Выписка из ЕГРП vs. Свидетельство о праве на жильё

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выписка из ЕГРП vs. Свидетельство о праве на жильё». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.

Новое в получении сведений из ЕГРН

ВОПРОС/СИТУАЦИЯ

НОВОЕ/ЧТО ИЗМЕНИЛИ, УТОЧНИЛИ

Кто официально предоставляет сведения из ЕГРЮЛ Теперь закреплено, что сведения из реестра предоставляет Федеральная кадастровая палата (ФКП) Росреестра
В какой форме запрашивать сведения Страховые и кредитные организации обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме
На какую дату актуальны сведения в выписке из ЕГРН Сведения о кадастровой стоимости актуальны на дату, указанную в запросе.

Иные сведения — на дату подписания выписки сотрудником Росреестра.

До 30.04.2021 было установлено, что сведения актуальны на момент выдачи выписки.

Получение сведений ЕГРН через МФЦ МФЦ должен переслать запрос в течение 1 рабочего дня (а не 2-х, как ранее).

Подготовленные сведения орган регистрации прав передает в МФЦ в течение 1 рабочего дня с момента их подписания (ранее – 2 раб. дня с момента передачи запроса от МФЦ).

Получение акта согласования местоположения границ земельных участков Копию акта из межевого плана могут получить:
  • правообладатели, чьи личные подписи стоят в акте, и их представители;
  • лица, которым участок перешел в порядке универсального правопреемства.
Получение сведений ЕГРН арбитражными управляющими С 30.04.2021 могут бесплатно получить не только сами арбитражные управляющие, но и те, кому они выдали доверенность.

Сведения можно бесплатно получить:

  • об объектах, которые сейчас принадлежат должнику;
  • о ранее принадлежавшей ему недвижимости.
Запрет продажи выписок из ЕГРН Никто не вправе передавать третьим лицам за плату выписки из ЕГРН. Запрещены неофициальные сайты и мобильные приложения, с помощью которых можно получать выписки ЕГРН.

Распоряжаться информацией, в которой есть сведения из ЕГРН, можно свободно, если она отвечает следующим требованиям:

  • по форме и объему не копирует официальную выписку из ЕГРН;
  • не подписана должностным лицом Росреестра или ФКП при нем.

Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ

ВОПРОС

НОВОЕ С 2021 ГОДА

Регистрация объекта незавершенного строительства Истечение срока договор аренды или безвозмездного пользования земельного участка для строительства теперь не преграда зарегистрировать «незавершёнку», если разрешение на строительство продолжает действовать
Кадастровый учет изменений параметров многоквартирного дома Если параметры дома поменялись из-за реконструкции или при перепланировке помещений, заявление могут подать:
  • лицо, уполномоченное общим собранием собственников (соответствующие коррективы внесли в ЖК РФ);
  • лицо, которое провело перепланировку.

Расширение состава сведений ЕГРН

С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.

Кроме того, дополняются сведения о земельных участках для государственных или муниципальных нужд: образован ли участок путем перераспределения земель; решение о изъятии земельного участка или расположенного на нем объекта; о расположении земельного участка или расположенного на нем недвижимого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель.

Появится новый раздел в ЕГРН «перечень координат пунктов геодезической основы в местных системах координат кадастровых округов».

В реестр границ будут вноситься следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия:

  • Перечень видов разрешенного использования объектов капитального строительства;
  • Предельные размеры участков
  • Предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства;

Более того, в реестр границ вносятся сведения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, в том числе:

  1. реквизиты решений о резервировании земель;
  2. цели и сроки резервирования;
  3. ограничения прав на земельные участки, расположенные в границах зарезервированных земель;
  4. описание местоположения границ.

Что такое ГКН и ЕГРП?

ГКН — Государственный кадастр недвижимости — это систематизированный ресурс, содержащий информацию обо всех учтенных объектах недвижимости на территории РФ.

ЕГРП — Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним — это информационный ресурс, в котором содержится информация о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, сведения о правообладателях, о наличии обременений и т. д.

Основное назначение ГКН связано с организацией оборота прав, которые закреплены в ЕГРП. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данные системы содержат взаимосвязанные сведения, но в то же время ГКН и ЕГРП — самостоятельные ресурсы. Такое положение дел приводит к тому, что встречаются расхождения в сведениях, которые предоставляются гражданам. Более того, ведение этих двух реестров довольно трудоемкое и финансово затратное занятие. Именно поэтому, согласно утвержденной Правительством РФ программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2020 годы)» от 10.10.2013 № 903, в качестве задачи поставлено объединение ГКН и ЕГРП в единый государственный информационный ресурс.

С 01.01.2017 года вступил в силу закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.06.2015 № 218-ФЗ. В соответствии с его положениями кадастровый учет, а также регистрация недвижимости и осуществляемых с ней сделок являются сведениями, включаемыми в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости). В состав ЕГРН включены:

  • кадастр недвижимости;
  • реестр прав на него;
  • реестр границ;
  • реестровые дела;
  • кадастровые карты;
  • книги учета документов.
Читайте также:  Банкротство ООО: какие существуют последствия для его директора и учредителей

Статья 12. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

1. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

2. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.

Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект.

Книги учета документов содержат данные о:

принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях;

выданных свидетельствах о государственной регистрации прав;

выписках и справках из Единого государственного реестра прав, об иных документах.

Статья 15. Государственный регистратор

1. На должность государственных регистраторов назначаются работники органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, — граждане Российской Федерации, прошедшие специальные курсы, сдавшие квалификационный экзамен и имеющие либо:

высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее чем три года или опыт работы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее чем два года;

иное высшее образование и опыт работы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее чем три года.

2. Порядок назначения на должность государственных регистраторов, порядок сдачи квалификационного экзамена определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

3. Пункт 3 признан утратившим силу согласно Федеральному закону от 21 декабря 2009 г. № 334-ФЗ.

Положения пункта 2 статьи 16 (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 383-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственных или муниципальных услуг.

«Об утверждении правил ведения Единого Государственного Реестра Прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме»

В соответствии с пунктом 5 статьи 12, пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 15, 22, 40, 43; N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3287; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 48, ст. 5812; 2008, N 20, ст. 2251; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6219; 2009, N 1, ст. 14; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3611; N 52, ст. 6410, 6419; 2010, N 15, ст. 1756; N 25, ст. 3070; N 49, ст. 6424; 2011, N 1, ст. 47; N 13, ст. 1688; N 23, ст. 3269; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4562, 4594; N 48, ст. 6730; N 49 ст. 7056, 7061; N 50, ст. 7347, 7359, 7365; N 51, ст. 7448; 2012, N 24, ст. 3078; N 27, ст. 3587; N 29, ст. 3998; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7619, 7643; 2013, N 14, ст. 1651; N 19, ст. 2328; N 30, ст. 4072, 4077, 4083, 4084; N 44, ст. 5633, N 51, ст. 6699) приказываю:
1. Утвердить:
правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состав номера регистрации согласно приложению N 1;
порядок присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер,согласно приложению N 2;
форму свидетельства о государственной регистрации права согласно приложению N 3;
формы специальной регистрационной надписи на документах согласно приложению N 4;
требования к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме согласно приложению N 5.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2015 года.

Министр
А.В. УЛЮКАЕВ

Приложение N 1
к приказу Минэкономразвития России
от 23 декабря 2013 г. N 765

ПРАВИЛА
ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ, СОСТАВ НОМЕРА РЕГИСТРАЦИИ

1. Настоящие Правила устанавливают:
структуру, состав записей Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Единый государственный реестр прав) о государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ними, об изменении сведений, содержащихся в ранее внесенных в Единый государственный реестр прав записях (далее — записи), порядок внесения записей в Единый государственный реестр прав;
особенности внесения записей в Единый государственный реестр прав о государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на отдельные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, а также внесения в Единый государственный реестр прав записей о государственной регистрации отдельных видов прав, ограничений (обременений) прав, сделок;
состав номера государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества, сделок с ними (далее — номер регистрации).
2. Ведение Единого государственного реестра прав осуществляют:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — федеральный орган в области государственной регистрации; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), — при государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения — объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними, а также на иные объекты недвижимого имущества в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территориальные органы федерального органа в области государственной регистрации (далее — территориальные органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) — при государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории соответствующего регистрационного округа, и сделок с ними, а также на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории иных регистрационных округов, и сделок с ними, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании решений федерального органа в области государственной регистрации ведение Единого государственного реестра прав при государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории соответствующего регистрационного округа, и сделок с ними может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетно�� учреждение (далее также — орган, осуществляющий государственную регистрацию прав).

Читайте также:  Путин подписал закон о едином пособии гражданам с детьми и беременным

Изменения, которые начнут действовать позднее

Как было сказано, основная часть норм Закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ вступила в силу с 30 апреля 2021 года. Начало действия некоторых его норм было отложено.

Так, с 28 октября 2021 года договоры долевого участия в стройке со вторым и последующими дольщиками будут регистрировать быстрее. Сроки такие:

  • 3 рабочих дня — при подаче электронного заявления;
  • 5 рабочих дней — если заявление на бумаге;
  • 7 рабочих дней — подача заявления через МФЦ.

С 1 января 2023 года не нужна квалифицированная электронная подпись, чтобы подать через личный кабинет на сайте Росреестра заявление:

  • о кадастровом учете в связи с изменением основных сведений о недвижимости;
  • внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте;
  • невозможности госрегистрации без личного участия собственника объекта или его законного представителя.

Также с 1 января 2023 года госорганы и муниципальные власти обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме.

Регистрация объектов интеллектуальной собственности

Статья 1225 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации называет конкретные объекты, которые закон признает результатами интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственностью), и оговаривает, что все эти объекты охраняются законом. Но нормы правовой охраны отличаются в зависимости от того, к какой категории результатов интеллектуальной деятельности принадлежит произведение. Регистрация интеллектуальной собственности для каждой категории объектов тоже осуществляется по-разному (или не предусмотрена вообще).

Так, в 4 части ГК РФ выделяются:

  • авторское право;
  • права, смежные с авторскими;
  • патентное право;
  • право на селекционное достижение;
  • право на топологии интегральных микросхем;
  • право на секрет производства (ноу-хау);
  • права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

В соответствии со статьей 1232 «в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства». Государственная регистрация права интеллектуальной собственности позволяет:

  • проинформировать третьих лиц о том, что данный результат интеллектуальной деятельности охраняется законом;
  • легко устанавливать правообладателя, когда требуется получить разрешение на использование объекта интеллектуальной собственности (ОИС), например, для создания других ОИС или в коммерческих целях;
  • упорядочить информацию об ОИС.

В ряде случаев государственная регистрация является необязательной и осуществляется по желанию авторов и правообладателей.

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Статья 12. Правила и основания регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета недвижимого имущества

1. Регистрация прав и (или) кадастровый учет осуществляются по заявлению, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

2. Основаниями для осуществления регистрации прав и кадастрового учета являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке;

8) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

3. Кадастровый учет и регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:

1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, когда кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона;

2) образованием объекта недвижимости;

3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

4) образованием, прекращением существования части объекта недвижимости и регистрацией ограничений (обременений), прекращением ограничений (обременений) прав на такую часть объекта недвижимости.

4. Регистрация прав без одновременного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, право на который регистрируется, в связи с:

1) возникновением права на образованный или созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

2) прекращением прав, на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи);

3) переходом права на объект недвижимости;

4) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;

6) ограничением (обременением) прав, прекращением ограничений (обременений) прав на объект недвижимости.

Читайте также:  Порядок усыновления (удочерения) в РК

5. Кадастровый учет осуществляется без одновременной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:

1) в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона;

2) в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

3) в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения (обременения) прав, если в соответствии с федеральными законами такие ограничения (обременения) не подлежат регистрации в ЕГРН;

4) в отношении всех помещений в здании одновременно с осуществлением кадастрового учета и регистрации права на такое здание или если право собственности на здание зарегистрировано в ЕГРН;

5) в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением кадастрового учета и регистрации прав на расположенные в таком доме квартиры;

6) изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Статья 13. Лица, по заявлению которых осуществляются регистрация прав на недвижимое имущество и кадастровый учет недвижимого имущества

1. При осуществлении кадастрового учета и регистрации прав одновременно такие кадастровый учет и регистрация прав осуществляются по заявлению:

1) собственника (собственников) земельного участка, лица (лиц), которому (которым) земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, – при кадастровом учете и регистрации права на ��озданные (создаваемые) им (ими) на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс;

2) лица, которому выдано решение о создании искусственного земельного участка, — при кадастровом учете и регистрации прав на созданный искусственный земельный участок;

3) собственника исходного объекта недвижимости – при кадастровом учете и регистрации права на образованные из него другие объекты недвижимости;

4) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса – при кадастровом учете и регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН;

5) собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права на такой объект недвижимости, – при кадастровом учете и (или) регистрации ограничений (обременений) прав на такой объект недвижимости или его часть;

6) иного лица в установленных настоящим Федеральным законом случаях.

2. При осуществлении кадастрового учета без одновременной регистрации прав такой кадастровый учет осуществляется по заявлению:

1) представленного уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, которым выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона, – при кадастровом учете созданного объекта недвижимости;

2) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства – при кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН;

3) собственника объекта недвижимости или лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права на объект недвижимости, — при кадастровом учете в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения (обременения) прав возникают независимо от момента их регистрации в ЕГРН;

4) собственника объекта недвижимости, а также органа государственной власти или органа местного самоуправления — при кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости;

5) иного лица в установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»

Проект федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее также – проект нового закона о регистрации) разработан во исполнение плана мероприятий по подготовке проектов нормативных правовых актов, утвержденных Концепцией создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (далее — Концепция), одобренной Правительством Российской Федерации 11 июня 2009 г. (протокол № 18, раздел III) и утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. № 534 (далее — Приказ), а также Плана мероприятий («Дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р (далее – План мероприятий).

В качестве основных предпосылок создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (далее – единая система регистрации прав) можно рассматривать уже сложившийся положительный многолетний опыт функционирования систем государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, а также современную международную практику развития предоставления услуг в этих сферах, которая свидетельствует о перспективности институционального объединения рассматриваемых систем и внедрения новых информационных технологий, снижающих издержки пользователей и государства при оказании соответствующих услуг.

Основные новеллы, предусмотренные разработанным проектом нового закона о регистрации, заключаются в следующем:

  • введение единой учетно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости (исключение необходимости подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта недвижимости для последующей государственной регистрации права), а также ведение Единого государственного реестра недвижимости исключительно в электронной форме. Создание единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям;
  • предусмотрена государственная регистрации прав, возникающих в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от иных органов и нотариусов;
  • уточнены пределы правовой экспертизы при государственной регистрации прав (в том числе при нотариальном удостоверении сделок);
  • распределена ответственность за действия (бездействия) органов и лиц при государственной регистрации прав, в том числе ответственность органа по государственной регистрации прав, государственных регистраторов прав, нотариусов, приведшие к возникновению убытков у граждан и юридических лиц;
  • уточнены виды и пределы гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав, в том числе определены случаи, когда такая ответственность наступает независимо от вины должностных лиц такого органа;
  • сокращены сроки государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *