Как стать бортпроводником: стюард рассказывает о нюансах своей профессии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как стать бортпроводником: стюард рассказывает о нюансах своей профессии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видим, профессия стюардессы имеет достаточное количество как плюсов, так и минусов. Быть стюардессой нелегко, эта работа требует терпения, стрессоустойчивости, холодного ума. На этой работе нужно быстро соображать и уметь вовремя успокаиваться, если вдруг внештатная ситуация, ведь часто в руках стюардесс находятся эмоциональное состояние пассажиров и их комфорт.
Нужно всегда себя держать в форме как в эмоционально-психическом плане, как и в физическом.
Если вы выбрали профессию стюардессы, то спроси себя честно, готовы ли вы всем сердцем и душой принять все минусы данной работы. Желательно перед тем, как пойти на курсы стюардессы, которые кстати длятся около полугода и они не бесплатные, пообщаться с людьми, которые уже освоились в сфере авиации. Пообщайтесь со стюардессами, расспросите как они находят время для родных и близких, как держатся при внештатных ситуациях, как приводят нервы в порядок. И если вы готовы ко всем трудностям, с которыми приходится сталкиваться стюардессам, то смело выбирайте эту профессию. Знайте, что без любви к самолетам, небу быть хорошей стюардессой невозможно.
Чтобы освоить азы профессии бортпроводника, достаточно успешно пройти специальные профильные курсы. Продолжительность обучения составляет порядка трех месяцев.
Программа состоит из следующих дисциплин:
- аварийно-спасательная база;
- уроки плавания (после прохождения сдается испытание);
- основы внешности;
- курс психологии и с изучением норм поведения в нестандартных ситуациях;
- оказание первой медицинской помощи;
- авиационный английский;
- основы сервиса.
На этапе обучения стюардессы осваивают теорию и учатся применять полученные знания на практике в интерактивной форме. Курсы стюардесс включают также основы макияжа. Интересно, что любой курс включает изучение строения авиалайнера.
Наряду с каждой авиакомпанией работает школа обучения персонала. В рамках обучения есть как платные, так и бесплатные программы. последние предусматривают дальнейшее трудоустройство на контрактных основаниях.
По окончанию обучения будущие члены экипажа сдают аттестацию, успешное прохождение которое открывает перед ними новые горизонты. Для допуска к работе необходимо провести в воздухе 30 часов практики.
Пройти обучение могут все желающие, соответствующие перечисленным требованиям, но набор на курсы проводится на конкурсных основаниях. Избранные кандидаты имеют возможность обучаться бесплатно, а оплата за обучение компенсируется из оклада. Остальные участники оплачивают обучение в индивидуальном порядке.
Стоимость курсов стартует от 45 тысяч рублей. Большинство ВУЗов гражданской авиации предлагают подготовительные курсы бортпроводников.
При поступлении на обучение необходимо предоставить пакет документов:
- паспорт, индивидуальный страховой номер СНИЛС;
- трудовая книга (если имеется);
- диплом о среднем образовании;
- справка о несудимости;
- медицинские заключения из наркологии и психоневрологии;
- военный билет (если есть);
- заключение врачебно-летной комиссии.
Требования профессии, касающиеся физических параметров
Сегодня бортпроводницу можно назвать «лицом» компании. Поэтому к здоровью и внешнему виду претенденток на должность предъявляются высокие требования.
Базовые параметры, которым должен соответствовать человек, желающий выучиться на эту профессию:
✎ Привлекательная внешность — должны отсутствовать явные физические дефекты
✎ Приятный голос
✎ Отличное здоровье — его состояние должно быть подтверждено заключением специалистов
✎ Возраст — от 19 до 30 лет
✎ Хорошее зрение — допускается отклонение не более 30%
✎ Рост и размер одежды — для женщин соответственно 160-175 см и 42-46, для мужчин — 170-185 см, 46-52
Соответствуя этим требованиям, а также получив среднее образование, можно претендовать на должность «бортпроводница». Следует знать, что некоторые компании могут предъявлять дополнительные требования к соискателю вакансии, помимо вышеперечисленных.
Особенности трудоустройства бортпроводником в отечественных компаниях
В России, чтобы обустроится стюардом или бортпроводницей в компанию авиаперевозок, нужно пройти специальную подготовку. Обучиться всем нюансам профессии можно за 3 месяца. Записаться на курсы можно в определенный момент, 2-3 раза в год. Стоимость обучения невысокая (до 40 тыс. руб.), если взять во внимание, что зарплата потом будет хорошей. Преимущество выбора платного обучения в том, что после завершения курсов можно выбрать авиакомпанию для трудоустройства. Можно руководствоваться направленностью полетов, или тем, где большая зарплата. Напротив, можно получить обучение за свет государства – большое количество молодых стюардесс готовит Московский государственный технический университет гражданской авиации. Там есть отделение, называемое «Школой проводников». Кроме этого, получить бесплатное образование в данной отрасли можно и на курсах, финансируемых крупными авиакомпаниями России, но там, обычно, большой конкурс. Но плюс в том, что стюардесс после завершения курсов обучения сразу нанимают на авиалинии этой компании.
Как вести себя на собеседовании
Собеседование является прекрасной возможность зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Одеваясь, обязательно следует отдать предпочтение деловому стилю одежды. Прическу сделать простую и практичную, маникюр – классический. Во время прохождения собеседования не нужно забывать улыбаться – это сыграет большую роль.
Часто на собеседованиях искусственно создаются стрессовые ситуации, из которых необходимо будет достойно выйти. Здесь ни в коем случае нельзя нервничать, поддаваться на провокации и тому подобное. Благодаря специальным тестам испытуемая девушка проверяется на скорость мышления, реакцию, адекватность, умение вести себя в обществе.
Эксперты рекомендуют предварительно изучить историю той или иной компании-перевозчика, а именно, по каким маршрутам она работает, какие использует самолеты и тому подобное. Это непременно окажет положительное действие на собеседников.
Никуда не деться от вопросов типа «Почему вы желаете работать именно в нашей компании?», «Что повлияло на ваше желание стать стюардессой». Лучше заранее подготовиться и придумать логические хорошие ответы.
Если после собеседования последовал отказ, расстраиваться не стоит, так как зачастую на одно место у толкового перевозчика приходится порядка 12 человек.
Как стать бортпроводником, если нет опыта
Если у вас нет опыта работы, устроиться тоже возможно. Cначала надо изучить авиакомпании, выбрать подходящие и отправить резюме. В течении 2 недель должен прийти ответ с приглашением на собеседование. Явиться на него лучше в строгом костюме и с собранными волосами, вести себя надо непринужденно и раскованно: оценивают внешний вид, умение собраться в экстренной ситуации, грамотную речь.
Следующий этап — тестирование по английскому языку. В разных авиакомпаниях оно проходит в разной форме. Если первые пункты позади, честь вам и хвала!
Дальше не самое трудное, но очень нудное: ВЛЭК — врачебно-летная экспертная комиссия. По сути, нужно бегать по врачам, собирать печати и справки. Полный список необходимого вам предоставят. Если нет явных проблем со здоровьем, то врачи не придираются.
Теперь остается учеба — сложный кропотливый процесс, по результатам которого будет экзамен. Если вы его успешно сдадите, вам дадут свидетельство бортпроводника и разрешение на стажерские полеты.
По сути, вы уже будете бортпроводником, просто неопытным, и все ваши действия будут контролироваться более опытными коллегами.
Минусы профессии стюардессы
В работе стюардесс множество плюсов, которые уравновешиваются не менее значимыми минусами. Каждая девушка перед тем как устроится на эту должность, должны знать об этих подводных камнях.
В первую очередь работа бортпроводницей негативно сказывается на здоровье молодой девушки. Чаще всего у стюардесс рано возникают варикоз, проблемы с позвоночником и болезни, связанные с нервной системой. Постоянная невозмутимая улыбка, которую обязана сохранять стюардесса даже в стрессовой ситуации, сказывается на ее эмоциональном состоянии, а капризные подвыпившие пассажиры могут трепать нервы юной девушке. Таким образом, многие бортпроводницы уходят на заслуженный отдых уже в 30 лет, не в состоянии больше постоянно пребывать в состоянии стресса.
Важным пунктом является и то, что бортпроводницам подчас крайне сложно выносить ребенка. Замершая беременность и выкидыши на ранних сроках не редкость для стюардесс. Поэтому, девушке придется отказаться от перелетов еще во время планировании беременности, чтобы благополучно выносить ребенка.
Во-первых, стоит отметить, что спрос на данную профессию есть и будет — авиакомпаний становится только больше с каждым годом, и профессиональных кадров всегда не хватает.
А каковы перспективы?
- Сначала вы работаете на внутренних, коротких рейсах.
- Со временем, по мере получения опыта, командировки становятся все более длинными и интересными. Появляется возможность полетов на дальние рейсы с заслуженным отдыхом по месту прибытия.
- Получение квалиф/звания зависит от кол-ва летных часов. Например, после 2000часов в небе вы становитесь стюардессой 2-го класса с соответствующей прибавочкой к зарплате. А после 6000 летных часов — стюардессой 1-го класса.
- Куда потом? Вакансии, которые будут открыты для опытной бортпроводницы 1-го класса с высшим образованием — это инспектор, который проверяет работу экипажей, или бортпроводник-инструктор, который со временем может войти даже в руководящий состав компании.
Недостатки профессии бортпроводника
Казалось бы, о такой профессии можно только мечтать. Но почему же тогда во всех авиакомпаниях наблюдается такая большая текучесть кадров? Все дело в недостатках и издержках профессии бортпроводника, которых, кстати, немало. В частности, среди основных недостатков этой профессии можно выделить:
- неблагоприятные для здоровья условия труда – профессиональной болезнью бортпроводников является варикозное расширение вен. Также стюарды постоянно подвергаются облучению, а у девушек повышается риск развития бесплодия;
- ненормированный график работы – это и ночные перелеты, и работа в праздничные дни, и неожиданные вызовы на работу;
- проблемы в личной жизни – специалисты подсчитали, что в среднем бортпроводник проводит дома порядка 7 дней в месяц (о какой уж тут личной жизни вообще можно говорить);
- практически никаких перспектив для карьерного роста – максимум, на что могут рассчитывать бортпроводники, это повышение квалификации с третьего до первого класса.
В наши дни стюарды и стюардессы (также их называют бортпроводниками) – специалисты рядового состава на воздушных и водных судах, выполняющие функции обслуживающего персонала, но в первую очередь ответственные за безопасность пассажиров, оказание медпомощи. В целом те же обязанности, что и 80 лет назад, правда, в значительной степени подкорректированные: топливо стюардессы уже не таскают, выгрузкой багажа не занимаются и самолет в ангар не заталкивают. Сегодня экономическое и технологическое развитие авиапассажирских перевозок позволяет избавить стюардесс от тяжелого физического труда. Проще говоря, они стали просто миловидными, услужливыми официантками-медсестрами, хорошо владеющими несколькими языками. Ну и конечно же, стюардессы обязаны скрупулезно контролировать безопасность пассажиров: застегнуты ли ремни, в порядке ли кислородные маски, крепления кресел, спасательные жилеты и так далее. Как и в любой профессии, в этой есть свои плюсы и минусы.
Положительные стороны:
- Возможность, что называется, увидеть мир. Стюардессы посещают множество стран и городов, не просто бесплатно, а еще и деньги на этом зарабатывают.
- Хорошая заработная плата, полный соцпакет, соцгарантии, льготы, путевки на отдых, до 70 дней отпуска в году в зависимости от налета часов.
- Выход на пенсию в 45 лет.
- Интересная, насыщенная событиями, динамичная жизнь.
Отрицательные стороны:
- Часто экипажу не позволяют покидать территорию аэропорта между рейсами.
- Физические нагрузки: почти все рабочее время стюардесса проводит на ногах.
- Постоянные смены климата и часовых поясов, а это серьезная нагрузка на психику.
- Недосыпание.
- Постоянные перегрузки, из-за которых развиваются хронические заболевания: варикоз, хроническая усталость, заболевания позвоночника.
Стюардессы проходят строгий конкурсный отбор. К внешности предъявляются требования модельного агентства:
- рост от 165 до 175 см,
- привлекательная внешность,
- возраст от 18 до 30 лет,
- размер одежды — 42-46,
- отсутствие шрамов, родимых пятен и татуировок.
Помимо этого, стюардесса должна обладать четкой дикцией, мягким тембром, хорошим зрением, быстротой реакции.
Необходимые качества характера:
- коммуникабельность;
- сдержанность;
- терпение;
- дипломатичность;
- ответственность;
- внимательность;
- стрессоустойчивость.
Что сдавать на стюардессу
Профессия бортпроводник подразумевает соответствующее обучение. Для этого не обязательно поступать в высшее учебное заведение по своему профилю. Достаточным условием будет прохождение собеседования в авиакомпании. После этого соискателя отправляют на медицинскую комиссию, после прохождения которой необходимо будет пройти специальные летные курсы, включающие в себе теорию и практику.
Эта специальность требует наличия многих знаний и навыков: оказание медицинской помощи, принятие внеплановых родов, умение вести переговоры с террористами.
Это подразумевает приобретение знаний в различных областях. Соответственно, первой необходимости предметы – медицина и психология. Претенденты на эту должность должны иметь такую особенность, как быстрая обучаемость.
Длительность курсов составляет 4 месяца, после чего необходимо сдать все экзамены. Только после этого соискатели могут быть допущены к работе в качестве бортпроводников-стажеров.
Рабочий график бортпроводника
Жизнь бортпроводников подчиняется плану полетов, который постоянно изменяется по множеству причин: перенос рейса из-за погодных условий и пр. Поэтому составить четкий график работы стюарда достаточно сложно.
Они сменяют друг друга посменно. Выходными у них считаются те дни, в которые они не находятся в воздухе. Это могут быть любые дни, в т. ч. дни, которые выпадают между рейсами. Они могут выпадать как на будни, так и на субботу или воскресенье. Такой график считается ненормированным.
Стюардессу могут вызвать в рейс в любое время (как днем, так и ночью), поэтому планировать какие-либо наземные мероприятия сложно. Они должны все время оставаться на связи со своим руководством.
Несмотря на эти существенные недостатки, их отпуск составляет 72 дня, т. е. 2 месяца в году они могут посвятить полноценному отдыху.
Непредсказуемость рабочего графика стюардесс дает им одновременно свободу и зависимость от планов полета. А отдых между рейсами трудно назвать полноценным, т. к. это время в основном посвящено сну.
Таким образом, полное распоряжение своим свободным временем у них есть только во время отпуска.
Заказывать себе выходной день следует заблаговременно. Но это не гарантирует то, что в этот день не произойдет форс-мажор и бортпроводника не вызовут на работу.
Самая романтичная профессия
Нет ничего романтичнее полета в небесах. Возможно, по этой причине специальность бортпроводника всегда так притягивала молодежь. К тому же в сознании большинства из нас сложился устойчивый образ стюардессы – молодой, красивой, стройной, невозмутимой и всегда улыбающейся девушки. Российские мужчины вообще считают представительниц данной профессии самыми красивыми женщинами, даже более привлекательными, чем спортсменки и субтильные фотомодели.
С исторической точки зрения, профессия бортпроводника зародилась относительно недавно. Изначально аналогичными функциями занимался второй пилот самолёта, что ставило под угрозу безопасность пассажиров. Чтобы избежать рисков и непредвиденных ситуаций, в 1928 г. в Германии была введена практика наличия третьего члена экипажа — стюарда. Финальный штрих известного сегодня образа бортпроводника был сделан в США в 1930 г., когда с целью рекламы пассажирских авиаперевозок были привлечены молодые и привлекательные девушки. Более того, данная идея была довольно практична с технической точки зрения, так как небольшой вес стюардесс снижал опасность технических неполадок, столь частых в то время.
Первой авиастюардессой считают Эллен Черч из Сан-Франциско‚ приступившую к работе 15 мая 1930 года.
Первый этап. На первом этапе вы снова заполняете анкету, где должны будете ответить на ряд общих вопросов и ряд вопросов о себе.
Второй этап. Второй этап – это своего рода психологический опросник. Вам предложат разрешить несколько конфликтных ситуаций. При этом вы должны будете описать ваше поведение, реакцию, голос. Делается это для того, чтобы оценить ваше психо-эмоциональное состояние в ситуации конфликта.
Третий этап. На третьем этапе идет проверка знаний иностранного языка. Вы должны будете пройти тестирование в письменной форме, а затем и в устной – рассказать о себе, развернуто ответить на несколько вопросов.
Четвертый этап. Один из самых обязательных этапов – это врачебно-летная экспертная комиссия. Вам необходимо будет пройти ВЛЭК для подтверждения вашего отменного физического состояния здоровья.
История появления профессии
Путешествие на самолете поначалу пугало людей, но его основная выгода – экономия времени – быстро сделала этот вид транспорта популярным. Владельцам авиакомпаний почти сразу же стало понятно, что в экипаж нужно включить дополнительных работников, занятых обслуживанием пассажира. До появления бортпроводников разносить обеды и оказывать пассажирам первую помощью приходилось второму пилоту. В течение всего полета он постоянно курсировал из кабины в салон и обратно. Это было неудобно и небезопасно. Поэтому уже в 1928 в Германии в состав экипажа включили стюардов.
Первые бортпроводники были молодыми мужчинами спортивного телосложения. Но вскоре пассажирские авиаперевозки стали сопровождать девушки. Молодые привлекательные сотрудницы привлекали дополнительные поток пассажиров, и к тому же не создавали перегруза: стюардесса должна была весить не более 52 кг. При жестких требованиях к внешности бортпроводницы должны были отвечать стандартам физической подготовки. Помимо работы в салоне, им приходилось выполнять много дополнительных задач: помогать грузить багаж, заправлять самолет, убирать салон и помогать заводить его в ангар.
На эту должность принимали только девушек с дипломом медсестры, умеющих оказывать первую помощь и владеющих приемами самообороны. Бортпроводница должна была уметь справиться с любой нестандартной ситуацией, возникшей на борту.