неё мотора. Если судно весило менее 200 кг или равно — оно не подлежало обязательной регистрации.

Конечно, при условии — что двигатель не более 8 киловатт.

Вариант №2. Затем, зимой 2015г. Из Москвы — в подразделения ГИМС, было разослано письмо N 29/1-3-153.В нём даётся рекомендация — определять массу маломерного судна по другому.

По ГОСТ Р ИСО 8666-2012 «Суда малые. Основные данные». По этому ГОСТу — масса судна высчитывается в том числе — вместе с массой наиболее тяжелого мотора, допустимой мощности.

И не важно, какой мотор установлен — фактически. Что тут началось…

Вплоть до последних дней — временами вспыхивали жаркие споры и тяжбы между владельцами моторных лодок и сотрудниками ГИМС. Например — человек поставил на свою «Казанку М» — двухтактный Suzuki 9.9. весом 33кг.

И думает, что его лодку не надо регистрировать(138кг. вес лодки + 33кг. вес мотора). А ГИМС считает иначе — допустимая мощность ПЛМ для Казанки М — 25 л.с. И плюсует к весу лодки (138кг) — вес самой тяжёлой двадцатьпятки — Mercury ME F25 M EFI.

А это 71кг. Итого = 209кг. Пожалте — на регистрацию!..

Так продолжалось 4 года. Кого не коснулось — и слава богу.

Вариант №3.

Вопросы государственной регистрации лодки без документов

Государственная инспекция по маломерным судам потребует некоторые сведения от владельцев. При этом заявленные в бумагах характеристики должны соответствовать техническим особенностям техники. Специалистами также будет оценено состояние лодки. Для регистрации потребуется следующее:

  • договор купли-продажи. Среди прочих бумаг потребуются договор-дарения, доверенность, свидетельство о передачи наследства.
  • На лодку и мотор необходимо предоставить техпаспорт.

  • Паспорт гражданина РФ.
  • ИНН.
  • Квитанция об оплате госпошлины.

Существуют установленные законодательством сроки – 10 дней, чтобы оформлять бумаги после покупки или получения в дар. Иные случаи предусматривают административную ответственность или помещение на штрафную стоянку. Как восстановить документы на лодку после этого срока ответить сложно, поскольку нюансов решения вопроса существует несколько.

Мы разобрались, на какой лодочный мотор не нужны права. Государственная регистрация, получение прав сегодня обязательны лишь в отношении маломерного водного транспорта. Но что им является по обновленным нормам?

Маломерное судно соответствует следующим характеристикам:

  • Длина — не более 20 м.
  • Число пассажиров — не более 12.
  • Масса — более 200 кг.
  • Мощность двигателя — более 8 кВт (или 10,88 л. с.)

Будьте внимательны: масса маломерного судна высчитывается по ГОСТ Р ИСО-8666-2012. По нему берется в расчет не вес фактически установленного на лодку мотора. А вес самого тяжелого двигателя наибольшей мощности, допустимой для судна данного типа.

Лодки, которые вместе со снаряжением весят меньше 200 кг от постановки на учет освобождаются. На регистрацию можно не ставить имущество с моторами, чья мощность менее 10 л.с. Можно не регистрировать маломерные суда, предназначенные для перевозки пассажиров, но если вместимость не более 12 человек. Еще одно ограничение касается длины моторки – до 20 метров. Как оформить лодку в гимс без документов для этих категорий судов не имеет значения.

По законодательству (приказ МЧС РФ № 500 от 2005 г.) не подлежат внесению в реестр надувные лодки без мотора массой до 200 кг. Однако разрешение действует только для внутренних водных объектов РФ. При перемещении вдоль рек, граничащих с государственными границами, по закрытым водным ресурсам процедура регистрации надувных лодок обязательна.

Административные проступки

Отсутствие на судне документов, требуемых для проверки инспекторами ГИМС, влечет за собой получение предупреждения или оформление штрафа в размере 100 рублей. Поэтому всегда возите с собой водительские права, судовой билет и свидетельство о праве собственности (или доверенность).

Штрафом в размере от 300 до 500 рублей караются мелкие правонарушения, в числе которых:

  • опасное маневрирование;
  • превышение скорости;
  • несоблюдение правил плавания;
  • игнорирование навигационных знаков;
  • остановка в запрещенных для стоянки местах;
  • невыполнение требований по использованию звуковых и световых сигналов.

Далее ставка штрафных санкций повышается от 500 до 1000 рублей. К этой категории относятся такие нарушения, как необоснованное отсутствие технического освидетельствование и неправильное нанесение бортовых номеров. В пределах этих же сумм карается управление маломерным судном без регистрации, отсутствие судоводительских прав, переоборудование лодки или катера без полученного разрешения от надзорных органов ГИМС МЧС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *