Режим труда и отдыха водителей в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Режим труда и отдыха водителей в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Иногда наши заказчики проявляют эрудицию, самостоятельно рассчитывают скорость перевозки грузов из Европы и выдают прогноз когда машина должна прийти на разгрузку.
Информация которую мы рассмотрим, не обладает никакой практической ценностью, однако тем, кто хочет немного порезвиться в расчетах скорости доставки грузов, она должна понравиться.

Что включает в себя рабочее время водителей

Помимо времени управления автомобилем, рабочее время водителя включает в себя:

  • время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
  • время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
  • время специальных перерывов для отдыха;
  • время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
  • время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
  • время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
  • время простоев не по вине водителя.

Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса

В завершение предлагаю Вам рассмотреть пример. Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:

Действия водителя Пн Вт Чт Пт Сб Вс
Предрейсовый медицинский осмотр 7:30 6:00 17:00 14:00 14:00
Управление автобусом 7:45 6:15 17:15 14:15 14:15
Специальный перерыв для отдыха 17:00
Управление автобусом 17:15
Перерыв 11:45
Обед 13:45 10:00 21:00 19:00 17:00
Управление автобусом 14:45 11:00 22:00 20:00 18:00
Специальный перерыв для отдыха 17:00 14:30 22:00
Управление автобусом 17:15 15:15 22:15
Специальный перерыв для отдыха 19:30 00:00
Управление автобусом 20:00 00:30
Послерейсовый осмотр 20:45 16:45 01:45 01:45 20:45
Междусменный отдых 21:00 02:00 02:00 21:00
Еженедельный отдых 17:00
Рабочее время, ч 10,5 10 8 11 6

Сравним сходства и различия российских и европейских норм труда водителей ТС

Стоит заметить, что водительский график труда и отдыха в трудовом Кодексе РФ лишь по некоторым пунктам разнится с правилами ЕСТР.

Сходства

В обоих случаях ежедневная продолжительность управления ТС весом от 3.5 тонн составляет не более 9 часов в сутки с интервалом на 45 минутный отдых.

Общее время вождения в обоих случаях одинаково:
— 56 часов в неделю,
— 90 часов за две недели.

Различия

Интервалы между остановками на 45 минутный отдых должны совершаться через каждые:
— 4,5 часа непрерывной работы — для международных рейсов согласно ЕСТР,
— 4 часа движения — для междугородних поездок в пределах страны по российскому Трудовому Кодексу. При этом длительность отдыха после четырехчасового вождения в начале пути может быть сокращена до 15 минут, но при условии, что далее регулярно будут соблюдаться пятнадцатиминутные перерывы через каждые 2 часа непрерывной езды.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха
— 45 часов — по ЕСТР,
— 42 часа — по российским нормам.

Вывод

Стоит обратить внимание на то, что отечественное трудовое законодательство строже отнеслось к нормо-часам. Значит, если отправиться в междугороднюю командировку по России, нужно быть готовым к тому, что транспортная трудовая инспекция может привлечь командированное лицо к ответственности, если из распечатки средства контроля движения ТС обнаружится, что первая остановка на отдых состоялась позднее чем через 4 часа непрерывного движения. В случае отклонений от норм нужно будет заранее запастись вескими аргументами.

По всем остальным пунктам, в том числе и в требованиях к перевозчику, европейское соглашение совпадает с российским законодательством. Так, например, в нашей стране, как и во всех остальных странах Евросоюза, организация — перевозчик несет ответственность за оснащение ТС тахографом и за формирование графика движения ТС по заданному маршруту.

Читайте также:  Должностная инструкция санитарки по профстандарту

Приказ регламентирует, что минимальное время для приема пищи, перерыва не может быть меньше получаса и больше 120 минут.

Каждодневный отдых, включающий периоды на перерывы в течение смены, дня представляют собой: двойную продолжительность времени отработанного периода, который предшествует отдыху. То есть при суммированном учете рабочего времени водителя ежедневное время не за рулем должно составить не меньше 11 часов. Законодатель разрешает его сократить до 9 ч, но не чаще 3 раз за период между сменами.

Допустимо разделение ежедневного отдыха на 2 или больше частей:

  • Первая — до 3 ч;
  • Вторая — максиму 9 ч.

Тахограф — прибор, контролирующий исполнение норм рабочего времени и досуга одного или экипажа водителей с фиксацией временных параметров местонахождения, скорости движения. Устанавливается в кабине автотранспортного средства.

Тахограф с блоком СКЗИ — контролирующее устройство, выполненное в соответствии с требованиями стандартов РФ. Предназначен для транспортных организаций и ИП, эксплуатирующих ТС в пределах страны.

Тахограф ЕСТР с блоком ISO — считывающее устройство, выполненное по стандартам Европейских производителей, применяемое в Западных странах для внутренних и международных грузо-пассажирских рейсов. Для Российских перевозчиков выезд за рубеж без соответствующего оборудования невозможен.

ЕСТР — Единое Соглашение Европейских стран о правилах контроля и соблюдения Трудового Режима при осуществлении международных грузовых или пассажирских перевозок.

РТО — (юридическая формулировка ТК РФ) Режим труда и отдыха водителей.

Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России

Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.

Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.

У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:

  • закупить тахограф;
  • заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
  • зарегистрировать прибор;
  • заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
  • назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.

Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.

Нормативная база: какие документы регламентируют продолжительность работы

Основной документ, который определяет длительность работ по вождению, другой деятельности или отдыха для водителей грузовиков или автобусов — приказ №15 Министерства Транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. Именно в этом документе содержатся основные положения, которые реализуются для борьбы с переработками.

Следующий документ — приказ № 170 МинТранса РФ от 3 мая 2018 г, который вносит изменения в документ, упомянутый выше. Эти изменения касаются в первую очередь категорий водителей, на которые распространяется действие ограничений. Кроме того, в приказе уточняется общая длительность вождения за неделю и две недели.

Также нужно упомянуть Постановление Правительства №1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД, также касающиеся максимальной продолжительности управления грузовиком либо автобусом. Основная задача изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом, который используется на международных рейсах). При этом Постановление затрагивает только физических лиц, управляющих ТС с весом более 3,5т., в то время как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться нормами приказа № 15 от 2004 года.

Как составляется график?

Графики работы водителя составляются по разным схемам. Основной параметр — выбранный способ учета рабочего времени, который может быть как ежедневным, так и суммированным:

  • Ежедневная форма учета практикуется в том случае, если график труда близок к стандартному — в неделю сотрудник транспортного предприятия отрабатывает установленные законом 40 часов. В этом случае при пятидневке фиксируется рабочий день, рассчитанный на 8 часов, при шестидневке — 7 часов. В указанные 4 или 8 часов входит все рабочее время, а не только то, которое проведено сотрудником предприятия за рулем автомобиля.
  • Более сложная для учета схема — суммированная. Расчет выполняется не на день, а на месяц – это обусловлено особенностями рабочего процесса. В ряде ситуаций учетный период может составлять до шести месяцев.
Читайте также:  Судебная практика о дате увольнения в срочном трудовом договоре

Максимальная продолжительность рабочего дня водителя при суммированной фиксации составляет 9 часов (дважды в неделю на час больше). На длительных рейсах, а также для водителей автобусов максимальное время возрастает до 12 часов. Также 12-чаосвой рабочий день допускается для водителей коммунальных или медицинских служб, инкассаторских машин и т.д.

При соблюдении всех этих требований водитель должен управлять машиной не более 56 часов в течение недели, и не более 90 часов — в течение двух недель.

Перерыв между сменами

Между сменами и рейсами в обязательном порядке устанавливается 8-12 часовой перерыв, в который водитель должен бездействовать и не заниматься непосредственной трудовой деятельности. Такой режим устанавливается в отношении всех категорий служащих на грузовых автомобилях. Информация о режиме сна и бездействии также передается посредством тахографа в головное управление компании.

Обратите внимание! Обязанность предоставления такого перерыва также устанавливается отраслевым законодательством и подлежит обязательному исполнению как со стороны сотрудника, так и его непосредственного руководителя.

Расчет рабочего времени и отдыха работников, занятых осуществлением грузоперевозок, обязательно согласуется с нормативами, принятыми в трудовом законодательстве.

Чтобы вести контроль и учет времени, проведенного за рулем, в машинах оборудуются специальные устройства – тахографы.

В случае нарушения норм, предусмотренных приказом Минтранса, работодателю грозит штраф в размере 1-3 тысяч рублей, вне зависимости от формы организации – частный предприниматель или юрлицо. Исключение – перевозки, организуемые частными лицами, с использованием личного грузового транспорта, где не действуют требования трудового законодательства. Однако, схожий график управления транспортным средством рекомендуется применять и в частных целях, как оптимальный вариант организации грузоперевозки с учетом активности и усталости водителя.

Крайне не рекомендуется нарушать установленные нормы, так как их несоблюдение может привести к печальным последствиям, возникновению аварийных ситуаций из-за усталости и невнимательности водителя.

Какие транспортные средства должны быть оснащены тахографом

Согласно приказу Минтранса Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36, следующие виды транспортных средств должны оснащаться тахографом:

  • участвующие в перевозке пассажиров и имеющие девять или более мест для сиденья, не считая водительского места, с максимальной массой, не превышающей 5 тонн;
  • участвующие в перевозке пассажиров и имеющие девять или более мест для сиденья, не считая водительского места, с максимальной массой, превышающей 5 тонн;
  • участвующие в транспортировке грузов с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн;
  • участвующие в перевозке грузов с максимальной массой более 12 тонн.

Однако не на все транспортные средства, попадающие под вышеуказанные пункты, обязательно устанавливать тахограф. Существуют и исключения, благодаря которым можно избежать проблем, вызванных отсутствием или неисправностью этого контрольного устройства:

  1. Транспортные средства, которые допущены к международным автомобильным перевозкам и имеющие карточку допуска к этим самым перевозкам. Стоит отметить, что не обязательно осуществлять перевозки. Достаточно будет самого факта наличия карточки доступа.
  2. Транспортные средства, относящиеся к пассажирским и грузовым троллейбусам.
  3. Транспортные средства, принадлежащие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
  4. Транспортные средства, зарегистрированные ВАИ и Федеральным дорожным агентством. Однако Федеральный закон должен предусматривать возможность военной службы в таких автомобилях.
  5. Транспортные средства, прошедшие регистрацию в органах по осуществлению государственного надзора за самоходными машинами и другими видами техники.
  6. Учебные транспортные средства, не участвующие в коммерческой деятельности.
  7. Транспортные средства, проходящие дорожные испытания. Такие испытания должны быть предусмотрены соответствующими государственными стандартами.
  8. Транспортные средства, которые были выпущены 30 или более лет назад. При этом они должны быть в оригинальном состоянии (оригинальный двигатель, кузов, рама и т. д.) и за них не должен быть выплачен утилизационный сбор. Ко всему прочему, автомобили, относящиеся к этой группе, не должны участвовать в коммерческой деятельности.
  9. Передвижные лаборатории и мастерские.
  10. Передвижные репортажные телевизионные студии.
  11. Грузовые автомобили, которые используются в сельскохозяйственной деятельности. Однако территория их использования не должна выходить за рамки муниципального района, где зарегистрировано транспортное средство, и районов с ним граничащих.
  12. Автомобили скорой медицинской помощи и медицинские комплексы на шасси транспортных средств.
  13. Автобетононасосы, автокраны, автобетоносмесители, автогудронаторы и автоэвакуаторы.
  14. Пожарные автомобили.
  15. Транспортные средства, использующиеся в коммунальном хозяйстве и обслуживании нефтяных и газовых скважин.
  16. Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами.
  17. Автолавки и автомобили-дома.
  18. Автобусы для ритуальных услуг.
  19. Специально оборудованные транспортные средства, использующиеся для перевоза молока, скота, птицы, рыбы, яиц и минеральных удобрений.
Читайте также:  Какие льготы положены кавалерам Ордена Мужества?

Разумеется, данные правила касаются только транспортных средств, которые выпускаются или находятся в обращении на территории Российской Федерации.

Время работы при суммированном учёте

Норма смены при суммированном учёте – не более 10 часов. Однако допускается её увеличение до 12 часов в следующих случаях (пункты №10-12 «Положения о режиме труда и отдыха водителей»):

  • междугородние перевозки (когда есть необходимость завершить полный маршрут и/или добраться до ближайшего места отдыха); если же маршрут невозможно завершить за 12 часов, то работодатель обязан назначить на рейс сменщика (второго водителя);
  • для регулярных пригородных/городских маршрутов (согласованно с представителем сотрудников);
  • а также для водителей, занятых в перевозках для здравоохранительных и других муниципальных учреждений (аварийных служб, коммунальных организаций, служб телеграфной, телефонной, почтовой связи), а также в технологических перевозках (внутризаводских, внутрикарьерных и внутриобъектных), без выезда на дороги общего пользования, и для водителей легковых авто (органов государственной и муниципальной власти, других руководителей)

Суммированный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени — более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца.

Примечание. До 1 января 2021 года в некоторых случаях (в курортной местности и на сезонных перевозках) допускалось применять суммированный учет в течение сезона. С 1 января 2021 года учетный во всех случаях составляет 1 месяц.

Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.

Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.

Разделение рабочего времени на части

Примечание. До 1 января 2021 года рабочее время могло быть разделено на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах и для водителей служебных легковых автомобилей органов государственной власти.

Существует возможность разделения рабочего времени любого водителя на несколько частей. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более:

  • трех часов для водителей общественного транспорта, работающего в городском и пригородном сообщении;
  • пяти часов для остальных водителей.

При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.

Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя автобуса:

Действия водителя Фактическое время Рабочее время
Управление автобусом 4 часа 4 часа
Перерыв 2 часа
Обед 2 часа
Управление автобусом 4 часа 4 часа
Итого 12 часов 8 часов

Такая схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *