Первые коммерческие страховые компании в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Первые коммерческие страховые компании в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Развитие страхования в России представляет собой непростой и долгий процесс. Медленное развитие рынка обусловлено длительным существованием крепостного права и трудным экономическим развитием. Общинная взаимопомощь – первый пример страхования в России, нормы которой можно найти в первых источниках российского права. Например, в Русской правде регламентирована норма о взаимопомощи членов общины при выплате штрафа, если кого-то из членов общины обвинят в убийстве. Государственное страхование в России начинает развиваться в XVI веке. В 1551 году Стоглавый собор принял решение о выкупе пленных за счет казны. Специально для этой цели был введен целевой налог. Так, выкуп пленных за счёт средств, собранных посредством налога, можно считать примером первого в России обязательного государственного страхования.
Первая страховая компания
Устав первой полноценной российской страховой компании был предложен императору Николаю I бароном Штиглицем и утверждён 22 июня 1827 года. Так образовалась первая страховая компания в собственном смысле слова, которая получила название «Первое страховое от огня общество». В это же время в России появляется и страхование жизни. Так, в 1835 г. было учреждено страховое общество «Жизнь», которое осуществляло и страхование жизни. После реформ Александра II начинается период бурного развития страхового дела в Российской империи. В 1864 году появилось земское страхование от огня, которое было введено «Положением о губернских и уездных земских учреждениях». Страхование сельских построек от пожаров стало одним из направлений работы земств. При этом использовались обязательное окладное, дополнительное и добровольное страхование. К концу XIX в. страховые компании стали неотъемлемой частью российской экономики, и к этому периоду в России действовало несколько типов страховых организаций. Так, например, на рынке присутствовали акционерные страховые общества, которые занимались страхованием жизни и имущества, страхование осуществляли и земства, а также существовали добровольные общества взаимного страхования и кассы взаимопомощи железнодорожников. К 1913 г. в России работают около 20 страховых обществ, в том числе три иностранных страховых общества. Всего в этой сфере работало свыше 300 страховых организаций, среди которых доминировали земства и общества взаимного страхования.
Подводя итог вышесказанному, следует указать, что страхование в России хотя и начало свое развитие позднее в сравнении с европейскими странами, но к началу 20 столетия было развито на мировом уровне, что подтверждается не только количеством страховщиков, но и существовавшими уже тогда различными формами страхования.
Российская империя до XIX века
Современные формы страхования зародились в Европе и пришли в Россию только с западными влияниями. Первая страховая компания появилась в 1765 году, это было Рижское общество взаимного страхования. На этом этапе развития в некоторых крупных городах создавались общества взаимного страхования, которые объединяли купцов и промышленников, желающих сохранить свои здания от частых пожаров. Произошел переход к первым формам классического страхования, без посредничества государства.
Достаточно быстро на рынок России вошли западные страховые компании. Это вызывало опасение в том, что российские капиталы быстро утекут за рубеж.
Начался первый этап борьбы за сохранение денег в России. Екатериной II в 1786 году был принят «Манифест об учреждении Государственного заемного банка». Он запретил заключать договоры с иностранными страховыми компаниями. В дальнейшем протекционистская политика продолжилась, запрет на присутствие иностранцев в этом секторе был снят только в 1885 году. В современной России ограничение на присутствие иностранного капитала на страховом рынке сохраняется.
Период Гражданской войны и НЭПа
Новая Советская республика решительно расправлялась с реликтами прошлого, не миновали этой судьбы и многочисленные страховые конторы. Декретом Совнаркома в 1918 году все страховые конторы были национализированы. Государство в лице ВСНХ получило все активы, фонды и имущество как российских, так и зарубежных страховщиков, действовавших на территории России.
Право на самострахование сохранили только кооперативы. Но военные события показали неспособность большевиков самостоятельно заниматься сложным бизнесом. В итоге в 1919 году отменено страхование жизни, в 1920 — имущественное. Пострадавшим в огне хозяйством государство выдавало помощь натурой, продовольствием и скотом. После окончания войны государство вернулось к идее монополии и создало Госстрах. Это произошло на волне Новой экономической политики, именно тогда, в 1921 году был издан Декрет «О государственном имущественном страховании», на основании которого оно стало обязательным.
Возможные перспективы по развитию страховой сферы в рыночной экономике России
В существующих условиях рыночной экономики дальнейшее развитие в России будет иметь следующие черты:
- увеличение числа страховых компаний как в малых, так и в больших городах;
- рост объема страхового рынка в целом;
- увеличение инвестиционной привлекательности данной сферы для иностранных инвесторов;
- повышение конкуренции;
- увеличение интереса населения к новым формам страховок (например, к инвестиционному страхованию жизни);
- дальнейшее ужесточение законодательных требований (в том числе, к финансовой устойчивости страховщиков) со стороны регулятора (Центробанка) и государства в целом.
Практически по всем видам страховок сейчас наблюдается положительная динамика развития. Наибольший рост замечен в секторах:
- личного страхования;
- страховок ответственности.
Менее положительная динамика – у имущества. Наибольшие риски у страховщиков – по ОСАГО. Считается, что данная область наиболее убыточна (в частности, из-за государственного регулирования тарифов).
В 1913 г. во всех страховых учреждениях России было застраховано имущество на сумму 21 млрд.руб., в том числе на долю акционерных страховых обществ приходилось 65% этой суммы, земств — 15%, взаимных городских обществ — 8%. Российские акционерные страховые общества собрали в 1913 г. 129 млн.руб. страховых платежей, иностранные акционерные — 12, городские взаимные — около 14 млн.руб. Доля операций губернского страхования и государственных сберегательных касс составляла около 15,5 млн.руб. Всего в 1913 г. было собрано по всем видам страхования 204,9 млн.руб. страховых платежей.
Финансовые ресурсы страховых обществ стали важным источником крупных инвестиций, преимущественно в государственные займы и акции торгово-промышленных компаний и коммерческих банков. Особую значимость эти ресурсы имели в обслуживании государственного внутреннего и внешнего долга.
Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война и последовавшие за ней крупнейшие экономические и политические потрясения в российском обществе привели к глубочайшему финансово-экономическому и политическому кризису. Падение покупательной способности рубля, начавшееся в годы Первой мировой войны, обесценивало страховые суммы заключенных договоров, страховые платежи.
В результате инфляции к началу 1915 г. официальный курс рубля снизился до 80 коп., к концу 1916 г. — до 60 коп., к марту 1917 г. — до 27 коп. Купюры бумажных денег выпускались без номеров. Функции денег стали выполнять денежные суррогаты. Финансовая сфера России находилась в полном хаосе. К октябрю 1917 г. денежная масса почти удвоилась, а цены поднялись на 224%, покупательная способность рубля в это время не достигала 10 довоенных копеек.
На фоне усиливающегося недовольства в обществе на политическую сцену вышла партия большевиков, которая в качестве одного из требования своей экономической программы пролетарской революции выдвинула идею национализации банков и страхового дела. Установление Советской власти в 1917 г. позволило большевикам претворить эти идеи в жизнь.
Национализация страхового дела осуществлялась на фоне других крупных мероприятий финансовой политики Советской власти — национализации банков, промышленности, транспорта, связи, установления государственной монополии на внешнюю торговлю, аннулирования царских государственных займов.
Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа: 1) установление государственного контроля над всеми видами страхования; 2) объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией.
Благодаря ранее осуществленной национализации банков был обеспечен фактический контроль со стороны государства за деятельностью и денежными операциями страховщиков, что существенно ограничивало возможности использования средств страховых компаний на цели финансирования нужд оппозиции правящему режиму.
Еще в декабре 1917 г. правления страховых обществ выдали своим служащим жалованье за два месяца вперед в целях поддержки и поощрения саботажа новой власти. Организовывалась выдача средств с текущих счетов и вкладов. Выписывались чеки на получение денежных средств без указания цены.
Между тем в Москве, Петрограде и некоторых других городах страховые общества включились в общую кампанию саботажа новой власти. Предпринимались попытки переправить капиталы за границу. Учитывая создавшуюся экономическую и политическую ситуацию в стране, В.И.Ленин подписал 23 марта 1918 г. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». Введение государственного контроля рассматривалось правительственным кабинетом в качестве временной, переходной меры на пути к последующей национализации, вызванной объективно сложившимися обстоятельствами.
Был организован Совет по делам страхования, назначавшийся Совнаркомом. Аппаратом Совета стал Комиссариат по делам страхования во главе с комиссаром. По рекомендации В.И.Ленина на пост комиссара по делам страхования был выдвинут государственный и политический деятель партии большевиков М.П.Елизаров, до революции какое-то время работавший генеральным страховым агентом и знавший основы страхового дела.
Ввиду того, что новая власть аннулировала все обязательства по царским государственным внешним займам, сохранилась реальная угроза, что иностранные банки наложат арест на капиталы российских страховых обществ, размещенные за границей (в основном по заключенным договорам перестрахования). Чрезмерно поспешная национализация страхового дела могла обречь на арест и конфискацию этих денег в счет погашения внешнего государственного долга царской России.
На первом этапе социалистических преобразований страхового дела по-прежнему сохранялась коммерческая основа старых организационных форм страхования, ставившая, по мнению властей, во главу угла извлечение прибыли. Общее направление экономической политики этого времени характеризовалось «красногвардейской атакой на капитал». Поэтому с введением государственного контроля над страхованием доходы от страховых операций подверглись прогрессивному налогообложению на общегосударственные нужды. Их плательщиками выступали центральные правления страховых обществ. Комиссариат выполнял порученные контрольные функции, проверял балансы, другую бухгалтерскую отчетность, следил за полнотой и своевременностью уплаты налогов.
Согласно декрету о государственном контроле над всеми видами страхования, кроме социального, начисленные за 1917 г. дивиденды акционеров акционерных страховых обществ и пайщиков, обществ взаимного страхования были конфискованы в доход государства.
Одновременно в центре и на местах, там, где была установлена Советская власть, осуществлялась организационная перестройка страхового дела. Земское и взаимное страхование переходило в ведение страховых органов исполнительных комитетов местных Советов и Совнархозов и преобразовалось в советско-народное. Упразднялась акционерная форма страхования. Личное страхование граждан концентрировалось в сберегательных кассах Народного банка РСФСР. К началу 1918 г. в Республике Советов насчитывалось до 1500 земских страховых агентств, которые были включены в структуры советско-народного страхования.
Гражданская война и иностранная военная интервенция потребовали принятия чрезвычайных мер во всех областях хозяйственной жизни. Они ускорили национализацию страхового дела.
28 ноября 1918 г. Совнарком принял Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике». Согласно этому декрету страхование во всех видах и формах объявлялось государственной монополией и достоянием Республики.
Все частные страховые компании и общества были ликвидированы, сохранялось только взаимное страхование товарно-материальных ценностей кооперативных организаций. Однако этим декретом не была создана государственная страховая организация. При Всероссийском Совете Народного Хозяйства был образован пожарно-страховой отдел, которому поручалось проводить имущественное страхование. Долгосрочное страхование жизни передавалось в ведение сберегательных касс, а договоры, заключенные на сумму свыше 10 000 руб., аннулировались без каких-либо возвратов страхователям накопившихся резервов взносов.
Организация государственного страхования перестраивалась и совершенствовалась в соответствии с теми экономическими и социальными задачами, которые решала страна на каждом этапе развития. В 1921 г. при Народном комиссариате финансов было создано главное управление Госстраха, на которое было возложено осуществление государственного страхования не только в РСФСР, но и в других республиках. На местах операции проводились страховыми подотделами финансовых отделов. В 1922 г. система государственного страхования перешла на принципы хозяйственного расчета, получила имущественную и оперативно-организационную самостоятельность. В связи с этим государство освобождалось от какой-либо дополнительной ответственности по операциям Госстраха.
В 1922 г. Главное управление Госстраха было реорганизовано в Главное правление государственного страхования, которое получило большую оперативную самостоятельность. Функции Наркомфина в области государственного страхования ограничивались общим руководством. В губерниях были организованы конторы Госстраха, непосредственно подчиненные в административном и оперативном отношении главному правлению. Для работы с населением в городских и сельских местностях привлекались страховые агенты.
Отсутствие жесткой государственной монополии сыграло положительную роль в развитии страхования в 20-х годах. Однако уже в 1923 г. в стране развернулась дискуссия между противниками и сторонниками установления государственной страховой монополии. Первым прямым законодательным признанием того, что в СССР действует государственная страховая монополия, было принятие в законодательном порядке «Положения о Наркомфине СССР», где подчеркивалось, что Госстрах СССР и союзные республики осуществляют государственную страховую монополию на всей территории страны. В условиях проведения сталинской политики отхода от нэпа, укрепления общегосударственных структур, жесткой централизации финансовых ресурсов победу одержали сторонники установления твердой государственной монополии на страхование.
В 1925 г. законодательно было закреплено, что «страхование во всех его видах является государственной монополией Союза ССР»1.
Проведение налоговой реформы 1930-1931 гг. повлекло за собой необоснованное изменение государственной страховой политики. Страховое дело пострадало от некомпетентности и агрессивно-негативного отношения к нему со стороны высших властей. В начале 1931 г. была резко ограничена сфера страхования государственного имущества, сохранилось лишь страхование имущества предприятий и организаций местного подчинения, но на явно абсурдных условиях — без взимания страховых платежей. Было ликвидировано взаимное кооперативное страхование, добровольное (сверхокладное) страхование крестьянского имущества, а позднее — запрещено заключение договоров долгосрочного страхования жизни. Подвергся буквальному разгрому и страховой аппарат: страховые органы на местах подлежали ликвидации, страхование было возложено на финорганы. По существу это был второй разгром страхового дела в стране. Первый разгром страхового дела произошел в 1918-1920 гг., как уже упоминалось выше.
В отечественной литературе данный период в истории страхования характеризуется как период извращения в страховой работе на селе. Долгое время это объяснялось штампами сталинской пропаганды, кознями кулацких элементов, деятельностью классового врага, массовым вредительством, далекими от истины. Главными виновниками запущенности страхового дела в начале 30-х годов были властные структуры, которые, игнорируя сопротивление специалистов страхового дела, проводили явно некомпетентную страховую политику. В начале 1933 г. даже властям стало ясно, что упадок страхового дела наносит большой ущерб народному хозяйству. Было принято Постановление ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933 г. об извращениях в работе по страхованию в деревне. После этого произошла резкая переоценка отношения властей к страхованию. Были восстановлены система страховых органов, институт страховых агентов, страховых ревизоров. В сельсоветах и колхозах сформировались сельские страховые комиссии и сигнальные страховые посты. Подлежало восстановлению также долгосрочное страхование жизни, добровольное страхование имущества колхозов и граждан на селе, кооперативных и общественных организаций, обязательное страхование государственного жилого фонда и имущества, сданного в аренду. В 1933 г. система органов государственного страхования была вновь восстановлена.
Большое внимание уделялось укреплению организационных основ государственного страхования в послевоенный период. В 1948 г. было утверждено Положение о главном управлении государственного страхования СССР и его органах на местах (Госстрах СССР), которое заменило во многом устаревшее положение 1925 г.
Положением были установлены основные страховые операции, определены методы руководства и контроля за деятельностью Госстраха СССР со стороны Министерства финансов СССР, права и обязанности каждого звена системы государственного страхования. В положении закреплялас�� монополия Госстраха СССР на проведение страховых операций в стране. Наряду с этим был предусмотрен состав средств Госстраха СССР, объем и порядок образования запасного фонда, направление прибыли. Расширялась самостоятельность страховых органов, особенно низовых звеньев — районных и городских инспекций.
Значительно изменены были организационные основы органов государственного страхования в 1958 г.: страховое дело передано в ведение министерств финансов союзных республик. Оперативная самостоятельность Госстраха в каждой союзной республике не нарушала единства страхового дела, так как во всех республиках оно проводилось на основе единого законодательства, по единым правилам и инструкциям Министерства финансов СССР.
В положениях 1958 г. не упоминалось о наличии в стране государственной страховой монополии. Таким образом, с 25 октября 1958 г. де факто государственная страховая монополия была отменена, хотя продолжала действовать по инерции, поскольку ни одно ведомство, ни одна организация «не осмеливались» нарушить страховую дуополию Госстраха и Ингосстраха.
К числу организационных недостатков этого времени следует отнести дробление ранее единого страхового фонда на 15 неравных частей (по числу союзных республик) без налаживания системы перестрахования. В этой связи период в течение ряда лет после 1958 г. следует считать третьим разгромом страхового дела в стране.
Демонополизация страхового дела началась в нашей стране только в 1988 г., с принятием Закона «О кооперации в СССР», в соответствии с которым кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование. Однако узкое взаимное кооперативное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхование. В настоящее время в России действует более двух тысяч акционерных страховых обществ, создана ассоциация страховых организаций, которая охватывает и государственные страховые фирмы.
Четвертый разгром страхового дела связан с распадом СССР в 1991 г., с явной недооценкой места и роли государственного страхования во всех странах СНГ, в том числе в России, с неуправляемым процессом демонополизации страхового дела.
Распад СССР в 1991 г. поставил на грань банкротства государственные страховые организации большинства бывших союзных республик.
Государственным страховым органам России в целом пока не угрожает банкротство, однако отношение к ним властей и средств массовой информации негативное или равнодушное. При всех присущих ему недостатках, связанных с его косностью и бюрократизмом, лишь Госстрах способен был проводить сельскохозяйственное страхование.
Правовое регулирование страхования.
Страхование является одним из видов экономической деятельности, в котором правовое регулирование играет заметную роль. Это связано с необходимостью государственных гарантий в условиях асимметрии информации, а также высокой значимостью страхования для экономической и социальной жизни любой страны.
Всю совокупность нормативных актов, регулирующих страховые отношения в современной России, можно разделить на три уровня.
Первый уровень – это Гражданский кодекс Российской Федерации. Основная его роль – в обеспечении равноправия субъектов предпринимательства во всех сферах рыночной экономики.
Второй уровень – специальное (отраслевое) законодательство, которое регулирует правовые и экономические отношения непосредственно в сфере страхования. В первую очередь сюда относятся 48-я глава Гражданского кодекса и Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Они являются базой для разработки других нормативных документов второго и третьего уровня, а также документов страховых компаний.
Третий уровень – это нормативные акты Президента, Правительства, министерств и ведомств. К ним относятся, например, Закон РФ от 28.06.91. О медицинском страховании граждан в РФ, Федеральный Закон от 28.03.98. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Федеральный закон от 03.04.02. Об обязательном страховании гражданской ответственности, Указ Президента Об обязательном личном страховании пассажиров, Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации и т.д. Документы этого уровня обеспечивают правовое регулирование отдельных направлений страховой деятельности.
С учетом требований законодательства каждая страховая компания разрабатывает необходимый набор внутренних документов: общие условия страхования, правила страхования, формы заявлений на страхование, договоров страхования, страховых полисов. На основе этих документов осуществляется непосредственное регулирование страховых сделок.
Основным документом, регулирующим отношения страхователя и страховщика, является договор страхования.
Необходимой предпосылкой для заключения договора страхования является наличие страхового интереса у страхователя, который возникает на основе владения, пользования или распоряжения объектом страхования.
Страховой интерес в имущественном страховании всегда ограничен стоимостью имущества, поэтому имущественное страхование базируется на принципе возмещения ущерба в доказанном размере в пределах страховой суммы. Этот же принцип действует и в страховании гражданской ответственности. В страховании жизни страховой интерес неограничен, поэтому человек может застраховать свою жизнь на любую сумму, которую пожелает и может себе позволить.
При заключении договора страхования страховая компания обязана ознакомить страхователя с условиями страхования. Страхователь, в свою очередь, обязан предоставить страховщику всю информацию, необходимую для оценки риска. Это называется принципом высшей добропорядочности в страховании. Обе стороны договора обязаны придерживаться этого принципа.
В договоре страхования обязательно указывается: фамилия и адрес страхователя, сумма страхования, величина страхового взноса и порядок его внесения, начало и продолжительность периода страхования, исключения из объема ответственности страховщика.
Заключение договора накладывает на страхователя и страховщика определенные обязательства. В соответствии с договором страхователь обязан:
– своевременно и в необходимых размерах вносить страховые взносы;
– принимать необходимые меры при наступлении страхового случая по предотвращению и уменьшению ущерба;
– предоставлять страховщику всю информацию, необходимую для правильной оценки страхуемого риска;
– сообщать страховщику о страховом случае в сроки, установленные договором страхования.
В соответствии с нормами российского законодательства страховщик обязан:
– ознакомить страхователя с Правилами страхования;
– не разглашать сведения о страхователе и его имущественном положении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
– при наступлении страхового случая составить акт и своевременно произвести расчет ущерба и выплату страхового возмещения (страховой суммы);
– перезаключить по заявлению страхователя договор, если страхователь провел мероприятия, которые уменьшили риск наступления страхового случая и размер возможного ущерба застрахованному имуществу либо действительная стоимость имущества увеличилась.
Наряду с обязанностями у участников страхового договора есть и определенные законодательством права.
Права страхователя таковы:
на получение страховой суммы или страхового возмещения;
на изменение условий страхования;
на досрочное расторжение договора страхования в порядке, предусмотренном правилами страхования.
Права страховщика следующие:
право на получение необходимой информации и документов о факте страхового случая в компетентных органах;
право участвовать в спасении имущества;
право проверять состояние застрахованного объекта;
право представлять интересы страхователя на переговорах и в суде;
право отказаться от исполнения договорных обязательств, либо изменить условия в ��асти возмещения ущерба или выплаты страховой суммы.
Чтобы иметь возможность выплачивать крупные суммы при внезапном наступлении страхового случая, с страховом бизнесе должны работать достаточно крупные компании, располагающие значительным капиталом для создания финансовых гарантий своим клиентам. Поэтому в развитых странах государственное законодательство препятствует доступ мелких фирм в сферу страховой деятельности.
В соответствии с Законом Об организации страхового дела в РФ, деятельность российских страховщиков разрешена только в статусе юридического лица.
Основной формой организации страхового дела на Западе являются акционерные общества, большинство из которых объединены в холдинги для усиления своей финансовой мощи. Вторыми, после акционерных обществ по объему собираемых страховых взносов и количеству страхователей, являются общества взаимного страхования. Сфера их деятельности главным образом – личное страхование (особенно это развито в Японии).
Для работы на рынке страховая компания обязательно должна иметь лицензию. Чтобы получить ее в России, необходимо выполнить следующие условия:
– получить свидетельство о регистрации на территории РФ;
– оплатить необходимый размер уставного капитала;
– выполнить обязательные нормативные соотношения между собственными средствами компании и размерами страховых взносов по лицензируемому виду страхования.
– не превышать лимит собственного удержания или представить план перестрахования;
– направить заявление на лицензию с приложением необходимых документов (бизнес-план, расчет страховых тарифов и резервов, сведения о руководителе и заместителях).
В России, по указу президента от 10.02.1992 создана федеральная служба надзора за деятельностью страховых компаний – Департамент страхового надзора при Министерстве Финансов РФ.
На Департамент возложены три основные функции:
1. регистрация и лицензирование страховой деятельности;
2. обеспечение гласности (через обязательную публичную отчетность страховщиков);
3. обеспечение правопорядка в отрасли (через систему предписаний и текущего надзора за деятельностью страховщиков).
Кроме перечисленных функций департамент разрабатывает правила формирования и размещения страховых резервов, учета и отчетности страховщиков, контролирует обоснованность страховых тарифов и платежеспособность страховщиков.
Особенности развития страхования в современной России.
Страхование является одной из наиболее динамично развивающихся сфер бизнеса в Российской Федерации. Объемы страховых операций неуклонно возрастают, а страховые компании играют в экономике все более значимую роль. Так, по данным Всероссийского союза страховщиков, прирост сборов страховых платежей в 2003 по отношению к 2002 составил 51,3 %, а страховые выплаты возросли на 18%. Быстрее всего в 2003 росли сборы по страхованию жизни – на 59 %. Страховые резервы приближаются к 90 млрд. рублей. Число работников, занятых в отрасли, составляет 250–300 тысяч человек (около 0,5% от общей численности занятых).
В «Концепции развития страхования в Российской Федерации» отмечено, что доля средств от страхования в валовом внутреннем продукте страны выросла с 1,6% в 1988 до 3% в 2001.
Признавая успехи в развитии страховой деятельности, специалисты отмечают, что за годы рыночных реформ пока еще не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг.
Основными проблемами современного страхового рынка России являются:
– низкий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;
– отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;
– информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;
– ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг и на территориях путем создания уполномоченных страховых организаций и барьеров для иностранных страховщиков;
– несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора;
– низкий уровень капитализации страховых организаций, а также неразвитость национального перестраховочного рынка, приводящие к необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу.
К отрицательным явлениям российской действительности относится большое количество страховых суррогатов. На место псевдостраховых продуктов, рассчитанных на выплату заработной платы сотрудникам предприятия через страхование жизни, которое было широко распространено в 1990-е, стали приходить финансовые схемы с применением страхования имущества и ответственности юридических лиц. Взносы предприятия, выплаченные по этим видам страхования и отнесенные на себестоимость продукции (то есть не облагаемые налогами), используются для выплаты дополнительных вознаграждений своим сотрудникам через страховые компании.
Современный рынок перестрахования в России характеризуется малой емкостью, что вынуждает первичных страховщиков перестраховывать риски в зарубежных перестраховочных компаниях. Однако в последние годы перестрахование за рубежом доступно только крупным страховым компаниям, так как в связи с глобальными убытками на международном страховом рынке, существенно возросли тарифы по перестрахованию. Ужесточаются и условия перестрахования: например, уточняется ряд стандартных исключений из покрытия (терроризм, убытки вследствие компьютерных вирусов и др.), более жесткими становятся требования к сбалансированности договоров. Правда, все эти события способствуют развитию отечественного рынка перестрахования, стимулируют создание перестраховочных пулов. Так, например, шесть ведущих российских страховых компаний учредили специализированный Российский антитеррористический пул, емкость которого на сегодняшний день составляет 11 млрд. долл.
Таким образом, трудности развития российского страхования связаны не только с общими проблемами развития данной отрасли, но и с некоторыми особенностями российской переходной экономики. Развитие отношений страхования адекватно степени развития рыночных отношений, уровню жизни населения и состоянию инфраструктуры.
Великобритания в истории страхования жизни
Современное страхование жизни начинается в Великобритании, англичане решили его опробовать и заставить работать. Практика страхования жизни имелась во всей континентальной Европе, за исключением Англии. Но именно форпостом современного страхования жизни, были британские страховые компании, часть из которых известна в европейских странах и сегодня. Это было в середине 17-го века, на улицах Лондона, группы людей решили собраться в кофейни Ллойда и высказать свои идеи о страховании жизни. Кофейня была известным местом для купцов, судовладельцы и торговцев, и поэтому было идеальным местом для обсуждения идей о страховании жизни, тем более что у большинства из этих людей имелись деньги.
Компании по страхованию жизни
Организация процесса страхования и требования, предъявляемые к страховщикам, существенно отличаются у компаний, занимающихся страхованием жизни и имущественным страхованием. В большинстве стран мира компании по страхованию жизни выделены в отдельную категорию страховых организаций, государственный надзор за которыми существенно строже. Компании по страхованию жизни занимаются, как правило, достаточно широким спектром видов личного страхования — собственно страхование жизни (на случай смерти, на дожитие и др.), различные виды пенсионного страхования, страхование от несчастного случая и некоторые виды медицинского страхования. Им не разрешается заниматься имущественными видами страхования — страхованием имущества и страхованием ответственности (в зарубежной практике именуемые вместе general insurance или non-life insurance).
В различных странах к страховщикам жизни предъявляются отдельные специальные требования, которые не действуют в отношении прочих страховщиков. Во многих странах страхованием жизни могут заниматься только коммерческие компании, созданные в форме открытых акционерных обществ. Особенно высокие требования предъявляются к страховщикам жизни и в части прозрачности ведения их бизнеса и понятности правил страхования для страхователей. В европейских странах страхователь при заключении договора и в любое время его действия вправе потребовать от страховщика информацию о его деятельности и о проводимых им страховых операциях. Впервые эти требования появились с конца 1980-х годов в Великобритании, а 1 июля 1995 года вышла директива ЕС о неправильных условиях контрактов. Согласно этой директиве по требованию страхователя страховщик должен сообщить ему все необходимые сведения, включая:
- название страховой компании, её правовую форму, страна регистрации штаб-квартиры, её адрес и адрес агентства, заключившего договор (контракт);
- условия страхования, включая описание каждой гарантии и каждого дополнения к договору, сроки договора, условия оплаты страховой премии, условия начисления бонусов, правила определения выкупной суммы, расчет премии по каждому виду гарантий;
- количество дней для обдумывания, которые предоставляются страхователю для возможности расторгнуть договор в первые дни после его заключения с возвратом ему уплаченной страховой премии в полном объеме (от 14 дней в Великобритании до 30 дней во Франции и Италии);
- налогообложение по каждому типу полиса;
- порядок обжалования страховых договоров и рассмотрения дел в суде;
- все изменения в условиях полиса или законодательства, применяемые к данному виду страхования.
Требования к размеру минимального размера уставного капитала для страховщиков жизни обычно существенно выше, чем для остальных страховых организаций.
Например, вступивший в действие 1 января 2020 года в РФ закон предусматривает, что с 01.01.2020 по 01.01.2022 российские страховщики жизни должны увеличить размеры уставного капитала не менее чем:
- к 2020 — до 310 млн.руб (прочие страховщики — до 180 млн.руб);
- к 2021 — до 520 млн.руб (прочие страховщики — до 240 млн.руб);
- к 2022 — до 600 млн.руб (прочие страховщики — до 300 млн.руб).
Таким образом, требования к минимальному уставному капиталу у страховщиков жизни вдвое выше, чем у страховщиков в сегменте имущественного страхования.
В России страхованием жизни не разрешено заниматься обществам взаимного страхования.
Разнятся в сфере страхования жизни и отношения между страховщиком и страхователем. Они связаны договорными отношениями на очень длительные сроки (от 5 до 20 лет и более) и заинтересованность в их поддержании высока и со стороны страховщика, и со стороны страхователя. Отсюда такие невозможные в имущественном страховании явления, как участие страхователей в прибылях страховщика (часть дивидендов некоторые страховщики жизни распределяют между держателями полисов — страхователями) и предоставление страховой компанией кредитов страхователям под залог полиса по страхованию жизни. В ряде европейских стран законодательно закреплена обязанность страховщика распределять часть прибыли между страхователями — во Франции действует Страховой кодекс, согласно которому страховщики должны распределять среди клиентов 90% технической прибыли (т.е. прибыли от собственно страхования) и 85% финансовой прибыли (т.е. прибыли от инвестирования собранных страховых премий), в Германии страховщики жизни обязаны выплачивать страхователям 90% прибыли по договорам страхования жизни.
Страховые компании, занимающиеся страхованием жизни, во всем мире относятся к наиболее крупным институциональным инвесторам .
Страховая история водителя по ОСАГО: что это?
Бюро страховых историй содержит все данные по закрытым ранее страховым полисам водителей. Таким образом, у каждого водителя есть страховая история, которая подтверждена документально. И когда водитель приходит за оформлением нового полиса на автомобиль, вне зависимости от фирмы-страховщика, важным фактором расчёта коэффициентов по ОСАГО будет его страховая история. Опытный водитель с хорошей историей получит скидки при оформлении новой страховки, а нарушитель, наоборот, получит повышенные коэффициенты. Так страховая компания снижает собственные риски.
Важно понимать, что страховая история водителя – это именно те случаи, в возникновении которых водитель виновен. Если авария произошла не по его вине, то на страховую историю данные инциденты не влияют. Такое разграничение сделано для выявления мошенников, которые будучи виновны в авариях или специально провоцируя их с целью незаконного заработка на потерпевших, скрывают данные случаи при оформлении страховок.
Итак, что об этом необходимо знать? ОСАГО предполагает целый ряд обязанностей для водителя транспортного средства. К ним относятся:
- Оформление полиса обязательного страхования для транспорта, используемого на общих основаниях.
- Предъявление по требованию страхового полиса работникам ДПС.
- Уведомление страховой компании об изменении сведений о страхователе (месте жительства, фамилии, номера водительского удостоверения и так далее).
- Предоставление данных страхового полиса в случае возникновения ДТП участникам происшествия.
- Уведомление страховщика о наступлении страхового случая посредством заполнения специального извещения в срок, установленный законом.
- Достоверная информация о страховом случае.
- Предоставление автомобиля для определения степени повреждений.
Что они из себя представляют? Обязательное страхование автоответственности предоставляет страхователю следующие права:
- Восстановление утраченного полиса.
- Получение услуги обязательного автострахования у любого страховщика при соблюдении всех условий.
- Заключение договора на выбранный период.
- Самостоятельное расторжение договора в случаях, установленных законом (смена собственника автомобиля и так далее).
- Получение страхового возмещения в полном объеме в соответствии с положениями закона.
- Требование дополнительного страхового возмещения при нехватке выплаченной суммы на восстановление автомобиля.
- Требование возмещения расходов, возникших при наступлении страхового случая.
- Требование независимой экспертизы в случае несогласия с решением работника страховой компании.
- Использование расширенных возможностей обязательного страхования.
Этапы становления и развития социального страхования в России
В истории становления
и развития обязательного социального
страхования в России можно выделить четыре основных этапа: возникновение
социального страхования (1903 — 1917 гг.
); социальное страхование после Октябрьской
революции (1917 — 1933 гг.); социальное страхование
и профсоюзы (1933 — 1990 гг.
); социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям, проблемы реформирования (1991 — настоящее время).
Возникновение социального страхования (1903 — 1917 гг.)
Россия значительно позже
многих западных стран ввела обязательное социальное страхование наемных
работников. Как известно, впервые
оно появилось в Германии, где
за период с 1888 по 1889 годы был принят ряд законов об организации государственного социального страхования рабочих. Затем началось быстрое шествие
этого института по всему миру.
В России, как и в других странах, появлению обязательного
социального страхования предшествовало создание различных страховых касс, взаимных страховых обществ, вспомогательных
товариществ, а также введение личного
страхования жизни. Разновидностью личного страхования было страхование
от несчастных случаев на производстве.
Страхование от несчастных случаев
имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые
общества заключали договоры с владельцами
предприятий, принимая на себя выплату
определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев.
Наличие подобного
договора освобождало предпринимателя
от гражданско-правовой ответственности
за причинение вреда, которая предусматривалась
законодательным актом 1901 года о
пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников за счет работодателей, виновных в повреждении здоровья.
Вопрос о гражданско-правовой ответственности
работодателя при подобных обстоятельствах
был особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 года «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев».
Именно после
принятия этого закона предприниматели
стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования
работников с тем, чтобы снять
с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в
какой-то степени, предвестником государственного социального страхования в России.
Основы обязательного
социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 году законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих».
Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали
всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и палых регионов страны.
Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни.
Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.
Однако, при всей ограниченности числа застрахованных и недостаточности
их обеспечения, эти законы учитывали
страховые принципы, действовавшие
в других Странах. Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и
работников.
Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые
товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих
не менее 200.
Для обслуживания рабочих
более мелких предприятий создавались
кассы на кооперированных началах. Ведущая роль в организации страховых
касс и в их управлении принадлежала работодателям и рабочим. До революции
в России действовало несколько
тысяч страховых касс.
В центре эту работу проводил Совет по делам
страхования рабочих, а в губерниях — Страховые присутствия.
Социальное страхование
после Октябрьской революции (1917-1933 г.г.)
Новые руководители страны, пришедшие к власти после Октябрьской
революции 1917 года, считали, что законы Третьей Государственной думы не отвечали насущным интересам рабочих.
Сразу же после революции была предпринята попытка ввести альтернативную программу социального страхования, разработанную Пражской партийной конференцией. Уже 14 ноября 1917 года опубликовано Правительственное сообщение по данному вопросу.
В нем говорилось, что рабоче-крестьянское правительство немедленно приступает к изданию законов о полном социальном страховании наемных рабочих и сельской бедноты, чего не сделало прежнее правительство.
Однако тут же следует отметить, что полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято за весь советский и последующий периоды. Принимались разрозненные декреты и постановления по отдельным видам социального страхования и обеспечения, которые часто и не всегда обоснованно пересматривались по конъюнктурным соображениям.
Изданные вскоре после
Правительственного сообщения нормативные
акты о страховании на случай болезни, беременности и родам, а также
безработицы не нашли своей полной реализации. Они были фактически заменены Положением о социальном обеспечении
трудящихся, утвержденным декретом СНК
в октябре 1918 года.
Этот документ не только обозначил круг выплат, но и
определял размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождение ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи Положение не получило необходимого развития.
Обеспечение трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.
Система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства, просуществовала
до 1921 года, когда с переходом
к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.
По декрету СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании
лиц, занятых наемным трудом»
материальное обеспечение трудящихся основывалось на обязательных взносах
предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Конкретные нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК.
В
частности, пособия по временной
нетрудоспособности, беременности и
родам устанавливались в размере
фактического заработка работника. Если средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки.
При рождении ребенка предусматривалось
два вида пособия: на предметы ухода
за новорожденным и на кормление
ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты. Пособие
по безработице выдавалось в размере
от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы.
В
этих нормативных актах подчеркивалось, что фонды социального страхования
твердо бронированы и не могут
быть использованы на какие-либо другие цели. К сожалению, позже данное положение
было нарушено вследствие включения
этих средств в государственный бюджет, а размеры обеспечения нередко изменялись в сторону их сокращения.
Субъекты, объекты и предмет страхования
Для того чтобы рассматриваемое отношение было оформлено, должно принять участие как минимум две стороны.
Согласно стандартной схеме, субъекты страхования включают в себя страховщика и страхователя. В качестве одной стороны выступает компания, которая оказывает услуги страхования. Она может иметь как государственную, так и частную форму собственности, или же представлять собой акционерное общество. Именно страховщик разрабатывает условия, на которых оказываются услуги, и выставляет их своим потенциальным клиентам (которыми могут быть как юридические, так и физические лица). В свою очередь, последние могут принять данные условия в том случае, если они им подходят. Тогда они подписывают соответствующий договор установленного образца со страховой компанией и становятся страхователями (выступают в качестве застрахованного лица). Однако кроме обеспечения гарантии защиты данный документ накладывает определенные обязательства в виде обязательной выплаты страховой премии. Она может быть как однократной, так и регулярной.
Предложения о покупке
Крупные страховщики в этом году активно получают предложения о покупке других компаний или о принятии от них страховых портфелей. Как показал опрос страховщиков, они ожидают сокращения численности игроков на 20% в следующем году в связи с распространением новых требований ЦБ к финустойчивости на все страховые компании.
Согласно данным ЦБ, с начала этого года 13 страховых компаний уже уведомили регулятора о намерении передать страховой портфель другим игрокам.
По оценке заместителя генерального директора компании «Ингосстрах» Ильи Соломатина, как минимум для 20-30 страховщиков новые требования к устойчивости и платежеспособности окажутся серьезным, критическим испытанием. «У страховщиков ОМС своя специфическая система регулирования, вряд ли стоит ожидать в этом секторе значительного исхода компаний в следующем году в связи с полномасштабным введением указания ЦБ по финустойчивости. Тем не менее, из 23 компаний как минимум пять могут столкнуться с трудностями», — полагает он.
Весь следующий год «мы будем наблюдать процесс исхода с рынка тех страховщиков, кто не готов соответствовать новым требованиям ЦБ», прогнозирует представитель «Ингосстраха».
Вместе с тем, по его мнению, уход десятков страховщиков заметно не отразится на объемах страхового рынка: примерно на 60 ведущих страховых компаний страны приходится более 80-90% совокупных национальных сборов.
Отвечая на вопрос, обращаются ли коллеги в последнее время к «Ингосстраху» с предложениями купить другого страховщика, Соломатин отметил, что его компания мониторит всю отрасль, смотрит, какие есть предложения на рынке. Однако в целом те страховщики, кто не выдерживает требований регулятора, для крупных страховщиков не представляют серьезного интереса.
Обращения о приобретении страховых компаний в этом году получал «Росгосстрах», «но варианты приобретения в данный момент не рассматривает», сообщили агентству в компании. «Росгосстрах» провел большую работу по перестройке существующих ИТ-систем — от операционных до хранилища данных. «Новые требования ЦБ более серьезные, устойчивость страхового сектора явно укрепится, тем не менее до «европейских подходов» предстоит сделать еще немало», — сказал представитель компании.
В «АльфаСтраховании» полагают, что в следующем году изменения коснутся страховых компаний с небольшой капитализацией. «Источников пополнения капитала не так уж и много: это IPO, поиск стратега или вложения со стороны действующих акционеров. Очереди из стратегических инвесторов на рынке сегодня мы не видим, а выбор из оставшихся двух способов должны сделать в каждом случае действующие акционеры, принимая во внимание финансовое состояние и рыночное положение. От компании к компании выбор может быть разным», — сказал представитель страховщика.
В «АльфаСтрахование» регулярно поступают предложения о покупке других страховщиков, они изучаются. «В последний год обращения участились в связи с ужесточением требований ЦБ к финансовой устойчивости страховщиков. «АльфаСтрахование» «всегда рассматривает все возможности для роста и развития бизнеса, в том числе, сделки M&A», — пояснили в компании позицию по этому вопросу.
В свою очередь «Сбербанк Страхование» придерживается стратегии органического роста бизнеса, а значит, не рассматривает варианты расширения бизнеса за счет приобретения других страховщиков.
Глава страхового брокера «Ростеха» (ООО «СБ «РТ-Страхование») Николай Галушин полагает, что новые требования ЦБ к финансовой устойчивости страховщиков ни для кого не оказались неожиданностью. Если это не так, значит, игрок уже готовился к уходу с рынка. Отказываться от страхового бизнеса компании будут по совокупности причин, в том числе из-за требований положения ЦБ 710-П. Но в первую очередь из-за отсутствия перспектив развития, возможности выиграть в конкурентной борьбе, из-за вызовов, связанных с необходимостью проводить цифровизацию компаний. Большинство игроков из тех, кто готовится покинуть рынок, уйдут цивилизованно — через передачу портфеля, продажу бизнеса или объединение или слияние с другими страховыми компаниями. Общий тренд на сокращение количества страховщиков сохранится. Но «винить» во всем положение 710-П ошибочно, считает Галушин.
Он сомневается, что уходящие страховщики поменяют статус и пополнят ряды действующих страховых брокеров, но специалисты таких компаний найдут себе применение. «Сегодня появляются все новые цифровые платформы, маркетплейсы, агрегаторы, это будет происходить и в дальнейшем. Возникает потребность в большом количестве разных специалистов в области ITТ, SMM-коммуникациях, в разработке и продвижении новых страховых продуктов», — сказал Галушин.
К началу ноября 2021 года, по данным ЦБ, в стране действовала 151 страховая компания. В том числе 21 — с лицензиями на обязательное медицинское страхование (ОМС), 39 — с лицензиями на ОСАГО, и 22 компании — с лицензиями на страхование жизни.