Алгоритм участия медицинских организаций в ОМС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Алгоритм участия медицинских организаций в ОМС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Помимо решения организационных вопросов, власти намерены и дальше менять систему здравоохранения. Например, в середине 2022 года начнется пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда медицинских работников. Сначала зарплаты по новым правилам будут получать медики в 7 регионах – им будут платить базовый оклад, увеличенный на ряд коэффициентов, зависящих от специализации, квалификации и объемов выполняемой работы. Как предполагается, до 70% от зарплаты будет составлять оклад, а общая сумма заработка медика точно не станет меньше, чем ранее.

Лекарственное обеспечение

  • Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
  • Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению № 1 Постановление РФ от 30 июля 1994г. № 890
  • Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей с 50-типроцентной скидкой, согласно приложению № 2 Постановление РФ от 30 июля 1994г. № 890
  • Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995г № 685 О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994г № 890 «О Государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
  • Распоряжение Правительства РФ от 26.04.2020 N 1142-р О внесении изменений в распоряжение Правительства от 12.10.2019 N 2406-р
  • Постановление Правительства РФ от 05.06.2020 N 829
  • «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования лекарственного обеспечения»
  • Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи»
  • Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год согласно приложению N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р
  • Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, согласно приложению №2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р
  • Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, согласно приложению №3 к к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р
  • Минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, согласно приложению №4 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р
  • Приказ Минздрава России от 01.06.2020 N 526н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга движения и учета в субъектах Российской Федерации лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта — Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, доведения до сведения уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полученных по результатам мониторинга данных и согласования перераспределения лекарственных препаратов между субъектами Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2020 N 58856)
  • Государственный Реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
  • ФАРМАКОПЕЯ — сборник официальных документов (свод стандартов и положений), устанавливающих нормы качества лекарственного сырья — медицинских субстанций, вспомогательных веществ, диагностических и лекарственных средств и изготовленных из них препаратов
  • Методические рекомендации по организации оборота наркотических и психотропных лекарственных препаратов для медицинского применения в медицинских и аптечных организациях

Страховая медицинская организация (Страховщик)

Страховая медицинская организация (страховщик) — это страховая компания, специализирующаяся на страховании по обязательному медицинскому страхованию и осуществляющая контроль за расходование средств медицинскими учреждениями, а также за полнотой и качеством оказываемых услуг медицинскими учреждениями. Деятельность в области обязательного медицинского страхования подлежит обязательному лицензированию. Страховые компании без соответствующей лицензии осуществлять деятельность в сфере ОМС не могут. Страховая медицинская организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств по договору ОМС в соответствии с действующим законодательством РФ.

Читайте также:  Новое и изменения в медосвидетельствовании водителей с 1 марта 2022 года

Взносы на обязательное медицинское страхование

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются страхователями, а именно:

  • за неработающих граждан — региональные органы власти и органы местного самоуправления;
  • за работающих граждан — работодатель, организация или индивидуальный предприниматель;
  • индивидуальные предприниматели работающие единолично;
  • нотариус;
  • адвокат;
  • физические лица, нанявшие работника.

Ставки страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в 2013 году 1. Для всех страхователей (за исключением указанных ниже):

База для начисления страховых взносов Тариф страхового взноса
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
В пределах 568 000 рублей 5,1 процента
Свыше 568 000 рублей 0,0 процента

Список страховых случаев

Базовый перечень услуг обязательного медстрахования включает:

  • медико-санитарную помощь;
  • скорую медицинскую помощь;
  • профилактическую помощь.

Федеральный закон N 326 регламентирует список случаев, в которых осуществляется помощь в рамках базовой программы ОМС:

список бесплатных услуг

  1. инфекционных и празитарных болезней, за исключением ВИЧ-инфекций и СПИД, болезней, передаваемых половым путем, туберкулеза;
  2. появления новообразований;
  3. болезней эндокринной системы;
  4. отдельные болезней имунной системы;
  5. болезней нервной системы;
  6. нарушения обмена веществ;
  7. болезни крови;
  8. болезней системы кровообращения;
  9. болезней уха;
  10. болезней глаз;
  11. болезней органов дыхания;
  12. болезней органов пищеварения;
  13. болезней мочеполовой системы;
  14. заболеваний кожи;
  15. болезней костно-мышечной системы и соединительных тканей;
  16. травм, отравлений, обморожений;
  17. беременности, родов, послеродового периода и аборта;
  18. пороков развития (врожденных аномалий);
  19. хромосомных нарушений;
  20. отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.

Комитет по здравоохранению РФ регламентировал перечень медуслуг, которые позволяет получить обязательная медицинская страховка. К ним относятся:

  • стоматологические;
  • онкологические;
  • профилактические (к которым можно отнести так же и вакцинацию);
  • обеспечение лекарственными средствами;
  • амбулаторное и стационарное лечение.

Кроме проблем со здоровьем, основанием для получения бесплатных медицинских услуг может быть беременность. Бесплатной должна быть помощь в случае необходимости прерывания беременности, родов и послеродовой реабилитации.

Медицинская помощь оказывается гражданам в трех формах — плановая, неотложная и экстренная.

Экстренная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. При этом медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Неотложная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Плановая форма предусматривает оказание медицинской помощи при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В зависимости от этих форм Правительством Российской Федерации устанавливаются предельные сроки ожидания медицинской помощи.

Так, сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

Какие процедуры точно нельзя получить бесплатно

Гражданин России, имеющий полис обязательного медицинского страхования, не сможет на денежные средства государства:

  • пройти обследование без назначения лечащего врача;
  • установить зубные протезы;
  • воспользоваться услугами косметолога;
  • без особых показаний проходить лечение на дому;
  • ставить прививки, не входящие в государственную программу;
  • обращаться к гомеопатам и народным целителям;
  • приобретать лекарственные средства или аппараты медицинского назначения, не проходя лечение в стационаре;
  • проводить экспертизы или судебные освидетельствования;
  • отправляться на лечение в санатории (исключения: больные пенсионеры и дети);
  • требовать перевода в палату повышенной комфортности;
  • получать, лежа в больнице, индивидуальный уход или особое питание;
  • требовать установки телевизора в стандартную палату.

Иногда медицинские учреждения требует оплату услуг, не попавших в список выше. В большинстве случаев их действия считаются неправомерными.

Когда обращаться за помощью в страховую

Любой гражданин имеет право обратиться в филиал страховой компании, в которой был получен полис за консультацией либо с жалобой по причине:

Когда должна помочь страховая компания:

  • ненадлежащего качества лечения;
  • отказа в предоставлении медицинской помощи (отказ в плановой госпитализации по направлению врача, непредоставление диагностической помощи по направлению лечащего врача);
  • взимания денежных средств за медицинскую помощь (кроме помощи, не включенной в полис ОМС);
  • вынуждения приобретения средствами пациента лекарств при стационарном лечении.

Федеральное законодательство, регламентирующее систему медицинского страхования, достаточно обширно.

Статьей 41 Конституции РФ гарантируется право каждого гражданина Российской Федерации на бесплатную медпомощь.

Основным нормативно-правовым документом, определяющим правила функционирования системы медицинского страхования, является Федеральный Закон №326 «Об обязательном медицинском страховании» от 29.11.2010 года.

Актуальная версия правил обязательного медицинского страхования собрана в последней редакции Приказа Министерства здравоохранения России N 158н от 28.02.2011 «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования».

Необходимо выделить несколько основных положений:

  1. Система обязательного страхования направлена на обеспечение бесплатной медицинской помощи за счет средств фондов.
    Простым языком это означает, что все граждане РФ обеспечены равными условиями предоставления медпомощи за счет государственного бюджета и средств ОМС.
  2. Финансирование системы ОМС осуществляется из территориальных и федерального фондов ОМС.
    Устойчивость системы обеспечивается обязанностью уплаты страховых взносов, размер которых регламентируется законодательством. Уплату взносов обязаны производить работодатели, в число которых входят и индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающие частной практикой.
  3. За неработающих граждан взносы осуществляются из бюджета субъектов РФ.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Целью реформирования системы ОМС является обеспечение доступности медицинской помощи гражданам, которые нуждаются в медицинской помощи с использованием современных методов лечения. Медицинские организации федерального подчинения, подавшие соответствующую заявку и включенные в единый реестр, смогут заключить договоры непосредственно с ФФОМС и предоставлять специализированную медицинскую помощь (в том числе, высокотехнологичную) в рамках базовой программы ОМС. Федеральные медицинские организации параллельно могут оказывать первичную помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.

ФФОМС будет проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями федерального подчинения.

Реформа повлекла снижение нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом ОМС страховой медицинской организации, на расходы на ведение дела по ОМС, который устанавливается в диапазоне от 0,8% до 1,1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (ранее от 1% до 2%).

Разумеется, преобразования в системе здравоохранения вызвали острую общественную дискуссию.

Представители Министерства здравоохранения убеждены, что нормативы отчислений на ведение дел во многих регионах и без того невысоки, изъятие средств сопряжено с возвратом части полномочий страховщика ФФОМС, издержки страховых организации снижаются за счет подключения сервисов госуслуг и многофункциональных центров.

Сторонники реформы отмечают, что недофинансирование федеральных центров со стороны субъектов приводило к оттоку квалифицированных специалистов. С другой стороны, высокотехнологичная помощь является дорогостоящей и неподъемной для некоторых региональных бюджетов, а новый порядок позволит расширить доступ пациентов к ней. Прямое финансирование, по мнению спикера Государственной Думы В. Володина, позволить исключить «лишнее» звено в виде страховых медицинских организаций.

Некоторые эксперты высказываются о поспешности легализации двух подсистем ОМС вместо ранее существовавшей единой, поскольку такой подход может породить неравные возможности получения медицинской помощи для разных категорий пациентов. Кроме того, тот факт, что тарифы для федеральных и иных медицинских организаций будут формироваться по-разному, вызывает опасения их возможное несправедливое неравенство.

Кроме того, страховые организации, будучи независимыми, по мнению ряда экспертов, способны более эффективно контролировать качество предоставляемой медицинской помощи, чем «огосударственный» ФФОМС в отношении «прогосударственных» медицинских организаций. Правительство утверждает, что к проведению контроля будут привлекаться независимые эксперты.

Таким образом, можно заключить, что централизация свойственная всем сферам общественной жизни, нашла выражение в медицине.

Очевидно, что для медицинских организаций федерального подчинения изменения повлекут, как минимум, увеличение бюрократической нагрузки – подача заявок, заключение договоров с ФФОМС в рамках базовой программы и параллельно с ТФОМС и страховыми организациями в целях реализации территориальной программы и администрирование финансовых потоков из различных источников.

Вместе с тем, рынку страховых медицинских организаций реформа дает негативный сигнал, объявляя их «лишним» звеном, по крайней мере, в части обеспечения инновационного лечения. Остается открытым вопрос, почему применительно к одному и тому же учреждению, в оставшейся части услуг, они по-прежнему необходимы и будет ли в дальнейшем урезаться их сфера деятельности.

Кроме того, на первом этапе пациенты также могут столкнуться с неопределенностью в части инстанции, куда следует обращаться при ненадлежащем лечении. Вряд ли все из них способны четко классифицировать течение своей болезни по видам оказанной медицинской помощи. Долгое время пациенты вообще не знали, как защитить свои права, но на сегодняшний момент, благодаря СМИ, люди привыкли звонить по номеру горячей линии, указанному в полисе ОМС. Теперь же некоторым их них придется освоить еще один канал подачи жалоб, который, к тому же, территориально удален от ряда регионов по сравнению с региональными страховыми организациями.

Тфомс республики крым — права и обязанности застрахованных лиц

ОМС: здоровье — бесценно, лечение – бесплатно!

Граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную медицинскую помощь согласно части 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации.

Это право реализуется через Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая ежегодно утверждается постановлением Правительства Российской Федерации (базовая программа).

В соответствии с базовой программой в субъектах Российской Федерации утверждаются Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республики Крым.

Читайте также:  Как восстановить и поставить на учет утилизированный автомобиль

Отказ застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

ПРОГРАММА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Территориальная программа обязательного медицинского страхования Республики Крым является составной частью Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования бесплатно предоставляются:• первичная медико-санитарная помощь; • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;• скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой неотложной формах.Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь (далее — ВМП) является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.ВМП оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Режим работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь

Режим работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также графики работы ее подразделений и специалистов устанавливаются локальными паровыми актами самой организации.

Сведения о режиме и графиках работы должны быть предоставленыпосредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации.

Одной из важнейших задач органов управления здравоохранением и медицинских организаций является безотказное обеспечение квалифицированной медицинской помощью трудоспособного населения в их нерабочее время, в связи с чем режим работы медицинских организаций должен быть приведен в соответствие с этой основной задачей.
Режим работы медицинской организации и графики работы ее подразделений и специалистов имеют большое значение для доступности медицинской помощи.

Очень небольшое число государственных и муниципальных медицинских организаций работают в течение шестидневной рабочей недели, в большинстве своем они в субботние дни имеют только дежурных врачей, не обеспечивая прием больных основными врачами-специалистами. Особенно неудобно для населения организован режим работы поликлинических отделений диспансеров и специализированных больниц. Во многих поликлиниках не обеспечено четкое и систематическое информирование населения о режиме их работы в течение дня и дней недели, в связи с чем население не имеет возможности рационально использовать свое нерабочее время и своевременно обратиться к врачу за необходимой медицинской помощью и получением различного рода медицинских документов.

В некоторых поликлиниках плохо организована работа регистратур, сокращен объем работы рентгеновских кабинетов, лабораторий, физиотерапевтических отделений и других структурных подразделений этих учреждений, в связи с чем удлиняются сроки обследования и лечения больных в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Серьезные недостатки существуют в организации и уровне постановки экспертизы временной нетрудоспособности. Во многих амбулаторно-поликлинических учреждениях, как правило, заседания врачебных комиссий в субботние дни не проводятся.

Принципы лечения по полису ОМС в другом регионе

Перемещение по стране и смена места жительства не влияет на гражданское право получения квалифицированной помощи в лечебном учреждении, которое участвует в программе обязательного страхования населения. Поэтому, на вопрос о том, действует ли полис ОМС в другом регионе или городе, есть однозначный ответ – да.

Закон гарантирует гражданам бесплатное лечение по всей территории Российской Федерации при предъявлении именного документа, подтверждающего факт страховки, а на оказание экстренной помощи человек вправе рассчитывать даже при отсутствии документов.

Если возникла потребность получить лечение в случае временного нахождения в другом городе (во время командировки, отдыха), достаточно обратиться в государственное лечебное учреждение и предъявить полис ОМС. Его наличие уже обязывает врачей лечить застрахованное лицо бесплатно. Ограничения действуют только в отношении спектра услуг. В другом регионе перечень медицинских услуг, оказываемых по полису ОМС, соответствует базовой программе страхования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *