ГДЗ по обществознанию. Экономический рост и развитие.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГДЗ по обществознанию. Экономический рост и развитие.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы добиться увеличения темпов экономического роста, необходимо в первую очередь, инвестировать средства в развитие собственных производств, новые отрасли экономики и развивать человеческие ресурсы страны. Показательными примерами увеличения темпов экономического роста являются экономики Японии и Китая.
Послание президента: новые направления поддержки населения и регионов.
Запланированы дополнительные социальные расходы на выплаты семьям с детьми и инфраструктурные кредиты регионам.
В послании Федеральному собранию в 2021 году президент объявил о введении ряда мер поддержки для семей с детьми, включая выплаты для семей с детьми школьного возраста, неполных семей с детьми, нуждающихся беременных женщин. Кроме того, глава государства поручил Федеральному собранию подготовить целостную систему мер поддержки для семей с детьми.
По оценке министра финансов Антона Силуанова, объем дополнительных расходов на реализацию озвученных мер составит 400 млрд рублей за два года.
Можно прогнозировать, что в рамках системы мер по поддержке семей с детьми дополнительные социальные расходы станут постоянными. По нашей оптимистичной оценке, ежегодные дополнительные 200 млрд руб. социальных расходов принесут дополнительно не более 0,025 п.п. экономического роста в 2021 и в 2022 годах.
Следует отметить, что повышение социальных расходов направлено, в первую очередь, не на ускорение темпов экономического роста, а на сокращение социального неравенства, которое, в частности, вызвано стагнацией реальных доходов российских домохозяйств на фоне общей стагнации экономики.
В рамках послания президента также был поднят вопрос о финансовой устойчивости регионов. Для регионов, уровень задолженности которых превышает 25% от налоговых и неналоговых доходов бюджета, предусмотрены бюджетные кредиты со сроком погашения до 2029 года – с тем, чтобы снизить уровень задолженности до 25% от доходов.
Под этот критерий на 1 апреля 2021 года попадало больше половины российских регионов (53 из 85 субъектов РФ), при этом лишь несколько из них перешли в эту категорию после начала пандемии COVID-19.
ВВП вырос на 2%. Что это значит?
Основным признаком, влияющим на степень заинтересованности, является стоимость, ее корректировка, актуальность, а также платежеспособность покупателя. То есть это переменная величина, которая зависит от:
- объема, где переменной является только актуальные расценки на продукцию;
- характера, который может меняться при смене внешних условий, имевших ранее постоянное значение.
Для объяснения причин изменения спроса необходимо определить, от каких факторов он зависит:
- здравый смысл покупателя и наблюдение. То есть при снижении размера среднего чека на некоторые вещи востребованность в них возрастает. Цена для покупателя — своеобразный барьер, который становится препятствием для приобретения желаемого. Проще говоря, высокие ценники отбивают всякое желание тратить деньги на товары/услуги, даже если они желанны;
- в рассматриваемый период времени каждый последующий аналогичный продукт принесет меньше удовлетворения или выгоды от единицы. То есть второй, третий и каждый последующий торт уже не будет столь желанным, как первый;
- эффект замещения бюджетными аналогами. Сегодня покупатель всегда ищет выгоду и покупает дешевые варианты с идентичными свойствами у конкурента.
Выручкой считается сумма денежных средств, поступившая за реализацию продукции или товара, за произведённые работы либо оказанные услуги в рамках основной деятельности компании. Отличается выручка от дохода тем, что она является лишь его составной частью, хотя и значительной, а зачастую – единственной.
В приведённом выше примере выручка – это основная часть дохода ИП в сумме 2 млн рублей, полученная от реализации мебели.
Теперь, когда мы разобрались, что такое доход и выручка, можно вывести такую формулу:
Доход = Выручка от реализации + Внереализационные доходы.
✐ Пример ▼
Ещё раз вернёмся к июльским доходам ИП Смирнова. Теперь мы можем сказать, что они состоят из:
- выручки в сумме 2 млн рублей (за мебель);
- внереализационных доходов в сумме 110 тыс. рублей (арендная плата + штраф).
Анализ рентабельности капитала
Рентабельность капитала бывает разная, потому что сам капитал – широкое понятие. Он бывает собственным и заемным. А еще есть нечто среднее между ними под названием инвестированный.
Формулы для рентабельности капитала различаются только знаменателем. Вот какими они будут.
По каким формулам вычислять.
Рентабельность собственного капитала =
= Чистая прибыль ÷ (½ × Капитал и резервы н.г. + ½ × Капитал и резервы к.г.) = 2400 ОФР ÷ (½ × 1300 ББ н.г. + ½ × 1300 ББ к.г.)
Рентабельность заемного капитала =
= Чистая прибыль ÷ (½ × Долго- и краткосрочные обязательства н.г. + ½ × Долго- и краткосрочные обязательства к.г.) = 2400 ОФР ÷ (½ × [1400 ББ н.г. + 1500 ББ н.г.] + ½ × [1400 ББ к.г. + 1500 ББ к.г.])
Рентабельность инвестированного капитала =
= Чистая прибыль ÷ (½ × [Капитал и резервы н.г. + Долгосрочные обязательства н.г.] + ½ × [Капитал и резервы к.г. + Долгосрочные обязательства к.г.]) = 2400 ОФР ÷ (½ × [1300 ББ н.г. + 1400 ББ н.г.] + ½ × [1300 ББ к.г. + 1400 ББ к.г.])
Как посчитать по данным отчетности. Информацию по элементам капитала возьмем из пассива бухгалтерского баланса. Искомые значение рентабельности окажутся такими.
Таблица 5. Считаем рентабельность капитала
Показатель |
2020 |
2021 |
Темп прироста, % |
1 |
2 |
3 |
4 [(3 – 2) ÷ 2 × 100] |
Исходные данные, млн. руб.: |
|||
– капитал и резервы на начало года |
19 353,0 |
22 107,4 |
14,2 |
– капитал и резервы на конец года |
22 107,4 |
23 298,9 |
5,4 |
– долгосрочные обязательства на начало года |
4 920,1 |
5 185,4 |
5,4 |
– долгосрочные обязательства на конец года |
5 185,4 |
4 799,0 |
-7,5 |
– краткосрочные обязательства на начало года |
3 591,3 |
2 484,3 |
-30,8 |
– краткосрочные обязательства на конец года |
2 484,3 |
2 227,0 |
-10,4 |
– чистая прибыль |
39,4 |
851,5 |
2 058,5 |
Расчетное значение, %: |
|||
– рентабельность собственного капитала |
0,19 |
3,75 |
1 870,9 |
= 39,4 ÷ (½ × 19 353,0 + ½ × 22 107,4) × 100 |
= 851,5 ÷ (½ × 22 107,4 + ½ × 23 298,9) × 100 |
× |
|
– рентабельность заемного капитала |
0,26 |
11,62 |
4 448,5 |
= 39,4 ÷ [½ × (4 920,1 + 5 185,4) + ½ × (3 591,3 + 2 484,3)] × 100 |
= 851,5 ÷ [½ × (5 185,4 + 4 799,0) + ½ × (2 484,3 + 2 227,0)] × 100 |
× |
|
– рентабельность инвестированного капитала |
0,07 |
3,07 |
4 066,5 |
= 39,4 ÷ [½ × (19 353,0 + 22 107,4) + ½ × (4 920,1 + 5 185,4)]× 100 |
= 851,5 ÷ [½ × (22 107,4 + 23 298,9) + ½ × (5 185,4 + 4 799,0)]× 100 |
× |
Примеры употребления в «Секрете»
«Щапов заявил, что в России давно необходимо ввести прогрессивную ставку налога на доходы физических лиц. Сейчас это работает лишь частично — для доходов свыше 5 млн рублей ставка составляет 15%».
(Из новости о предложении Госдумы поднять налоги для богатых.)
«Полностью отменить НДФЛ для бедных не получится из-за противоречия принципов налогового законодательства. Он выступил за прогрессивную шкалу, которая “позволяет гибко настраивать объём платежей, исходя из любых принципов”. Депутат добавил, что это “вполне работающая модель НДФЛ, опробованная временем и практикой во многих странах”».
Как установить свои расценки
Основной концепцией ценообразования, планируемой в условиях увеличения выгодоприобретения, является понимание того, насколько спрос будет эластичен. Желание постоянно увеличивать интерес потребителя вполне естественно для каждой конкурирующей фирмы, что позволяет наиболее грамотным предпринимателям вырываться на лидирующие позиции, но именно за счет понимания критерия величины можно занять большую долю рынка, предлагая свой товар или услугу по самой выгодной и оптимальной цене.
Из такого утверждения можно сделать вывод, что продукция, пользующаяся наибольшей востребованностью, принесет своему владельцу большой доход. Тем не менее, если не достичь высоких позиций на первых этапах за счет заниженного ценника, то отпускная стоимость возрастет, а со временем постоянно увеличивающаяся расценка будет обусловлена возникшей инфляцией.
Михаил Мишустин рассказал, за счет чего растут налоговые поступления
В случае, когда правительство может финансировать расходы вне налогообложения, мы видим следующее:
- Производительность снижается по мере увеличения налоговой ставки, поскольку люди предпочитают работать меньше. Чем выше ставка налога, тем больше времени люди тратят на уклонение от уплаты налогов и тем меньше времени они тратят на более продуктивную деятельность. Таким образом, чем ниже ставка налога, тем выше стоимость всех произведенных товаров и услуг.
- Государственные налоговые поступления не обязательно увеличиваются по мере увеличения ставки налога. Правительство будет получать больше налоговых доходов по ставке 1%, чем при 0%, но они не будут зарабатывать больше при 100%, чем при 10%, из-за сдерживающих факторов, вызывающих высокие ставки налога. Таким образом, существует пиковая ставка налога, при которой доходы правительства самые высокие. Связь между ставками подоходного налога и государственными доходами может быть построена на Кривая Лаффера .
Без последних двух функций правительства легко увидеть, что экономической активности будет мало. Без полицейских сил было бы сложно защитить все, что вы заработали. Если бы люди могли просто прийти и взять что-нибудь, что у вас было, мы бы увидели три вещи:
- Люди будут тратить гораздо больше времени, пытаясь украсть то, что им нужно, и гораздо меньше времени, пытаясь произвести то, что им нужно, потому что воровать что-то часто легче, чем производить это самостоятельно. Это приводит к снижению экономического роста.
- Люди, которые производят ценные товары, будут тратить больше времени и денег, пытаясь защитить то, что они заработали. Это не продуктивная деятельность; общество было бы намного лучше, если бы граждане тратили больше времени на производство производительных товаров.
- Вероятно, будет гораздо больше убийств, поэтому общество преждевременно потеряет много продуктивных людей. Эти издержки и издержки, которые люди несут, пытаясь предотвратить собственное убийство, значительно снижают экономическую активность.
Полиция, которая защищает основные права человека граждан, абсолютно необходима для обеспечения экономического роста.
Судебная система также способствует экономическому росту. Большая часть экономической активности зависит от использования контрактов. Когда вы начинаете новую работу, обычно у вас есть контракт, в котором указываются ваши права и обязанности и сколько вы будете получать за свой труд. Если нет способа обеспечить такой контракт, то нет способа гарантировать, что вы получите компенсацию за свой труд. Без этой гарантии многие решат, что не стоит рисковать работать на кого-то другого. Большинство контрактов включают в себя элемент «сделай X сейчас, и получи оплату Y позже» или «получи оплату Y сейчас, сделай X позже». Если эти контракты не подлежат исполнению, сторона, которая обязана что-то сделать в будущем, может решить, что ему это не нравится. Поскольку обе стороны знают об этом, они решат не заключать такое соглашение, и экономика в целом пострадает.
Наличие работающей судебной системы, вооруженных сил и полиции обеспечивает большую экономическую выгоду для общества. Однако предоставление таких услуг правительству обходится дорого, поэтому им придется собирать деньги с граждан страны для финансирования таких программ. Финансирование этих систем осуществляется через налогообложение. Итак, мы видим, что общество с некоторым налогообложением, которое предоставляет эти услуги, будет иметь гораздо более высокий уровень экономического роста, чем общество без налогообложения, но без полиции или судебной системы. Так что увеличение налогов Можно привести к большему экономическому росту, если он используется для оплаты одной из этих услуг. Я использую термин Можно потому что не обязательно, что расширение полицейских сил или наем большего числа судей приведут к большей экономической активности. Область, в которой уже много полицейских и мало преступников, почти не выиграет от найма другого офицера. Обществу лучше не нанимать ее, а снижать налоги.Если ваши вооруженные силы уже достаточно велики, чтобы сдерживать потенциальных захватчиков, то любые дополнительные военные расходы сдерживают экономический рост.
Тратить деньги на эти три области не обязательно продуктивный, но имеющий хотя бы минимальное количество из всех трех, приведет к экономике с более высоким экономическим ростом, чем вообще.
В большинстве западных демократий большая часть государственных расходов идет на социальные программы. В то время как существуют буквально тысячи финансируемых государством социальных программ, две крупнейшие из них, как правило, — здравоохранение и образование. Эти два не попадают в категорию инфраструктуры. Хотя верно, что школы и больницы должны быть построены, частный сектор может сделать это с выгодой. Школы и медицинские учреждения были построены неправительственными организациями по всему миру, даже в странах, в которых уже есть обширные государственные программы в этой области. Поскольку можно дешево собирать средства у тех, кто пользуется объектом, и гарантировать, что те, кто его использует, не могут легко избежать оплаты этих услуг, они не попадают в категорию «инфраструктуры».
Могут ли эти программы обеспечить чистый экономический эффект? Хорошее здоровье улучшит вашу производительность. Здоровая рабочая сила — это производительная рабочая сила, поэтому расходы на здравоохранение — это благо для ��кономики. Тем не менее, нет причин, по которым частный сектор не может адекватно предоставлять медицинское обслуживание или почему люди не будут вкладывать средства в собственное здоровье. Трудно получить доход, когда вы слишком больны, чтобы идти на работу, поэтому люди будут готовы платить за медицинскую страховку, которая поможет им выздороветь, если они заболеют. Поскольку люди готовы покупать медицинское страхование, а частный сектор может его обеспечить, здесь нет провалов рынка.
Чтобы приобрести такую медицинскую страховку, вы должны быть в состоянии ее себе позволить. Мы могли бы попасть в ситуацию, когда обществу было бы лучше, если бы бедные получали надлежащее лечение, но они этого не делают, потому что не могут себе этого позволить. Тогда было бы полезно предоставлять медицинское страхование малоимущим. Но мы можем получить такую же выгоду, просто давая малоимущим деньги и позволяя им тратить их на все, что они хотят, включая здравоохранение. Однако может случиться так, что люди, даже когда у них будет достаточно денег, будут покупать неадекватное количество медицинской помощ��. Многие консерваторы утверждают, что это является основой многих социальных программ; государственные чиновники не верят, что граждане покупают достаточно «правильных» вещей, поэтому правительственные программы необходимы, чтобы люди получали то, что им нужно, но не покупали.
Существуют и другие государственные программы, которые приносят чистую выгоду экономике, когда полностью оплачиваются за счет налогов. Существуют определенные товары, которые общество считает желательными, но отдельные лица или корпорации не могут поставлять. Рассмотрим проблему дорог и автомагистралей. Наличие обширной системы дорог, по которой люди и товары могут свободно перемещаться, значительно способствует процветанию нации. Если частный гражданин хочет построить дорогу для получения прибыли, он столкнется с двумя основными трудностями:
- Стоимость коллекции. Если бы дорога была полезной, люди с радостью заплатили бы за нее. Для сбора платы за пользование дорогой необходимо будет установить плату за проезд на каждом выезде и въезде на дорогу; многие автомагистрали между штатами работают именно так. Однако для большинства местных дорог сумма денег, полученная в результате этих сборов, будет уменьшена из-за чрезмерных затрат на установку этих сборов. Из-за проблемы со сбором много полезных инфраструктур не будет построено, хотя в его существовании есть чистая выгода.
- Мониторинг, кто использует дорогу. Предположим, вы смогли настроить систему платы за проезд на всех входах и выходах. Люди по-прежнему могут входить или выходить из дороги в местах, отличных от официального выхода и въезда. Если люди могут уклониться от уплаты пошлины, они будут.
Правительства обеспечивают решение этой проблемы путем строительства дорог и возмещения расходов за счет налогов, таких как подоходный налог и налог на бензин.Другие объекты инфраструктуры, такие как канализация и водопровод, работают по тому же принципу. Идея деятельности правительства в этих областях не нова; по крайней мере, так далеко от Адама Смита. В своем шедевре 1776 года «Богатство народов» Смит написал :
«Третья и последняя обязанность суверенного или содружества состоит в том, чтобы создавать и поддерживать те общественные институты и те общественные работы, которые, хотя они могут быть в высшей степени выгодными для великого общества, однако имеют такой характер, что прибыль никогда не сможет возместить расходы какому-либо отдельному лицу или небольшому количеству лиц, и поэтому нельзя ожидать, что какое-либо отдельное или небольшое число лиц будет возводиться или обслуживаться ».
Более высокие налоги, которые приводят к улучшению инфраструктуры Можно привести к более высокому экономическому росту. Еще раз, это зависит от полезности создаваемой инфраструктуры. Шоссе с шестью переулками между двумя маленькими городами в северной части штата Нью-Йорк вряд ли будет стоить потраченных на него налоговых долларов. Улучшение безопасности водоснабжения в бедных районах может стоить на вес золота, если это приведет к снижению заболеваемости и страданий пользователей системы.
Снижение налогов не обязательно поможет или навредит экономике. Вы должен Подумайте, на что расходуются доходы от этих налогов, прежде чем вы сможете определить, какое влияние окажет сокращение на экономику. Из этого обсуждения, однако, мы видим следующие общие тенденции:
- Сокращение налогов и расточительные расходы помогут экономике из-за сдерживающего эффекта, вызванного налогообложением. Сокращение налогов и полезных программ может или не может принести пользу экономике.
- Определенная сумма государственных расходов требуется в армии, полиции и судебной системе. Страна, которая не тратит достаточное количество денег в этих областях, будет иметь депрессивную экономику. Слишком большие расходы в этих областях расточительны.
- Страна также нуждается в инфраструктуре, чтобы иметь высокий уровень экономической активности. Большая часть этой инфраструктуры не может быть адекватно предоставлена частным сектором, поэтому правительства должны тратить деньги в этой области, чтобы обеспечить экономический рост. Однако слишком большие расходы или расходы на неправильную инфраструктуру могут быть расточительными и замедлять экономический рост.
- Если люди естественно склонны тратить собственные деньги на образование и здравоохранение, то налогообложение, используемое для социальных программ, может замед��ить экономический рост. Социальные расходы, предназначенные для семей с низким доходом, намного лучше для экономики, чем универсальные программы.
- Если люди не склонны тратить свои средства на образование и здравоохранение, то эти товары могут принести пользу, поскольку общество в целом получает пользу от здоровой и образованной рабочей силы.
Правительство, прекращающее все социальные программы, не является решением этих проблем. У этих программ может быть много преимуществ, которые не измеряются экономическим ростом. Однако по мере расширения этих программ может произойти замедление экономического роста, поэтому об этом всегда следует помнить. Если программа имеет достаточно других преимуществ, общество в целом может пожелать иметь более низкий экономический рост в обмен на большее количество социальных программ.
Тема 1. Экономический рост и его проблемы
В 2019 году и начале 2020 года был принят ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности:
1. Принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», в том числе предусматривающий предоставление соответствующим инвесторам «базовой» налоговой стабилизации(по налогу на прибыль и имущественным налогам).
2. В части совершенствования стимулирующих льготпо налогу на прибыль организаций:
-
инвестиционный налоговый вычет распространен на участников КГН, а также применяется в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья;
-
предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на сумму расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность;
-
упрощены условия применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов;
-
усовершенствованы условия деятельности участников СПИК, в том числе в части порядка налогообложения.
3. В рамках третьего этапа «амнистии капитала» (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года) предоставлена возможность задекларировать имущество, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании с сохранением гарантий, которые предоставлялись на первом и втором этапах декларирования.
4. Совершенствование налогообложения зарубежных геологоразведочных проектовв целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.
5. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:
-
для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания СЭЗ и продлен период их применения до окончания срока существования СЭЗ;
-
для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентов свободного порта Владивосток снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания ТОСЭР;
-
для резидентов ОЭЗ в Калининградской области на определенный период установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 % (при соблюдении ими определенных условий).
Также в рамках национальных проектов в сфере экономики (международная кооперация и экспорт, МСП, производительность труда) были запущены масштабные программы повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов.
Кроме того, на создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:
-
расширение применения специального налогового режима для самозанятых – в виде уплаты налога на профессиональный доход(НПД) – с 1 июля 2020 года на все субъекты РФ (предоставлена возможность введения в действие налога законами субъектов РФ);
-
формирование единого информационного пространства администрирования доходов – в 2019 году подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС, предусматривающее создание внешнего и внутреннего сегментов прослеживаемости; в рамках задачи создания национального сегмента в 2019 – 2020 годах проводится эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров; разработана нормативно-правовая база национального сегмента, предусматривающая полноценный запуск системы с 2021 года;
-
повышение качества работа с дебиторской задолженностью.В 2019 году была разработана и реализована дорожная карта по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, включая мероприятия по расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога либо сбора), усовершенствования порядка уплаты (возврата) госпошлины, реализации каждым ведомством собственных дорожных карт по сокращению дебиторской задолженности;
-
создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей – введен институт «авансовой» уплаты налогов для физических лиц («единый налоговый платеж физического лица»), сокращено количество предоставляемой отчетности по имущественным налогам организаций.
Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.
Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.
Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.
Среди ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:
-
повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;
-
повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;
-
снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «офшорного» капитала).
По мнению разработчиков Основных направлений, задача диверсификации российской экономики и повышения экономической активности населения тесно связана с целью увеличения числа занятых в сфере МСП.
В части налоговых мер поддержки субъектов МСП предусматриваются:
-
снижение страховых взносов для МСП в рамках структурных изменений налоговой системы;
-
расширение области применения патентной системы налогообложения (ПСНО) на виды предпринимательской деятельности, где сейчас применяется режим в виде уплаты ЕНВД, что должно обеспечить, по мнению Минфина, комфортный переход индивидуальных предпринимателей с уплаты ЕНВД на ПСНО;
-
продление до 2024 года права регионов вводить налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСНО, ПСНО) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (для деятельности в производственной, социальной, научной сферах, в сфере бытовых услуг населению);
-
исключение обязанности представления налоговой декларациидля налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения в виде доходов и использующих ККТ.
II. От единообразных к дифференцированным ставкам налогов
Отмечая инициативу Минфина в возможном снижении ставки НДС с 2009 года на три процента, все-таки сложно понять какую стимулирующую «нагрузку» возлагает Минфин на НДС. Может быть, это демонстрация опережающего налогового послабления в русле задуманных, но не формализованных в программы, реформ? Вряд ли кто-либо вникал в смысл фразы «благоприятные налоговые условия для финансирования…», которые использует Минфин в законопроектах. Конечно, благоприятные условия несут широкую гамму смысловой нагрузки как для человека, так и для бизнеса. Но может ли «…платеж, взимаемый … в форме отчуждения…» (статья 8 НК РФ) быть благоприятным?
Снижение или повышение налоговых ставок может иметь только прагматический смысл: для государства — доход и стимул, для бизнеса — расчет выгоды.
Развивая далее тему налогового стимулирования и изучая значение НДС, как косвенного налога, и налога на прибыль в экономическом хозяйствовании нашего государства, хотелось бы высказаться не о том, что данные налоги являются одними из основных источников дохода бюджетной системы государства, и в этом, в основном, видится их традиционное предназначение. Есть необходимость обозначить большую значимость этим налогам в качестве экономического инструмента, чем он определен в Налоговом кодексе РФ.
Возможность снижения ставки налога как стимулирующего условия развития каких-либо экономических процессов, в том числе и развития производства, практически никто не удосуживается доказывать. Принимается некая аксиоматическая данность, что снижение НДС стимулирует товаропроизводителя либо дает некие финансовые преференции развитию желаемой деятельности, например, инновационной. Во-первых, особо не замечено, чтобы снижение НДС приводило к снижению цен. Во-вторых, действительно надо разобраться, какова стимулирующая природа НДС; где в цене дополнительный финансово-экономический источник, образующийся при общем снижение ставки или его льготном применении в какой-нибудь деятельности?
Когда утверждают, что снижение ставки НДС стимулирует производство, то действующая в государстве налоговая идеология в своем практическом применении делает это утверждение в корне неверным. Размер ставки НДС, в принципе, не имеет того существенного практического значения, которое ему придают (в рамках действующего НК) в качестве стимула развития.
Конечно, при неизменности цены товара при снижении ставки увеличивается объем прибыли в цене товара. Происходит скрытый (невидимый на прилавке) рост цен. Если в этот период «отсечь» НДС от цен всех продаваемых товаров, то рост будет наглядно виден. Но, при этом, сумма прироста прибыли частично уменьшается на сумму прироста издержек: закупаемые сырье, комплектующие изделия и т.п., в свою очередь, тоже выросли в цене по той же причине, из-за снижения ставки НДС. Простой расчет, на примере строительной деятельности с использованием статистических данных по материальным затратам отрасли свидетельствует, что снижение ставки НДС на 3% может дать прирост чистой прибыли около 1%. Это доказывает, что в целом экономический эффект от трехпроцентного снижения ставки НДС минимальный, даже не произойдет снижения инфляции. Он может только сдержать инфляцию на некоторое время, так как при неизменности цен при одновременном снижении ставки НДС уже автоматически происходит рост цен товаропроизводителей (без учета НДС).
На самом деле, если цена моего (условного) товара реализуется (имеет сбыт) со ставкой НДС, например, 40%, 20% или 15%, то какая мне разница, какая сегодня действует ставка НДС. Если цена товара, без учета НДС, обеспечивает мне необходимую прибыль и покрывает издержки на его (товара) изготовление и имеет высокий спрос, то, опять-таки, пусть хоть 90% будет ставка НДС. Просто к цене добавлю 90%. И все товаропроизводители добавят 90% к ценам. Произойдет общее повышение цен. Пример, конечно, гипотетический. Но очевидно, что ставка НДС, в таком ее (единообразном) применении никакого отношения к экономике предприятия не имеет.
Читатель может сказать, что если уменьшить цену товара за счет снижения издержек (себестоимости) или снижения прибыли товаропроизводителя, то при действующей ставке НДС цена на рынке тоже уменьшится. Тогда другой производитель товара с такими же потребительскими свойствами, но не снизивший издержки, окажется в проигрыше, так как у него цена выше. И совершенно правильно скажет читатель. Потому что товары одинакового свойства конкурируют между собой издержками производства и нормой прибыли на издержки, которая, в свою очередь, зависит от цены товара доминирующего на рынке производителя или сбытовика.
Но если, скажете вы, товары одинакового свойства, например, копченая колбаса, производятся одним предприятием (условно) в Подмосковье, а другим предприятием в Нижневартовске, то у них совершенно различная стоимость издержек ввиду различных условий производства. Действительно, в Нижневартовске издержки производства выше: природно-климатические условия северной территории предполагают дополнительные коммунальные и энергетические затраты; районный коэффициент к оплате труда предполагает дополнительный ФОТ и дополнительные социальные платежи, привозное сырье дороже, чем в Подмосковье. Ремонты и капитальные затраты также обходятся дороже. Соответственно, должны возникнуть трудности со сбытом из-за высокой цены ввиду высоких издержек и низкой рентабельностью, сниженной для поддержания конкурентной цены на потребительском рынке. К этому добавьте дополнительные транспортные расходы для реализации в крупных городах, так как спрос местного (нижневартовского) рынка не может поглотить (условно) объем произведенной колбасной продукции. Издержки производства настолько «на пределе», что у предприятия нет возможности осуществлять конкурентное (гибкое) ценообразование на рынке для поддержания сбыта. Вряд ли на прилавках в подмосковных магазинах находится колбаса, произведенная в Нижневартовске.
Производство колбасы в Подмосковье имеет более низкие издержки производства, которые могут позволить производителю или сбытовой компании завоевать рынок Нижневартовска более низкой ценой и, наверное, еще дополнительно получить ценовую премию. В таком случае производство в Нижневартовске вынуждено будет разориться, так как его продукция по цене не конкурентная, либо должна дотироваться из бюджета. Модернизация технологии производства колбасы, в принципе, не даст того конкурентного эффекта: капитальные вложения более дорогие на севере и при их освоении скажутся на дополнительном объеме начисляемой амортизации (рост издержек).
Краткий анализ данных конкурентных условий свидетельствует о неоднозначности понимания и использования конкуренции. Есть ли необходимость производства колбасы в Нижневартовске, если ее можно завести хоть откуда и предложений достаточно для обеспечения местного спроса? Во-вторых, при наличии уже действующего производства, каково значение конкуренции, если она ведет к неэффективности местного производства или меньшей эффективности по издержкам и прибыли, порождает безработных, бездеятельность и приводит работоспособных граждан к дискомфортной жизни? Очевидно, что смысл такого рыночного хозяйствования (при одном уровне налогообложении), как стимулирующего механизма, не достигает равнозначного эффекта на всей территории государства по независящим от способа хозяйствования причинам.
Возможно, этот пример обнаруживает противоречие между развитием конкуренции — рыночным инструментом хозяйствования, и необходимостью рационального размещения местного и регионального значения производств, которые заранее не имеют конкурентных ценовых показателей, но являются основой трудозанятости населения.
Это противоречие проявляется в неоднозначном влиянии рыночных механизмов на развитие экономики территорий. Скорее это воздействие, не только стимулирующее всякое законное хозяйствование, но и сдерживающее развитие местного производства продукции (не услуг).
Экономический рост и развитие
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ
Как экономический рост влияет на развитие общества и человека ? Чем экономический рост отличается от экономического развития ? Почем у экономика развивается циклами ?
- ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
- Экономический рост— это одна из основных целей любого государства и важнейший критерий прогресса экономики и общества.
- Экономический рост — это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.
- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
во-первых, надо иметь в виду только реальный ВВП, потому что номинальный ВВП может расти, но инфляция, а значит, и цены могут расти еще быстрее, и в результате, как вы уже знаете, реальный ВВП может даже уменьшаться; | во-вторых, подсчитывать ВВП нужно не только в абсолютных значениях, но и на душу населения, так как население может вырасти и тогда на каждого жителя даже при росте абсолютных размеров ВВП будет приходиться меньше; | в-третьих, только долгосрочное увеличение ВВП можно считать экономическим ростом. Например, в России в 90-х гг. XX в. в процессе перехода к рыночным отношениям реальный ВВП уменьшался (около 7,5% в год), но в 1997 г. он возрос, а в 1998 г. снова уменьшился. Такой всплеск нельзя назвать экономическим ростом. Можно считать, что экономический рост в России начался в 1999 г. и продолжается до настоящего времени, хотя и неравномерными темпами: например, в 1999 г. прирост ВВП составил 5,4%, в 2000 г. — 9%, в 2001 г. — 5,1%, в 2002 г. — всего 4,3%, в 2003 г. — 7%. |
Факторный анализ прибыли от продаж: практический пример
Что необходимо для того, чтобы успешно внедрить бюджетирование на предприятии, в случае, если эта задача не ставилась ранее? Прежде всего — решение руководителя, основанное на желании обеспечить устойчивость функционирования компании и стремлении к ее развитию.
Итак, решение принято. Что нужно предпринять для того, чтобы система бюджетирования была успешно внедрена и в дальнейшем стала одним из важнейших условий выхода предприятия из кризиса? В первую очередь — определить, в чьи обязанности будет входить организация системы бюджетирования на предприятии, кто будет составлять бюджеты, анализировать их, какие сотрудники предприятия и в какие сроки должны будут предоставлять информацию, необходимую для их формирования.
Безусловно, в интернет-ресурсах и в периодической литературе можно найти массу информации о теории и практике организации бюджетирования на предприятиях. Однако значительная часть этих рекомендаций предназначена для крупных и стабильных компаний, достаточно успешно осуществляющих деятельность в своем сегменте рынка.
Так, например, в целях постановки бюджетирования на предприятии рекомендуется формировать бюджетный комитет, в который будут входить представители различных подразделений и руководство предприятия, их функции — разработка регламента, установление финансовой ответственности и адаптация системы бюджетирования на предприятии. Кроме того, обычно в обязанность бюджетному комитету вменяется контроль актуальности и достоверности сформированных бюджетов.
Безусловно, на благополучных предприятиях, где штат, как правило, полностью укомплектован квалифицированными высокооплачиваемыми специалистами, которые могут решать любые задачи, поставленные перед предприятием, сотрудники отделов и производственных подразделений имеют возможность отвлекаться от своих прямых обязанностей на решение проблем, связанных с бюджетированием.
Но в организации бюджетирования в большей степени нуждаются как раз менее стабильные предприятия и компании, стоящие на грани банкротства. Однако тяжелое финансовое положение этих предприятий приводит к необходимости сокращения штата, а также к высокой текучести кадров из-за низких зарплат и их постоянных задержек. Поэтому руководители и сотрудники отделов, служб и цехов в большинстве случаев занимаются только своими прямыми должностными обязанностями. Как правило, на это уходит все их рабочее, а зачастую и часть нерабочего времени.
Кроме того, постановка бюджетирования и контроль своевременности и правильности формирования бюджетов требует не только больших затрат времени, но и экономической грамотности и финансовой компетентности.
В связи с этим чаще всего ответственность за внедрение и реализацию бюджетирования на предприятиях ложится на финансового директора и экономический отдел, а иногда даже на экономиста в единственном числе. Но при этом сразу встает вопрос: если экономический отдел и будет формировать бюджеты, то сможет ли он в полной мере контролировать их достоверность? Безусловно, все зависит от уровня квалификации экономистов отдела, а также от наличия времени для проверок бюджетов у финансового директора.
Но если организация бюджетирования на предприятии необходима, стоит подстраховаться и создать отдельное контролирующее подразделение.
На многих предприятиях в этих целях организуется Служба внутреннего контроля (СВК). Обычно она контролирует не только правильность предоставляемых руководству бюджетов и другой управленческой отчетности, но и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности на предмет соответствия нормативно-правовым актам РФ, а также вскрывает факты хищений или случаи нерационального расхода ресурсов и другие нарушения производственной дисциплины.
Важно!
СВК должна подчиняться финансовому директору и руководителю предприятия, иметь широкие полномочия и доступ ко всем программным продуктам, используемым на предприятии, а также к документам первичного учета. В штате Службы должны быть квалифицированные специалисты с высшим образованием: экономист, бухгалтер, а также технолог по профилю предприятия.
Безусловно, увеличение штата влечет за собой дополнительные расходы, но, как правило, при эффективной системе мотивации они себя оправдывают.
Основные функции планово-экономического отдела — планирование и анализ производственно-хозяйственной деятельности, расчет себестоимости продукции и ценообразование, а также учет и анализ фактического выпуска продукции.
Поговорим о том, с чего начинать работу по организации бюджетирования экономическому отделу, если на него возложена задача наладить на предприятии бюджетирование.
Чтобы система бюджетирования заработала, необходимо проделать определенную работу: разъяснить сотрудникам, что такое бюджетирование, обосновать необходимость его внедрения. На предприятии необходимо создать единый, доступный для понимания каждого сотрудника документ, в котором кратко описать весь процесс бюджетирования. Такой документ обычно называется Положением о системе бюджетирования. Это обязательный для исполнения внутренний документ, который утверждается приказом руководителя предприятия.
В Положении о бюджетировании должны быть установлены не только ответственные и сроки предоставления информации для формирования бюджетов, но возложена персональная финансовая ответственность на руководителей подразделени�� как за правильность переданных данных, так и за достигнутые подразделением финансово-экономические результаты. При этом не следует перегружать документ общими фразами, длительным перечислением прав и обязанностей руководителей и сотрудников предприятия, а также малоизвестными терминами. Нужно понимать, что от того, насколько понятно, емко, но лаконично будет составлен документ, зависит то, настолько успешно будет внедрено и реализовано бюджетирование.
Антикризисная программа и методы формирования бюджетов на предприятии
Конечные цели организации бюджетирования на предприятии — увеличение прибыли и повышение стабильности деятельности предприятия.
Чтобы повысить прибыльность компании, необходимо увеличивать доходы и снижать затраты. Однако несмотря на знание этой аксиомы экономики, многие предприятия работают в убыток и в конечном итоге закрываются. Что же нужно делать в случае, если предприятие убыточно или прибыль его постоянно снижается? Как мы уже писали, необходимо установить и устранить факторы, негативно влияющие на прибыль, и найти эффективные способы увеличить ее. Способ увеличения прибыли и должен стать основой разработки антикризисных мер и метода формирования бюджета предприятия.
При этом отметим, что бесполезно искать значительные резервы экономии затрат там, где их нет, и регулярно планировать рост объемов реализации в условиях невозможности их увеличить — это отдаляет разработку по-настоящему эффективной антикризисной программы, имеющей чаще всего единственно верное направление — удар по кризису растопыренными пальцами.
Рассмотрим основные причины низкой прибыли предприятия и определим их признаки, в результате анализа которых определим направления антикризисной программы и метод формирования плановых бюджетов доходов и расходов.
Причина 1. Слишком высокий уровень затрат предприятия: завышенные нормы расхода сырья, материалов, расценки оплаты труда рабочих, расточительный расход энергоресурсов, неоправданно высокие общецеховые, общезаводские и коммерческие расходы в условиях сложности или невозможности увеличения объемов реализации и (или) объемов производства (не позволяют производственные мощности).
Здесь можно выделить три признака:
1) прямые затраты или полная себестоимость продукции равна или больше рыночной цены без НДС;
2) неблагоприятные условия внешней среды, препятствующие увеличению объемов продаж, снижение объемов реализации в динамике (в том числе у конкурентов);
3) у предприятий-конкурентов достаточная прибыль, норма рентабельности в пределах среднеотраслевой.
Причина 2. Неправильное ценообразование.
Если цены высокие, снижаются объемы продаж и прибыль. Кроме того, реализация продукции по заниженным ценам может не покрывать расходы предприятия.
Как узнать, что на предприятии проблемы с ценообразованием? Промониторить рыночные цены и проанализировать их. Если обнаружатся значительные отклонения цен предприятия от цен конкурентов — выяснить, в чем причина.
Причина 3. Низкие объемы реализации продукции вследствие слабой работы отдела продаж и неэффективной системы мотивации менеджеров, неработающая реклама.
Определяется по трем признакам:
1) у предприятий-конкурентов достаточная выручка и прибыль от реализации;
2) благоприятная внешняя среда для увеличения объемов;
3) цены предприятия соответствуют рыночным.
Причина 4. Низкие объемы производства и реализации продукции вследствие негативного влияния внешней среды предприятия. При этом цены на продукцию предприятия соответствуют рыночным, а резервов для снижению расходов практически нет.
В этом случае подавляющее большинство предприятий-конкурентов находится в тяжелом финансовом положении.
Причина 5. Высокий уровень затрат, низкий уровень реализации.
При этом:
1) нет ограничений для увеличения реализации, внешняя среда благоприятствует увеличению объемов;
2) прямые затраты или полная себестоимость продукции равна или больше рыночной цены;
3) финансовое состояние предприятий-конкурентов благополучное.
Порядок анализа внешней среды предприятия для определения причин низкой прибыли:
1. Отбор факторов внешней среды, влияющих на предприятие.
2. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения факторов внешней среды.
3. Изучение влияния и прогноз изменений в Налоговый кодекс РФ.
4. Изучение влияния и прогноз изменений других нормативно-правовых актов РФ.
5. Анализ социально-экономической ситуации в стране и ее влияние на спрос и ��отребление продукции предприятия.
Рассмотрим методы формирования бюджетов, поговорим о том, как выбрать оптимальный в зависимости от причины кризисного положения предприятия и результатов разработанной антикризисной программы.
Метод 1. Планирование объемов производства и реализации с учетом сохранения достигнутого уровня, но с условием сокращения расходов по результатам разработанной антикризисной программы.
Этот метод обычно применяется в случае, если невозможно увеличить объемы производства и клиентскую базу предприятия, в условиях стабильно низкого спроса на продукцию.
Снижение расходной части бюджета в этом случае подразумевает обязательную предварительную разработку мероприятий по оптимизации всех расходов предприятия и расчет экономического эффекта от ее внедрения. Оптимизация расходов включает в себя доработку и оправданное снижение норм расхода сырья и энергоресурсов на единицу производимой продукции, сокращение доли прямой оплаты труда в себестоимости, обусловленное повышением производительности, экономию общецеховых и общезаводских расходов.
Если предприятия находится в тяжелом финансовом положении, чтобы выйти из кризиса, могут потребоваться и радикальные меры, такие как сокращение штата, продажа и (или) сдача в аренду площадей, реализация неиспользуемой части материалов и основных средств и т. д. Кроме того, необходим жесткий контроль расходов на всех уровнях и соответствующая система мотивации. За перерасход ресурсов виновные должны нести материальное наказание.
Обратите внимание!
Метод целесообразно применять только в том случае, если есть резервы для снижения расходов предприятия.
Пример формирования бюджета по методу 1 представлен в табл. 1.
1.1. Понятия «экономический рост» и «качество экономического роста» 1.2. Типы экономического роста 1.3. Факторы экономического роста. Кривая производственных возможностей Выводы Вопросы для самопроверки Литература |
Версия для печати |
Экономический рост можно определить как стабильное увеличение производительных сил экономики. Это отражается в увеличении реального дохода в экономике (ВНП, ВВП или НД), а также в росте реального выпуска в расчете на душу населения.
Как налоги на прибыль влияют на экономический рост — 2021
ВВП это валовый внутренний продукт. Иначе говоря, ВВП представляет собой показатель стоимости выпущенных услуг и товаров каким-либо государством. То есть это абсолютно вся продукция, которая произведена в стране и выражена в денежном эквиваленте. Обычно данный показатель выражается в долларах США, так как он является стабильной валютой. По-английски название термина Gross Domestic Product с соответствующей аббревиатурой GDP.
Показатели, с помощью которых измеряют экономический рост – это ВНП и ВВП. Традиционно считается, что ими характеризуется уровень жизни и динамика благосостояния общества. Однако увеличение какого-либо показателя еще не значит, что произошел экономический рост: может быть так, что в результате распределения ВНП богатые станут еще богаче, а бедные – беднее. Так что без дополнительных исследований показатели ВНП и ВВП довольно условны.
Величина реального национального продукта зависит от численности населения. К примеру, ВНП Индии на 70% больше, чем в Швейцарии. Но по доле, которая приходится на душу населения, Индия в 60 раз отстает от Швейцарии. Средний уровень жизни повысится только тогда, когда объем производства будет превышать прирост населения, инфляция станет низкой и распределение благ между разными слоями общества более-менее равномерным.
Экономический рост возможно измерять годовыми темпами. Сделать это просто: из величины реального ВНП текущего года нужно вычесть значение предыдущего. Разницу следует соотнести с величиной ВНП за прошлый год и результат выразить в процентах. Выстраивая такие показатели, можно выявить тенденцию экономического развития — однако исследования других факторов, влияющих на уровень жизни, проводятся реже.
ВВП страны принято измерять в ее денежной единице. Но этот метод не подойдет, если надо сравнивать валовый продукт двух и более государств, где используются разные валюты. В этом случае ВВП каждой страны переводят в доллары США и потом сравнивают их.
Перевод в доллары производится двумя способами:
-
С использованием обменных курсов, действующих на валютном рынке.
-
С использованием обменных курсов на основе ППС – паритета покупательной способности. То есть валюту одного государства надо перевести в валюту другого, чтобы купить одинаковое количество товара в каждой стране.
Если цена единицы товара в России 30 рублей, а в США — 2 доллара, то курс доллара к рублю должен составлять 15 рублей за доллар. Если курс составляет 25 рублей за доллар, то покупая товар в России (за 30 рублей), продавая в США (за 2 доллара) и обменивая 2 доллара на 50 рублей по текущему курсу, на каждой такой сделке можно получать доход, составляющий 20 рублей на единицу товара. Соответственно, цены на товар в США будут снижаться, цена на товар в России — расти, а курс доллара к рублю — снижаться. В итоге будет достигнуто равновесие на новом уровне цен и курса (к примеру, товар стоит 1,7 долларов в США, 34 рубля в России, курс доллара — 20 рублей за доллар).
Экономический рост — увеличение валового национального продукта (ВНП) за определенный период времени.
ВНП (выпуск материальных благ и услуг в стране) может быть увеличен даже в краткосрочном периоде, если удастся задействовать простаивающие ресурсы. В экономике следует различать потенциальный и реальный выпуск, или ВНП.
Потенциальный ВНП предполагает использование всех наличных ресурсов, а реальный — использование части наличных ресурсов. В этом смысле реальный, или действительный, выпуск всегда ниже потенциального, или ниже кривой производственных возможностей, например, в точке А (см. главу 2 Ресурсы и потребности — основа любой экономики). Таким образом, феномен экономического роста заключается в том, что со временем увеличивается уровень ВНП, соответствующий состоянию полной занятости.
Экономический рост может быть измерен тремя способами:
- увеличением реального ВНП за определенный период времени, например, за год;
- увеличением реального ВНП на душу населения;
- годовыми темпами роста ВНП в процентах.
Например, если реальный ВНП составлял 200 млрд руб. в прошлом году и 210 млрд руб. в текущем году, то можно рассчитать темпы его роста, вычитая из величины реального ВНП текущего года величину ВНП прошлого года и соотнося разность с величиной реального ВНП за прошлый год. В данном примере темп роста составит (210 млрд — 200 млрд) / 200 млрд руб. х 100% = 5%.
Темпы роста никогда не бывают устойчивыми. Неизбежны их колебания вокруг общего повышательного тренда. Понимая это, фирмы обычно изменяют уровень своих запасов. Однако это не решает проблем инвестиций, которые могут сильно упасть, если заметные колебания темпов роста сделают будущие перспективы слишком неопределенными.
Каково значение увеличения темпов экономического роста?
Значение увеличения темпов экономического роста велико.
Экономический рост — ключевой фактор повышения уровня благосостояния. Именно он позволяет увеличивать потребление благ, сокращать рабочую неделю и т. д. И хотя год от года подобные улучшения происходят почти незаметно, небольшие различия в темпах ежегодного прироста приводят к заметной разнице в скорости роста. Экономисты утверждают, что когда экономика растет на 2,5% в год, то реальный ВНП будет удваиваться каждые 28 лет; если же темпы роста повысятся до 3% в год, то удвоение ВНП будет происходить раз в 24 года.
Действительно ли столь существенна разница между пятью и тремя процентами экономического рост��? Да, существенна, и весьма! Для индустриально развитых стран с их реальным ВНП разница между темпами роста в 3 и 5% выражается огромной суммой. Для населения очень бедной страны даже полупроцентное снижение в темпах экономического роста может означать голодную смерть.
Экономический рост сам по себе обычно рассматривается как цель общественного развития.
Экономический рост важнее, чем стабильность. Почему?
Ответ очевиден: увеличение общественного продукта в расчете на душу населения означает повышение уровня жизни. Экономический рост:
- влечет за собой возрастание материального изобилия и отвечает принципам минимизации издержек и максимизации прибыли;
- облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов;
- позволяет обществу более полно реализовать поставленные экономические цели и осуществлять новые широкомасштабные программы;
- способствует решению социально-экономических проблем как внутри страны, так и на международном уровне.
Кроме того, экономический рост облегчает правительству решение ряда задач экономической политики. Возрастают доходы от налогообложения по текущим ставкам, так что государство может развивать свои услуги (то же здравоохранение), не повышая налоги. Немаловажно и то, что перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения становится возможным при одновременном повышении благосостояния тех, чьи доходы выше.
Рост налоговой нагрузки на бизнес и население в 2019-2020 гг.
Вопрос 1. Что понимается под экономическим ростом страны и как он измеряется?
Экономический рост — это количественная сторона развития экономической системы, характеризующаяся расширением её (системы) масштабов. Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. При этом особо выделяют равновесный сбалансированный рост, т. е. такой рост экономики, при котором темпы развития отраслей или секторов экономики внутренне согласованы.
Наиболее распространённая мера экономического роста — темпы изменения валового национального продукта (ВНП) или валового внутреннего продукта (ВВП) в расчёте на душу населения (с учётом изменения цен). Увеличение ВНП за счёт более высоких цен текущего периода, т. е. изменение номинального (в ценовом выражении) ВНП, не может рассматриваться как экономический рост.
Экономический рост принято измерять как в абсолютных величинах, так и в относительных (в виде процента или коэффициента к величине предшествующего периода).
Абсолютный прирост показывает, насколько уровень текущего периода выше или ниже базисного. Он может иметь положительный или отрицательный знак. Например, если в данном году реальный ВНП составил 120 млн р., а в предыдущем 100, то абсолютный прирост как разность последующего и предыдущего уровней ряда динамики составит 20 млн р.
Темпом роста называется отношение последующего уровня к предыдущему или какому-либо другому, принятому за базу сравнения. Темп роста всегда имеет положительный знак.
При темпах роста, меньших 100%, или единицы, получаются отрицательные темпы прироста. Для нашего примера темп роста равен 120%, или 1,2 раза, а темп прироста равен 20%, или 0,2 раза.
Вопрос 2. Назовите факторы экстенсивного и интенсивного роста.
Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. При экстенсивном рост достигается за счёт количественного увеличения ресурса. Рост конечного продукта общества сопровождается таким же и даже большим ростом затрачиваемых ресурсов.
Экстенсивный путь:
Увеличение числа занятых работников
Увеличение объёма инвестиций (вложений) при использовании неизменных техники и технологий
Увеличение объёма потребления сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов
Интенсивный путь:
Использование новейших технологий и принципиально новой техники
Повышение уровня образования и квалификации работников
Повышение эффективности использования рабочей силы, капитала, всех экономических ресурсов
Улучшение организации труда и производства
Устранение потерь ресурсов (рабочего времени и др.)
К экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.
При интенсивном типе рост достигается за счёт развития и освоения современных достижений науки и техники, увеличения производительности труда, отдачи основных фондов, улучшения использования сырья и материалов (обычно при сочетании всех этих факторов). Интенсивные факторы роста становятся преобладающими.
В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы роста в чистом виде не существуют. Имеет место их переплетение и взаимодействие. Например, может происходить одновременно и прирост количества рабочей силы, и повышение её качества или расширение поля производства и совершенствование технической базы производственного процесса. В зависимости от того, какой способ преобладает, говорят о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном типе экономического роста.
Вопрос 3. Чем экономический рост отличается от экономического развития?
Понятие «экономический рост» близко к понятию «экономическое развитие», но не тождественно ему. Рост есть составляющая экономического развития, которое понимается как процесс, включающий периоды роста и спада, количественных и качественных изменений в экономике. Рост — это положительная динамика экономики. Спад — отрицательная динамика как экономики в целом, так и отдельных её фаз, сфер, секторов, факторов и элементов.
Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и повышение качества жизни населения.
Вопрос 4. Какова система показателей экономического развития страны?
Известны различные модели экономического развития. Но при всём многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.
Разнообразие исторических и географических условий существования и развития различных стран, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются прежде всего следующие:
Общий объём реального ВВП;
ВВП/ВНП на душу населения;
Отраслевая структура экономики;
Производство основных видов продукции на душу населения;
Уровень и качество жизни населения;
Показатели экономической эффективности.
Ответ разместил: HelpPls25Сам по себе экономический рост увеличивает доходы от налогообложения и сокращает необходимость в расходах на социальные нужды, таких, как пособия по безраб��тице.СпасибоОтвет разместил: Гость
ответ:
2.1: (-0.7)= -1.47
-1.25: 2.5= -0.5
14.7: (-7)= -2.1
-2.5*(-0.4)= 1
-13/8: 3/8= — 13/8*8/3= — 13/3
-4/7: (-1.2/7)= 4/7: 9/7 = 4/7*7/9 = 4/9
3.9*(-2/3)= -39/10*2/3 = — 13/5
-2.8*(-1.1/7)= 28/10*8/7 = 16/5 = 3.1/5
1.2/5*0.125= 1.4*0.125= 0.175
4/7*(-4.2)= — 4/7*42/10 = — 12/5 = — 2.2/5
пошаговое объяснение:
Сила 50H сообщает телу ускорение 0.1 м/с ^2. Какая сила сообщает телу ускорение 0.01м/с^2? …
Физика 21.12.2020 12:21
10. Fill in with the correct form of the adverbs, comparative or superlative.1) I speak English (fluent) now than last year.2) She greeted me (polite) of all.3) She smiled (happy)…
Английский язык 21.12.2020 12:21
2.Хто з історичних діячів брав активну участь у воснних подіях 1652-1653 р.: Т. Хмельницький, Iслам-Герей I, П. Сагайдачний, М. Калиновський, В. Лупу, I. Сулима, Ян II Казимир….
История 21.12.2020 12:21
решить алгебру…
Алгебра 21.12.2020 12:21
1. Факторы почвообразования в условиях таежно-лесной зоны. Ведущие типы почв этой зоны. 2. Вертикальная зональность почв. Горные почвы. 3. Факторы почвообразования в лесостепной з…
- Было 90 яблок взяли с собой 85 яблок и 6 осталось…27.02.2019 08:10
- Мастер выполняет за 4 часа, а ученик за 6 часов з…01.03.2019 16:40
- Надо! спишите предложения, расставляя пропущенные…01.03.2019 21:20
- 2.составьте уравнения реакций разложения: а) окси…02.03.2019 07:00
- Вкоробке лежали лампочки, 4 из них разбились. разб…02.03.2019 12:00
- За 4 год роботи 3 однакових трактори витратили 240…02.03.2019 13:20
- Какие продукты реакции образуются при хлорировании…02.03.2019 14:00
- 1.поле не меряно. овцы не считаны. пастух рогат. 2…03.03.2019 00:00
- Для 4 класса. как будут располагаться природные зо…03.03.2019 03:30
- Решить 5 класс: запишите десятичные дроби в виде…04.03.2019 04:20
Под экономическим ростом страны подразумевают количественную сторону развития государственной экономики, что приводит к расширению её границ. Примером экономического роста может быть рост объёмов товарной продукции, рост доли рынка, рост доходов предприятия. Но каким образом возможно измерить эти данные, чтобы определить, происходит ли рост экономики или нет?
Как налоги на прибыль влияют на экономический рост — 2021
Для того, чтобы ускорить темпы экономического роста страны нужна низкая инфляция. Важность вопроса низкой инфляции подтверждает то, что Банк России направляет почти все свои ресурсы для снижения инфляционного значения. Благодаря его усилиям за три года Россия смогла снизить уровень инфляции с двузначного показателя до четырёх процентов.
Низкие инфляционные показатели являются гарантией возвратности вложений. Люди могут спланировать свои долгосрочные инвестиции и сбережения. Они не пытаются как можно скорее потратить деньги, чтобы их не «съела» инфляция. Это приводит к эффективному финансовому планированию, увеличению инвестиционных потоков в различные сферы жизни, в том числе и науку. В результате это способствует экономическому росту страны.