Выписка из ЕГРП vs. Свидетельство о праве на жильё
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выписка из ЕГРП vs. Свидетельство о праве на жильё». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.
Новое в получении сведений из ЕГРН
ВОПРОС/СИТУАЦИЯ |
НОВОЕ/ЧТО ИЗМЕНИЛИ, УТОЧНИЛИ |
Кто официально предоставляет сведения из ЕГРЮЛ | Теперь закреплено, что сведения из реестра предоставляет Федеральная кадастровая палата (ФКП) Росреестра |
В какой форме запрашивать сведения | Страховые и кредитные организации обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме |
На какую дату актуальны сведения в выписке из ЕГРН | Сведения о кадастровой стоимости актуальны на дату, указанную в запросе.
Иные сведения — на дату подписания выписки сотрудником Росреестра. До 30.04.2021 было установлено, что сведения актуальны на момент выдачи выписки. |
Получение сведений ЕГРН через МФЦ | МФЦ должен переслать запрос в течение 1 рабочего дня (а не 2-х, как ранее).
Подготовленные сведения орган регистрации прав передает в МФЦ в течение 1 рабочего дня с момента их подписания (ранее – 2 раб. дня с момента передачи запроса от МФЦ). |
Получение акта согласования местоположения границ земельных участков | Копию акта из межевого плана могут получить:
|
Получение сведений ЕГРН арбитражными управляющими | С 30.04.2021 могут бесплатно получить не только сами арбитражные управляющие, но и те, кому они выдали доверенность.
Сведения можно бесплатно получить:
|
Запрет продажи выписок из ЕГРН | Никто не вправе передавать третьим лицам за плату выписки из ЕГРН. Запрещены неофициальные сайты и мобильные приложения, с помощью которых можно получать выписки ЕГРН.
Распоряжаться информацией, в которой есть сведения из ЕГРН, можно свободно, если она отвечает следующим требованиям:
|
Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ
ВОПРОС |
НОВОЕ С 2021 ГОДА |
Регистрация объекта незавершенного строительства | Истечение срока договор аренды или безвозмездного пользования земельного участка для строительства теперь не преграда зарегистрировать «незавершёнку», если разрешение на строительство продолжает действовать |
Кадастровый учет изменений параметров многоквартирного дома | Если параметры дома поменялись из-за реконструкции или при перепланировке помещений, заявление могут подать:
|
Расширение состава сведений ЕГРН
С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.
Кроме того, дополняются сведения о земельных участках для государственных или муниципальных нужд: образован ли участок путем перераспределения земель; решение о изъятии земельного участка или расположенного на нем объекта; о расположении земельного участка или расположенного на нем недвижимого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель.
Появится новый раздел в ЕГРН «перечень координат пунктов геодезической основы в местных системах координат кадастровых округов».
В реестр границ будут вноситься следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия:
- Перечень видов разрешенного использования объектов капитального строительства;
- Предельные размеры участков
- Предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства;
Более того, в реестр границ вносятся сведения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, в том числе:
- реквизиты решений о резервировании земель;
- цели и сроки резервирования;
- ограничения прав на земельные участки, расположенные в границах зарезервированных земель;
- описание местоположения границ.
Что такое ГКН и ЕГРП?
ГКН — Государственный кадастр недвижимости — это систематизированный ресурс, содержащий информацию обо всех учтенных объектах недвижимости на территории РФ.
ЕГРП — Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним — это информационный ресурс, в котором содержится информация о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, сведения о правообладателях, о наличии обременений и т. д.
Основное назначение ГКН связано с организацией оборота прав, которые закреплены в ЕГРП. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данные системы содержат взаимосвязанные сведения, но в то же время ГКН и ЕГРП — самостоятельные ресурсы. Такое положение дел приводит к тому, что встречаются расхождения в сведениях, которые предоставляются гражданам. Более того, ведение этих двух реестров довольно трудоемкое и финансово затратное занятие. Именно поэтому, согласно утвержденной Правительством РФ программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2020 годы)» от 10.10.2013 № 903, в качестве задачи поставлено объединение ГКН и ЕГРП в единый государственный информационный ресурс.
С 01.01.2017 года вступил в силу закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.06.2015 № 218-ФЗ. В соответствии с его положениями кадастровый учет, а также регистрация недвижимости и осуществляемых с ней сделок являются сведениями, включаемыми в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости). В состав ЕГРН включены:
- кадастр недвижимости;
- реестр прав на него;
- реестр границ;
- реестровые дела;
- кадастровые карты;
- книги учета документов.
Статья 12. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним
1. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
2. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.
Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект.
Книги учета документов содержат данные о:
принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях;
выданных свидетельствах о государственной регистрации прав;
выписках и справках из Единого государственного реестра прав, об иных документах.
Статья 15. Государственный регистратор
1. На должность государственных регистраторов назначаются работники органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, — граждане Российской Федерации, прошедшие специальные курсы, сдавшие квалификационный экзамен и имеющие либо:
высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее чем три года или опыт работы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее чем два года;
иное высшее образование и опыт работы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее чем три года.
2. Порядок назначения на должность государственных регистраторов, порядок сдачи квалификационного экзамена определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
3. Пункт 3 признан утратившим силу согласно Федеральному закону от 21 декабря 2009 г. № 334-ФЗ.
Положения пункта 2 статьи 16 (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 383-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственных или муниципальных услуг.
«Об утверждении правил ведения Единого Государственного Реестра Прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме»
В соответствии с пунктом 5 статьи 12, пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 15, 22, 40, 43; N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3287; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 48, ст. 5812; 2008, N 20, ст. 2251; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6219; 2009, N 1, ст. 14; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3611; N 52, ст. 6410, 6419; 2010, N 15, ст. 1756; N 25, ст. 3070; N 49, ст. 6424; 2011, N 1, ст. 47; N 13, ст. 1688; N 23, ст. 3269; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4562, 4594; N 48, ст. 6730; N 49 ст. 7056, 7061; N 50, ст. 7347, 7359, 7365; N 51, ст. 7448; 2012, N 24, ст. 3078; N 27, ст. 3587; N 29, ст. 3998; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7619, 7643; 2013, N 14, ст. 1651; N 19, ст. 2328; N 30, ст. 4072, 4077, 4083, 4084; N 44, ст. 5633, N 51, ст. 6699) приказываю:
1. Утвердить:
правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состав номера регистрации согласно приложению N 1;
порядок присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер,согласно приложению N 2;
форму свидетельства о государственной регистрации права согласно приложению N 3;
формы специальной регистрационной надписи на документах согласно приложению N 4;
требования к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме согласно приложению N 5.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2015 года.
Министр
А.В. УЛЮКАЕВ
Приложение N 1
к приказу Минэкономразвития России
от 23 декабря 2013 г. N 765
ПРАВИЛА
ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ, СОСТАВ НОМЕРА РЕГИСТРАЦИИ
1. Настоящие Правила устанавливают:
структуру, состав записей Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Единый государственный реестр прав) о государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ними, об изменении сведений, содержащихся в ранее внесенных в Единый государственный реестр прав записях (далее — записи), порядок внесения записей в Единый государственный реестр прав;
особенности внесения записей в Единый государственный реестр прав о государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на отдельные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, а также внесения в Единый государственный реестр прав записей о государственной регистрации отдельных видов прав, ограничений (обременений) прав, сделок;
состав номера государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества, сделок с ними (далее — номер регистрации).
2. Ведение Единого государственного реестра прав осуществляют:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — федеральный орган в области государственной регистрации; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), — при государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения — объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними, а также на иные объекты недвижимого имущества в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территориальные органы федерального органа в области государственной регистрации (далее — территориальные органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) — при государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории соответствующего регистрационного округа, и сделок с ними, а также на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории иных регистрационных округов, и сделок с ними, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании решений федерального органа в области государственной регистрации ведение Единого государственного реестра прав при государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории соответствующего регистрационного округа, и сделок с ними может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетно�� учреждение (далее также — орган, осуществляющий государственную регистрацию прав).
Изменения, которые начнут действовать позднее
Как было сказано, основная часть норм Закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ вступила в силу с 30 апреля 2021 года. Начало действия некоторых его норм было отложено.
Так, с 28 октября 2021 года договоры долевого участия в стройке со вторым и последующими дольщиками будут регистрировать быстрее. Сроки такие:
- 3 рабочих дня — при подаче электронного заявления;
- 5 рабочих дней — если заявление на бумаге;
- 7 рабочих дней — подача заявления через МФЦ.
С 1 января 2023 года не нужна квалифицированная электронная подпись, чтобы подать через личный кабинет на сайте Росреестра заявление:
- о кадастровом учете в связи с изменением основных сведений о недвижимости;
- внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте;
- невозможности госрегистрации без личного участия собственника объекта или его законного представителя.
Также с 1 января 2023 года госорганы и муниципальные власти обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме.
Регистрация объектов интеллектуальной собственности
Статья 1225 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации называет конкретные объекты, которые закон признает результатами интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственностью), и оговаривает, что все эти объекты охраняются законом. Но нормы правовой охраны отличаются в зависимости от того, к какой категории результатов интеллектуальной деятельности принадлежит произведение. Регистрация интеллектуальной собственности для каждой категории объектов тоже осуществляется по-разному (или не предусмотрена вообще).
Так, в 4 части ГК РФ выделяются:
- авторское право;
- права, смежные с авторскими;
- патентное право;
- право на селекционное достижение;
- право на топологии интегральных микросхем;
- право на секрет производства (ноу-хау);
- права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
В соответствии со статьей 1232 «в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства». Государственная регистрация права интеллектуальной собственности позволяет:
- проинформировать третьих лиц о том, что данный результат интеллектуальной деятельности охраняется законом;
- легко устанавливать правообладателя, когда требуется получить разрешение на использование объекта интеллектуальной собственности (ОИС), например, для создания других ОИС или в коммерческих целях;
- упорядочить информацию об ОИС.
В ряде случаев государственная регистрация является необязательной и осуществляется по желанию авторов и правообладателей.
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
Статья 12. Правила и основания регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета недвижимого имущества
1. Регистрация прав и (или) кадастровый учет осуществляются по заявлению, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
2. Основаниями для осуществления регистрации прав и кадастрового учета являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке;
8) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
3. Кадастровый учет и регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:
1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, когда кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона;
2) образованием объекта недвижимости;
3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
4) образованием, прекращением существования части объекта недвижимости и регистрацией ограничений (обременений), прекращением ограничений (обременений) прав на такую часть объекта недвижимости.
4. Регистрация прав без одновременного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, право на который регистрируется, в связи с:
1) возникновением права на образованный или созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;
2) прекращением прав, на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи);
3) переходом права на объект недвижимости;
4) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;
6) ограничением (обременением) прав, прекращением ограничений (обременений) прав на объект недвижимости.
5. Кадастровый учет осуществляется без одновременной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:
1) в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона;
2) в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;
3) в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения (обременения) прав, если в соответствии с федеральными законами такие ограничения (обременения) не подлежат регистрации в ЕГРН;
4) в отношении всех помещений в здании одновременно с осуществлением кадастрового учета и регистрации права на такое здание или если право собственности на здание зарегистрировано в ЕГРН;
5) в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением кадастрового учета и регистрации прав на расположенные в таком доме квартиры;
6) изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Статья 13. Лица, по заявлению которых осуществляются регистрация прав на недвижимое имущество и кадастровый учет недвижимого имущества
1. При осуществлении кадастрового учета и регистрации прав одновременно такие кадастровый учет и регистрация прав осуществляются по заявлению:
1) собственника (собственников) земельного участка, лица (лиц), которому (которым) земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, – при кадастровом учете и регистрации права на ��озданные (создаваемые) им (ими) на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс;
2) лица, которому выдано решение о создании искусственного земельного участка, — при кадастровом учете и регистрации прав на созданный искусственный земельный участок;
3) собственника исходного объекта недвижимости – при кадастровом учете и регистрации права на образованные из него другие объекты недвижимости;
4) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса – при кадастровом учете и регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН;
5) собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права на такой объект недвижимости, – при кадастровом учете и (или) регистрации ограничений (обременений) прав на такой объект недвижимости или его часть;
6) иного лица в установленных настоящим Федеральным законом случаях.
2. При осуществлении кадастрового учета без одновременной регистрации прав такой кадастровый учет осуществляется по заявлению:
1) представленного уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, которым выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона, – при кадастровом учете созданного объекта недвижимости;
2) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства – при кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН;
3) собственника объекта недвижимости или лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права на объект недвижимости, — при кадастровом учете в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения (обременения) прав возникают независимо от момента их регистрации в ЕГРН;
4) собственника объекта недвижимости, а также органа государственной власти или органа местного самоуправления — при кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости;
5) иного лица в установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»
Проект федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее также – проект нового закона о регистрации) разработан во исполнение плана мероприятий по подготовке проектов нормативных правовых актов, утвержденных Концепцией создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (далее — Концепция), одобренной Правительством Российской Федерации 11 июня 2009 г. (протокол № 18, раздел III) и утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. № 534 (далее — Приказ), а также Плана мероприятий («Дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р (далее – План мероприятий).
В качестве основных предпосылок создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (далее – единая система регистрации прав) можно рассматривать уже сложившийся положительный многолетний опыт функционирования систем государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, а также современную международную практику развития предоставления услуг в этих сферах, которая свидетельствует о перспективности институционального объединения рассматриваемых систем и внедрения новых информационных технологий, снижающих издержки пользователей и государства при оказании соответствующих услуг.
Основные новеллы, предусмотренные разработанным проектом нового закона о регистрации, заключаются в следующем:
- введение единой учетно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости (исключение необходимости подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта недвижимости для последующей государственной регистрации права), а также ведение Единого государственного реестра недвижимости исключительно в электронной форме. Создание единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям;
- предусмотрена государственная регистрации прав, возникающих в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от иных органов и нотариусов;
- уточнены пределы правовой экспертизы при государственной регистрации прав (в том числе при нотариальном удостоверении сделок);
- распределена ответственность за действия (бездействия) органов и лиц при государственной регистрации прав, в том числе ответственность органа по государственной регистрации прав, государственных регистраторов прав, нотариусов, приведшие к возникновению убытков у граждан и юридических лиц;
- уточнены виды и пределы гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав, в том числе определены случаи, когда такая ответственность наступает независимо от вины должностных лиц такого органа;
- сокращены сроки государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.