Главные сведения о Конвенции по правам детей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Главные сведения о Конвенции по правам детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только [США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат). СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Читайте также:  Раздел наследственного имущества при конфликте с одной из сторон

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

a) для уважения прав и репутации других лиц; или

b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники:

a) поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, и в духе статьи 29;

b) поощряют международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;

c) поощряют выпуск и распространение детской литературы;

d) поощряют средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населению;

e) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, учитывая положения статей 13 и 18.

Комитет ООН по правам ребенка был учрежден Конвенцией. Это специальный орган, который рассматривает сообщения о нарушениях прав ребенка. В него входят 10 человек из стран, состоящих в Конвенции о правах ребенка.

Комитет рассматривает поступающие сообщения, если они не анонимны. Он предлагает государству меры для исправления ситуации и запрашивает отчет. Если ситуация связана с торговлей детьми или вовлечением их на войну, Комитет проводит расследование. Он просит разрешения у государства, в котором произошло нарушение, на присутствие. По результатам расследования член комитета предлагает государству меры по устранению нарушения и контролирует их выполнение.

На данный момент Комитет может принимать сообщения о нарушении прав непосредственно от детей.

ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Основные нарушения прав ребенка в школе

  1. Игнорирование прав и свобод ребенка. Проявления:
    • неприятие детства как особой субкультуры наряду с взрослой культурой;
    • пренебрежение основополагающим понятием прав человека «достоинство человека» (многие педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые);
    • представление о ребенке как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить «нечто» по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;
    • пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения (говоря словами Б. Алмазова, «выдавлены слабые, урезаны перспективы большинству обычных детей и осуществляется поддержка ограниченного числа привилегированных»);
    • государственная типовая школа остается основным местом образования;
    • не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественного образования);
    • распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как объект).
  2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство:
    • физическое насилие;
    • психологическое, психическое насилие;
    • система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;
    • выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;
    • отчисление из учебного заведения детей, не достигших 14 пет;
    • перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка. Понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее человеческое достоинство.

    Насилие — любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.

    Выделяются два вида насилия над детьми — физическое и психическое.

    Физическое насилие — любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом, Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

    Психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:

    • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
    • оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
    • угрозы в адрес ребенка:
      • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка:
      • предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
      • ложь и невыполнение взрослым обещаний (обязательств);
      • однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

    Пренебрежение интересами ребенка, — это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, Жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

    Психологическое пренебрежение — это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

  3. Наносится вред здоровью ребенка. Проявления:
    • расписание не соответствует нормам валеологии;
    • сверхнормативное увеличение учебного плана;
    • проведение более двух контрольных, проверочных работ в день;
    • большие объемы домашних заданий;
    • у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъявить неправильный ответ).
  4. Отсутствие возможности участия в соуправлении учебным заведением. Отсутствие общественных детских, молодежных объединений в учебных заведениях. Поскольку речь идет о школе, особое место занимают проблемы реализации права на образование.

    Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

    • на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
    • на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
    • на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
    • на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
    • на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
    • на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе — среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
    • на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
    • на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
    • на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
    • на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
    • на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
    • на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
    • на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
    • на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и с согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
    • на продолжение образования в образовательном учреждении после получения образования в семье при условии положительной аттестации и по решению родителей или лиц, их заменяющих, на любом этапе обучения;
    • на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;
    • на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
    • на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;
    • на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом. Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами.
Читайте также:  Пособие по уходу за инвалидом в 2022

Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) – Детский фонд ООН.

За последнее десятилетие XX века в результате войн и гражданских беспорядков около 1 млн. детей стали сиротами или были оторваны от родителей, 12 млн. остались без крова и около 10 млн. были травмированы психологически. ЮНИСЕФ помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций. Для решения особых проблем, возникающих в связи с военными действиями, ЮНИСЕФ организует оказание помощи детям по обеим сторонам конфликта. ЮНИСЕФ выступил инициатором и пропагандирует концепцию «дети как зона мира» для обеспечения лучшей их защиты.

Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.

В развитых странах программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей в развивающихся странах. Ведется сбор средств для осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.

ЮНИСЕФ привлекает звезд кино, шоу-бизнеса и спорта к участию в своих проектах. Один из наиболее известных послов доброй воли ЮНИСЕФ была покойная Одри Хепберн.

Защита прав несовершеннолетних в Конституционном суде России

Обеспечением соблюдения органами государственной власти положений международных договоров в Российской Федерации, согласно основному закону страны, занимается Конституционный Суд.

Относительно предоставления охраны прав несовершеннолетних на территории РФ, исходя из текстов Конвенции ООН, Конституции Российской Федерации, Семейного и Трудового Кодекса, и иных кодифицированных и специализированных законодательных актов, судом были сформулированы правовые позиции по нескольким актуальным сферам общественных отношений и институтам права:

  • алиментные взаимоотношения родителей до совершеннолетия их детей,
  • трудовые взаимоотношения между работодателем и сотрудником, воспитывающим несовершеннолетнего — включая сохранение места работы, компенсации и т.п.,
  • жилищно-коммунальные отношения и обеспечение детей достойным жильем,
  • личные имущественные и неимущественные права несовершеннолетних,
  • регулирование вопросов проживания (временного или постоянного) на территории России лиц, участвующих в воспитании проживающего там ребенка.
Читайте также:  Порядок ведения кассовых операций в 2020 году

В целом отличий относительно дел с участием детей-заявителей или уполномоченных ими лиц, Конституционные суды регионов или Конституционный суд РФ не предусматривают. В отношении таких дел будет действовать общий порядок подачи обращения и процессуального рассмотрения, независимо от возраста граждан-участников.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *