Норма накопления ТКО на 1 человека в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норма накопления ТКО на 1 человека в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сегодня используют разные формулировки: ТБО, ТКО. Это отдельная категория мусора, который образуется в результате жизнедеятельности человека, функционирования организаций, не занимающихся производством. Ранее использовалось обозначение «твердые бытовые отходы», а после введения реформы – коммунальные (тоже твердые).
Понятие нормы накопления ТКО
Норма накопления ТКО — это средний объем образования твердых коммунальных отходов, приходящийся на 1 человека в течение календарного года.
Нормирование происходит в соответствии с Правилами определения, утвержденными Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 269.
Этот показатель влияет на:
- размер тарифа для населения – ставки за сбор, вывоз и утилизацию 1 кубометра мусора;
- частоту вывоза отходов с территории;
- определение необходимого количества единиц техники;
- расчет затрат на топливо;
- определение места для утилизации отходов на полигоне;
- планирование возможностей по переработке мусора.
Норматив накопления для населения учитывает все виды отходов жизнедеятельности, включая бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, негабаритные строительные отходы и т.д.
Норматив образования отходов: понятие, необходимость расчета и его особенность в зависимости от разновидности
Каждый человек производит разное количество веществ, материалов, предметов, которые являются результатом какой-то деятельности. Если ввести единый тариф на оплату услуг по их вывозу, получится, что потребители, которые выбрасывают мало мусора, и те, что создают и отправляют в контейнеры большие объемы утиля, пользуются услугами операторов на равных. По этой причине были разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Фактически это месячное/годовое количество отработанных веществ, изделий с учетом определяющего фактора: на 1 человека или на 1 м2 объекта.
Целесообразность расчета объема производимого мусора обусловлена стремлением власти разработать единую тарифную сеть для всех регионов. Однако пока такой результат не был достигнут. Кроме того, нормы накопления ТБО зависят от вида мусора: в наибольших объемах производятся вещества, материалы бытового назначения.
Норматив накопления ТКО на 1 человека в год
На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:
- географический и природный характер местности;
- уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
- степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
- соотношение демографических групп населения;
- время года;
- способ сбора коммунальных отходов.
Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.
Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.
Годовой норматив ТКО на 1 кв. м. площади в Московской области для:
- квартир — 0,113 м 3 ;
- жилых домов — 0,123 м 3 .
Нормативы ТКО для физических лиц и частных домов
Норма накопления ТКО – это средний объем накопления твердых коммунальных отходов, в расчете на одного человека за один календарный год.
Норматив включает в себя бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, мелкий строительный мусор и другое.
Этот показатель влияет на:
- размер тарифа на вывоз мусора;
- определение количества необходимой техники и периодичность вывоза отходов;
- расчет затрат на топливо;
- выбор места для утилизации мусора;
- планирование возможностей для сортировки и переработки отходов.
При расчете нормативов принимают во внимание следующие факторы:
- наличие коммуникаций и мусоропровода;
- этажность дома;
- климатические особенности местности;
- образ жизни собственников жилья;
- время года;
- способ сбора ТКО.
Точные нормативы устанавливаются после проведения замеров и взвешиваний отходов на конкретной территории в течение недели в разные сезоны.
Среднесуточная норма накопления отходов рассчитывается по формуле:
- В – это масса полученного мусора за период проведения замеров;
- С – количество расчетных единиц;
- 7 – количество дней проведения замеров.
При расчете нормативов для частных домов принимается во внимание их благоустроенность. Для помещений подключенных к отоплению, водоснабжению, канализации, нормативы ниже, чем для неблагоустроенных домов.
Как было отмечено выше, уже по итогам первого года работы регоператор ощутил большой разрыв между доходами и расходами. В Челябинской области пришлось принимать закон о компенсации выпадающих доходов региональным операторам. На это пришлось пойти, чтобы не увеличивать тариф для населения сверх предельного значения. Во втором полугодии 2021 года для потребителей Челябинского и Карабашского кластеров стал действовать льготный тариф, а выпадающие доходы регоператорам стали компенсировать из регионального бюджета.
Существует и другой финансовый инструмент — так называемое сглаживание тарифа. В случае, если данные о расходах регоператора признаны экономически обоснованными, недополученные суммы могут быть заложены при формировании нового тарифа понемногу в течение нескольких лет. Например, по Челябинскому кластеру недополученные за 2019 и 2020 годы деньги предлагается вернуть в течение пяти лет. Однако регоператору средства для эффективной работы необходимы уже сейчас. Чтобы не прибегать к заёмным средствам, компания обратилась в минтарифов предложение о возврате недополученных, но фактически понесенных расходов за один год. То есть тариф может значительно измениться, но только на один год – затем, по оценкам регоператора, плата снова снизится до уровня, который утвержден в других регионах Уральского федерального округа.
Расчет затрат на заезды в домовладения при сборе отходов
Расчет затрат на заезды при сборе бытовых отходов производится по следующим статьям затрат:
— основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих с начислениями;
— амортизация;
— горюче-смазочные материалы;
— тех. обслуживание и ремонт;
— накладные расходы.
Расходы по статье «Заработная плата» за 1 рейс в расчете на расстояние заездов определяется путем умножения часового фонда заработной платы на расстояние заездов и деления на среднюю скорость при заездах.
, (13)
где: ЗПз — заработная плата производственных рабочих на заезд при сборе отходов;
ЗПчас — часовой фонд заработной платы производственных рабочих с начислениями;
nз — скорость спецмашины при заездах;
Рз — расстояние заездов.
Расходы по статье «Амортизация» за один рейс определяются путем умножения суммы амортизационных отчислений на час работы на расстояние заездов и деления на среднюю скорость при заездах:
, (14)
где: Аз — амортизационные отчисления на заезды при сборе отходов;
Ачас — амортизационные отчисления на 1 км пробега;
nз — скорость спецмашины при заездах.
Затраты по статье «Горюче-смазочные материалы» определяются путем умножения стоимости топлива и смазочных материалов на 1 км пробега (С, см. формулы 8, 9) на расстояние заездов
(15)
, (16)
где: c — стоимость топлива и смазочных материалов на заезды;
Рз — расстояние заездов.
Расчет затрат по статье «Техническое обслуживание и ремонт» определяются путем умножения затрат на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт на 1 км пробега (С, см. формулу 10) на расстояние заездов.
, (17)
где: Cто, р — стоимость тех. обслуживания и ремонта на заезды;
Рз — расстояние заездов.
По статье «накладные расходы» затраты определяются в процентах от основной заработной платы производственных рабочих.
Суммарная нормативная себестоимость заездов за один рейс пересчитывается на единицу измерения — 1 м3.
Каковы нормы накопления ТБО от организаций и предприятий?
Нормирование происходит в соответствии с Правилами определения, утвержденными Постановлением Правительства от 04. Этот показатель влияет на: размер тарифа для населения — ставки за сбор, вывоз и утилизацию 1 кубометра мусора; частоту вывоза отходов с территории; определение необходимого количества единиц техники; расчет затрат на топливо; определение места для утилизации отходов на полигоне; планирование возможностей по переработке мусора. Норматив накопления для населения учитывает все виды отходов жизнедеятельности, включая бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, негабаритные строительные отходы и т. Кем регулируется? Полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО наделены субъекты Российской Федерации, что подтверждается ст. Уполномоченные органы устанавливают нормы дифференцировано для: категорий объектов, образующих отходы; территорий субъекта и зон, в которых действует региональный оператор, осуществляющий сбор, вывоз и утилизацию твердых отходов; категорий потребителей услуги; Нормы и тарифы утверждает региональная служба по тарифам. Оплата производится в соответствии с: Правилами, действующими в отношении предоставлении коммунальных услуг населению утверждены Постановлением Правительства от 06.
Кто регулирует норматив
Самый весомый нормативно-правовой документ, регулирующий нормативы твёрдых бытовых отходов — Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Он закрепляет за властями муниципалитетов организацию в сфере работы с твердыми бытовыми отходами, определяет, кто является собственником ТБО, государственные полномочия и права граждан, ответственность за установление нормы, отчетность и наказания за возможные нарушения.
Другие законы и постановления правительства, регламентирующие работу отрасли:
- Федеральный закон № 52-ФЗ, охватывающий все аспекты санитарно-эпидемиологической обстановки, в том числе в нём оговариваются и нормы накопления мусора;
- Федеральный закон № 210-ФЗ, регулирующий построение и изменение тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- Постановление правительства от 1 февраля 2005 г. № 155, где оговариваются правила вывоза твёрдых и жидких отходов;
- Постановление правительства от 21 августа 2001 г. № 609, отменяющее систему перекрестных субсидий для коммунальных услуг и вывоза мусора;
- Постановление правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (2006 г.);
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (2014 г.);
- Жилищный кодекс Российской Федерации (2014 г.).
В отдельных муниципальных образованиях создаются уже свои нормативы. Обращение с ТБО также регулируется строительными и санитарными правилами, государственными стандартами, техническими условиями.
Тарифы на вывоз мусора
Изменения в работе с ТКО достаточно существенны.
Таблица 1. Основные изменения в законодательстве
Было | Стало |
Предоставление услуги закреплено за муниципальными властями | Услуга оказывается региональным оператором, с которым заключается договор |
Тарифы на вывоз мусора устанавливались ЖКХ | Тарифы устанавливаются оператором |
Оплата включена в общедомовые расходы | Оплата выведена в отдельную строку «Услуга обслуживания ТКО» или вообще в отдельную квитанцию |
Отходы необходимо сортировать |
При осуществлении услуг по вывозу мусора и отходов должны соблюдаться нормы, прописанные детально в СанПиН 42-128-4690-88. Он предполагает составление путевого листа для каждой грузовой машины, взаимодействие с администрацией полигона по складированию бытовых отходов и пр.
Весь вывозимый мусор делят на пять категорий, основываясь на степени его негативного влияния на окружающую среду:
- чрезвычайно опасные (после их выброса природный баланс практически не восстановим);
- высоко опасные (период восстановления – до 30 лет);
- умеренно опасные (до 10 лет);
- малоопасные (до 3 лет);
- практически неопасные (природный баланс восстанавливается менее чем за год).
Еще выделяют промышленные, строительные и бытовые отходы. Если речь идет об опасных отходах, то следует особое внимание уделить Постановлению Правительства РФ от 3 сентября 2010 года. На его положениях основываются многие местные Постановления о порядке сбора и вывоза опасных отходов.
Как вычисляется норма ТКО на 1 человека в год?
Согласно Постановлениям об утверждении государственных нормативов накопления твердых коммунальных отходов, к ТКО относятся:
- утильсырье в жилых или общественных зданиях;
- остатки сырья для отопительной системы после отопительного сезона;
- палая листва на прилегающей территории;
- крупные бытовые объекты, ставшие негодными или ненужными.
Размер норматива накопления ТБО на 1 человека рассчитывается, исходя из следующих факторов:
- уровень благоустроенности здания, наличие мусоро-, водопровода, канализации, центрального отопления;
- количество этажей;
- сырье, применяемое для отопительной системы;
- длительность отопительного сезона;
- благосостояние города, имеющиеся учреждения.
Порядок определения нормативов накопления ТКО
Для определения нормативов накопления ТКО замеряются отходы. Следует также обратить внимание, что нормативы устанавливаются отдельно по каждой категории объектов, на которых образуются ТКО.
Для этого выбирается не менее трёх отдельных участков поселений и городских округов, на территории которых проживают:
- не менее 2% общей численности населения поселения или городского округа – в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тысяч человек;
- не менее 1% общей численности населения поселения или городского округа – в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 – 500 тысяч человек;
- не менее 0,5 % общей численности населения поселения или городского округа – в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тысяч человек.
Отходы замеряются по каждой категории объектов. Важно учитывать в составе ТКО и те отходы, которые образуются при уборке придомовой территории.
Для измерительных мероприятий используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки. Нельзя смешивать отходы объектов разных категорий или уплотнять их. Замеры отходов по объекту каждой категории проводятся ежесезонно в течение 7 дней подряд без учёта периодичности вывоза ТКО.
Вывоз мусора в квадрате
С 1 января для жителей областного центра был установлен тариф за вывоз мусора 4,91 рубля, для жителей Кирово-Чепецка — 4,73 рубля с квадратного метра вне зависимости от количества проживающих. В то время как жители остальных населенных пунктов стали платить не с «квадрата», а по 114,75 рубля с человека.
С нового года в разы выросли суммы за вывоз и утилизацию отходов. Первым возмутился кировчанин Константин Сухих, для которого плата увеличилась более чем в пять раз. И подал в суд на министерство энергетики и ЖКХ. По указу губернатора рост тарифов на коммунальные услуги в первом полугодии 2021 года должен составить не более чем 1,7 процента, а в его случае произошел скачок на 520 процентов.
К Сухих присоединились еще 10 человек. Суммы, выставленные в платежках за вывоз и утилизацию мусора владельцам частных домов, превышают тысячу, а иногда и две тысячи рублей в месяц. При этом в общую площадь включили гаражи, подвалы, пристрои.
Жильцы частных домов могут «производить» мусора меньше, поскольку пищевые отходы в частных домах идут на удобрение приусадебного участка. А бумага и картон сжигаются в печах. Но это тарифы не учитывают.
В региональном министерстве энергетики и ЖКХ с требованиями владельцев частных домов в Кирове и Кирово-Чепецке не согласны. Плату с площади представитель министерства Денис Целищев обосновал тем, что более 70 процентов жителей Кирова и Кирово-Чепецка проживают в квартирах площадью меньше 50 квадратных метров и для них плата с квадратного метра выгоднее, чем с человека.
Тем не менее суд отменил пункт распоряжения министерства «Об утверждении нормативов накопления ТКО», который говорит, что в Кирове и Кирово-Чепецке оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Казалось бы, решение суда кировчане должны воспринять с радостью. Ведь, как справедливо говорят многие, «мусор производит человек, а не квартира». Но в соцсетях разразилась полемика. Люди подсчитали, что будет, если перейти на новый вид расчета. И оказалось, что для многих плата не уменьшится, а вырастет.
По словам заместителя председателя регионального Заксобрания Романа Титова, любое решение, брать ли плату с человека или с площади, все равно будет несправедливо по отношению к какой-то категории населения.
— Например, площадь моей квартиры — 57,5 квадратного метра, — говорит он. — Раньше я платил примерно 250 рублей. Теперь я буду платить по 114 рублей с человека, а нас — четверо. И рост будет почти в два раза. Хотя объем услуги не изменится.
По его мнению, ошибка была сделана год назад, когда не утвердили отдельный норматив для частного сектора. Тогда бы не было судов. Инициаторы судебного иска хотели защитить свои права. Они их защитили, но в итоге основная часть населения будет платить больше, хотя тариф останется прежним. И создан очень опасный прецедент.
Как считает чиновник, возможным выходом из создавшейся ситуации может быть пересмотр тарифов в сторону снижения за счет не столь резкого включения в них инвестиционной составляющей регионального оператора. Что уже делают в других регионах.
В правительстве области «революционное» решение суда пока не комментируют. На обжалование решения у министерства есть время до начала мая.
То, насколько противоречивыми для разных групп населения могут быть способы начисления платы за утилизацию отходов, показала ситуация в Нижегородской области. Любовь Воробьева из города Богородск написала в редакцию «РГ» о том, как в результате «мусорной реформы» выросла ее плата за сбор и утилизацию бытовых отходов. Там как раз сделано то, за что ратует Константин Сухих. Жильцы МКД стали платить исходя из площади, в частных — берут плату с количества проживающих. До реформы Любовь Воробьева, проживая в двухкомнатной квартире площадью 50,9 квадратного метра, платила 101,9 рубля, сейчас — 282,34. В то же время в частных домах с человека взимают плату 129,25 рубля.
— Для меня как одиноко проживающей плата выросла в 2,77 раза, а в частных домах — только в 1,27 раза, — возмущается она. — В месяц у меня накапливается три-четыре стандартных пакета мусора, то есть один пакет обходится в 70-90 рублей. Считаю, что это очень дорого.
Но в суд она не пошла, а претензии направила губернатору.
В министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области корреспонденту «РГ» сообщили, что, по данным Госжилинспекции региона, в МКД на одного проживающего в среднем приходится 22,6 квадратного метра площади.
При этом 65 процентов жильцов МКД живут в более тесных условиях и для них выгоднее производить оплату с квадратного метра помещения, чем с количества проживающих. В то же время, по данным статистики, средняя площадь на одного человека в индивидуальном жилом секторе составляет 33 квадратных метра, и оплата с площади для проживающих в индивидуальных домах была бы менее выгодной. Этот фактор стал одним из определяющих при принятии решения о дифференцированном подходе для определения расчетной единицы нормативов накопления ТКО.
«В настоящее время на федеральном уровне проводятся мероприятия, направленные на корректировку законодательства, которое в итоге создаст условия для внедрения раздельного накопления ТКО. Оно предусматривает два этапа: с 1 июня 2021 года и с 1 января 2020 года», — отметили в министерстве.