Как и где получить паспорт на отходы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и где получить паспорт на отходы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На любом производственном предприятии имеется определенный объем экологической документации. И в каждом документе содержатся сведения только о каком-то одном способе техногенного воздействия на природу. Это не совсем удобно для сотрудников предприятия и контролирующих органов, ведь для получения конкретных сведений им проще изучить один комплексный документ, чем просматривать всю документацию.
Составление экологического паспорта
Составление данного документа – это сложная и ответственная процедура. Как правило, предприятия обращаются за помощью в специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию. Готовый экологический паспорт подают на согласование в территориальное отделение природоохранного ведомства.
Документ состоит из двух частей. В первой части указана общая информация о юридическом или физическом лице, перечень используемого сырья, описание схем (технологических) производства продукции, сведения о видах отходов и др. Во второй части отображают перечень планируемых мероприятий, цель которых – снижение нагрузки на экологию. Указывают сроки, объемы затрат, объем выбросов вредных веществ до и после проведения каждого мероприятия. Пример экологического паспорта для заполнения — в конце статьи.
Рекомендуемую форму экологического паспорта можно найти в приложении «А» к ГОСТу Р 17.0.0.06-2000. Порядок составления документа следующий:
-
Заполняется титульный лист. Здесь указывают данные о согласовании паспорта, наименование природопользователя, ведомственную принадлежность.
-
На второй странице отображают сведения о разработчике экопаспорта.
-
Далее указывают общие сведения о природопользователе (наименование, местонахождение, классификационные признаки, платежные реквизиты, сведения о регистрации, фамилию и инициалы руководителей).
-
Следующий раздел посвящен показателям, характеризующим эколого-экономическую деятельность организации.
-
После этого надо внести сведения о выпускаемой продукции (краткую характеристику производства).
-
В разделе «Потребление энергоносителей» отображают данные об используемых энергоресурсах с указанием объема по конкретным подразделениям организации.
-
В следующем разделе описывают производственные и экономические показатели деятельности организации с разбивкой по годам.
-
В разделе «Сведения о землепользовании» указывают подробную информацию об объеме использования земельных ресурсов, проведении мероприятий по рекультивации и др.
-
В специальную таблицу вносят сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование, природоохранную деятельность.
-
Следующий этап – приведение перечня разработанных природоохранных мероприятий с указанием срока их выполнения и наименования подразделений, ответственных за их выполнение.
Форма 4 – ОС (текущие затраты) образца 2021 года
По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой».
Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность. Согласно приказу:
- Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
- Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее — данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.
Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
- содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
- статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
Представление экологической отчётности
В таблице приведены формы отчётов по статистической экологической отчётности, экосбору и плате за НВОС, а также правила их представления.
Таблица по основным формам «экологической» отчётности
Наименование отчета | Периодичность и сроки сдачи | Куда представлять | В каком виде отчитываться |
Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043) | Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению объекта.
Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН |
Если плата за НВОС за предыдущий отчётный период:
|
Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509) | В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:
|
В Росприроднадзор | На бумаге или через интернет |
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417) | Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) | Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению. Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва). Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва) |
В общем случае —через интернет. При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчёта в формате xml |
Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.20 № 2010) | Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) | ||
Расчёт суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488) | Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 15 апреля 2022 года включительно) | ||
Форма № 2-ТП (отходы) (утв. приказом Росстата от 09.10.20 № 627) |
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента. Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них |
На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (воздух) (утв. приказом Росстата от 08.11.18 № 661) |
Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 24 января 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента | На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (рекультивация) (утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676) |
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента | На бумаге или через интернет |
Отчет о результатах ПЭК (форма утв. приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261) | Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 25 марта 2022 года) | Если деятельность ведётся:
|
На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет |
- Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.
- Создание и эффективное функционирование во всех субъектов РФ системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
- Создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;
- Реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, с учетом сводных расчетов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду.
Экологическая отчетность 2021
Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
- содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
- статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.
Приняты новые Критерии категорирования объектов НВОС и разделения их на I, II, III, IV категории — смотрите Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 2398. Документ действует до 2027 года с оговоркой, что до 15 апреля 2022 года Минприроды РФ будет анализировать практику его применения. Изменение для предпринимателей существенное, ведь именно от категории объекта зависит плата за НВОС, объем требований к разработке экологических программ и отчетности.
Сроки сдачи сведений за 2020 год не изменились. Плату также необходимо внести до 1 марта, а до 10 марта — представить отчет. Однако определять ее следует по-новому:
-
Способ расчета авансов на следующий год указывают в Декларации НВОС — смотрите приказ Минприроды РФ от 10.12.2020 г. № 1043 «Об утверждении Порядка представления Декларации…». Документ вступил в силу 15 января 2021 года, и его нужно учитывать при сдаче отчетности за 2020 год.
-
Расчет платы за НВОС производят по новым коэффициентам, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2017 г. — с изменениями от 17.08.2020 г. Некоторые из них выросли в 4-5 раз.
-
Постановление Правительства РФ от 11.09.2020 г. N 1393 изменяет ставки платы за НВОС. Их определяют по показателям, установленным Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 на 2018 год, и применяют повышающий коэффициент 1,08. Ставка платы за пыль каменного угля составляет 61 руб. за тонну.
-
Переплату за НВОС разрешено учитывать не только за предстоящий отчетный период, но и перенести на будущие периоды — смотрите Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 г. № 857.
Вступил в силу новый Порядок ведения учета забора водных ресурсов — Приказ Минприроды России от 09.11.2020 г. N 903. Собственники могут привлекать к определению объемов забора и сброса независимых квалифицированных специалистов или делать это самостоятельно.
Учет ведут по данным ежедневных измерений уровня вод при помощи аттестованных средств. Химический состав сбросов определяют при периодических пробах, а данные вносят в Журнал учета качества сточных, в том числе дренажных, вод. Его заполняют не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Приняты два важных изменения:
-
Утверждены новые нормативы утилизации отходов на 2021 год — смотрите Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 3722-р. Добавлена новая группа — «упаковка из комбинированных материалов», а ряд других позиций исключен.
-
Обновлены перечни товаров и упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, — Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 3721-р. Исключены шесть групп товаров, например, электронные кабели или жалюзи и аналогичные пластиковые изделия. Перечень видов упаковки, наоборот, расширен.
Нормотворцы внедрили шесть новых документов в сфере обращения с отходами.
-
Обновлено Положение о лицензировании деятельности в области обращения с отходами — смотрите Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 г. N 2290. Новый документ принят взамен отсеченного «регуляторной гильотиной» акта. Также в нем отражены требования реестровой модели лицензирования.
-
Владельцы объектов НВОС I и II категорий будут считать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) по новым Методическим указаниям, утвержденным приказом Минприроды России от 07.12.2020 г. N 1021. Старый документ признан негодным «регуляторной гильотиной».
-
Новый порядок разработки и утверждения НООЛР утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1029. Он обязателен для индивидуальных предпринимателей и предприятий, которым повезло эксплуатировать объекты НВОС I и II категорий.
-
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1026 установил требования к паспортам отходов I — IV классов опасности. Индивидуальные предприниматели и организации будут разрабатывать и утверждать два вида документов: паспорта отходов, включенных в ФККО — Федеральный классификационный каталог отходов; паспорта не включенных в ФККО отходов.
-
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1027 определил порядок подтверждения Росприроднадзором класса опасности отходов, с I по V . Он не распространяется на радиоактивный, биологический, медицинский мусор и вещества, разрушающие озоновый слой.
-
Мониторинг состояния окружающей среды экологические вредители — владельцы объектов размещения отходов, будут вести по новому Порядку. Он утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1030. Документ не распространяется на скотомогильники, медицинский мусор и кладбища радиоактивных отходов.
Отменяется много документов по экологии! Оглашаем весь список!
Росприроднадзор с января 2021 г. принимает отчеты только в электронном виде. Ведомства ограничили свое общение с людьми в период локдауна и взаимодействовали с заявителями через цифровые сервисы. Видимо, такой способ связи пришелся чиновникам по вкусу, и они закрепили его в Федеральном законе от 30.12.2020 г. № 500-ФЗ. Носить в надзорные органы распечатки могут только субъекты малого предпринимательства (СМП) — до 1 января 2022 г. Остальным придется осваивать Личные кабинеты на сайтах ведомств.
Росприроднадзор уже предупредил об электронном документообороте на своей официальной странице. Росстат разъяснил 14 января 2021 г., что будет принимать и бумажные отчеты, пока не изменится Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 620.
Если у вас голова идет кругом от нормотворческих инициатив, звоните нам — мы поможем разобраться. Напоминаем, что вы всегда можете заказать в группе компаний «Норматив» услугу по сдаче экологической отчетности или экологическому аутсорсингу.
Паспорт класса опасности отходов
Акт отбора проб
Характеристика на сотрудника с места работы: образец
Счет на авансовый платеж по договору: образец
Экологический налог на автомобиль – 2019
Вопрос охраны окружающей среды является особо актуальным, ведь практически каждое предприятие в процессе осуществления деятельности наносит ущерб природе. С целью контроля за экологической ситуацией в регионах Госкомитет по охране природы (далее – Госкомприроды) рекомендует организациям разрабатывать экологический паспорт. Порядок составления данного документа регулирует ГОСТ Р 17.0.0.06-2000.
Экологический паспорт предприятия (образец заполнения приведен далее) – это документ, в котором содержатся сведения об использовании компанией природных и вторичных ресурсов, а также информация о влиянии осуществляемой хоздеятельности на окружающую среду. Экопаспорт позволяет оценить количество, состав вредных выбросов и определить способы их уменьшения. Перед составлением экологического паспорта в обязательном порядке проводится инвентаризация (составляется перечень) загрязняющих факторов.
На любом производственном предприятии имеется определенный объем экологической документации. И в каждом документе содержатся сведения только о каком-то одном способе техногенного воздействия на природу. Это не совсем удобно для сотрудников предприятия и контролирующих органов, ведь для получения конкретных сведений им проще изучить один комплексный документ, чем просматривать всю документацию.
Таким комплексным документом является экологический паспорт объекта. Из него можно получить информацию о:
-
использовании природных ресурсов;
-
природоохранной деятельности организации;
-
полученных разрешительных документах (подтверждающих право пользования ресурсами);
-
об установленных нормативах и данных, касающихся ведения экономической деятельности предприятия.
Экологический паспорт служит основой для подготовки данных при составлении отчетности по экологии. Также содержащиеся в нем сведения используются при расчете платы за загрязнение окружающей среды.
Экологический паспорт предприятия
Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.
Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.
Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.
За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2022 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.
Декларация о плате за НВОС сдается не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 10 марта 2022 года).
Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:
- более 10 тонн по одному объекту;
- от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.
СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.
Форму № 2-ТП (воздух) нужно сдать не позднее 22 января года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 24 января 2022 года, т.к. 22 января — выходной).
Как рассчитать выбросы для производства попкорна и кукурузных палочек?
Базовое законодательство
Документы по экологии на предприятии составляются в соответствии с требованиями Федеральных законов:
- «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
- «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ;
- «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ.
Обратите внимание, что с 1 января 2021 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496, в соответствии с которым начнут действовать новые:
- Правила учета в области обращения с отходами;
- Порядок предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов;
- Требования к объектам захоронения и утилизации отходов;
- Правила лицензирования деятельности по обращению с отходами I–II и III–V классов опасности.
Соответственно изменится и перечень документов предприятия по экологии.
Паспорт экологической безопасности
Минприроды разъяснило порядок формирования паспортов отходов, документа о составе образующихся видов отходов, подлежащих учету, и банка данных отходов.
Отмечено, что организации и ИП могут не направлять заверенные копии паспортов отходов, включенных в федеральный каталог, в адрес территориального органа Росприроднадзора.
Документы, на основании которых установлено соответствие отходов виду, включенному в каталог, должны храниться в течение всего срока действия паспорта.
Написать комментарий
В ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 не приведен точный перечень предприятий, которым необходимо разрабатывать и применять экопаспорт. Так как в стандарте указано о любых видах негативного воздействия на окружающую среду, паспорт может потребоваться:
- ресурсоснабжающим и ресурсодобывающим предприятиям (водоканал, теплогенерирующие компании, объекты электроэнергетики);
- предприятиям по сбору, утилизации, переработке, хранению и обезвреживанию мусора;
- промышленным предприятиям, чья деятельность сопровождается выбросами вредных и опасных отходов в атмосферу, водные источники или на почву;
- предприятиям металлургической, химической, нефтегазовой, лесной и иной промышленности.
Так как оформление паспорта экобезопасности формально является добровольным решением предприятия, заставить сделать это не могут.
Исходная информация и документы на экологическую безопасность у предприятия уже должны быть на момент разработки паспорта. Без оформления паспортов опасных отходов, договоров на вывоз и утилизацию мусора, подготовки проекта лимитов на отходы и предельно допустимые выборы крупная компания изначально не может работать. Поэтому у разработчиков паспорта будут основные исходные данные для начала работы.
Также будут использованы результаты обследований, экологического аудита, иных внутренних и внешних проверок. Если на предприятии проводились плановые или внеочередные надзорные проверки Минприроды, иных ведомств, их результаты также используются для работы над документом.
Экологическая отчетность в РПН 2021 года
Обязательство создавать экопаспорта распространяется не на всех. Это потребуется предприятиям, которые сдают статистику в области охраны среды по утвержденной Белстатом отчетности:
- О выбросах загрязняющих веществ в воздушное пространство (1 ос-воздух);
- Об использовании водных ресурсов (1- вода);
- Отчетность на затраты по охране окружающей среды (1-ос затраты);
- Об обращении с отходами производства (1-отходы).
При сдаче как минимум одного из указанных отчетов на плечи природопользователя ляжет разработка экологического паспорта. Первые три вида заполняют крупные компании, четвертый тип отчетности встречается у многих хозяйствующих субъектов малого предпринимательства.
Законодательно оговорен ряд существенных моментов для разработчиков будущих экодокументов:
- На ведение паспорта не оказывают влияние экономические показатели, штат или применяемая система налогообложения.
- Разрабатывается паспорт для целой организации, либо обособленных участков, объектов. Решение об этом принимается природопользователем самостоятельно.
- Смена собственника сохраняет предыдущий паспорт объекта недвижимости, а вот аренда зданий требует, чтобы арендатор сам разработал этот документ.
Видение отходов как ресурса
Проблема принтеров также заключается в том, как обращаться с пустым картриджами с тонером или картриджами принтера. Ни при каких обстоятельствах они, как правило, не должны попадать в корзину. Некоторые компании покупают пустые картриджи для их пополнения, после чего возвращают их на рынок в качестве перезаправляемых. Это не только уменьшает бюджет на офисное оборудование, но и приносит пользу среде.
В основном рециркуляция не всегда удобна, но имеет свой определенный смысл: в офисе создается много отходов, но бумага, пластик и металл могут быть повторно использованы. Самым важным является, конечно же, разделение отходов на станциях рециклинга (вторичной переработки сырья). Разумеется, у сотрудников нет личной и непосредственной выгоды в этом. Руководители предприятий вынуждены мотивировать сотрудников использовать свои ограниченные ресурсы ответственно, чтобы таким образом создать устойчивый предпринимательский дух.
Охрана окружающей среды на производствах различного спектра действия характеризуется комплексом принятых мер, которые направлены на предупреждение отрицательного воздействия человеческой деятельности предприятия на окружающую природу, что обеспечивает благоприятные и безопасные условия человеческой жизнедеятельности.
Любое предприятие на территории России, согласно законодательству, для осуществления своей деятельности должно разработать целую систему инженерно-технической документации. В ней организации следует четко указать предельно допустимое и временно согласованное количество выбросов, сбросов и лимитов размещения отходов. По этим данным оценивается экологическая безопасность на предприятии, воздействие мощностей на гидросферу, атмосферу и окружающую среду в общем. Достоверность этих документов, как говорилось ранее, проверяется раз в пять лет во время аудита.
Получив предписания, предприятие обязуется самостоятельно, без надзора, им следовать, вплоть до очередной проверки. То есть действует своеобразная презумпция невиновности, организация считается законопослушной, пока не будет доказано обратное. Но это не значит, что, пройдя проверку, можно жить спокойно следующие несколько лет. Дело в том, что местные и федеральные органы надзора могут провести аудит в любое время. Причем как плановый, так и спонтанный, спровоцированный местными жителями, пожаловавшимися, например, на чрезмерный шум или загазованность.