Расчет налога на роскошь и список автомобилей (2021-2022 год)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет налога на роскошь и список автомобилей (2021-2022 год)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Идея брать с относительно богатых людей дополнительные налоги не нова и реализуется в разных странах мира. Так, во Франции в 2012-ом ввели налог на сверхприбыли, а еще ранее – на имущество стоимостью от 1,3 млн. евро.
В США до 2005 года действовал специальный налог на товары класса «люкс», а, например, в Таиланде «роскошью» называют пользование Интернетом, поэтому заставляют пользователей ежемесячно уплачивать в казну государства порядка 30 долларов.

Что это и откуда он вообще взялся?

В современной истории России дополнительная «плата за роскошь» была введена впервые, но она приобрела форму не отдельного налога, а повышенной налоговой ставки на владение «роскошным» легковым автомобилем.
В 2013 году, когда члены российского Правительства определяли критерии отнесения машин к дорогим категориям, были
выбраны следующие пороговые значения стоимости техники:

  • от 3 до 5 млн. рублей;
  • от 5 до 10 млн. рублей;
  • от 10 до 15 млн. рублей;
  • свыше 15 млн. рублей.

Если автомобиль попадал в одну из этих четырех групп, рассчитываемый в его отношении транспортный налог автоматически увеличивался на специальный коэффициент.

При этом законодатели решили учитывать возраст машины, что привело к установлению следующих коэффициентов:

  • х1,5 – стоимость 3-5 млн. руб., возраст до 1 года;
  • х1,3 – стоимость 3-5 млн. руб., возраст 1-2 года;
  • х1,1 – стоимость 3-5 млн. руб., возраст 2-3 года;
  • х2,0 – стоимость 5-10 млн. руб., возраст до 5 лет;
  • х3,0 – стоимость 10-15 млн. руб., возраст до 10 лет;
  • х3,0 – стоимость от 15 млн. руб., возраст до 20 лет.

Таким образом, имея в собственности, например, 4-летнюю машину, приобретенную за 9 миллионов, придется платить удвоенный транспортный налог и т.д.

О роскошной недвижимости подробнее: условия и ставки

С 2015 года сотни тысяч квартир стали условно роскошными. А все потому, что вместо инвентаризационной стоимости жилья в формуле расчета налога стали использовать кадастровую. Переход оказался болезненным: ведь стоимость квартиры или дома в этом случае возрастает очень и очень существенно — иногда в несколько раз.

Справедливости ради: кадастровая цена ниже рыночной (в среднем). Это некий компромисс между желанием покупателя приобрести дом или квартиру подешевле и стремлением превратить покупку в капитал, продав подороже.

Строго говоря, роскошная недвижимость — это объекты, кадастровая стоимость которых равна или превышает 300 млн рублей. То есть действительно дорогая. Но и квартирам, таунхаусам и коттеджам тоже досталось — воспринимается повышение налога на вполне рядовые объекты как тот самый налог на роскошь.

Так, правительство обусловило введение налога на роскошные автомобили двумя основными целями, которые отражены в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Цели введения налога на роскошь

Цель введения Описание
Обеспечение региональных бюджетов Т.к. транспортный налог является сбором местного уровня, надбавка на роскошь также станет поступать в региональные бюджеты, что позволит в конечном итоге обеспечить их достаточным количеством дополнительных финансовых ресурсов для направления их впоследствии на благоустройство населенных пунктов, входящих в конкретный субъект страны.
Решение проблемы импортозамещения Поскольку российский автопром не располагает моделями, доступными для общей продажи, стоимость которых превышала бы упомянутые три миллиона рублей, нет риска, что приобретая их, вы станете платить дополнительный налоговый сбор. Таким образом, государство стимулирует жителей нашей страны к приобретению отечественных моделей автомобилей, позволяя оставить на родине средства, которые ранее уходили к зарубежным поставщикам.
Читайте также:  Развод с маленькими детьми до 1 года

Размер повышающих коэффициентов к транспортному налогу на дорогостоящие легковые автомобили

Налоговый Кодекс РФ предусматривает следующие коэффициенты:

— 1,1 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;

— 1,3 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;

— 1,5 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;

— 2 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн. до 10 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

— 3 — для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, и легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом собственник транспортного средства уплачивает транспортный налог только за те месяцы, когда он фактически владеет автомобилем (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия автомобиля с регистрации принимаются за полные месяцы.

Почему повысили налоговый порог

Как считают многие эксперты, изменения в Налоговый кодекс обусловлены санкциями и резким скачком цен на автомобили. Правительство называет эту меру способом повысить устойчивость экономики, поддержать бизнес и граждан в ситуации санкционного давления.

Хотя чиновники утверждают, что имеющегося списка вполне достаточно для расчета дополнительного налога, некоторые участники отечественного авторынка думают иначе. Уже прозвучали заявления о том, что существующий список нужно будет корректировать, если рубль будет дешеветь.

Антон Шапарин (глава Российского автомобильного союза) считает, что решение по изменению порога налогообложения в сторону увеличения давно назрело. При этом данное решение не связано с последним скачком цен на автомобили в России; по-хорошему, его следовало принять еще 2 года назад. Решение правильное, однако цифры придется регулярно пересматривать. Рубль нестабилен, поэтому и стоимость автомобилей постоянно меняется. Эксперт считает, что имеет смысл зафиксировать в списке определенные модели автомобилей, а не цены или варианты комплектации.

Есть и специалисты, которые уверены, что в актуальной ситуации (санкции, нестабильность валюты) налог на роскошь вообще нецелесообразен. По мнению Петра Шкуматова (руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»), сегодня неясно, как будет взиматься этот налог, поскольку он касается моделей, марок и возраста определенных машин. Утвержденный перечень сложно редактировать. Непонятно, на какие цены ориентироваться — ведь они постоянно меняются. Как считает Шкуматов, нормально считать налог нельзя, значит, нужно его отменить.

Рассчитать точный размер обязательного взыскания за дорогостоящую машину можно по единой формуле: ставка за 1 л.с. * суммарное количество лошадиных сил двигателя* на установленный повышенный коэффициент.Для лучшего восприятия, давайте рассмотрим подсчет стоимости налога на примере кроссовера Фольксваген Туарег 2018 г.в., зарегистрированного в Московской области.

Читайте также:  Пособие при рождении ребенка в 2023 году

Рыночная цена данного ТС составляет порядка 3,5 млн. рублей, из чего следует коэффициент 1,5 (автомобилю меньше года). Количество его лошадиных сил достигает 250, а значит ставка за каждую отдельную л.с., согласно федеральному учету, будет равна 7,5 рублям. Умножив 7,5 на 250 и на 1,5 мы получаем сумму в 2 812 рублей за квартал. Причем такая формула применяется и для машин, взятых в кредит. Поэтому полученную стоимость пошлины можно смело прибавлять к ежемесячному взносу за авто.

Сколько налог на роскошь (автомобили) и в какие сроки его нужно заплатить в том или ином городе? Однозначный ответ, актуальный для всех регионов страны, дать не получится. Связано это с тем, что в каждом городе действуют свои ставки.

Тем не менее, налог на ТС необходимо во всех регионах РФ уплачивать до определенной даты. В 2019 году крайний срок перечисления денег за машину в собственности — это первое декабря. Он актуален для всех физических лиц.

Организации тоже сталкиваются с налогами на авто. Только им приходится оплачивать их до пятого февраля. Никаких авансовых платежей производить нет никакой необходимости.

Важно то, что налоги уплачиваются за предыдущий год. То есть, в 2017 году будут платить за 2016, в 2018 — за 2017, и так далее.

Объекты налогообложения и коэффициенты

Попадают под налог на роскошь абсолютно все легковые ТС стоимостью выше 3 млн руб. При этом повышенный сбор взимается как с физических, так и с юридических лиц. Автомобиль будет облагаться различным налогом в зависимости от его ценовой категории и срока использования после выпуска:

Стоимость (руб.) Прошло лет с момента выпуска Коэффициенты налога
3-5 млн. 2-3 года 1,1
3-5 млн. 1-2 года 1,3
3-5 млн. менее 1 года 1,5
5-10 млн. не более 5 лет 2
10-15 млн. не более 10 лет 3
свыше 15 млн. не более 20 лет 3

Налоговая ставка — коэффициенты и её изменения

По сведениям «Российской газеты» (правительственное издание) размер налога на роскошь определяется не в зависимости от начальной цены транспортного средства, а от розничной стоимости на протяжении налогового периода. Средняя цифра выводится Минпромторгом 1 июля и 1 декабря. Информация будет браться как от официальных производителей и поставщиков, так и из автомобильных каталогов. Налог на роскошь в данном случае рассчитывается по формуле: ставка транспортного налога умножить на повышающий коэффициент.

Повышающий коэффициент зависит как от цены ТС, так и от её возраста. Очевидно, за новый автомобиль придётся платить больше, чем за поддержанный или использующийся на протяжении нескольких лет.

Для автомобилей в ценовой категории от 3 до 5 млн рублей действуют следующие коэффициенты:

  • до года — 1,5;
  • от года до двух лет — 1,3;
  • от двух до трёх лет — 1,1;
  • старше трёх лет — 1,0.

Для машин стоимостью от 5 до 10 млн рублей показатель составляет 2,0 в возрасте ТС до 5 лет. А для иномарок в сегменте от 10 до 15 млн рублей и дороже коэффициент установлен в размере 3,0 в возрасте ТС до 10 лет.

Если стоимость машины дороже 15 млн рублей, то коэффициент 3,0 рассчитывается уже до 20 лет от возраста ТС.

При подсчете средней цены на автомобиль, которая указывается в документации Минпромторга, используются рекомендованные экспертами розничные цены на базовые варианты модели. Также важное значение имеют марка и год появления на рынке. В случае, если машина попала в перечень облагаемых налогом, то здесь применяется коэффициент с увеличением, составляющий 1,1-3.

Читайте также:  Нужно ли вам сопровождение сделки с недвижимостью

На законодательном уровне транспортный налог с коэффициентом 1,5 платят все владельцы автомобилей, приравненных к категории роскошных. В данном случае подразумеваются модификации с ценой от 3 до 5 млн.

Если возраст авто не превышает 1 или 2 лет, за коэффициент берут показатель 1,3. Для моделей автомашин, возраст которых варьируется от 2 до 3 лет, коэффициент для расчета налога составляет 1,1.

Что такое налог на роскошь и зачем он нужен

Вплоть до 2014 года транспортный налог (ТН) зависел только от двух показателей – места, где проходила регистрация автомобиля, а также характеристик его мотора (мощности, измеряемой в лошадиных силах). После корректировки для расчета этой величины стал использоваться еще один показатель – стоимость автомобиля.

А поскольку под эту статью подпадали ТС, стоимость которых стартовала от 3 миллионов рублей, то неудивительно, что в народе этот вид налогообложения граждан прозвали налогом на роскошь.

Что касается обоснований для введения повышенного коэффициента для владельцев дорогих авто, то он обусловлен не только желанием пополнить государственную казну за счет состоятельных граждан, но и большим объемом двигателей, устанавливаемых на таких авто.

А как известно, чем более внушительным является этот показатель, тем большим становится объем вредных выбросов в атмосферу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Естественно, это всего лишь официальная версия, имеющая очень мало общего с реальной картиной, поскольку старые автомобили коптят небо еще сильнее.

Другое дело, что такое решение позволяет действительно неплохо пополнять казну, поскольку в стране немало автомобилей, стоимость которых переваливает за 3 миллиона, да и негласная поддержка отечественного автопрома также имеет место.

Налог на роскошь на автомобили 2019-2020 года

Считается, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Но сегодня это понятие касается только тех легковых машин, средняя цена которых находится в пределах 3 млн. рублей. Дорогостоящие модели должны стать для владельца дороже в плане налоговой нагрузки.

В законодательстве отсутствует понятие роскоши.

Однако в Налоговом кодексе установлены повышающие коэффициенты при исчислении имущественного и транспортного сбора для владельцев дорогостоящих объектов недвижимости и легкового транспорта.

Уже с начала 2014 года в отношении дорогих автомобилей применяются множители, повышающие транспортный налог. Какие автомобили попали в список в 2019 году, которым необходимо дополнительно уплачивать налог на роскошь?

Налоговым кодексом определяются стоимостные рамки имущества, превышение которых переводит его в разряд роскоши. Это:

Недвижимые объекты (здания, сооружения, помещения жилые и нежилые, гаражи, машино-места), стоимость которых по оценке кадастра превышает 300 млн. рублей. С 1 января 2015 года увеличена ставка налога на имущество до 2 % от кадастровой стоимости (глава 32 НК);

Легковые автомобили, чья цена более 3 млн. рублей. При вычислении размера налога на транспорт с 1 января 2019 года применяются новые коэффициенты, которые увеличивают размер сбора (Статья 362 Глава 28 НК). При этом на ставку сбора влияют следующие критерии автомобиля:

  • его стоимость;
  • год выпуска.

Плательщиками транспортного налога на роскошь являются не только физические, но и юридические лица.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *