Сколько платят членам избирательных комиссий на выборах 2022?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько платят членам избирательных комиссий на выборах 2022?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пришел я в избирательную комиссию по просьбе знакомых в качестве наблюдателя. Соответственно, в мои задачи входило нахождение на участке в течение всего дня выборов и ночи после, наблюдение за законностью происходящего без права вмешательства в работу УИК (участковая избирательная комиссия, непосредственно контактирующая с избирателями). И проработал я несколько лет, причем так случилось, что в одной и той же комиссии. Честно сказать, не знаю, как и почему так получилось.
Задачи и функции председателя, заместителя председателя и секретаря УИК
— является распорядителем финансовых средств, получаемых комиссией из соответствующего бюджета на подготовку и проведение выборов, и несет ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательной комиссии по финансовым вопросам и за представление в вышестоящую избирательную комиссию отчетов о расходовании средств с приложением первичных учетных документов в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о выборах;
— издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
— подписывает решения и протоколы заседаний избирательной комиссии, а также исходящие от нее разъяснения и ответы на запросы, письма, заявления и жалобы, договоры, иные акты комиссии, принятые в пределах ее полномочий;
— дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам комиссии, выдает доверенность по представлению комиссии в суде при рассмотрении избирательных споров, одной из сторон которой является комиссия;
— заключает договоры с юридическими и физическими лицами на выполнение работ и оказание услуг, связанных с проведением выборов.
Заместитель председателя УИК:
— организует работу по конкретным направлениям деятельности комиссии в соответствии с распределением обязанностей между членами комиссии;
— дает поручения в пределах своей компетенции;
— оказывает содействие в осуществлении председателем комиссии возложенных на него полномочий, выполняет его поручения, а в отсутствие председателя комиссии выполняет его функции.
Секретарь УИК:
— обеспечивает организационно-техническое и документационное обеспечение заседаний комиссии;
— организует планирование деятельности комиссии, контролирует ход выполнения плана работы;
— оформляет принятые решения, протоколы заседаний комиссии и другие документы;
— организует ведение делопроизводства, регистрирует все поступающие и исходящие документы;
— заблаговременно извещает о заседании комиссии членов комиссии и других лиц, определенных законодательством;
— обеспечивает сохранность документов и их передачу в вышестоящую комиссию;
— подписывает решения и протоколы заседаний комиссии;
— дает поручения в пределах своей компетенции;
— выполняет поручения председателя комиссии.
Председатель, секретарь комиссии несут ответственность за сохранность, обработку, передачу в архив и уничтожение избирательной документации.
В случае досрочного освобождения от должности председателя избирательной комиссии его обязанности до назначения нового председателя исполняет заместитель председателя.
В случае досрочного освобождения от должностей заместителя председателя или секретаря комиссии их обязанности решением комиссии могут быть возложены на других членов комиссии с правом решающего голоса до избрания нового заместителя председателя или секретаря комиссии.
В случае временного отсутствия председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.
В случае временного отсутствия в этот период заместителя председателя комиссии обязанности председателя возлагаются на секретаря комиссии, а при одновременном отсутствии и заместителя председателя и секретаря комиссии – на любого члена комиссии с правом решающего голоса на основании решения УИК.
(статья 28 Федерального закона, статьи 21, 23, 24 областного закона № 26-оз)
Статус члена УИК
Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:
1) заблаговременно извещаются о заседаниях УИК;
2) вправе выступать на заседании УИК, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
3) вправе задавать другим участникам заседания УИК вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
4) вправе знакомиться с документами и материалами УИК (в том числе со списком избирателей, избирательными бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списка избирателей, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
5) вправе удостовериться в правильности подсчета по списку избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки избирательных бюллетеней по кандидатам;
6) вправе обжаловать действия (бездействие) УИК в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Член УИК с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
Членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
д) выборные должностные лица, а также главы местных администраций;
е) судьи, прокуроры;
ж) на соответствующих выборах – кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов;
з) на соответствующих выборах — члены комиссий с правом совещательного голоса;
и) на соответствующих выборах — супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
к) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
л) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), — в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
м) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, — в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
Членам УИК с правом решающего голоса территориальной избирательной комиссией выдаются удостоверения, форма которых устанавливается ЦИК России, членам УИК с правом совещательного голоса при проведении выборов выдаются удостоверения по форме, установленной территориальной избирательной комиссией с полномочиями муниципальной избирательной комиссии (далее — ТИК с полномочиями ИКМО), избирательной комиссией муниципального образования (далее – ИКМО). Удостоверения изготавливаются ТИК с полномочиями ИКМО, ИКМО.
Что делает председатель уик
После открытия помещения для голосования для избирателей:
в случае выявления попытки избирателя вынести избирательный бюллетень из помещения для голосования член УИК должен убедить избирателя в необходимости исполнить положения Федерального закона № 20-ФЗ о порядке голосования и разъяснить ему возможные последствия указанных действий, если их целью является передача бюллетеня другим лицам, а именно – возможность классификации данных действий как фальсификацию итогов голосования, что влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Об этой ситуации должен быть проинформирован председатель УИК, который отвечает за соблюдение порядка в помещении для голосования.
секретарь УИК непосредственно после начала голосования сообщает в вышестоящую ТИК об открытии помещения для голосования и о числе избирателей, включенных в список избирателей (по федеральному избирательному округу);
секретарь УИК на основании сведений членов УИК с правом решающего голоса, выдающих избирателям бюллетени, осуществляет оперативный подсчет числа избирателей, принявших участие в выборах (по федеральному избирательному округу), подсчет числа избирателей, включенных в список избирателей на отчетное время, периодическую передачу информации об этом в вышестоящую ТИК по состоянию на 10.00, 12.00, 15.00 и 18.00 по местному времени.
Организация голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования производится в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в части 5 статьи 32 Федерального закона № 20-ФЗ.
После этого секретарь УИК или по поручению председателя УИК иной член комиссии с правом решающего голоса проводит регистрацию вновь прибывающих указанных лиц, а также отмечает время их убытия из помещения для голосования.
В ходе дня голосования могут возникнуть вопросы, требующие коллегиального рассмотрения на заседании УИК, в том числе в случае поступления в УИК жалобы (заявления) о нарушении закона.
В связи с этим при первом появлении необходимости проведения заседания следует организовать и объявить открытым заседание УИК по вопросу «О работе УИК избирательного участка № в день голосования». Повестку дня, протокол заседания и решения УИК следует оформлять согласно образцам в методическом материале к разделу № 1 Рабочего блокнота УИК.
Что делает председатель уик
Статья 27. Порядок формирования и полномочия участковых комиссий
1. Для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.
(в ред. Федеральных законов от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.10.2012 N 157-ФЗ; в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. На избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются в порядке и сроки, установленные федеральным законом.
(п. 1.2 в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 1.3 введен Федеральным законом от 01.06.2017 N 104-ФЗ)
Формирование участковой комиссии на срок полномочий, установленный законом субъекта РФ в соответствии с п. 2 ст. 27 (в ред. ФЗ от 29.05.2019 N 104-ФЗ) осуществляется по окончании срока полномочий действующей участковой комиссии.
2. Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен иной срок полномочий участковой комиссии, который не может быть меньше одного года и не должен превышать пять лет. Если срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1.1 или 1.2 настоящей статьи, устанавливается сформировавшими ее комиссией либо должностным лицом, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия такой участковой комиссии прекращаются со дня, следующего за днем исполнения участковой комиссией решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения. Полномочия участковой комиссии прекращаются досрочно решением территориальной комиссии в случае ликвидации избирательного участка, участка референдума в связи с уточнением перечня избирательных участков, участков референдума.
(в ред. Федеральных законов от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 05.04.2013 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 29.05.2019 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах:
(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней максимальное число членов участковой комиссии с правом решающего голоса, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре из резерва составов участковых комиссий на срок, установленный территориальной комиссией. Этот срок не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной участковой комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия этих членов участковой комиссии продлеваются до дня принятия вышестоящей комиссией решения либо до дня, следующего за днем исполнения участковой комиссией решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения. При этом дополнительная оплата труда (вознаграждение) этих членов участковой комиссии и выплата им компенсации за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, производятся за счет средств соответствующего бюджета.
(в ред. Федеральных законов от 05.04.2013 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. При формировании участковой комиссии на избирательном участке, участке референдума, образованном за пределами территории Российской Федерации, максимальное число членов участковой комиссии, предусмотренное подпунктом «в» пункта 3 настоящей статьи, не соблюдается, если на этом участке зарегистрировано более 3000 избирателей.
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 02.10.2012 N 157-ФЗ)
4. Формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:
(в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 20.10.2011 N 287-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 22.04.2010 N 63-ФЗ, от 27.02.2020 N 27-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Кандидатуры, предложенные в состав участковой комиссии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации или по ее решению территориальными комиссиями в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 02.10.2012 N 157-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.06.2017 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.2. Членам участковой комиссии с правом решающего голоса территориальная комиссия выдает удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Выполнение обязанностей секрктаря уик без отрыва от производства права
1.3.1. Председатель УИК:
созывает заседания комиссии и председательствует на них;
распределяет между членами комиссии обязанности для организации работы по исполнению ее полномочий и по принимаемым решениям;
обеспечивает информирование вышестоящей избирательной комиссии о времени проведения заседания комиссии;
представляет избирательную комиссию в отношениях с государственными органами, должностными лицами, избирательными объединениями, органами местного самоуправления, избирателями, а также в судебных органах;
распоряжается средствами, выделенными из местного бюджета на подготовку и проведение выборов, и несет ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательной комиссии по финансовым вопросам и за представление в ТИК отчетов о расходовании средств с приложением первичных учетных документов в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о выборах;
издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
подписывает решения и протоколы заседаний избирательной комиссии, дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам комиссии;
заключает договоры с юридическими и физическими лицами на выполнение работ и оказание услуг, связанных с проведением выборов.
1.3.2. Заместитель председателя УИК:
оказывает содействие в осуществлении председателем комиссии возложенных на него полномочий, выполняет его поручения, а в отсутствие председателя комиссии выполняет его функции.
Председатель участковой избирательной комиссии осуществляет текущее руководство деятельностью комиссии, в связи с чем к его компетенции закон относит организацию и назначение заседаний соответствующей комиссии. Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
При организации работы УИК необходимо учитыватьследующие аспекты деятельности комиссии:
— процедуру проведения первого организационного заседания комиссии, избрания заместителя и секретаря комиссии;
— полномочия (задачи и функции) председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии;
— вопрос временного отсутствия председателя комиссии, досрочное освобождение от занимаемой должности;
— распределение обязанностей по направлениям деятельности комиссии и иных обязанностей членов комиссии с правом решающего голоса;
— организацию и проведение заседаний комиссии (состав участников заседания, приглашение участников, регламент выступающих и т.п.);
— ведение протокола заседаний;
— голосование и принятие решений комиссии;
— рассмотрение обращений (жалоб, заявлений) поступающих в комиссию;
избирательный комиссия правовой участковый
Участковая избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем участвует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Сроки проведения первого заседания участковой избирательной комиссии назначаются территориальной избирательной комиссией, о чем немедленно информируются все члены сформированной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Открывает и ведет первое заседание участковой избирательной комиссии ее председатель. Председатель УИК назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности территориальной избирательной комиссией. Решение о назначении председателя УИК может быть принято одновременно с принятием ТИК решения о назначении членов УИК с правом решающего голоса.
После открытия заседания избирательной комиссии открытым голосованием членов избирательной комиссии образуется счетная комиссия в составе двух-трех членов избирательной комиссии. Из своего состава члены счетной комиссии избирают председателя счетной комиссии.
После открытия помещения для голосования для избирателей:
- председатель УИК обеспечивает организацию голосования на избирательном участке;
- членами УИК с правом решающего голоса выдаются избирательные бюллетени гражданам, обладающим активным избирательным правом и включенным в список избирателей на данном избирательном участке, а также гражданам, предъявившим открепительное удостоверение;
[2]
- обеспечивается постоянный контроль за надлежащим состоянием технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования), информационного стенда. Целесообразно, чтобы как минимум один из членов УИК постоянно наблюдал за стационарными ящиками для голосования и сохранностью переносных ящиков для голосования;
- обеспечивается контроль за тем, чтобы избиратели не выносили выданные им избирательные бюллетени из помещения для голосования;
в случае выявления попытки избирателя вынести избирательный бюллетень из помещения для голосования член УИК должен убедить избирателя в необходимости исполнить положения Федерального закона № 20-ФЗ о порядке голосования и разъяснить ему возможные последствия указанных действий, если их целью является передача бюллетеня другим лицам, а именно – возможность классификации данных действий как фальсификацию итогов голосования, что влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Об этой ситуации должен быть проинформирован председатель УИК, который отвечает за соблюдение порядка в помещении для голосования.
- производится дополнительное включение избирателей в список избирателей при наличии на то оснований, в том числе на основании открепительных удостоверений;
- до 14.00 принимаются и регистрируются в реестре заявления (устные обращения) избирателей о голосовании вне помещения для голосования;
- утверждаются маршруты, готовятся документы, переносные ящики для голосования, осуществляются иные действия для подготовки выезда (выхода) членов УИК с правом решающего голоса для организации голосования вне помещения для голосования;
- осуществляется контроль за соблюдением запрета на проведение агитации в день голосования, в том числе в помещении для голосования;
Один день председателя избирательной комиссии
Наталья Бударина в 2000-х годах работала специалистом-экспертом отдела федерального законодательства о выборах и референдумах правового управления аппарата Центральной избирательной комиссии. В 2003 году стала учредителем, директором фонда «СМИ и выборы». В 2010-х годах была заместителем руководителя департамента правового обеспечения избирательных кампаний центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия». Позднее перешла на работу в Администрацию президента РФ.
Элла Памфилова (род. 1953) после окончания Московского энергетического института (1976) работала на Центральном ремонтно-механическом заводе производственного объединения «Мосэнерго». В 1986-1989 годах была председателем профсоюзного комитета предприятия. В 1989-1991 годах — народный депутат СССР (избрана по квоте профессиональных союзов), член Межрегиональной депутатской группы (сопредседатели — Борис Ельцин, Юрий Афанасьев, Гавриил Попов, Андрей Сахаров и др.). Избиралась депутатом Верховного Совета СССР, работала в комитете по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, была секретарем комиссии по вопросам привилегий и льгот ВС СССР. В 1991-1994 годах Элла Памфилова занимала пост министра социальной защиты населения РФ в правительствах Бориса Ельцина, Егора Гайдара и Виктора Черномырдина. В 1993-1999 годах — депутат Госдумы РФ I и II созывов, входила во фракции «Выбор России» и «Регионы России». С 1998 по 2014 год возглавляла политическое движение «За гражданское достоинство». В 2000 году участвовала в досрочных президентских выборах, заняла 7-е место из 11 (1,01%). С 2002 года Элла Памфилова возглавляла Комиссию по правам человека при президенте, которая в 2004 году была преобразована в Совет при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. До 2010 года являлась его председателем. В дальнейшем работала старшим научным сотрудником Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики. В 2014-2016 годах занимала пост уполномоченного по правам человека в РФ. 3 марта 2016 года указом президента Владимира Путина Элла Памфилова была назначена членом Центризбиркома. 28 марта 2016 года на первом заседании ЦИК нового состава была избрана председателем комиссии. Под ее руководством комиссия провела выборы депутатов Госдумы (2016) и президента РФ (2018).
Андрей Шутов (род. 1963), выпускник философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (1986). Кандидат политических наук (1993), доктор исторических наук (1999). В течение 20 лет работал на философском факультете МГУ, был доцентом кафедры политического процесса России, заведующим кафедрой государственной политики отделения политологии. В 2008 году назначен деканом-организатором факультета политологии вуза, где возглавил кафедру истории и теории политики. С 2012 года занимает должность декана факультета политологии. В 2013 году участвовал в создании Российского общества политологов, с 2014 года является его сопредседателем. В 2017-2020 годах — член Общественной палаты, руководил рабочей группой по исторической политике и просвещению. С апреля 2017 года — председатель совета директоров Экспертного института социальных исследований.
Обязанности председателя участковой избирательной комиссии
Формирование УИКов регулируется статьями 22 и 27 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».За образование УИКов ответственность несут соответствующие территориальные избирательные комиссии, принимающие предложения по кандидатурам членов комиссий с правом решающего голоса от:
- политических партий, кандидаты которых получили мандаты в Государственной Думе РФ;
- партий, чьи кандидаты получили мандат в законодательном (представительном) органе субъекта федерации либо в представительном органе муниципального образования;
- других партий;
- общественных объединений;
- представительного органа муниципального образования;
- собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
Член УИК с ПРГ | Член УИК с ПСГ |
Заранее извещается о заседаниях УИК | |
На заседаниях может выступать, делать предложения и настаиватьна проведении голосования по этим предложениям | |
Имеет право задавать вопросы участникам заседанияи требовать ответа на них по существу | |
Может ознакомиться с материалами, относящимися к выборам,а также сделать заверенные копии документов,не включающих в себя конфиденциальную информацию | |
Вправе проверить корректность подсчета по спискам избирателей и правильность сортировки бюллетеней по кандидатам/ политическим партиям | |
Может подать жалобу в вышестоящую комиссию или в суд | |
Обязан присутствовать на всех заседаниях УИК | Не обязан |
Выдает и подписывает бюллетени, открепительные удостоверения | Не имеет права, но может присутствовать при этом |
Сортирует, подсчитывает и гасит бюллетени | Не имеет права, но может присутствовать при этом |
Участвует в составлении итогового протокола | Не имеет права, но может присутствовать при этом |
Участвует в принятии решений по вопросам, находящимся в компетенции УИК, путем голосования | Не имеет права, но может присутствовать при этом |
Составляет протоколы об административных правонарушениях | Не имеет права, но может присутствовать при этом |