Очередь мечты. Как стать нуждающимся в улучшении жилищных условий
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Очередь мечты. Как стать нуждающимся в улучшении жилищных условий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многодетным семьям предлагают жилье как в многоквартирных, так и домах в домах блокированного типа, в том числе в различных микрорайонах, таких как Сокол и Смолевичи. Многодетным семьям за 2021 год построено 929,6 тысяч квадратных метров общей площади жилья.
Указ №240 о государственной поддержке граждан. Как он работает?
7 июля 2017 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь №240, который предусматривает новую форму государственной поддержки граждан в виде адресных субсидий на жилье. Основные нюансы:
1. Жилищная субсидия выдается на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений и/или на погашение основного долга по этим кредитам.
2. Получить субсидию могут только граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
3. Те, кто имеет право на получение субсидии, могут либо воспользоваться данной субсидией, либо получить льготный кредит, в соответствии с Указом №13. При этом воспользоваться государственной поддержкой можно только один раз. Исключение составляют многодетные семьи, в том случае, если, в связи с рождением очередного ребенка, они нуждаются в улучшении жилищных условий.
4. Максимальный размер кредита, который можно погасить субсидией, рассчитывается по формуле:
нормируемый размер жилого помещения * кол-во членов семьи * предельный норматив стоимости 1 кв. метра * 90% (многодетные — 100 %)
На данный момент нормативы общей площади жилого помещения установлены на следующем уровне (на 1-го человека):
· 15 кв.м – в Минске;
· 20 кв.м – в других городах, а также для многодетных семей;
· 30 кв.м – при строительстве для одного человека 1-комнатной квартиры, 1-квартирного жилого дома;
· 30 кв.м – для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома;
· 44 кв.м – для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, при строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме.
Кроме того, на дополнительную площадь имеют право Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждане, обладающие в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья – +15 кв.м.
Кто является нуждающимся в улучшении жилищных условий?
Такая потребность человека определяется по нескольким категориям. Учитывается количество имеющихся квадратных метров на одного жителя квартиры либо дома, санитарные нормы жилища, семейный статус желающего стать в очередь, состав проживающих на одной площади, место и условия работы человека.
Начнём с площади жилья. В Беларуси на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий имеют право стать те граждане, в жилье которых на одного человека приходится менее 15 метров квадратных жилой площади. Для Минска и Минского района показатель ниже – 10 квадратов, и при этом показатель рассчитывается исходя из общей площади помещения, а не только из жилой.
Также важно учитывать, что если вы живёте семьёй в квартире, где квадратных метров не хватает, однако у одного из членов семьи есть в собственности другое жилище в этом же городе/населённом пункте (для Минска в учёт идёт и Минский район), то это жильё будет засчитано в сумму общего количества метров при принятии решения о постановке вас на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.
То есть, если муж, жена и двое детей проживают в Минске в тесной «однушке» площадью 32 м2, но на мужа записан частный дом на 60м2 в Минском районе, то общая площадь для этой семьи равна 92м2, а на одного члена приходится 23м2. Соответственно, на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий они стать не могут.
Среди тех, кто может встать на очередь на жилье, также числятся:
- люди, чьё место проживания не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям
- люди, чья болезнь требует отдельного проживания, а также их сожители
- люди, проживающие в одной квартире или доме, но не являющиеся родственниками
- люди, работающие на загрязнённых радиацией территориях
- молодые семьи, в которых ни один из супругов не имеет собственной недвижимости, не арендует квартиру у государства и не участвует в строительстве жилья
- люди, проживающие в общежитии на постоянной основе
- молодые специалисты, прибывшие на работу по распределению
Став на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий , можно получить возможность обзавестись социальной квартирой даже бесплатно, однако она полагается очень малому количеству людей, а сама недвижимость потом будет обложена ограничениями к продаже, приватизации, передаче по наследству и многому другому, поскольку все еще принадлежит государству и выдаётся им не в собственность, а в неограниченное по времени пользование.
К тем, кто имеет право на получение жилья от государства безвозмездно, относятся дети-сироты, люди, потерявшие жильё в результате природных и техногенных катастроф, терактов, Герои Беларуси, ветераны-интернационалисты, военные и сотрудники силовых структур, уволенные в запас и получившие на службе ранения, одинокие инвалиды 1 и 2 групп, одинокие пенсионеры, семьи с детьми-инвалидами, Матери-Героини и некоторые другие категории граждан.
Что дает очередь на жилье?
Здесь можно выделить 7 ключевых моментов. Итак, постановка на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, дает гражданам целый ряд возможностей:
- возможность получить льготный кредит или жилищную субсидию. Без постановки на учёт, воспользоваться льготами и субсидией на приобретение жилья не получится. Информацию о том, какие категории граждан могут претендовать на получение льгот и субсидий, можно изучить в статье на нашем сайте.
- возможность взять обычный кредит на жилье, но при этом получить сниженную процентную ставку. Если человек встал на очередь на жилье, то в некоторых банках он сможет воспользоваться таким предложением. Следить за информацией о наличии такой возможности нужно на официальных сайтах банков.
- возможность купить по договору долевого строительства квартиру по цене, ниже рыночной. Такие предложения также существуют у части застройщиков, в основном государственных;
- возможность получить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, на индивидуальных условиях, без аукциона;
- возможность получить налоговые вычеты. Что это такое? Когда вы купили квартиру или дом, то, будучи поставленными на очередь на жилье, вы будете иметь право всю потраченную сумму освободить от подоходного налога.
—***—
Пример: Вы купили квартиру за 100’000 рублей, а зарплата у вас составляет, условно, 2000 рублей (до вычета подоходного налога, который равен 13%). Соответственно, вы имеете право не уплачивать этот подоходный налог на всю сумму, потраченную на приобретение квартиры, в течение 50 месяцев (50 х 2000 = 100’000 рублей). Таким образом, на протяжении этого периода ваша зарплата «чистыми» будет составлять 1980 рублей (1% будет уплачиваться в ФСЗН), вместо 1720 рублей (13% подоходного налога + 1% в ФСЗН). Если посчитать итоговый вычет за все 50 месяцев, то получится, что государство вернет вам 13000 рублей (260 х 50).
—***—
- возможность получить арендное жильё государственного жилищного фонда. Стоимость аренды такой квартиры будет существенно ниже, чем та, которую предлагают частные арендодатели.
- возможность воспользоваться чеками «Жильё»
Это основные преимущества, которые дает постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Начнем с того, что основной нормативный документ, который определяет, кто и на каких основаниях может стоять на очереди нуждающихся, — это указ президента от 16 декабря 2013 года №563. Согласно этому документу, нуждающимися могут быть признаны:
- граждане, у которых обеспеченность общей площадью жилья в занимаемом помещении составляет менее установленной нормы;
- проживающие в жилье, не соответствующем установленным для проживания санитарным и техническим нормам;
- проживающие в общежитиях или съемном жилье;
- проживающие в арендном жилье, предоставленном на период работы (службы);
- проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с гражданами, кому по состоянию здоровья требуется отдельное жилье;
- те, кто проживают в однокомнатной квартире (или неизолированных жилых комнатах) и не являются близкими родственниками (к числу близких родственников относятся: супруги, родители, усыновители, дети, в том числе усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки);
- молодые семьи (если одному из супругов менее 31 года на момент постановки на учет), впервые вступившие в брак (оба супруга) и не имеющие собственного жилья;
- проживающие в одной квартире, заселенной несколькими собственниками, при обеспеченности жильем менее установленной нормы;
- те, у кого обеспеченность общей площадью жилья ниже установленной нормы. По Беларуси такой норматив равняется 15 кв.м., по Минску — 10 кв.м. Важно знать, что при расчете учитывается общая площадь всех жилых помещений, которые находятся в собственности и (или) пользовании человека и членов его семьи (для г. Минска — в г. Минске и Минском районе).
В Беларуси изменен порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан
Указом также предлагается включать в состав и исключать из состава служебных незаселенные жилые помещения республиканского жилищного фонда государственных органов, иных государственных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, по решению местного исполнительного и распорядительного органа.
Документом определены особенности государственного учета жилых помещений государственного жилищного фонда, предназначенных для проживания работников дипломатических представительств и консульских учреждений Беларуси, организаций, подчиненных Управлению делами президента Беларуси, а также военнослужащих органов пограничной службы, проходящих военную службу в подразделениях, непосредственно охраняющих Государственную границу Республики Беларусь, расположенных вне закрытых территорий (пограничных комендатур, застав, постов, отделений пограничного контроля).
С учетом того, что сверхнормативные квадратные метры в доме обошлись, по воспоминаниям женщины, в Br1998 за каждый, полная стоимость ее недвижимости составила Br144 422. “Я эту цифру на всю жизнь запомню. Общая стоимость этих двух квартир. А субсидия – Br71,8 тыс. То есть еще более Br72 тыс. нужно было доплатить”, – говорит Елена.
Есть норма площади жилья, которая для нуждающихся многодетных предлагается с господдержкой, – 20 квадратов на каждого члена семьи. На пятерых человек выходит 100 кв.м. Но это если ни у кого из них нет в собственности другого жилья. В противном случае “лишние” квадратные метры вычитаются из субсидируемых. Скажем, если бы у Елены или ее мужа была в собственности квартира в 50 кв.м, то и размер субсидии сократился бы наполовину. И на столько бы выросла сумма доплаты.
Семье Горшковых также повезло, что на момент рождения третьего ребенка уже работала программа поддержки “Семейный капитал”. И Br26 тыс. этого депозита погасили часть суммы доплаты. Оставалось еще найти примерно Br46 тыс. Значительную экономию дал отказ от строительной отделки – около Br13 тыс.
“Пришлось взять Br20 тыс. в кредит на общих основаниях, то есть обычный коммерческий, на 20 лет. Сейчас мы платим только по основному долгу – ежемесячно примерно по Br220. А выплаты процентов пойдут через полтора года после сдачи дома. Тогда будет примерно по Br300, если ставка рефинансирования останется в тех же границах”, – продолжает калькуляцию Елена.
Еще она ежемесячно выплачивает примерно по Br80 по льготному кредиту, потому что для семьи с тремя детьми условия предоставления субсидии отличаются.
Какие категории граждан относятся к нуждающимся в улучшении жилищных условий
Так, например, в Москве норма предоставления равняется 18 кв. м, в Ярославле – 17 кв. м, в Воронеже она варьируется от 14 до 18 кв.м. Учетная норма для москвичей составляет 10 кв. при проживании в квартире или доме и 15 – в коммунальной квартире, в Ярославле – 12 кв. м, в Воронеже – 11 кв. м. Многие регионы РФ в вопросе определения величин учетной нормы и нормы предоставления руководствуются величиной этих параметров в Москве.
- Человек может проживать в социальном жилище или быть собственником занимаемого помещения при условии, что размер жилой площади в расчете на одного человека меньше величины учетной нормы, принятой в данном регионе.
- Жилище, в котором человек проживает, не соответствует требованиям и нормативам жилищного законодательства.
- Человек может жить в социальном жилище или быть собственником занимаемого жилого помещения при условии проживания в нем нескольких семей или при наличии члена семьи с хроническим заболеванием в тяжелой форме (все заболевания перечисляются в Постановлении Правительства РФ № 378 от 16.06.2006г.).
- Человек или его семья в целом должны относиться к категории малоимущих граждан.
Кто является нуждающимся в улучшении жилищных условий
Они могут получить помощь государства в решении жилищного вопроса. Основные моменты Собираясь подавать заявку, гражданин должен выяснить, относится ли он к той категории лиц, которой государство оказывает помощь в приобретении жилплощади или улучшении уже имеющейся.
На 2022 год вы будете признаны нуждающимся в жилых помещениях по социальному найму, если: Если у вас или членов вашей семьи есть жильё по нескольким договорам соцнайма, то уровень вашей обеспеченности квадратными метрами высчитывается с учётом всех этих площадей. Перечень документов, представляемых для постановки на учёт После признания малоимущим и нуждающимся в улучшении бытовых условий вам нужно подать пакет документов в в местное управление Департамента жилищной политики.
Кто может оформить нуждаемость
Закон предусматривает достаточно широкий перечень лиц, кто имеет право на получение этого статуса и последующее улучшение жилищных условий. Полный список граждан, объединенный в каком-либо законе или постановлении, отсутствует – смотреть надо целый ряд нормативных документов.
В перечень таких граждан входят:
- малоимущие по ст. 49 ЖК РФ;
- молодые семьи – категория устанавливается целевой программой;
- инвалиды – по Закону о соцзащите данных граждан № 181 от 24.11. 1995;
- военнослужащие и ветераны боевых действий – в рамках Закона № 76 от 27.05.1998 и ФЗ № 5 от 12.01.1995;
- иные категории граждан – права в основном связаны с их профессией.
В Беларуси изменен порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан
Кроме того, конкретизирован перечень документов, необходимых для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, уточнены основания снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и вопросы предоставления жилых помещений при сносе, а также вопросы принятия на отдельный учет совершеннолетнего члена семьи, переоформление, разделение, объединение очереди.
Указом предусматривается регистрация договоров найма жилых помещений как государственного, так и частного жилищных фондов, уточняется процедура государственной регистрации и технической инвентаризации жилых помещений, финансирования выполняемых при этом работ. Устанавливается также месячный срок заселения жилых помещений независимо от формы собственности (за исключением жилых помещений специального служебного жилищного фонда и специальных жилых помещений). При этом заселение будет происходить не после приемки дома в эксплуатацию, а после его государственной регистрации.
Основания для признания граждан нуждающимися:
— у которых обеспеченность общей площадью жилья ниже установленной нормы. По Минску такой норматив равняется 10 м2 . Важно знать, что при расчете учитывается общая площадь всех жилых помещений, которые находятся в собственности и (или) пользовании человека и членов его семьи в Минске и Минском районе;
— проживающие в одной квартире, заселенной несколькими собственниками, при обеспеченности жильем менее установленной нормы;
— те, кто проживает в однокомнатной квартире (или неизолированных жилых комнатах) и не является близкими родственниками (к числу близких родственников относятся супруги, родители, усыновители, дети, в том числе усыновленные);
— проживающие в общежитиях. Исключение — заселение в общежитие на время обучения, спортивной подготовки, прохождения клинической ординатуры, а также на период сезонных и временных работ;
— проживающие в съемном жилье или по договору финансовой аренды (лизинга);
— проживающие в арендном жилье, предоставленном на период работы (службы);
— жители квартир или домов, не соответствующих установленным для проживания санитарным и техническим нормам;
— проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с гражданами, которым по состоянию здоровья требуется отдельное жилье;
— молодые семьи (если одному из супругов менее 31 года на момент постановки на
учет), впервые вступившие в брак (оба супруга) и не имеющие собственного жилья.
Куда обращаться и какие документы нужны для принятия на учет нуждающихся?
Чтобы стать на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо обратиться с заявлением в службу «Одно окно» администрации того района, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства. Регистрация по месту пребывания такого права не дает. Также гражданин может подать аналогичное заявление по месту работы (службы).
- При себе нужно иметь паспорт заявителя и документы, удостоверяющие личность всех, кто становится на очередь вместе с заявителем (например, свидетельство о рождении для несовершеннолетних детей), сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи (если речь идет о постановке на учет для получения социального жилья).
- Справки о составе семьи заявителя, занимаемом жилом помещении, сведения о получении или неполучении льготного кредита и т.д. сотрудники службы «Одно окно» будут запрашивать самостоятельно.
- Заявление о принятии на учет нуждающихся рассматривается в течение 1 месяца с момента подачи. Отказ в принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть обжалован в судебном порядке.
У кого есть право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?
- Подробности
- Автор: Демидович Анна Ивановна
адвокат юридической консультации г.Фаниполя
1. Реализовать право на улучшение жилищных условий в Республике Беларусь могут только граждане Республики Беларусь. Поэтому в дальнейшем под словом «гражданин» в тексте настоящей статьи будет подразумеваться именно гражданин Республики Беларусь.
2. По общему правилу, правом стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий обладают лица, достигшие совершеннолетия, со дня его наступления. Несовершеннолетние могут стоять на таком учете только в составе семьи совместно с их родителями.
Исключением являются эмансипация и вступление в брак до достижения совершеннолетнего возраста. В этих случаях соответственно с даты принятия решения об эмансипации либо с даты вступления в брак несовершеннолетний получает право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
3. Гражданин, имеющий регистрацию по постоянному месту жительства, может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по своему месту жительства. Ведется такой учет администрациями районов в городах или исполнительными комитетами по месту жительства (как правило, специалистом отдела жилищной политики).
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в отношении лиц без определенного места жительства (ранее проживавших в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), зарегистрированных по месту пребывания в органах внутренних дел, ведется администрациями районов в городах или исполнительными комитетами по месту нахождения пункта регистрации и учета таких лиц.
Гражданин, желающий стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, по его выбору вправе стать на такой учет как сам, так и вместе с членами своей семьи. Действующее жилищное законодательство (статья 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 22 марта 1999 г. № 248-З) к членам семьи гражданина относит супруга (супругу), их детей и родителей. Здесь важно подчеркнуть, что семья может стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий только по месту жительства одного из супругов, если они зарегистрированы по месту жительства в разных населенных пунктах, разных районах населенного пункта. Причем супруги самостоятельно по своему выбору определяют место постановки на соответствующий учет. И в данном случае при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства не требуется регистрация супругов и их несовершеннолетних детей в одном населенном пункте.
4. У граждан также есть право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и по месту работы (если такой учет ведется по месту работы).Гражданин может стать на такой учет сам либо с членами своей семьи. Семья вправе стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы каждого члена семьи. При принятии граждан на такой учет по месту работы не требуется регистрация членов семьи, с которыми гражданин принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в одном населенном пункте.
При наличии к тому оснований гражданин может реализовать свое право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и одновременно стоять на соответствующем учете и по месту жительства, и по месту работы.
5. Резюмируем, правом стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий обладают граждане Республики Беларусь (1), достигшие совершеннолетия (2), имеющие регистрацию по постоянному месту жительства (3.1.) или регистрацию по месту пребывания в органах внутренних дел (3.2.), либо работающие (проходящие службу) в государственных органах, других организациях, их филиалах и представительствах (в том числе по совместительству) (3.3.). Однако и этого не достаточно.
Гражданин, соответствующий указанным требованиям, может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий только в том случае, если он будет признан нуждающимся в улучшении своих жилищных условий в соответствии с нормами Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» (далее – Положение).
Хотелось бы отметить, что правом подать заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий обладает любой гражданин Республики Беларусь. Он самостоятельно не должен определять, есть ли у него основания для соответствующей постановки или нет. Этот вопрос решается на заседании администрации районов в городах или на заседании исполнительного комитета при рассмотрении заявлений граждан о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Но во избежание недоразумений советуем заранее осведомиться о наличии или отсутствии в каждом конкретном случае оснований для постановки на соответствующий учет. Признаки определения нуждаемости в улучшении жилищных ��словий содержатся в пункте 3 Положения, случаи, когда граждане не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, – в пункте 6 Положения.